Банк аргументов. Мораль и нравственность

НРАВСТВЕННАЯ ДЕГРАДАЦИЯ

Форма антимедиации, направленная на разрушение, дезорганизацию массовой нравственности, результат острейшего социокультурного противоречия, вызванного ростом массового дискомфортного состояния из-за творчества, выходящего за рамки сложившихся социальных отношений, культурных стереотипов, за рамки приемлемого в данной культуре шага новизны. Реакция может приобрести характер крайностей. разрушать не только новые, продвинутые формы конструктивной напряженности, точки роста и развития, но и затрагивать традиционные формы деятельности, труда, социальных отношений, что приводит к архаизации социальных отношений, культуры, активизации уравнительности, восстановлению на этой основе образа жизни, связанного с локализмом, и т. д. Н. д. может выступать в форме сужения сферы ответственности, например отказа от ответственности за государство, за его существование, возрождение обычаев кровной мести, переноса архаических побоищ между деревнями на городские улицы, в хулиганстве, вандализме, пьянстве и т. д. Н. д. может выступать в форме ухода от наиболее квалифицированных, развитых сложных форм труда. В условиях раскола Н. д. усиливается взаиморазрушением двух систем ценностей, т. е. связанных с традиционными ценностями и определенных стремлением к росту и развитию. Н. д. - сложный неоднозначный процесс. В него включено формирование утилитаризма, усиление которого часто отождествляется с ростом Н. д. Такая его роль в условиях общей нравственной дезорганизации действительно имеет место. Это связано с тем, что рост утилитаризма не сопровождается его нравственной санкцией, но рассматривается, включая самих его носителей, как деятельность, входящая в конфликт с нравственностью. Здесь важнейшее отличие от Запада, где утилитаризм имел религиозную санкцию. Государство обладает весьма ограниченными возможностями для предотвращения Н. д., пытаясь в силу этой ограниченности подменить нравственный базис внешними подпорками. Кардинальное решение проблемы заключается в способности общества развивать конструктивную напряженность, направленную на прогресс, но при условии, что этот процесс не вызовет опасного дискомфортного состояния.

