Федеральный закон о национальном банке швейцарии. Панорама Национальный банк Швейцарии

Banca Nazionale Svizzera , романш. Banca Naziunala Svizra . Согласно Федеральному закону о Национальном банке Швейцарии, центральный банк Швейцарии является акционерным обществом с особым статусом .
Национальный банк Швейцарии
Штаб-квартира в Берне
Расположение Швейцария Швейцария ,
Берн и Цюрих
Дата основания 1907 год
Валюта Швейцарский франк
Резервы 763 млрд франков (сентябрь 2018)
Веб-сайт www.snb.ch
Национальный банк Швейцарии на Викискладе

Банк имеет две штаб-квартиры: в Берне и Цюрихе ; представительства банка находятся в Женеве , Базеле , Лозанне , Лугано , Люцерне и Санкт-Галлене . Национальный банк Швейцарии выпускает банкноты швейцарских франков (монеты выпускает Монетный двор Швейцарии).

История

20 марта 1903 года национальный советник Шеррер-Фуллер предложил законопроект о создании центрального банка. 6 октября 1905 года был принят Федеральный закон о Национальном банке Швейцарии. 20 июня 1907 года Национальный банк Швейцарии начал свою работу в Базеле, Берне, Женеве, Санкт-Галлене и Цюрихе. Впоследствии в других городах Швейцарии были открыты отделения банка. В 1907 году центральный банк Швейцарии начал выпуск банкнот швейцарских франков.

Деятельность

Деятельность банка определена статьёй 99 Конституции Швейцарии :

Более подробно деятельность банка описана в Федеральном законе о Национальном банке Швейцарии.

Национальный банк Швейцарии в качестве независимого центрального банка осуществляет проведение государственной денежной и валютной политики, которая служит общим интересам страны. Его первоочередной целью является обеспечение ценовой стабильности при учёте экономической конъюнктуры .

В рамках своей деятельности его основными задачами являются:

  • a. Обеспечение ликвидности швейцарского франка на денежном рынке .
  • b. Обеспечение выпуска и распределения наличных денежных средств .
  • c. Осуществление безналичных платежей .
  • d. Управление валютными резервами .
  • e. Надзор за стабильностью финансовой системы .

Банк участвует в международном валютном сотрудничестве, взаимодействуя с этой целью с Федеральным советом в соответствии с соответствующим федеральным законодательством.

Банк оказывает Конфедерации банковские услуги, действуя при этом от имени компетентных федеральных органов .

Золотовалютные резервы

Руководство

Органами управления банка являются банковский совет (Bankrat , Conseil de banque ) и совет управляющих (Direktorium , Directoire ). Банковский совет осуществляет надзор и контроль за деятельностью Национального банка Швейцарии. Срок полномочий членов совета составляет четыре года, а полный срок не может превышать двенадцати лет. Банковский совет состоит из 11 членов, 6 из которых, включая президента и вице-президента, назначаются

Банковская система Швейцарии характеризуется трехуровневой структурой. Первый уровень занимают Швейцарский национальный банк с головными офисами, представительствами и агентствами, кантональные банки, Федеральный орган надзора за финансовым рынком Швейцарии.

Швейцарский национальный банк осуществляет сбалансированную денежно-кредитную политику и вместе с Федеральным органом надзора за финансовым рынком отвечает за стабильное развитие всего финансового рынка. В отличие от центральных банков многих других стран Швейцарский национальный банк является не государственным, а частным акционерным обществом, держателями акций которого выступают кантоны (территориально-административные единицы страны), кантональные банки, частные инвесторы. Нацбанк не осуществляет регулирующих функций – это прерогатива Федеральной банковской комиссии.

Кантональные банки – государственные организации, учрежденные и контролируемые властями одного из 26 кантонов Швейцарии. Они давно и бесспорно являются самыми надежными в мире и появились в результате необходимости развития экономики кантонов посредством дешевых государственных кредитов. В сфере деятельности кантональных банков находятся все отрасли, но наибольшее развитие они получили в сберегательном деле и ипотечном кредитовании, а также в сфере управления активами.

Второй уровень банковской системы Швейцарии представлен деятельностью различных типов частных коммерческих банков. Наиболее крупными являются два транснациональных банка – UBS и Credit Suisse, на долю которых приходится более 50% депозитов Швейцарии, и каждый из них имеет разветвленную сеть филиалов по всей стране и за рубежом. Среди основных их операций лидируют услуги по инвестиционному банкингу, частному банкингу, управлению активами.

