А.И. Куприн

Героический эпос, мифы и былины зачастую ориентированы на то, чтобы отображать события исторической жизни определенного народа. Героический эпос характерен, как и для времен Киевской Руси, как и для 17-18 века, ведь в произведениях героического эпоса воплощались нравственные идеалы разных народов.

Героический эпос как выражение сознания народа

Героические песни, мифы и былины выступают в роли выражения исторического сознания народа. Прежде всего, произведения такого жанра воплощают в себе идеалы социальной справедливости и прославляют истинных героев, защитников народа и своей родной земли.

Но героический эпос сочетает в себе и историческую действительность в образах, и художественный вымысел. Зачастую такие произведения обладают торжественным и пафосным тоном, и это оправдано тем, что они прославляют великие страницы истории и великих людей – честных, смелых и свободных.

Таким образом, именно героический эпос раскрывает общественные нравственно-эстетические идеалы. Само возникновение такого жанра обусловлено тем, что народу была необходима определенная творческая форма для того, что выразить свои впечатления от происходящее и создать идеалы, близкие именно ему.

Поэтому знаменитые эпические произведения, мифы и былины – это отображение той веры и идеалов, которые были более близки именно народу определенной страны и определенного исторического периода. В произведениях эпоса главными героями бывают богатыри, которые воплощают в себе идеал мужественности, они – образец защитника народа и защитника своей свободы.

Если говорить о древнем эпосе, то в нем главные герои были наделены какими-то сверхсилами, что говорит о том, что народы тех времен мистифицировали своих народных героев. Русский героический эпос включает в себя таких смелых и отважных персонажей, как Илья Муромец и Добрыня Никитич.

Они защищают свою землю, и идут в одиночку против целой армии противников. Поэтому о таких персонажах можно говорить, как об олицетворении народной силы, которая способна противостоять любому врагу.

Воплощение нравственных идеалов

Главные герои эпоса и мифов – это плоды художественного обобщения, так как в одном человеке воплощены сила народа и его вера в победу. В основном, мотивы и образы произведений героического эпоса одинаковы, отображаются лишь разные исторические события разных народов.

Также героический эпос показывает то, что народ верил в истину чудес, так как создавал героев с нечеловеческими возможностями. Но самое главное, что стоит отметить в былинах – это народное представление о справедливости, долге и чести. Благодаря многим произведениям героического эпоса мы видим не только народное понимание истории, но и понимаем, какими были нравственные идеалы того или иного времени.

Герои эпоса – благородные и честные люди, и в этом их мощь для народа. Они отказываются от богатств ради своей свободы и родной земли, они не страшатся врагов и всегда готовы защищать тех, кто слаб.

В эпосе всегда отдельное место занимает мотив высшей справедливости, и в этом прослеживается позиция народа. Добро всегда торжествует, независимо от такого каким могущественным и влиятельным было зло, справедливость всегда восстанавливается.

Познакомившись с творчеством А. И. Куприна, я отметил для себя основную тему его произведений – это воспевание чистой, непорочной, великодушной любви. Любви разных людей: Олеся – “цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым посредственным суеверием, детски-невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины”, а Иван Тимофеевич – “человек хотя добрый, но только слабый”. Они принадлежат к разным социальным слоям: Иван Тимофеевич – образованный человек, писатель, приехавший

В Полесье “наблюдать нравы”, а Олеся – “ведьма”, необразованная девушка, выросшая в лесу.
Но, несмотря на эти различия, они полюбили друг друга. Однако их любовь была разной: Ивана Тимофеевича привлекли красота, нежность, женственность, наивность Олеси, а она, напротив, осознавала все его недостатки и знала, что их любовь обречена, но, несмотря на это, любила его всей своей пылкой душой. Ведь ради Ивана Тимофеевича она пошла в церковь, хотя знала, что это закончится для нее трагически,
А вот любовь главного героя я не считаю такой же чистой и великодушной. Он знал, что может случиться несчастье, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить ее: “Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь. Но я сдержал свой неожиданный порыв…”.

Иван Тимофеевич, хотя и любил Олесю, но в то же время боялся этой любви. Именно эта боязнь помешала ему жениться на ней: “Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня:’ я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса”.
Любовь Олеси и Ивана Тимофеевича – трагедия, как и судьба самой Олеси, ведь она резко отличалась от перебродских крестьян прежде всего своей чистой, открытой душой, богатством внутреннего мира. Олеся – полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией.

Писатель создает исключительно романтический образ “дочери лесов”. Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции.

Больше того – Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Именно это породило ненависть к ней черствых, ограниченных людей. И, как известно, люди всегда стремятся уничтожить того, кого они не понимают, того, кто от них отличается. Поэтому героиня вынуждена расстаться с любимым и бежать из родного леса.

Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость, с одной стороны, и противоречие, с другой.
Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна “Олеся”) Познакомившись с творчеством А. И. Куприна, я отмети­ла для себя основную тему его произведений – это воспева­ние чистой, непорочной, великодушной любви. Я перевернула последнюю страницу повести “Олеся” – моей любимой повести А. И. Куприна. “Олеся” глубоко затронула меня, я считаю эту повесть гимном величайшей, […]...
  2. Образ Олеси, героини одноименной повести, является воплощением представлений А. И. Куприна о личности, не подверженной пагубному влиянию общества. Жизнь девушки проходит вдали от людей, поэтому ей чужды стремления к славе, власти или богатству. Полесская колдунья живет по законам, установленным природой, не зная, что такое цивилизация. Нормы поведения, принятые в обществе, не играют для нее никакой […]...
  3. В повести “Олеся” Куприн затрагивает тему трагичной любви. Почему же Олеся была обречена на несчастье? Именно об этом мы сейчас порассуждаем. Олеся – это добрая, отзывчивая девушка, судьба которой сложилась не лучшим образом. Богатство ее внутреннего мира заключается в любви к людям, в уме и доброте. Это идеал человека, который живет в гармонии с собой […]...
  4. Александр Иванович Куприн – писатель, особой чертой которого является реалистичное описание действительности. Он мастерски передает характеры, образы персонажей, среду, которая их окружает через неуловимые, на первый взгляд, детали. Это и речь героя, и его портрет, и в меру подробное описание пейзажа. Повесть “Олеся”, несмотря на реалистичность, пронизана мягким лиризмом и задушевностью. Повествование идет от лица […]...
  5. Олеся – человек природы, выросший в лесу под опекой бабушки. Девушка наделена мистическими способностями. Очарование героини заключается в ее естественности и абсолютном единении с природой. В произведении многократно говорится о том, что Олеся не смогла бы существовать вне ее леса. В ней нет искусственности. Все, что есть у девушки, дано природой. Она естественна, обладает бесконечным […]...
  6. МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА “ОЛЕСЯ” Произведения А. И. Куприна отмечены глубоким проникновением в законы жизни и одновременно восхищением ее энергией и богатством. Его герои – люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижений, пытающиеся отстоять человеческое достоинство и восстановить справедливость. Одно из главных чувств в мире купринских […]...
  7. В повести “Олеся” пейзаж играет очень важную роль, являясь не просто зарисовкой, а непосредственным участником действия, отражающим духовный облик человека. Например, появление Ивана Тимофеевича на фоне зимней природы описывается с помощью словосочетаний “было… тихо”, “пышные комья снега”, “безветреный день”, “холодный вид”. К тому же, мысль о холодной натуре Ивана Тимофеевича впоследствии подтверждается словами Олеси: “Сердце […]...
  8. Ярмола Ярмола – один из второстепенных персонажей повести А. И. Куприна “Олеся”, слуга и лесовщик из Полесья. Это один из жителей глухой деревни в Волынской губернии, куда судьба забросила начинающего писателя Ивана Тимофеевича. Он не отличается большим умом или познаниями, но именно у него главный герой надеется узнать какие-то народные легенды и предания для своей […]...
  9. Он и она Особое место в творчестве А. И. Куприна занимает тема любви. В его повести “Олеся”, которая вошла в цикл полесских рассказов, любовь предстает возвышенной, всепоглощающей силой. Это произведение писатель создал во время пребывания в Полесье, где он познакомился с местными крестьянами и собирал народные поверья. Именно этот материал послужил основой для его полесских […]...
  10. Преподобный Сергий Радонежский – один из самых почитаемых святых на Руси. Он очень уважаем русской церковью, миллионы людей приезжают в Троице-Сергиеву лавру, чтобы помолиться и попросить у этого святого самого необходимого. Чем же Сергий заслужил такое доверие и любовь? В русской истории этой святой прославился как человек, имевший крепчайшую веру в Бога. Он жил исключительно […]...
  11. Повесть Куприна “Олеся” не может оставить читателя равнодушным. История любви прекрасной девушки-колдуньи и молодого барина одновременно трагична и прекрасна. Куприн создает сказочный образ полесской красавицы. В Олесе нет ничего искусственного, она не приемлет лжи, притворства. А насколько отличается девушка от жителей местных деревень! Она, как они, простая и необразованная, но сколько в ней врожденного такта, […]...
  12. На чем или на ком держится земля русская? Конечно, ответ здесь прост. Многие понимают, что держится она на простых людях. Эти люди никак внешне не отличаются от всех других. Хуже того, они иногда просто некрасивы. Но эти люди незаметно и постоянно творят подвиги. И почти каждый автор стремится показать этих простых и в то же […]...
  13. Чем люди живы Произведения Александра Куприна позволяют окунуться в удивительный мир героев. Несмотря на то, что они разные, в них всегда есть что-то, что заставляет читателя сопереживать им. Рассказы этого писателя полны драматизма, но в них жизнь бьет ключом. Его герои полны решимости, готовы бороться за свои права, за любовь и справедливость. Повесть “Олеся”, в […]...
