Значение слова алогизм. Алогизм в литературе Что означает в русском языке слово «алогизм»
Помогите! Литература, примеры. и получил лучший ответ
Ответ от Ирина Робертовна Махракова[гуру]
Вот статьи из словарей литеатурных терминов, в каждой из них есть примеры.
АЛОГИЗМ (от греч. - не-, без-; разум, рассуждение) – намеренное, нарочитое нарушение логических связей в художественном произведении для создания комического, иронического эффекта; непредсказуемое совмещение разнородных понятий. Например: «Лев Савич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл на именинах у приятеля в винт» (А. П. Чехов) . Алогизм в словосочетаниях, образах и сюжетах встречается в произведениях Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Козьмы Пруткова, Д. И. Хармса, Н. М. Олейникова; он является одним из самых распространенных художественных приемов в литературе абсурда.
ИРОНИЯ (от греч. – насмешка, притворство, когда человек притворяется глупее, чем он есть; В. И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» определяет термин следующим образом: «<...> речь, которой смысл или значение противоположен буквальному смыслу слов; насмешливая похвала, одобрение, выражающее порицание <...>>>) – употребление слова или выражения в смысле, обратном действительному, с осознанной целью открытой на смешки. Ироническое отношение, как правило, пред полагает превосходство или снисхождение, скепти-цизм или насмешку, как бы скрытые, но по сути определяющие собой стиль художественного произведения. Целиком на иронии построено полное горькой усмешки стихотворение Н. А. Некрасова «Калиcтрат» , написанное в 1863 году:
Надо мной певала матушка,
Колыбель мою качаючи:
«Будешь счастлив, Калистратушка!
Будешь жить ты припеваючи! »
И сбылось, по воле Божией,
Предсказанье моей матушки:
Нет богаче, нет пригожее,
Нет нарядней Калистратушки!
В ключевой воде купаюся,
Пятерней чешу волосыньки,
Урожаю дожидаюся
С непосеянной полосыньки!
А хозяйка занимается
На нагих детишек стиркою,
Пуще мужа наряжается –
Носит лапти с подковыркою!. .
САРКАЗМ (от греч. , буквально – рву мясо) – один из видов комического; высшая степень иронии, едкая, злая насмешка над изображаемым явлением. Элементами сарказма наполнена практически вся сатирическая литература. Примеры сарказма обнаруживаются и в русской народной поэзии. Самое широкое распространение этот вид комического, благодаря особым обличительно-обвинительным формам, получил в лирических и дидактических жанрах, а также в ораторском искусстве. Сарказм является одним из важнейших стилистических средств, используемых в сатире и юморе.
В отличие от прямого обличения, С. осуществляется как процесс переосмысления предмета:
Молчалин! – Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет.. .
(А. С. Грибоедов, "Горе от ума").
АЛОГИЗМ
алоги зм
1) Ход мысли, нарушающий законы и правила логики.
2) Стилистический прием, заключающийся в намеренном нарушении логических связей (обычно с целью создания комического эффекта).
3) То же, что: алогичность.
Ефремова. Толковый словарь Ефремовой. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АЛОГИЗМ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- АЛОГИЗМ в Медицинских терминах:
(а- + греч. logismos разум, суждение) в психиатрии нарушение мышления, при котором суждения не следуют законам … - АЛОГИЗМ в Литературной энциклопедии:
как лит-ый прием — введение в лит-ую речь всякого рода логически бессмысленных моментов, нелепости в литературной речи, разрушение логических и … - АЛОГИЗМ в Большом энциклопедическом словаре:
(от a - отрицательная приставка и греч. logismos - разум) 1) отрицание логического мышления как средства достижения истины; ррационализм, мистицизм, … - АЛОГИЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
(от греч. а - отрицательная частица и logismos - разум, рассудок), 1) в философии ход мысли, игнорирующий законы и правила … - АЛОГИЗМ
[от древнегреческого а (частица отрицани) + logos разум] 1) нелогичность, отрицание логики; 2) логический разрыв речи, нарушение логической … - АЛОГИЗМ в Энциклопедическом словарике:
а, м. 1. Нелогичность, несовместимость с требованиями логики. 2. филос. В некоторых интуитивистских (см. ИНТУИТИВИЗМ) теориях: отрицание логики как … - АЛОГИЗМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