Региональные и сберегательные банки Швейцарии осуществляют традиционные банковские услуги (в основном клиентам своих регионов): ипотечное и корпоративное кредитование, прием вкладов.

Биржевые банки, оперируя в сфере управления активами, обслуживают клиентов как внутри страны, так и за ее пределами.

Частные банкирские дома организованы в форме партнерства, являются старейшим банковским кластером Швейцарии, в сфере их деятельности – управление инвестиционным портфелем их клиентов.

Деятельность дочерних банков и филиалов иностранных банков в Швейцарии весьма масштабна: их число превышает 40% от общего количества банковских учреждений страны. Финансовые компании также играют значимую роль в банковской отрасли Швейцарии и делятся на компании, занимающиеся депозитными операциями, и компании, не принимающие депозиты, но оказывающие другие банковские услуги.

Швейцария – страна банков, поэтому третий уровень банковской системы представлен банками кооперативного страхования и ссудными кассами, традиционной сферой деятельности которых являются операции по валютному и процентному арбитражу.

Весной 2015 года финансовый мир был сильно удивлен, когда узнал, что одним из крупнейших покупателей акций Apple стал Центральный банк Швейцарии, но, как оказалось, это был не разовый случай.

Национальный банк Швейцарии - в отличие от ФРС и других крупных ЦБ - регулярно публикует состав своего портфеля. В июле 2015 года из очередного такого отчета накануне стало известно, что швейцарский регулятор во II квартале 2015 года приобрел еще 500 тыс. акций Apple . Таким образом, на балансе ЦБ теперь находится колоссальный объем акций самой дорогой в мире компании - 9,4 млн акций. В денежном эквиваленте на 30 июня эти акции оценивались в $1,2 млрд .

Любопытно, что среди акций в портфеле ЦБ Швейцарии Apple занимает первое место по объему акций, что почти в два раза больше, чем у второй по величине позиции - Exxon: $637 млн.

Ниже приведены данные по основным бумагам в портфеле швейцарского "хедж-фонда" на сумму $64 млрд.

Борьба с укреплением франка

Центральный банк Швейцарии за первое полугодие 2015 года потерял $52 млрд. Конечно, это не связано с его активностью на фондовом рынке. Причину стоит искать в событиях на рынке валютном. В начале 2015 года ЦБ был вынужден отказаться от поддержания курса валютной пары EUR/CHF на отметке 1,20. После отказа от привязки франк в одночасье укрепился почти на 20%.

Чего только ЦБ Швейцарии не пробовал, чтобы остановить рост курса своей валюты, но особого успеха так и не снискал. В середине июня НБШ принял решение сохранить депозитную ставку на уровне -0,75%. Регулятор также подтвердил свои планы о проведении валютных интервенций, после того как он пять месяцев назад отказался от сдерживания роста франка. В заявлении говорилось, что отрицательные ставки должны помочь ослабить валюту в течение долгого периода.

На самом деле ставки не очень помогают. В качестве подтверждения можно вспомнить события конца июня, когда на фоне греческой истории Центральный банк Швейцарии вынужден был вмешаться в валютные торги в понедельник, чтобы стабилизировать франк, который стремительно укреплялся к евро.

Дело в том, что растущий риск дефолта Греции спровоцировал резкое снижение евро ко всем валютам, в том числе и к швейцарскому франку. Как заявил глава ЦБ Швейцарии Томас Джордан, банк принимал активное участие в торгах, пытаясь удержать курс национальной валюты.

Национальный банк Швейцарии - центральный банк Швейцарии. Название банка на официальных языках Швейцарии: нем. Schweizerische Nationalbank, фр. Banque Nationale Suisse, итал. Banca Nazionale Svizzera, ромш. Banca Naziunala Svizra. Согласно Федеральному закону о Национальном банке Швейцарии, центральный банк Швейцарии является акционерным обществом с особым статусом. Банк имеет две штаб-квартиры: одна находится в Берне, вторая - в Цюрихе; филиал банка находится в Женеве, представительства - в Базеле, Лозанне, Лугано, Люцерне и Санкт-Галлене. Национальный банк Швейцарии выпускает банкноты швейцарских франков (монеты выпускает Монетный двор Швейцарии).