  14. Олеся Олеся – главная героиня одноименной повести А. И. Куприна, внучка колдуньи. Образ Олеси является олицетворением женственности и великодушия. Ее бабушку Мануйлиху в деревне считают ведьмой и все сторонятся. За это они с внучкой вынуждены жить в глухом лесу вдали от людей. У Олеси и ее бабушки, на самом деле, есть особый дар. Они умеют […]...
  15. “Олеся” – одно из первых крупных произведений автора и, по его же словам, одно из самых любимых. Анализ повести логично начать с предыстории. В 1897 году Александр Куприн служил управляющим имением в Ровенском уезде Волынской губернии. Молодого человека впечатлили красота Полесья и сложные судьбы жителей этого края. На основе увиденного был написан цикл “Полесских рассказов”, […]...
  16. Тема любви основная тема в творчестве А. И. Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А. Куприн видит, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. Писатель мечтает о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, […]...
  17. Черты романтизма и реализма Писателя А. И. Куприна по праву считают реалистом, так как его произведения описывают повседневную жизнь обычных людей. Однако сегодня люди, подобные героям Куприна, встречаются все реже. Его рассказы – не вымысел. Они взяты из реальной жизни, из ситуаций, в которых побывал сам писатель. Если приглядеться, то можно заметить, что реализм в […]...
  18. Сочинение по повести Куприна “Олеся” В своем творчестве Александр Иванович Куприн неоднократно затрагивал тему любви, особенно это коснулось трех его гениальных произведений, навсегда вошедший в золотой фонд мировой литературы – это повести “Олеся”, “Суламифь” и “Гранатовый браслет”. В каждой из перечисленных выше повести, писатель пытался показать различные виды любви между мужчиной и женщиной. Для одних […]...
  19. В конце девятнадцатого века А. И. Куприн был управляющим имением в Волынской губернии. Под впечатление от прекрасных пейзажей того края и от драматической судьбы его жителей, он написал цикл рассказов. Украшением этого сборника стала повесть “Олеся”, рассказывающая о природе и настоящей любви. Повесть “Олеся” – одно из первых произведений Александра Ивановича Куприна. Оно поражает своей […]...
  20. Повесть “Олеся” А. И. Куприна – одно из лучших произведений писателя. В ней, как и во многих его произведениях, воспевается чистая, непорочная, великодушная любовь. Олеся – не просто очень красивая девушка: “Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать”. Дальше А. И. Куприн говорит […]...
  21. Рассказчик, Иван Тимофеевич, сообщает, как, отдыхая в отпуске в деревне, услышал о некой местной колдунье. Заинтригованный, он находит в лесу жилище старой ведьмы и знакомится с ее внучкой Олесей. Иван находит Олесю интересной в общении девушкой и начинает с ней встречаться. Он удивляется умным речам лесной затворницы, не умевшей даже читать, и еще больше поражается […]...
  22. Драматично, но, прежде всего, лирично, сумел Александр Куприн показать судьбу обычного русского интеллигента. Это люди особого сорта, тонко чувствующие, ищущие, много знающие, но при этом никогда ни во что не вмешивающиеся и не желающие что-либо действительно изменить в своей жизни. Русский интеллигент позапрошлого века – человек ироничный, вместе с тем внимательный, понимающий, что жизнь его […]...
  23. Куприн в своей повести “Олеся” обращается к романтической теме “естественного человека”, имеющей давнюю традицию в русской литературе. Пушкинская “дева гор”, “Земфира” из “Цыган”, лермонтовская Бэла из одноименной повести, открывающей роман “Герой нашего времени”, Марьяна из толстовских “Казаков” – йог неполный перечень женских литературных образов, связанных с этой темой. При всем несходстве названных героинь их объединяет […]...
  24. Произведениям замечательного русского писателя А. И. Куприна суждена долгая жизнь. Его повести и рассказы продолжают волновать людей разных поколений. В чем же их неиссякаемая чарующая прелесть? Наверное, в том, что они воспевают самые светлые и прекрасные человеческие чувства, зовут к красоте, добру, гуманности. Самые трогательные и проникновенные произведения Куприна – это его повести о любви: […]...
  25. Итак, для того, чтобы понять основную мысль повести нужно усвоить, что – естественная красота или идеал, как хотите, воплотились в образе Олеси. Она (красота), по мысли автора, лишь там, где полное отъединение от любых общественных условностей, а такое достижимо лишь в жизни дикой природы. Теперь всем понятно, почему Олеся выросла именно в лесу, а не […]...
  26. Тема любви волнует и будоражит многих представителей искусства и литературных деятелей. Писатели всех времен воспевали это чувство, его красоту, величие и трагизм. А. И. Куприн – один из тех писателей, кто раскрывает тему любви в разных ее проявлениях. Два его произведения “Олеся” и “Гранатовый браслет” написаны в разное время, но их объединяет тема трагичной любви. […]...
  27. Образ Олеси заставляет читателя вспомнить удивительных сказочных красавиц, которые, помимо своей красоты, обладали множеством талантов. Девушка выросла в единении с природой и близка к ней. Не случайно уже в момент знакомства в первую очередь главный герой обращает внимание на птиц, которых девушка приносит в дом. Она сама называет их “ручными”, хотя это обыкновенные дикие лесные […]...