АЛОЃИЗМ (от а - отрицат. приставка и греч. logismos - разум), отрицание логич. мышления как средства достижения истины; иррационализм, мистицизм, … - АЛОГИЗМ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
алоги"зм, алоги"змы, алоги"зма, алоги"змов, алоги"зму, алоги"змам, алоги"зм, алоги"змы, алоги"змом, алоги"змами, алоги"зме, … - АЛОГИЗМ в Словаре лингвистических терминов:
(от греч. а- — не-, без- + logismos — разум, рассуждение). 1) Нечто нелогичное, противоречащее логике. 2) Стилистический прием намеренного … - АЛОГИЗМ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
-а, м. 1) В философии: ход мысли, игнорирующий законы и правила логики, нарушающие согласие мышления с действительностью. Рассуждение, полное алогизмов. … - АЛОГИЗМ в Тезаурусе русской деловой лексики:
Syn: см. … - АЛОГИЗМ в Новом словаре иностранных слов:
(гр. ; си. алогичный, алогический) 1) нелогичность, несовместимость с требованиями логики; 2) проповедуемое реакционной буржуазной философией отрицание логики как … - АЛОГИЗМ в Словаре иностранных выражений:
[ 1. нелогичность, несовместимость с требованиями логики; 2. проповедуемое реакционной буржуазной философией отрицание логики как средства научного познания, противопоставление логическому … - АЛОГИЗМ в Тезаурусе русского языка:
Syn: см. … - АЛОГИЗМ в словаре Синонимов русского языка:
Syn: см. … - АЛОГИЗМ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
м. 1) Ход мысли, нарушающий законы и правила логики. 2) Стилистический прием, заключающийся в намеренном нарушении логических связей (обычно с … - АЛОГИЗМ в Словаре русского языка Лопатина:
алог`изм, … - АЛОГИЗМ в Полном орфографическом словаре русского языка:
алогизм, … - АЛОГИЗМ в Орфографическом словаре:
алог`изм, … - АЛОГИЗМ в Современном толковом словаре, БСЭ:
(от a - отрицательная приставка и греч. logismos - разум), 1) отрицание логического мышления как средства достижения истины; ррационализм, мистицизм, … - АЛОГИЗМ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
аллогизма, м. (от греч. а - без и logismos - рассуждение) (книжн.). Нечто несовместимое с логическим мышлением, противоречащее … - АЛОГИЗМ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
м. 1. Ход мысли, нарушающий законы и правила логики. 2. Стилистический прием, заключающийся в намеренном нарушении логических связей (обычно с … - АЛОГИЗМ в Большом современном толковом словаре русского языка:
м. 1. Ход мысли, нарушающий законы и правила логики. 2. Стилистический прием, заключающийся в намеренном нарушении логических связей (обычно …
См. также `Алогизм` в других словарях
АЛОГИЗМ (от a - отрицательная приставка и греч. logismos - разум) - 1) отрицание логического мышления как средства достижения истины; ррационализм, мистицизм, фидеизм противопоставляют логике интуицию, веру или откровение. 2) В стилистике намеренное нарушение в речи логических связей с целью стилистического (в т. ч. комического) эффекта: "никогда не забуду - он был или не был, этот вечер" (А. Блок).
алогизм
-а
,
м. Ход мысли, нарушающий правила логики; что-л. нелогичное, противоречащее логике. 2.
лит. Стилистический прием, при котором намеренно нарушаются логические связи с целью создания комического эффекта. [От греч. ’α - не-, без- и λογισμός - рассуждение]
1. Нелогичность.
2. Бессмыслица.
3. Мысль, ломающая строй рассуждения.
алогизм
АЛОГИ́ЗМ
-а; м.
[греч. an- - не-, без- и logismos - рассуждение]. 1.
Отсутствие логики в чём-л.; что-л. нелогичное, парадоксальное. А. поступка.
А. художественной формы.
2.
Лит.
Стилистический приём, при котором намеренно нарушаются логические связи с целью создания комического эффекта.
АЛОГИЗМ - как литературный прием - введение в литературную речь всякого рода логически бессмысленных моментов, нелепости в литературной речи, разрушение логических и причинных связей, движение речи по случайным ассоциациям. Из важнейших видов А. отметим: несоответствие синтаксического и смыслового движения речи, противопоставление (сопоставление) моментов, не заключающих в себе ничего противоположного (общего) («И. И. несколько боязливого характера. У И. Н. напротив того, шаровары в таких складках...» и т. д.), мнимое (абсурдное) умозаключение, логический разрыв между репликами, словесное прикрытие логической пустоты и т. п. А. чаще всего имеет место в прологе, в речи рассказчика. Причем А. связан обычно с установкой на комическое, иронию, гротеск, иррациональное. Очень важна роль А. у Гоголя.