20 марта 1903 года национальный советник Шеррер-Фуллер предложил законопроект о создании центрального банка. 6 октября 1905 года был принят Федеральный закон о Национальном банке Швейцарии. 20 июня 1907 года Национальный банк Швейцарии начал свою работу в Базеле, Берне, Женеве, Санкт-Галлене и Цюрихе. Впоследствии в других городах Швейцарии были открыты отделения банка. В 1907 году центральный банк Швейцарии начал выпуск банкнот швейцарских франков.

Деятельность

Деятельность банка определена статьёй 99 Конституции Швейцарии: Денежное и валютное дело находится в ведении Конфедерации; ей одной принадлежит право выпуска монет и банкнот. Национальный банк Швейцарии как независимый центральный банк проводит денежную и валютную политику, которая служит общему интересу страны; он управляется при участии и под надзором Конфедерации. Национальный банк Швейцарии образует из своих доходов достаточные валютные резервы; часть этих резервов содержится в золоте. Чистая прибыль Национального банка Швейцарии не менее чем на две трети поступает кантонам. Более подробно деятельность банка описана в Федеральном законе о Национальном банке Швейцарии. Основными задачами Национального банка Швейцарии являются: Национальный банк должен проводить кредитно-денежную политику, служащую интересам страны в целом. Он должен обеспечивать стабильность цен. При этом он должен учитывать развитие экономики. В рамках этой деятельности он должен выполнять следующие задачи: А. Он должен обеспечивать ликвидность швейцарского франка на денежном рынке. Б. Он должен обеспечивать выпуск и распределение денежных средств. В. Он должен содействовать и обеспечивать функционирование безналичных платёжных систем. Г. Он должен управлять валютными резервами. Д. Он должен способствовать обеспечению стабильности финансовой системы. Он должен принимать участие в международном валютно-финансовом сотрудничестве. Для этой цели он должен работать совместно с Федеральным советом в соответствии с федеральным законодательством. Он должен предоставлять банковские услуги Конфедерации. При этом он должен действовать от имени компетентных федеральных властей.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ ВПО ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. В. Г. БЕЛИНСКОГО

Факультет экономики, управления и права
Кафедра финансов и кредита

Доклад
по дисциплине «ОДЦБ» на тему:
«Швейцарский Национальный Банк»

Выполнила: студентка гр. ФК 33
Полшкова Н. С.

Проверила: Кадеркаева А. Д.

ПЕНЗА – 2011

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ………………….3
1. Краткая история Банка Швейцарии………………… …………………………….3
2. Деятельность Национального Банка Швейцарии………………………………...4
3. Стратегия деятельности ШНБ в кризисный период……………………………...7
4. Платежный баланс Швейцарии…………………………………… ……………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… …………............11
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………….12