  28. Роман-эпопея великого русского писателя Л. Н. Толстого ” Война и мир ” позволяет нам в том числе оценить жизненную позицию самого автора. Авторское отношение к тем или иным вопросам проявляется посредством изображения им персонажей. Толстой создает целую галерею образов, каждый из которых очень интересен и достоверен. Свое сочинение мне хотелось бы посвятить двум героиням романа […]...
  29. Очень душевно и лирично, писатель сумел описать своего героя читателям. В повести показывается образ обычного интеллигента того времени. Из повести мы видим, что это не простые люди, это особый класс населения. Это люди очень тонки душей и телом, начитанные и образованные, но что самое интересное, они плывут по течению своей жизни, не хотят на что-то […]...
  30. Исполненный греха, без разума и воли, Непрочен и тщеславен человек. Куда ни погляди, одни утраты, боли Ему терзают плоть и душу целый век… Едва уйдут одни – на смену им иные, Все в мире для него страдания сплошные: Его друзья, враги, любимые, родные. Анна Бредстрит Русская литература богата замечательными образами прекрасных женщин: сильных характером, умных, […]...
  31. В русской литературе очень много характерных образов женщин. Среди них встречаются и сильные духом, и умные, и самоотверженные, и многие другие. Русские женщины с их богатством внутреннего мира всегда притягивали известных писателей и поэтов, чьи произведения дают возможность лучше понять человеческие взаимоотношения и жизнь в целом. Они описывают сложные трагические ситуации, поведение различных характерных персонажей, […]...
  32. “Как ни грустно в этом непонятном мире, но он все же прекрасен…” И. А. Бунин. (По рассказу А. И. Куприна “Олеся”). Трудно поверить, что эти слова произнесены человеком, жившим на “стыке времен”, в тот самый трудный период, когда свергались с пьедесталов прежние идеалы, а их место занимали новые, незнакомые и непривычные, чья истинная ценность […]...
  33. По повести А. И. Куприна “Олеся” Что такое любовь? Очень трудно ответить на этот вечный вопрос. Библия утверждает, что у любви нет препятствий, что над всем она торже­ствует. Во все века люди размышляли на тему любви, в том числе ученые, философы, писатели, композиторы. Одни называют любовью цель и смысл жизни, другие тайну, высочайшую радость. А […]...
  34. В своей ранней повести “Олеся” (1898) А. И. Куприн выразил мечту о существовании личности, не испытавшей никаких воздействий противоречивой среды, общества, и живущей лишь своими искренними порывами. Главной героиней произведения, на мой взгляд, можно считать девушку Олесю. Она не знакома с цивилизацией, с детства живет в лесу, в окружении древних поверий своих предков. Поэтому Олесе […]...
  35. Мануйлиха Мануйлиха – старая ведьма из повести А. И. Куприна “Олеся”, бабушка Алены (Олеси). Эта пожилая женщина, чье происхождение покрыто тайной. Скорее всего, она происходила от цыган, так как умела хорошо гадать и видеть будущее. Внешне, она была похожа на настоящую бабу-ягу из народного эпоса. У нее были впалые щеки, острый подбородок, висячий нос, беззубый […]...
  36. Повесть “Олеся”, написанная А. И. Куприным в 1898 году, – одно из ранних произведений писателя, тем не менее обращающее на себя внимание сложностью проблематики, яркостью и образностью характеров героев, тонкой красотой пейзажа. Для своего повествования автор избирает ретроспективную композицию, когда речь идет от лица рассказчика, описывающего давно прошедшие события. Конечно, с течением времени изменилось отношение […]...
  37. Произведениям замечательного писателя А. И. Куприна су-ждена долгая жизнь. Его повести и рассказы продолжают волновать людей разных поколений. В чем же их неиссякаемая чарующая прелесть? Наверное, в том, что они воспевают самые светлые и прекрасные человеческие чувства, зовут к красоте, добру, гуманности. По-моему, самые трогательные и проникновенные произведения Куприна – это его повести о любви […]...
  38. Характеристика героя Иван Тимофеевич Иван Тимофеевич – главный герой и рассказчик повести “Олеся”. Это городской интеллигент, барин и начинающий писатель. В Полесье он оказался по служебным делам и надеется заодно собрать народные сказания и былины этой местности для своего творчества. Однако местные крестьяне его быстро разочаровали. Они малообщительные, угрюмые и довольно ограниченные. Так, например, он […]...
  39. Произведение: Олеся Олеся (Алена) – девушка 25-ти лет, живущая вместе с бабкой в лесу. Ее бабка Мануйлиха, пришлая из русских или из цыган, считалась в деревне ведьмой. За это жители прогнали ее с внучкой в лес. О. является олицетворением естественной, природной жизни. Впервые она появляется как сказочное существо в сопровождении почти ручных зябликов. “Оригинальную красоту […]...
  40. Лобовь в русской литературе (по повести “Олеся”) Александр Иванович Куприн – замечательный мас­тер слова. Он сумел отразить в своем творчестве самые сильные, возвышенные и тонкие человеческие пережи­вания. Любовь – это прекрасное чувство, которым про­веряется человек, как лакмусовой бумагой. Способнос­тью глубоко и искренне любить обладают далеко не мно­гие. Это удел сильных натур. Именно такие люди при­влекают […]...