Основные термины, используемые в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НРАВСТВЕННАЯ ДЕГРАДАЦИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ДЕГРАДАЦИЯ в Словаре экономических терминов:
    (фр. degradation - упадок) - здесь: ухудшение состояния экономической системы, ее распад, развал, потеря организации, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Медицинских терминах:
    (франц. degradation; де- + лат. gradus шаг, ступень, движение) в биологии см. Дегенерация …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ДЕГРАДАЦИЯ
    см. Лишение …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ДЕГРАДАЦИЯ
    (от латинского degradatio - снижение), постепенное ухудшение утрата положительных качеств, упадок, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Энциклопедическом словарике:
    , и, мн. нет, ж. Постепенное ухудшение, упадок, движение назад.||Ср. РЕГРЕСС …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДЕГРАД́АЦИЯ, постепенное ухудшение снижение или утрата положит. качеств, упадок, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. Лишение …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    деграда"ция, деграда"ции, деграда"ции, деграда"ций, деграда"ции, деграда"циям, деграда"цию, деграда"ции, деграда"цией, деграда"циею, деграда"циями, деграда"ции, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. degradation) постепенное ухудшение, вырождение, упадок, движение …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Словаре иностранных выражений:
    [фр. degradation] постепенное ухудшение, вырождение, упадок, движение …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в словаре Синонимов русского языка:
    вырождаемость, вырождение, геноцид, деградирование, декаданс, маразм, регресс, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Действие по знач. несов. глаг.: деградировать. 2) Состояние по знач. несов. глаг.: …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Словаре русского языка Лопатина:
    деград`ация, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    деградация, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Орфографическом словаре:
    деград`ация, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    постепенное ухудшение; снижение или утрата положительных качеств, упадок, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    (дэ), деградации, ж. (фр. degradation) (книжн.). Постепенное ухудшение, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Толковом словаре Ефремовой:
    деградация ж. 1) Действие по знач. несов. глаг.: деградировать. 2) Состояние по знач. несов. глаг.: …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1. действие по несов. гл. деградировать 2. состояние по несов. гл. …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. 1. процесс действия по несов. гл. деградировать 2. Результат такого …
  • ДЕГРАДАЦИЯ АЛКОГОЛЬНАЯ в Медицинских терминах:
    (син. деправация алкогольная) деградация личности, наступающая во II - III стадиях хронического алкоголизма, сопровождающаяся аффективными и психопатоподобными изменениями, утратой трудоспособности …
  • ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕГРАДАЦИЯ: СТАБИЛЬНОСТЬ ЭКОСИСТЕМ в Словаре Кольера.
  • ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕГРАДАЦИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ НА БУДУЩЕЕ в Словаре Кольера:
    К статье ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕГРАДАЦИЯ Можно ли восстановить поврежденную экосистему? В некоторых случаях деградация окружающей среды бывает обратимой, и чтобы …
  • ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕГРАДАЦИЯ в Словаре Кольера:
    процесс, в результате которого снижается способность экосистем поддерживать постоянство качества жизни. Экосистема в самых общих чертах может быть определена как …
  • ПРОГРАММЫ ПОИСКА ВНЕЗЕМНОЙ ЖИЗНИ
    проекты и реально осуществляемые действия самых различных направлений, целью которых является доказательство простой и логичной мысли о наличии во Вселенной …
  • КАЛАЧАКРА ("КОЛЕСО ВРЕМЕНИ") в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    в древней буддийской мифологии объединения микро и макрокосмоса, Вселенной и человека. Учение, связанное с 12- и 60-летней цикличностью времени, начиная …
  • СОЛОВЬЕВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ
    (1853-1900) - русский философ. Окончил Московский университет. В 70-е 19 в. защищает магистерскую и докторскую диссертации, преподает. В связи с …
  • НОВГОРОДЦЕВ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ в Новейшем философском словаре:
    (1866-1924) - русский философ, социолог, правовед. Окончил юридический факультет Московского университета. Завершал образование в Берлине и Париже. С 1896 - …
  • РОДО в Словаре постмодернизма:
    (Rodo) Xoce Энрике (1871-1917) - уругвайский философ, писатель, политик. Р., Марти-и-Перес и Р.Дарио являются "культовыми" фигурами латиноамериканского модернизма, задававшими уровень …
  • БУНЬЮЭЛЬ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (Bunuel) Луис (1900-1983) Испанский кинорежиссер. В студенческие годы Б. сближается с Ф. Гарсиа Лоркой и Р.Альберти, а когда в 1925 …
  • ТУЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тульская духовная семинария, учебное заведение, готовящее священнослужителей Русской Православной Церкви. Адрес: г. Тула, …
  • АНТОНИЙ (ХРАПОВИЦКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Антоний (Храповицкий) (1863 - 1936), митрополит Киевский и Галицкий, основатель и первоиерарх Русской …
  • ЧИЧЕРИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ
    Чичерин (Борис Николаевич) - известный юрист и философ. Родился в Тамбове в 1828 г.; до 1868 г. был профессором государственного …
  • ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Достоевский, Федор Михайлович - знаменитый писатель. Родился 30 октября 1821 г. в Москве в здании Мариинской больницы, где отец его …
  • АКСАКОВ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Аксаков, Константин Сергеевич, один из крупнейших представителей "славянофильского" направления. Родился 29 марта 1817 года в селе Аксакове, Бугурусланского уезда, Оренбургской …
  • ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ в Литературной энциклопедии:
    I. Исторический очерк. — Проблема Ф. и С. принадлежит к числу ведущих вопросов в истории эстетических учений, борьбы материализма и …
  • ЭТИКА
    (греч. ethika, от ethikos - касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos - привычка, обыкновение, нрав), философская наука, объектом изучения которой …
  • УГЛЕВОДНЫЙ ОБМЕН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    обмен, процессы усвоения углеводов в организме; их расщепление с образованием промежуточных и конечных продуктов (деградация, диссимиляция), а также новообразование из …
  • ДОЛГ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    категория этики, в которой выражается нравственная задача определённого индивида, группы лиц, класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящаяся …
  • БЛАГО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (в этике и философии), то, что заключает в себе определённый положительный смысл. Вопрос о Б. ставился в философии в связи …
  • ЧИЧЕРИН, БОРИС НИКОЛАЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I известный юрист и философ. Род. в Тамбове в 1828 г.; до 1868 г. был профессором государственного права в московском …
  • ХАРАКТЕР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (от греч. ???????? от глаг. ?????? — черчу) обозначает сложное психическое явление, отличающее индивида или народ и выражающееся в своеобразном, …
  • СХОЛАСТИКА
  • СТОИКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • СОЛОВЬЕВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I знаменитый философ и публицист. Род. 16 января 1853 г. Отец его — знаменитый историк (см. ниже); мать происходит из …
  • ПРАВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имеет своей задачей регулировать взаимные отношения людей, живущих в обществе, путем установления правил поведения ("юридических норм"), поддерживаемых принудительным воздействием со …
15 октября 2016 Просмотров: 1185

С зарождением капитализма началась не только все усиливавшаяся переработка сырья в продукт, но и переработка человека в работоспособных роботов — постлюдей.