    ВВЕДЕНИЕ
Швейцария – один из важнейших финансовых центров мира. Ее банковская система значительно превышает объем, необходимый для внутренних сделок. Имеются две взаимосвязанные банковские системы: государственная система, включающая Швейцарский национальный банк и банки кантонов, и система частных банков. Швейцарский национальный банк, начавший свою деятельность в 1907, является единственным финансовым учреждением, выпускающим национальную валюту. Основная денежная единица – швейцарский франк – одна из наиболее стабильных в мире валют. Национальный банк контролируется федеральными властями и оказывает большое влияние на экономическую политику конфедерации.
1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БАНКА ШВЕЙЦАРИИ
Национальный банк Швейцарии - центральный банк Швейцарии . Согласно Федеральному закону о Национальном банке Швейцарии, центральный банк Швейцарии является акционерным обществом с особым статусом.
Банк имеет две штаб-квартиры: одна находится в Берне , вторая - в Цюрихе ; филиал банка находится в Женеве, представительства - в Базеле , Лозанне , Лугано , Люцерне и Санкт-Галлене . Национальный банк Швейцарии выпускает банкноты швейцарских франков (монеты выпускает Монетный двор Швейцарии ).
20 марта 1903 года национальный советник Шеррер-Фуллер предложил законопроект о создании центрального банка. 6 октября 1905 года был принят Федеральный закон о Национальном банке Швейцарии. 20 июня 1907 года Национальный банк Швейцарии начал свою работу в Базеле , Берне , Женеве , Санкт-Галлене и Цюрихе . Впоследствии в других городах Швейцарии были открыты отделения банка. В 1907 году центральный банк Швейцарии начал выпуск банкнот швейцарских франков.
Банк Швецарии работает в тесной кооперации и под общим руководством Правительства Швейцарской Конфедерации. Как и всякое акционерное общество, Банк выпускает акции, которые котируются на бирже. Акционерный капитал Банка Швецарии составляет около 50 млн. швейцарских франков. Владеть акциями Банка могут только граждане Швейцарии, Швейцарские компании и компании со штаб-квартирами в Швейцарии.
Швейцарский национальный банк проводит государственную монетарную политику, как независимый центральный банк. Поступая таким образом, он создает соответствующую обстановку (условия) для экономического роста. К этому его обязывают Конституция, статус и государственные интересы. Целью политики является ценовая стабильность, наряду с учетом экономической ситуации.
Банк осуществляет эмиссию денежных знаков, регулирует объём денежного обращения и кредита, организует безналичные расчёты. При обострении валютного кризиса в 70-е гг., когда в Швейцарию устремились иностранные капиталы, Федеральное собрание (парламент) приняло декреты «о защите валюты» (в окт. 1971 и в июне 1974) и «о мерах в области внутреннего кредита» (в дек. 1972). В соответствии с первыми декретами ШНБ отменил выплату процентов по иностранным счетам в швейцарских банках, ввёл по таким счетам «отрицательный» процент (взимание процента с вкладчиков), ограничил продажу швейцарских франков на срок и т.п. Второй декрет разрешил введение обязательных минимальных резервов банков в ШНБ. В 1954 было отменено обязательство размена банкнот на золото при сохранении нормы 40% обеспечения золотом банкнот в обращении (фактическое обеспечение золотом банкнот на июнь 1977 составило 62%). Сумма баланса банка на июнь 1977 (в млрд. фр.): 35, денежные знаки в обращении 19,1; средства на счетах банков и фирм 10,8; капитал и резервы 0,07; золото и иностранная валюта 27,4, обязательства иностранных казначейств 4,6.
2. Деятельность Национального Банка Швейцарии
Деятельность банка определена статьёй 99 Конституции Швейцарии :
1) Денежное и валютное дело находится в ведении Конфедерации; ей одной принадлежит право выпуска монет и банкнот.
2)Национальный банк Швейцарии как независимый центральный банк проводит денежную и валютную политику , которая служит общему интересу страны; он управляется при участии и под надзором Конфедерации.
3)Национальный банк Швейцарии образует из своих доходов достаточные валютные резервы ; часть этих резервов содержится в золоте .
4) Чистая прибыль Национального банка Швейцарии не менее чем на две трети поступает кантонам .
Более подробно деятельность банка описана в Федеральном законе о Национальном банке Швейцарии.
Основными задачами Национального банка Швейцарии являются:
1)Национальный банк должен проводит кредитно-денежную политику, служащую интересам страны в целом. Он должен обеспечивать стабильность цен. При этом он должен учитывать развитие экономики.
В рамках этой деятельности он должен выполнять следующие задачи:
А. Он должен обеспечивать ликвидность швейцарского франка на денежном рынке .
Б. Он должен обеспечивать выпуск и распределение денежных средств .
В. Он должен содействовать и обеспечивать функционирование безналичных платёжных систем .
Г. Он должен управлять валютными резервами.
Д. Он должен способствовать обеспечению стабильности финансовой системы .
2)Он должен принимать участие в международном валютно-финансовом сотрудничестве. Для этой цели он должен работать совместно с Федеральным советом в соответствии с федеральным законодательством.
3)Он должен предоставлять банковские услуги Конфедерации. При этом он должен действовать от имени компетентных федеральных властей.