Познакомившись с творчеством А. И. Куприна, я отметил для себя основную тему его произведений – это воспевание чистой, непорочной, великодушной любви. Любви разных людей: Олеся – “цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым посредственным суеверием, детски-невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины”, а Иван Тимофеевич – “человек хотя добрый, но только слабый”. Они принадлежат к разным социальным слоям: Иван Тимофеевич – образованный человек, писатель, приехавший

В Полесье “наблюдать нравы”, а Олеся – “ведьма”, необразованная девушка, выросшая в лесу. Но, несмотря на эти различия, они полюбили друг друга.

Однако их любовь была разной: Ивана Тимофеевича привлекли красота, нежность, женственность, наивность Олеси, а она, напротив, осознавала все его недостатки и знала, что их любовь обречена, но, несмотря на это, любила его всей своей пылкой душой. Ведь ради Ивана Тимофеевича она пошла в церковь, хотя знала, что это закончится для нее трагически, А вот любовь главного героя я не считаю такой же чистой и великодушной. Он знал, что может случиться несчастье, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить ее: “Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь.

Но я сдержал свой неожиданный порыв…”. Иван Тимофеевич, хотя и любил Олесю, но в то же время боялся этой любви. Именно эта боязнь помешала ему жениться на ней: “Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня:’ я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса”. Любовь Олеси и Ивана Тимофеевича – трагедия, как и судьба самой Олеси, ведь она резко отличалась от перебродских крестьян прежде всего своей чистой, открытой душой, богатством внутреннего мира.

Олеся – полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией. Писатель создает исключительно романтический образ “дочери лесов”.

Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции. Больше того – Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Именно это породило ненависть к ней черствых, ограниченных людей. И, как известно, люди всегда стремятся уничтожить того, кого они не понимают, того, кто от них отличается.

Поэтому героиня вынуждена расстаться с любимым и бежать из родного леса. Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость, с одной стороны, и противоречие, с другой.

Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе.