Алогизм
алоги́
зм
Русское словесное ударение. - М.: ЭНАС . М.В. Зарва . 2001 .
(от греч. а - не, logos - разум) - ход мысли, нарушающий какие-то законы и правила логики и поэтому всегда содержащий в себе логическую ошибку. Если ошибка допущена непреднамеренно, то перед нами паралогизм; если же ошибка допущена с определенной целью, то мы столкнулись с софизмом.
Алогизм
Стилистический прием, в основе которого лежит:
1) намеренное нарушение в тексте логических связей;
2) словесная избыточность;
3) нагнетение понятий из разных сфер жизни, стилей и речевых ситуаций.
А. используется в целях создания иронии, комического эффекта, речевой характеристики персонажей: Автомобиль быстро ездит , зато кухарка лучше готовит (Э. Ионеско).
Алогизм`Медицинский словарь`
(а- + греч. logismos разум, суждение) в психиатрии - нарушение мышления, при котором суждения не следуют законам логики.
Нарушение логических законов и правил в речи, языке и поведении.В речи появление А. неизбежно и естественно. Так, на вопрос "не знаете ли Вы, когда на выставке будет директор Вашей фирмы?" строго логических ответов только 2: "знаю" или "не знаю". Собеседнику тут нужно совсем другое. От строго логических ответов он не особенно развеселится.К А. относятся и все неточности в классификации вещей и явлений. Так, автомобили делятся на грузовики и легковые, а вездеходы отдельно выделять нельзя, поскольку ими могут быть как легковые, так и грузовые машины.Очень распространенным является такой А., как замена конкретного понятия отвлеченным. Напр., говорят, что "торгуют живописью" (а не "картинами"). Или в песне поется: "Наш адрес - не дом, и не улица, наш адрес - Советский союз".А. является тавтология, при которой определяющее понятие повторяет определяемое: "мыло мыльное", "экономика экономная", "менеджер - ...
Алогизм
(А- + греч. logismos разум, суждение)
в психиатрии - нарушение мышления, при котором суждения не следуют законам логики.
(греч.). В философии так называется отступление от законов и требований логики.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
Явление нарушения логической связи, последовательности, обоснованности рассуждений; бессмыслица.
(Источник: "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)
(а- + греч. logismos разум, суждение) в психиатрии нарушение мышления, при котором суждения не следуют законам логики.
Алогизм
(от греч. а - отрицательная частица и logísmós - разум, рассудок)
1) в философии ход мысли, игнорирующий законы и правила логики, нарушающий согласие мышления с действительностью. Часто А. бывает скрыт формальной правильностью высказывания. Например, опровергнутое В. И. Лениным умозаключение меньшевиков о Революции 1905-07: если революция буржуазная, то её гегемоном должна быть буржуазия, а не пролетариат. А. может быть обнаружен только конкретно-диалектическим анализом отражённой в рассуждении действительности, ибо чисто формально-логический анализ высказывания не вскроет его А. Именно диалектический анализ позволил В. И. Ленину сделать вывод о неизбежности гегемонии пролетариата в буржуазной революции в России. Диалектический подход в логи... м. 1) Ход мысли, нарушающий законы и правила логики. 2) Стилистический прием, заключающийся в намеренном нарушении логических связей (обычно с целью создания комического эффекта). 3) То же, что: алогичность. алогизм
сущ.
, кол-во синонимов: (8) Алогичность
(8)
Бессмыслица
(51)
Нелогичность
(16)
непоследовательность
Нечеткость
(26)
противоречивость
Путаность (9)
Сбивчивость (13)
Словарь синонимов ASIS , ...аллогизма, м. (от греч. а - без и logismos - рассуждение) (книжн.). Нечто несовместимое с логическим мышлением, противоречащее логике.
АЛОГИЗМ
АЛОГИЗМ
(греч. а - отрицательная приставка, logos - понятие, разум) - ход рассуждения, нарушающий законы логики или правила проведения логических операций. А. всегда содержит в себе логическую ошибку. Ошибка в умозаключении, допущенная преднамеренно, с целью выдать ложное за истинное, именуется софизмом; непреднамеренная ошибка в умозаключении - паралогизм.
Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина .
Алогизм`Философский словарь`
Алогизм
Алогизм
АЛОГИЗМ - как литературный прием - введение в литературную речь всякого рода логически бессмысленных моментов, нелепости в литературной речи, разрушение логических и причинных связей, движение речи по случайным ассоциациям. Из важнейших видов А. отметим: несоответствие синтаксического и смыслового движения речи, противопоставление (сопоставление) моментов, не заключающих в себе ничего противоположного (общего) («И. И. несколько боязливого характера. У И. Н. напротив того, шаровары в таких складках...» и т. д.), мнимое (абсурдное) умозаключение, логический разрыв между репликами, словесное прикрытие логической пустоты и т. п. А. чаще всего имеет место в прологе, в речи рассказчика. Причем А. связан обычно с установкой на комическое, иронию, гротеск, иррациональное. Очень важна роль А. у Гоголя (см.).
Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .
Алоги́зм
(греч. a – отрицательная частица, logismos – разум), 1) стилистическая фигура; представляет собой синтаксическое соотнесение семантически несоотносимых частей фразы с помощью её служебных элементов, выражающих определённый тип логической связи (причинно-следственные, родовидовые отношения и пр.): «Автомобиль быстро ездит, зато
кухарка лучше готовит» (Э. Ионеско, «Лысая певица»). Алогизм как фигура часто используется в драме абсурда.
2) Крайняя степень развития образов и сюжета в сатирических произведениях (Д. И. Хармс, «Пакин и Ракукин»: «Но тут из-за шкапа
вышла высокая фигура ангела смерти и, взяв за руку ракукинскую душу, повела её куда-то, прямо сквозь дома и стены. Но вот ангел смерти поддал ходу, и ракукинская душа, подпрыгивая и спотыкаясь
, исчезла вдали за поворотом»).
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .
Синонимы :
Антонимы :
Смотреть что такое "Алогизм" в других словарях:
- (греч.). В философии так называется отступление от законов и требований логики. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АЛОГИЗМ [Словарь иностранных слов русского языка
- (греч. а отрицательная приставка, logos понятие, разум) ход рассуждения, нарушающий законы логики или правила проведения логических операций. А. всегда содержит в себе логическую ошибку. Ошибка в умозаключении, допущенная преднамеренно, с целью… … Философская энциклопедия
См. нелогичность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. алогизм сущ., кол во синонимов: 8 … Словарь синонимов
- (от a отрицательная приставка и греч. logismos разум) 1) отрицание логического мышления как средства достижения истины; ррационализм, мистицизм, фидеизм противопоставляют логике интуицию, веру или откровение.2) В стилистике намеренное нарушение в … Большой Энциклопедический словарь
АЛОГИЗМ, аллогизма, муж. (от греч. а без и logismos рассуждение) (книжн.). Нечто несовместимое с логическим мышлением, противоречащее логике. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
алогизм - а, м. alogisme m. <гр. 1. Нелогичность, несовместимость с требованиями логики. Крысин 1998. В письме Пушкина вновь оживает веселая словесная игра, насыщенная арзамасскими намеками и алогизмами. РР 1974 5 41. 2. филос.Отрицание логики как… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
- (алогичность; от др. греч. а отрицательная частица и др. греч. logísmós разум, рассудок) нелогическое рассуждение, ход мысли, нарушающий законы и правила логики, либо факт, который не укладывается в рамки логического мышления, то, что нельзя… … Википедия
А; м. [греч. an не, без и logismos рассуждение]. 1. Отсутствие логики в чём л.; что л. нелогичное, парадоксальное. А. поступка. А. художественной формы. 2. Лит. Стилистический приём, при котором намеренно нарушаются логические связи с целью… … Энциклопедический словарь
- (а + греч. logismos разум, суждение) в психиатрии нарушение мышления, при котором суждения не следуют законам логики … Большой медицинский словарь
- (от греч. а не, logos разум) ход мысли, нарушающий какие то законы и правила логики и поэтому всегда содержащий в себе логическую ошибку. Если ошибка допущена непреднамеренно, то перед нами паралогизм; если же ошибка допущена с определенной целью … Словарь терминов логики
Книги
- Кнут и пряник. Принципы мудрого руководителя (подарочный комплект из 2 книг) , . Стильно оформленный подарочный комплект из 2 книг в авторском переплете с тиснением золотой фольгой, шелковым ляссе и трехсторонним обрезом ручной молотковой обработки. Книги вложены в…
Принцип разрушения логики становится основой многих художественных приемов Н.Гоголя. Например, в повести «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» в описании Ивана Ивановича Гоголь «делает вид», что дает положительные характеристики своему герою, в то время как читатель понимает обратное: гоголевский персонаж – человек совершенно посредственный, с низменными интересами, но очень высокого мнения о себе.