В соответствии с Федеральным законом «О Национальном банке» ШНБ обладает единоличным правом выпуска национальной валюты. Денежной единицей Швейцарии является швейцарский франк, равный 100 сантимам. В обращении находятся банкноты одной серии следующих номиналов: 10,20, 50,100, 200, 500,1000 франков. Все банкноты имеют ярко выраженное стилевое единство оформления: нетрадиционное размещение рисунков, которые рассматриваются при вертикальном расположении листа.
Банк обеспечивает экономику банкнотами и монетой высокого качества и надежности. Швейцарские банкноты, помимо широко применяемых защитных средств, имеют пока редко встречающиеся: микроперфорацию, усложненный водяной знак, а также большое количество голограмм. Новые банкноты практически идентичны банкнотам выпуска 1995-1997 гг., за исключением того, что на малые номиналы - 10, 20, 50 франков - нанесена микроперфорацию, которая ранее на них отсутствовала. В связи с этим из обращения будут постепенно выводиться банкноты, выпускавшиеся с 1995 г. Однако они продолжают оставаться законным платежным средством.
Чеканка монеты - прерогатива Конфедерации, от имени которой Монетный двор Швейцарии, расположенный в Берне, производит ее. ШНБ через сеть своих отделений осуществляет выпуск в обращение как банкнот, так и монеты, выступая при этом в интересах Конфедерации. Количество банкнот и монеты в обращении регулируется потребностями экономики. В зависимости от объемов наличных платежей оно подвергается сезонным колебаниям: возрастает в конце каждого месяца и достигает пика в конце года.
В 2002 г. среднее количество банкнот в обращении составило 35,1 млрд. швейцарских франков, что на 6,4% больше, чем в 2001 г. Количество монет в обращении не изменилось в 2002 г. по сравнению с 2001 г. и составило 2,3 млрд. швейцарских франков.
Содержание регулирующей функции центрального банка составляет выполнение практически всех видов деятельности, кроме включаемых в эмиссионную и информационно-аналитическую. Сердцевина же регулирующей функции - проведение денежно-кредитной политики.
ШНБ сотрудничает с другими банками, выступая в роли «банка банков», а также с различными федеральными агентствами, обладая компетенцией банка Конфедерации. В качестве кредитора последней инстанции он не играет большой роли, так как коммерческие и другие банки предпочитают межбанковские кредиты и заимствования на рынке ссудных капиталов.
Как и в России, Федеральный закон «О Национальном банке» запрещает ему предоставлять кредиты правительству на покрытие дефицита федерального бюджета, однако предусматривает бесплатное оказание услуг Конфедерации в качестве финансового агента государства. Так, банк выполняет услуги по международным расчетам, по платежам Конфедерации и чеканке монет, по инкассации векселей и чеков, по займам на рынке капитала, а также по инвестированию активов и их хранению.
Конфедерация хранит свои ликвидные активы в форме бессрочных вкладов или краткосрочных депозитов в ШНБ. В случае нехватки ликвидных средств это помогает Конфедерации воспользоваться ими. По ее срочным депозитам банк начисляет проценты по рыночным ставкам.
К активам ШНБ относятся: иностранная валюта, золото, финансовые активы, выраженные в швейцарских франках (ценные бумаги и обязательства, полученные по операциям РЕПО). Данные активы представляют собой часть национального богатства Швейцарии и выполняют важные функции монетарной политики. Их соотношение зависит от направлений и требований денежно-кредитной политики, проводимой ШНБ.