  1. Муниципальное образование город Ноябрьск Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида “Аленький цветочек” Муниципального образования город Ноябрьск Конспект урока на тему “Как себя вести, чтоб не случилось беды”...
  2. Мы закончили изучение романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, где главным героем, судя по названию, является Онегин, но по сути здесь два главных героя – Евгений и Татьяна. В своем...
  3. А. Н. Толстой начинает работу над романом в 1929 году. Причиной, побудившей писателя к созданию произведения, было, по-видимому, ощущение созвучности Петровской эпохи, когда “трещит и рушится старый мир”, с эпохой,...
  4. Главное содержание и основное назначение народной лирики – выражение отношения к тем или иным жизненным явлениям, передача определенных мыслей, чувств, настроений. Главными героями любовных лирических песен являются молодые люди, девушки...
  5. Литературный процесс 1970 – 1990 годов 20 века с самого начала обозначил свою нетрадиционность, непохожесть на предшествующие этапы развития художественного слова. Произошла смена художественных эпох, эволюция творческого сознания художника. В...
  6. “Но будь военный, будь он статский, Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!” Софья “…Он славно Пересмеять умеет всех; Болтает, шутит, мне забавно; Делить со всяким...
  7. Журавлева Светлана Вадимовна МБОУ сош №4 г. Дюртюли респ. Башкортостан Учитель начальных классов ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 4 КЛАССа “ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ” ВАРИАНТ 1. 1.Укажи имена существительные: 1)боль 4)играть 7)чистый...
  8. Мы часто слышим, как о ком-то говорят: “Он очень талантливый человек!” Или сами даем такие определения людям, которые нас чем-то впечатлили. Но мало кто задумывается: а что же такое талант?...
  9. Я любил свой мучительный труд, …загадку Смутных чувств и простую разгадку ума… А. Тарковский Что мы знаем о поэте Арсении Тарковском? Как ни грустно об этом говорить, но практически ничего....
  10. А. Н. Островский вошел в русскую литературу как “Колумб” патриархального купечества. Выросший в районе Замоскворечья и досконально изучивший нравы русских купцов, их миропонимание, жизненную философию, драматург перенес свои наблюдения в...
  11. Календар Знаменних і пам’ятних дат На І семестр 2013 – 2014 н. р. Указом Президента України № 756/2012 “Про проведення у 2013 році в Україні Року дитячоїтворчості” Міжнародним роком квіноа...
  12. Ведь это не купец в пошлом смысле этого слова. Надо сие понимать. А. П. Чехов При создании пьесы “Вишневый сад” А. П. Чехов большое внимание уделял образу Лопахина как одному...
  13. Любовь к человеку, к родным местам – основное направление в поэзии замечательного русского писателя И. А. Бунина. Важнейшим мотивом лирики по эта является превосходство естественного бытия над общественной жизнью. “Изменить...
  14. Финал истории города Глупова не менее важен, чем все предыдущее повествование. К власти приходит Угрюм-Бурчеев, который “был прохвост в полном смысле слова. Не потому только, что он занимал эту должность...
  15. Классицизм как направление складывается на рубеже XVI – XVII вв. Истоки его лежат в деятельности итальянской и отчасти испанской академических школ, а также объединения французских писателей “Плеяда”, которые в эпоху...
  16. Умом Россию не понять… Ф. Тютчев Как поздней осенью порой Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весной И что-то встрепенется в нас. Это стихотворение Федора Ивановича Тютчева хорошо характеризует...
  17. И. С. Тургенев – писатель очень интересный и талантливый. Он написал множество романов, повестей. Одним из его самых лучших произведений считается роман “Отцы и дети”. Это произведение необычайно многогранно. Его...
  18. После той печально известной паузы в конце произведения… мне трудно представить, что у чиновников хватит сил начать все с самого начала. Опять бегать, пытаться угодить, стараться как-то исправить положение? Снова...
  19. Появление в 1836 году комедии “Ревизор” стало знаменательным событием в общественной жизни 19 века. Автор не только критиковал и высмеивал пороки царской России, но и призывал зрителей и читателей заглянуть...
  20. В мировоззренческом плане М. А. Шолохов был человеком исключительно сдержанным и не торопился раскрываться перед людьми. Он предпочитал выражать себя не в обнаженном публицистическом слове, но в слове художественном, которое...

А. И. Куприн. Жизнь и творчество.

Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся»

Цели урока: дать обзор творческого пути Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина; раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся».

Оборудование урока: портрет А. И. Куприна.

Методические приемы: рассказ учителя, доклад ученика, аналитическая беседа.

Ход урока

I . Слово учителя

Творчество ровесника И. А. Бунина, Александра Ивановича Куприна (1870—1938), было известно советскому читателю более широко потому, что, в отличие от Бунина, Куприн за год до своей смерти, в 1937 году, вернулся из эмиграции на родину. Поэтому произведения Куприна издавались в Советском Союзе, а эмигранта Бунина не печатали до конца пятидесятых годов ХХ века.

Этих писателей многое объединяет. Прежде всего, следование традициям русской классической литературы, приверженность реализму в изображении жизни, отношение к творчеству Л. Н. Толстого как к образцу, уроки мастерства Чехова. Куприна тоже интересуют отношения человека и природы, любовь как стихия живой жизни. Куприн развивает тему «маленького человека», подчеркивая «необыкновенность каждого». Но если для Бунина главное — созерцательное, аналитическое начало, то для Куприна важны яркость, сила, цельность характера.

II. Сообщение ученика о биографии А. И. Куприна

III. Слово учителя

Куприн тринадцать лет детства и юности провел в закрытых учебных заведениях: Александровское сиротское училище, Вторая московская военная гимназия, вскоре преобразованная в кадетский корпус, Третье Александровское юнкерское училище. После тяжких лет казарменной жизни Куприн скитался по провинциальной России, был и репортером, и грузчиком в Одесском порту, и управляющим на стройке, землемером, работал на литейном заводе, выступал на сцене, изучал зубоврачебное дело, был журналистом...

«Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают люди всевозможных профессий... Его неутолимое, жадное зрение доставляло ему праздничную радость!» — писал о Куприне К. И. Чуковский. Масса жизненных наблюдений, впечатлений, переживаний стала основой его творчества. «Ты — репортер жизни... Суйся решительно всюду... влезь в самую гущу жизни» — так определил Куприн свое признание. Куприн — темпераментная, широкая натура, человек стихии и интуиции. Его любимые герои обладают теми же чертами. Колоритен и сочен язык его прозы (лирики он не писал).