Алогизмы в речи повествователя названной повести проявляются в несоответствии посылки выводу: «Прекрасный человек Иван Иванович! Какой у него дом!» – и в нарушении логической основы сравнения: «Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив, шаровары в таких широких складках…».
В гоголевском сказе часто используется прием непоследовательной группировки в перечислении. Это можно наблюдать в «Шинели», где рассказчик пытается объяснить происхождение фамилии главного героя: «Фамилия чиновника была Башмачкин. Уже по самому имени видно, что она когда-то произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом произошла она от башмака, ничего этого неизвестно. И отец, и дед, и даже шурин, и все совершенно Башмачкины ходили в сапогах, переменяя только раза три в год подметки». В данном отрывке комический эффект достигается через непоследовательное перечисление родителей героя: после слов и отец, и дед читатель логически ожидает и прадед, но ожидаемое слово незаметно подменяется автором на шурина, который выпадает из группы «все Башмачкины».
В повести «Шинель» Гоголь нанизывает до бесконечности придаточные (временные, условные), постоянно оставляя основную мысль ради незначительных подробностей. Напряжение совершенно неожиданно и банально разряжается в конце предложения – это своеобразный синтаксический алогизм:
«Даже в те часы, // когда совершенно потухает петербургское серое небо и весь чиновный народ наелся и отобедал, кто как мог, сообразно с получаемым жалованьем и собственной прихотью, // – когда все уже отдохнуло после департаментского скрипенья перьями, беготни, своих и чужих необходимых занятий и всего того, что задает себе добровольно, больше даже чем нужно, неугомонный человек, // – когда чиновники спешат предать наслаждению оставшееся время: кто побойчее, несется в театр; кто на улицу, определяя его на рассматриванье кое-каких шляпенок; кто на вечер – истратить его в комплиментах какой-нибудь смазливой девушке, звезде небольшого чиновного круга…; // или даже когда не о чем говорить. Пересказывая вечный анекдот о коменданте, которому пришли сказать, что подрублен хвост у лошади Фальконетова монумента, – // словом, даже тогда, когда все стремится развлечься, Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению».
Типично гоголевские приемы создания комического эффекта, в основе которых лежит алогизм, можно увидеть и в текстах цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Например, несоответствие причины и следствия: «Это был козак Свербыгуз. Этого уже нельзя было спрятать в мешок, потому что и мешка такого нельзя было найти. Он был погрузнее телом самого головы и повыше ростом Чубова кума. И потому Солоха вывела его в огород, чтоб выслушать от него все то, что он хотел ей объяснить».
Или несообразность посылок и выводов: Вакула объясняет Оксане, что идет топиться «в пролубе»: «Пропащая душа! – набожно пробормотала проходившая мимо старуха, – пойти рассказать, как кузнец повесился». Или: Пацюк, несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист…
Яркой чертой гоголевского стиля являются алогичные сравнения: «…Хата их была вдвое старее шаровар волостного писаря…».
«Невский проспект» Гоголя также построен на несоответствиях и алогизмах.
Например, алогизм на уровне синтаксической конструкции: «Мало-помалу присоединяются к их обществу все, окончившие довольно важные домашние занятия, как то: поговорившие с своим доктором о погоде и о небольшом прыщике, вскочившем на носу, узнавшие о здоровье лошадей и детей своих, впрочем показывающих большие дарования…».
Алогизм в «говорящих именах»: фамилии двух пьяниц – Гофман и Шиллер.
«Перед ним сидел Шиллер, не тот Шиллер, который написал “Вильгельма Теля” и “Историю Тридцатилетней войны”, но известный Шиллер, жестяных дел мастер в Мещанской улице. Возле Шиллера стоял Гофман, не писатель Гофман, но довольно хороший сапожник с Офицерской улицы, большой приятель Шиллера… Эти достойные ремесленники были пьяны, как сапожники».