Иностранные резервы включают в себя преимущественно валютные резервы и золотой запас, которые ШНБ может использовать для проведения международных расчетов. В любое время банк в целях поддержания внешней ценности национальной валюты может продать валютные резервы за швейцарские франки. Золотой запас гарантирует Швейцарии возможность удовлетворения обязательств перед иностранными государствами в случаях острой необходимости.
ШНБ отвечает за инвестирование валютных резервов, а именно: золота, иностранной валюты, международных платежных инструментов. Валютные резервы обеспечивают доверие к швейцарскому франку, служат для предотвращения и преодоления кризисных ситуаций и могут быть использованы для интервенции на валютном рынке.
Вступление в силу 1 мая 2000 г. Федерального закона «О валюте и платежных инструментах» изменило политику регулирования валютных резервов Швейцарии, предоставило больше свободы в их управлении, что играет важную роль в проведении независимой денежно-кредитной политики. Как выше сказано, были отменены связь франка с золотом и его золотой паритет. В этих условиях ШНБ поставил задачу сократить вдвое свои золотые запасы (с 2590 т в конце 1999 г. до 1290 т) путем их постепенной продажи по рыночным ценам в целях пополнения валютных резервов.
Весной 2000 г. ШНБ начал продажу своих золотых резервов. Согласно балансам на конец 2001 г. они составили 28100,1 млн. швейцарских франков, на конец 2002 г. -25405,2, а на конец 2003 г. - 23217,3 млн. швейцарских франков. Таким образом, за 2002 г. золотой запас Швейцарии сократился примерно на 10%, за 2003 г. - на 9%.
Согласно Федеральному закону «О Национальном банке», ШНБ может оперировать своими активами, применяя различные инструменты. Лимиты рисков устанавливаются ШНБ самостоятельно, он же управляет активами в целях максимизации прибыли. ШНБ инвестирует большую часть своих денежных валютных резервов в надежные и ликвидные ценные бумаги, меньшую долю - в срочные депозиты в первоклассных иностранных банках. Это позволяет в случае необходимости продать их в короткие сроки без каких-либо потерь. Указанный закон предоставляет ШНБ возможность покупки ликвидных рыночных долговых сертификатов иностранных правительств, международных организаций и иностранных банков. Одной из основных обязанностей ШНБ является поддержание эффективного функционирования платежной системы страны. Наряду с другими банками и почтовой службой, он относится к основным институциональным операторам платежной системы Швейцарии. ШНБ предоставляет услуги по проведению межбанковских расчетов посредством электронной швейцарской межбанковской клиринговой системы. Это главная платежная система Швейцарии, осуществляющая практически все межбанковские клиринговые расчеты. Управляет данной системой акционерное общество «Швейцарский межбанковский клиринг» в интересах ШНБ. Стабильность финансовой системы в первую очередь обеспечивается эффективным надзором за банковской деятельностью. Он относится к компетенции Федеральной комиссии банков Швейцарии, являющейся независимой структурой. Надзорная деятельность комиссии распространяется также на финансовые рынки, инвестиционные фонды, биржи, фондовых дилеров, а согласно другому закону, принятому в 2004 г., - и на страховые организации. Ее решения обязательны к исполнению, хотя клиенты и кредиторы банка могут обжаловать их в федеральном суде. Важное место в деятельности швейцарских банков занимает борьба с легализацией доходов, полученных преступным путем. Согласно проведенным исследованиям каждый сотрудник банка тратит пятую часть своего рабочего времени на выполнение соответствующих инструкций по противодействию отмыванию денег. В 2002 г. расходы на эти цели составили 4% общих расходов швейцарских банков, а у небольших банков достигли 9,8%. Тем не менее поставлена задача ужесточения надзора за злоупотреблениями в финансовом секторе.
ШНБ накапливает и обрабатывает статистическую информацию по банковскому сектору в различных целях, включая составление платежного баланса Швейцарии. В этом проявляется информационно- исследовательская и аналитическая функция банка.

3. СТРАТЕГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШНБ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