Первая книга, вышедшая в 1896 году, называлась «Киевские типы». Через два года выходит повесть «Олеся», поставившая проблему народного характера и явившаяся воплощением мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной, здоровой жизни, о слиянии с природой.

I V . Беседа по повести «Олеся»

— Какое значение имеет место действия рассказа?

(Действие повести происходит на лоне природы, в глухих местах Полесья, куда судьба забросила героя, городского человека, «на целых шесть месяцев». Герой ожидает новых впечатлений, знакомств со странными обычаями, своеобразным языком с поэтическими легендами, преданиями. И его ожидания оправдываются. Место действия важно и для прояснения авторской идеи.)

— Какую роль в повести играет пейзаж? Приведите примеры.

(Зимний лесной пейзаж способствует особому состоянию духа, торжественное безмолвие подчеркивает отрешенность от цивилизованного мира, вой ветра усиливает тоску и скуку. Природа не просто фон повествования. Постепенно она становится участницей событий. Сначала олицетворяются силы природы: «Ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший голый дьявол. В его реве слышались стоны, визг и дикий смех... Снаружи кто-то яростно бросал в стекла окон горсти мелкого сухого снега. Недалекий лес роптал и гудел с непрерывной, затаенной, глухой угрозой». Постепенно звуки ветра почти материализуются, и герою чудится какой-то «страшный гость», ворвавшийся в его старый дом. Тревоги добавляет слуга Ярмола, таинственно сообщающий: «чи ведьмака народилась, чи ведьмак веселье справляет».

Описания пейзажа часто проникнуты лирическим теплым настроением: «Снег розовел на солнце и синел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня» Наконец, природа, ее сила, загадочность, прелесть воплощаются в «колдунье» Олесе. Знакомство героев происходит весной: пробуждается природа — пробуждаются чувства. В последней главе — внезапный вихрь, нестерпимо душный день, гроза, град — природа предвещает разрыв, разлуку, крушение любви. Выделяется символический образ тутового дерева, которое «стояло совершенно голое, все листья были сбиты с него страшными ударами града». Тоскливое беспокойство героя оправдывается — «неожиданное горе», которое он предчувствовал, случилось: Олеся потеряна для него навсегда.

Природа то вторит чувствам героев, содействует пробуждению и развитию их души, то служит средством создания образа (Олеся), подчеркивая природную, естественную прелесть человека, то является антитезой «цивилизованному корыстному миру.)

— Как рисует Куприн образ главной героини?

(Появление Олеси предвещает сама природа, Ярмола упоминает о «ведьмаке», герой слышит свежий, звонкий и сильный голос Олеси, и наконец появляется она сама — «высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти» с лицом, которое «нельзя было позабыть... но трудно было его описать»: лукавство, властность и наивность» во взгляде «больших, блестящих, темных глаз». Лицо ее легко меняет выражение от суровости до детской застенчивости (глава III). Олеся сравнивается с молодыми елочками, выросшими в приволье старого бора (глава IV). Героя привлекает и «ореол окружавшей ее таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности — эта гордая уверенность в свои силы». В ее неразгаданности есть особая притягательность. Сроднившаяся с природой Олеся не знает расчета и хитрости, себялюбия. Ей чуждо все, что отравляет взаимоотношения людей в цивилизованном мире, к которому принадлежит Иван Тимофеевич.)

— В чем особенность изображения героя-рассказчика?

(Героя описывает сама Олеся: человек вы хотя и добрый, но только слабый... доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин... Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете».)

— Как построен сюжет повести?

(Картины жизни и картины природы связаны в единый поток: например, после встречи героя с Олесей — картина бурной весны, объяснение в любви сопровождается описанием лунной ночи. Сюжет построен на противопоставлении мира Олеси и мира Ивана Тимофеевича. Отношения с Олесей он воспринимает как «наивную, очаровательную сказку любви», ей же заранее известно, что эта любовь принесет горе, но что она неотвратима, что от судьбы не убежишь. Его любовь постепенно убывает, он почти боится ее, пытается оттянуть объяснение, сделать предложение Олесе и сказать о своем отъезде (глава ХI). Он думает прежде всего о себе: «Женятся же хорошие и ученые люди на швейках, на горничных… и живут прекрасно... Не буду же я несчастнее других, в самом деле?» А любовь Олеси постепенно набирает силу, раскрывается, становится самоотверженной. Язычница Олеся приходит в церковь и едва спасается от озверевшей толпы, готовой разорвать «ведьму». Олеся оказывается намного выше и сильнее героя, эти силы — в ее природности.)

— Какой цвет сопровождает образ Олеси?