Алогизм на уровне образной системы проявляется в том, что «божественная» красота и «небесные» очи прекрасной незнакомки резко противоречат роду ее занятий. Она представляет собою как бы арену борьбы между божественной и дьявольской властью: «…она была какою-то ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить гармонию жизни, брошена с хохотом в его пучину».
Непонятно поведение персонажей, встречающихся на Невском проспекте: «Создатель! Какие странные характеры встречаются на Невском проспекте! Есть множество таких людей, которые, встретившись с вами, непременно посмотрят на сапоги ваши, и, если вы пройдете, они оборотятся назад, чтобы посмотреть на ваши фалды. Сначала я думал, что они сапожники, но, однако же, ничуть не бывало: они большею частию служат в разных департаментах…».
В «Мертвых душах», нагромождая целые ряды деталей, Гоголь снова прибегает к приему алогизма – неожиданному отклонению, нарушению логики перечисления.
Например, в описании интерьеров:
У Манилова: «…в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольскою шелковою материей… но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею». Или: «…подавался на стол очень щегольской подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале…».
У Коробочки: «На картинах не все были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нашивали при Павле Петровиче».
У Собакевича: «Между крепкими греками неизвестно каким образом и для чего поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках».
Алогизмы часто встречаются в речи героев:
Ноздрев: «Вот граница!.. все, что ни видишь по эту сторону, все это мое, и даже по ту сторону, весь этот лес, который вон синеет, и все. Что за лесом, все мое».
Алогизм в авторских словах, где доказательство весомых достоинств чиновников приводит к противоположному выводу. «Многие были не без образования: председатель палаты знал наизусть “Людмилу” Жуковского, которая была еще тогда непростывшею новостию, и мастерски читал многие места, особенно: “Бор заснул. Долина спит”, и слово “чу!” так, что в самом деле виделось, как будто долина спит; для большего сходства он даже в это время зажмуривал глаза. Почтмейстер вдался более в философию и читал весьма прилежно, даже по ночам, Юнговы “Ночи” и “Ключ к таинствам натуры” Эккартсгаузена, из которых делал весьма длинные выписки, но какого рода они были, это никому не было известно… Прочие тоже были более или менее люди просвещенные: кто читал Карамзина, кто “Московские ведомости”, кто даже и совсем ничего не читал».
Или: «Скоро представилось Чичикову поле гораздо пространнее: образовалась комиссия для построения какого-то казенного весьма капитального строения… Шесть лет возились около здания; но климат, что ли, мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казенное здание выше фундамента. А между тем в других концах города очутилось у каждого из членов по красивому дому гражданской архитектуры: видно, грунт земли был там получше».
В «Мертвых душах» часто встречается прием несоответствия посылок и выводов – например, в сцене обсуждения странного поведения Чичикова.
Неопределенность цвета подчеркивает неопределенность характера Манилова.
1. Комната (Манилова) «была, точно, не без приятности: стены были выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой».
2. Разговор двух дам:
«– Мертвые души… – произнесла во всех отношениях приятная дама.
– Что, что? – подхватила гостья, вся в волненье.
– Мертвые души!..
– Ах, говорите, ради бога!
– Это просто выдумано только для прикрытья, а дело вот в чем: он хочет увезти губернаторскую дочку.
Это заключение, точно, было никак неожиданно и во всех отношениях необыкновенно. Приятная дама, услышав это, так и окаменела на месте, побледнела как смерть и, точно, перетревожилась не на шутку».
Алогизм иногда используется как попытка оправдать не совсем безупречное поведение. Например, в «Ревизоре» заседатель говорит о себе, что в «детстве мамка его ушибла, и с тех пор отдает от него немного водкою».
Из многочисленных примеров видно, что алогизм – яркая черта гоголевского стиля, один из приемов создания комического эффекта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азарова Н.М. Текст. Пособие по русской литературе XIX века. Часть I. М.: Век книги, 2003.
2. Азарова Н.М. Текст. Пособие по русской литературе XIX века. Часть II. М.: Век книги, 2003.
3. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебн. пособие для учащихся 10–11-х кл. общеобразоват. учреждений. 3-е изд. М.: Просвещение, 1997.
4. «Русская словесность», № 1/2008. И.Колева. «О комическом в творчестве Н.В. Гоголя: традиции и новаторство».
5. Самый полный курс русского языка / Н.В. Адамчик. Минск: Харсвет, 2007.
6. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М.В. Панов. М.: Педагогика, 1984.
Н.В. КАРНИЗОВА,
г. Электросталь,
Московская обл.