Обострение международного финансового кризиса в сентябре 2008 года потребовало серьезного вмешательства со стороны правительства Швейцарии.
Исходя из резкого обострения ситуации на международном финансовом рынке и начавшейся в стране экономической рецессии, правительство страны определило три основных направления действий для стабилизации ситуации:
1) финансово-политические меры,
2) меры по стимулированию экономического роста,
3) политика по активизации внешнеэкономической деятельности.
Начиная с октября 2008 г., Федеральный совет (правительство) Швейцарии и Швейцарский национальный банк (Центробанк) начали проводить активную политику по поддержанию благоприятной конъюнктуры в стране в условиях мирового экономического кризиса.
Первым шагом в антикризисных мерах швейцарского правительства стала экстренная финансовая помощь именно банку «Ю-Би-Эс», который как крупнейший в стране банк является базисным институтом всей банковской системы страны. Разорение в сентябре прошлого года одного из крупнейших американских инвестиционных банков «Леман Бразерс» и начавшийся резкий спад котировок на фондовых биржах мира потребовали срочных действий со стороны швейцарского правительства, поскольку в противном случае коллапс швейцарской банковско-финансовой системы мог вызвать серьезные и долговременные последствия как для национальной экономики и социальной сферы в стране, так и для международного положения нейтральной Швейцарии.
Федеральный совет (правительство) Швейцарской Конфедерации 16 октября 2008 г. совместно со Швейцарским национальным банком приняли решение о создании фонда в размере 60 млрд. дол. США в поддержку банка «Ю-Би-Эс». Эти средства предназначены для выкупа неликвидных активов банка, размещенных прежде всего на американском ипотечном рынке. В эту сумму также вошел непосредственный вклад правительства в 6 млрд. швейцарских франков в увеличение капитала банка. Выпушенные на эту сумму облигации банка позднее будут конвертированы в акции банка, которые правительство намерено в дальнейшем продавать частным инвесторам.
Одновременно банк «Кредит Суисс» отказался от прямой правительственной помощи, но решил привлечь к своей рекапитализации частных инвесторов. Капитал банка в октябре прошлого года был увеличен на 10 миллиардов швейцарских франков. При этом доля катарского холдинга Qatar Holding LLC. составила примерно 3,2 миллиарда швейцарских франков.
Принятые меры по финансовому оздоровлению сняли остроту ситуации на швейцарском финансовом рынке, но не решили проблему полностью. Оба крупнейших банка страны закончили 2008 г. с большими убытками, приступили к сокращению своих работников, приняли программы по экономии расходов. Главные менеджеры двух банков открыто отказались от бонусов по итогам 2008 года.
Швейцарский национальный банк, со своей стороны, в целях преодоления последствий кризисных явлений для Швейцарской экономики, начиная с октября 2008 г. начал смягчать денежно-кредитную политику. Целевой диапазон трехмесячной ставки «либор» был снижен в три этапа с 3%-2,5% до 0,5%-1%. А 12 марта 2009 г. базовая процентная ставка была понижена еще на 0,25 п.п. В условиях нарастания экономической рецессии в стране Швейцарский национальный банк приступил 12 марта 2009 г. к масштабным интервенциям на международном валютном рынке с целью девальвирования швейцарского франка, что должно по идее привести к росту конкурентоспособности национальных экспортеров и, соответственно, к стимулированию внутреннего производства. Однако эффект валютных интервенций Швейцарского национального банка может оказаться недостаточным для решения этой задачи.
В середине ноября 2008 г. швейцарское правительство приняло пакет мер, направленных на поддержание уровня занятости и загрузки предприятий в стране в условиях международного конъюнктурного кризиса. На эти цели было запланировано направить до 1,5 млрд. шв. франков. При этом правительство исходило из того, что на тот момент мировой финансовый и экономический кризис не столь сильно затронул экономику Швейцарии, как экономики других развитых стран.
Решая вопрос о симулировании инвестиционного процесса в стране, швейцарское правительство руководствуется положениями Закона «О бюджете», в соответствии с которым правительство должно планировать государственные расходы, исходя из предполагаемых доходов с учетом конъюнктурных факторов, при этом расходы бюджета должны равняться доходам в долгосрочной перспективе. В результате правительство, согласно существующим прогнозным оценкам, может увеличить расходы бюджета страны в 2009 г. почти на 1 млрд. шв. франков (примерно 650 млн. евро). Реализация правительственных антикризисных мер была разделена на три фазы.
Первая фаза начала действовать с 1 января 2009 г. На этом этапе расходы бюджета были увеличены на 350 млн. шв. франков. Из них 205 млн. шв. франков направлены на увеличение финансирования уже реализующихся государственных проектов в сфере транспорта, образования, сельского хозяйства и обороны (финансирование было ранее урезано); 66 млн. шв. франков – на проекты по защите от паводков и стихийных бедствий; 45 млн. шв. франков – на поддержание жилищного строительства, прежде всего энергетическую и другую реконструкцию зданий, что должно привлечь до 400 млн. шв. франков дополнительных частных инвестиций; 20 млн. шв. франков – на программы реконструкции государственных общественных зданий и 5 млн. шв. франков – на увеличение финансирования программ поддержки экспорта.
Кроме того, косвенной правительственной мерой стимулирования экономического роста стало принятие решения возвратить, начиная с 1 января 2009 г., 650 предприятиям так называемых «резервов трудоустройства», что дополнительно дает в производство 550 млн. шв. франков для реализации инвестиционных проектов. Указанные резервы добровольно перечислялись предприятиями на специальные счета, и должны были быть использованы для поддержания необходимого уровня занятости и работоспособности предприятия в случае неблагоприятных конъюнктурных изменений. При этом сумма отчислений вычиталась из налогооблагаемой базы предприятия. Данная форма налоговых льгот была отменена проведенной в первом полугодии 2008 г. налоговой реформой.
Второй пакет антикризисных мер был принят с учетом дальнейшего ухудшения экономической ситуации в стране в начале 2009 г. Правительство своим решением от 11 февраля 2009 г. утвердило второй транш антикризисного финансирования, который предусматривает дальнейшее увеличение государственных расходов на 700 млн. шв. франков. Из них 530 млн. шв. франков планируется направить на финансирование инфраструктурных проектов. Кроме того, с целью предотвращения волны возможных увольнений на швейцарских предприятий планируется увеличить максимальный срок господдержки работников при неполной занятости с 12 до 18 месяцев.
Третья фаза антикризисных мер находится еще на стадии проработки. Она направлена на поддержание уровня частного потребления за счет снижения налогового бремени. Главная цель при этом – стимулировать внутренний спрос. Реформа системы налогообложения должна принести домашним хозяйствам Швейцарии дополнительно около 1,2 – 1,3 млрд. шв. франков. Эти предложения швейцарского правительства получили одобрение со стороны миссии МВФ, которая посетила Швейцарию с 25 февраля по 9 марта 2009 г.с целью составления ежегодного доклада по швейцарской экономике. В случае, если изменения в законодательства страны достаточно быстро получат одобрение парламента Швейцарии, эффект от применения данных мер должен быть получен в 2010-2011 гг. По оценкам швейцарского правительства, сложившаяся к настоящему моменту ситуация не требует немедленной реализации данных мер. Но нельзя исключать того, что при ухудшении экономического положения в стране потребуются дополнительные стимулы для оживления национальной экономики.

4. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС ШВЕЙЦАРИИ

Данные платежного баланса Швейцарии представлены в таблице:

    Данные взяты с сайта:
Исходя из значений показателей, платежный баланс Швейцарии характеризуется профицитом. Если сравнить данные, то нельзя сказать, что во время кризиса 2008 года наблюдался экономический спад. Некоторые показатели такие, как товары и услуги превышают показатели 2007 года на 5735 млн. франков и 4207 млн. франков соответственно. Чистые доходы от оказания услуг превышают показатели 2009 года на 7291 млн. франков.
Дефицитными являются показатели текущих трансфертов за все 3 года они характеризуются отрицательными показателями. В период кризиса самой убыточной сферой были доходы от инвестиций – 41307 млн. франков.
На конец 2009 года валютные резервы составили 140 млрд швейцарских франков, что на 61 млрд больше чем в 2008 году . Увеличение в основном связано с приобретением иностранной валюты в размере 45 млрд швейцарских франков. В 2009 году 18 % резервов хранятся в золоте, а 46 % - в валюте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Швейцарский национальный банк, как уже отмечалось, представляет собой акционерное общество, что редко встречается в мировой практике. В современных условиях в большинстве стран центральные банки являются государственными даже в тех случаях, когда формально не принадлежат государству. Что касается Банка России, то его организационно-правовая форма не определена, впрочем, как и в некоторых других странах.
Акционерный капитал ШНБ составляет 50 млн. швейцарских франков (около 38 млн. долл. США). Он разделен на 100 000 акций номинальной стоимостью 500 франков каждая, однако, согласно Федеральному закону «О Национальном банке», только половина капитала оплачена полностью. Все акции - именные и котируются на Швейцарской фондовой бирже. Право владения акциями предоставлено только швейцарским гражданам, публичным корпорациям, полным и коммандитным товариществам, а также юридическим лицам, чьи органы управления расположены в Швейцарии. Около 55% акционерного капитала находится в руках кантонов и кантональных банков, что отражает особенности конфедеративного политического устройства страны. Оставшиеся акции большей частью принадлежат частным лицам. Федеральное правительство не владеет акциями. Между тем во многих странах, например в Великобритании, Франции, ФРГ, Канаде, России и др., уставный капитал центральных банков - исключительно государственная собственность. Согласно ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», его уставный капитал является федеральной собственностью и составляет 3 млрд руб. (около 100 млн. долл. США).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    Бацунова С. Швейцария как мировой финансовый центр // МЭМО, №11, 2008.
    Красавина Л. Н. Швейцарский стиль банковской системы // Деньги и Кредит, №3, 2003 – 42-47с.
    Красавина Л. Н. Швейцарский опыт повышения конкурентоспособности банков // Банковское дело, №1, 2006 [электронный ресурс] – http://www.bankdelo.ru
    Хромов Ю.С. Швейцарский опыт антикризисных мер в международном контексте [электронный ресурс] – http://www.iuecon.org/ Montreux09-hromov.html
    Статистика Швейцарии [электронный ресурс] – http:// www.bfs.admin.ch/bfs/portal/ en/index/themen/04/05.html
    Википедия [электронный ресурс] – http:// ru.wikipedia.org/wiki/
и т.д.................
mob_info