(Это красный цвет, цвет любви и цвет тревоги: «красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на ослепительно белом, ровном фоне снега (первая встреча); красный кашемировый платок (первое свидание, в этой же сцене Олеся заговаривает кровь), нитка дешевых красных бус, кораллов — единственная вещь, которая осталась «на память об Олесе и об ее нежной, великодушной любви (последний эпизод).

— Почему счастье героев оказалось таким коротким?

(Олеся, владеющая даром предвидения, чувствует, осознает неизбежность трагического конца короткого счастья. Продолжение этого счастья в душном, тесном городе невозможно. Слишком разные они люди. Тем более ценно ее самоотречение, попытка примирить свой независимый образ жизни с тем, что ей глубоко чуждо. Тема «волшебной» любви сменяется другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна, — темой недостижимости счастья.)

— В чем, по-вашему, идея рассказа?

(Куприн показывает, что только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.)

V . Доклад ученика (или сообщение учителя) об истории повести «Олеся» и ее связях с циклом И. С. Тургенева «Записки охотника»

Куприн всегда испытывал тягу к земле, к природе, воплощавшей для него представления о свободе, гармоничной жизни. В одном из интервью он говорил: «Я люблю Россию и привязан к ее земле. Мне и моим писаниям она дает силу. Я с радостью провожу время в простой русской деревне: поле, лес, мужики, хороводы, охота, рыбная ловля, простота, размах русской природы...»

Весной 1897 года писатель находился в Волынской губернии, в Полесье. Впечатления этой поездки послужили основой цикла рассказов. Кроме собственных наблюдений Куприна, в полесском цикле явно видно влияние Тургенева, в частности, его «Записок охотника».

Для обоих писателей характерно стремление к «естественному состоянию» личности: слияние с природой, тяга к духовной гармонии, отсутствие практицизма по отношению к природным богатствам, естественные отношения людей, основанные не на расчете, а на любви. И Тургенев, и Куприн сочувственно и внимательно относились к судьбам простых людей, изображали их в условиях притеснений, исторических испытаний, тяжелого труда. С этим связана и проблема взаимоотношений народа и интеллигенции.

Многие герои купринских произведений напоминают персонажей Тургенева, есть несомненная общность в изображении действительности, быта, нравов.

Оба писателя создали цикл рассказов о народной жизни. Однако принципы объединения рассказов разные: в «Записках охотника» они связаны общим героем-повествователем, у Куприна же несколько рассказчиков. Объединяет произведения писателей отношение к крестьянству, к проблеме человека и природы.

Герой «Записок охотника» Ермолай и герой «Олеси» Ярмола похожи. Прежде всего, созвучны их имена, вернее, Ярмола — просторечный вариант имени Ермолай. Оба обладают охотничьим даром, наблюдательны, понимают язык природы. Оба чувствуют свое превосходство над барином-охотником. Если Тургенев относится к недостаткам Ермолая с юмором (тот равнодушен к повседневному сельскому труду), то Куприн изображает своего Ярмолу критически: невежественным, тёмным, склонным к предрассудкам. Когда охотник узнает о знакомстве «паныча» с «ведьмакой» Мануйлихой, он отворачивается от Ивана Тимофеевича:

«Его черные глаза следили за мной издали с упреком и неудовольствием каждый раз, когда я собирался идти в лес, хотя порицания своего он не высказал ни одним словом».

Куприн подчеркивает связь Ярмолы с другими полесскими мужиками, привыкшими к своему рабскому положению: «Они глядели на меня с удивлением, отказывались понимать самые простые вопросы и все порывались целовать у меня руки, а иные так прямо падали в ноги и изо всех сил стремились облизывать мои сапоги». Для Куприна принадлежность к крестьянскому сословию, к «простой» жизни вовсе не означает внутреннюю раскрепощенность, близость к природе, к естественности. Предрассудки, угнетенное положение, тяжелая жизнь крестьян не дают развиться их светлым началам.

Куприн описывает жестокость, невежество, пьянство с явным осуждением. Повествовательный тон Тургенева более спокоен, объективен, отстранен, невозмутим. Он старается показать неординарность натуры крестьян, их природную одаренность. Эта разница во многом объясняется тем, что Тургенев был, по существу, первооткрывателем крестьянской темы, его задачей было представить крестьян людьми, порой не уступающими «господам» по своим душевным качествам, а в чем-то и превосходящими их.

Общность писателей проявляется наиболее значительно в изображении природы, в понимании ее роли в жизни человека. Идеал Куприна — нераздельное слияние человека с вечно прекрасным земным миром. Пейзажная живопись Тургенева, ценная сама по себе, часто служит для передачи душевных состояний. У Куприна образ природы наделен разнообразными функциями.

2. Ответить на вопросы:

— В чем смысл названия повести?

— Какие темы затрагивает писатель?

mob_info