В Европе при зарождении капитализма на протяжении нескольких веков сгоняли крестьян с земли, заставляя тем самым «добровольно» продавать свой труд на фабриках и заводах. Перед людьми, насильственно согнанными со своих земель, было два пути: либо продавать свою рабочую силу, либо нищенствовать, бродяжничать и разбойничать. На протяжении длительного времени людей заставляли работать на капиталистов поркой, пытками, казнями. А тех, кто этого «добровольно» делать не хотел, ловили, сажали в клетки, как животных, а затем казнили за бродяжничество. Только за время правления Генриха VIII в Англии было повешено 75 тысяч человек. Так происходил переход от феодализма к капитализму. Капитализм был построен на костях людей. С помощью насилия людей приучали к определенной модели поведения, к определенным взглядам, выгодных капитализму, при которых главенствуют материальные потребности.

«Материальные потребности стали ведущими, соответственно, изменилась структура духовного опыта людей. Стало моральным все, что приносило материальный успех. Достоинство человека стало определяться количеством богатства» .

На начальном этапе становления капитализма происходил отбор населения с соответствующими качествами, неподходящих просто вешали или предоставляли право свободно умирать с голоду. Сегодня идет второй этап: с помощью средств массмедиа создана система массовой штамповки определенного типа сознания.

Особую роль в штамповке определенного типа сознания, а по сути оглупления и унификации людей, отведена телевидению. Американский журналист Мэтт Тэйби писал в 2000 году в статье «Человек-ящик. Если в Америке отключат телевизор»:

«В первую же ночь без телевидения в США президент Клинтон объявит зоной бедствия всю страну. Возможно, даже введет чрезвычайное положение. Потому что жизнь в Штатах, насколько мы о ней знаем, без телевидения просто прекратится. Отсутствие телевидения заставит американцев думать самостоятельно, и большинство лишиться рассудка за несколько часов. Так долго сдерживаемые гнев и ненависть вырвутся наружу, и столь хорошо вооруженное гражданское население превратится в агрессивную, одержимую манией убийства толпу, справиться с которой смогут только самые отборные войска... Ты работаешь — и ты одинок. Тебе не с кем выпить или уколоться, если ты даже вдруг захочешь... Все это превращает работу и телевизор в единственное пространство для жизни. Работа — единственный допустимый порок, людей приучают быть жадными. “Ящик” — единственная отдушина... Бесконечно разнообразный мир, который так отличается от твоей изматывающей и приземленной жизни. И это так отвлекает... Но многим телевизора уже мало. По крайней мере, раз в неделю какой-нибудь американец заходит в офис и с криками “С меня хватит!” расстреливает сорок или пятьдесят человек и стреляется сам. Этот человек дошел до точки. Телевизор не смог отвлечь его от того, что у него нет ни семьи, ни друзей, а его жизнь, растраченная на унизительной службе бездушной корпорации, пуста» .

Раньше человека заставляли продавать свое тело — трудиться на феодала, платить дань и тому подобное. Теперь, манипулируя нашим сознанием, нас принуждают продавать душу. Продавая тело, еще можно быть духовно свободным, но, продавая душу, удается сохранить лишь иллюзию свободы — неслучайно именно душу стремится купить дьявол. Сегодня наступает эра нового типа рабства, рабства духа.

Вообще, если бы дьявол существовал в реальности, то, без сомнения, можно было бы сказать, что капитализм — это программа дьявола. Д ьявол всегда предоставляет любые удовольствия, власть, деньги, проповедует разврат, извращения, эгоизм и обязательно стремится уничтожить нашу душу. Зло, которое есть на Земле, является социальным. Одним из главных его прародителей являются Деньги. Люди забыли предупреждение из «Фауста» Гуно: «Сатана там правит бал, люди гибнут за металл» .

Логичным продолжением обесчеловечивания является продажа души. Продажа души теперь не плод воображения писателей, а реальный факт действительности.

Уроженец пригорода Шанхая пополнил список людей, пытавшихся продать свою душу через Интернет. Торги по продаже столь экзотического товара состоялись на крупнейшем китайском онлайн-аукционе Taobao. Всего было подано 58 заявок на покупку души китайца. Но представители Taobao заявили, что в правилах ведения аукционов на сайте компании нет пункта, касающегося продажи такого товара, как душа, в связи с чем компанией было принято решение снять этот лот с торгов. Конечно, Taobao не против продажи души. Еще бы! Основной причиной снятия души с торгов стало отсутствие гарантии доставки товара покупателю.

Россия, естественно, не в стороне от передового человечества. В марте 2002 года житель Барнаула Василий Потапов разместил на одном из американских интернет-аукционов свою «пока еще безгрешную душу». Торги начались с пяти центов и вначале шли довольно вяло. Однако вскоре ситуация резко изменилась, и алчные пользователи кинулись на душу Василия. Ставки поднимались каждую минуту. В торгах участвовали жители многих стран мира, но в конце концов лот достался американке из штата Алабама. За удовольствие иметь душу жителя Барнаула женщина заплатила 400 долларов.

А.П. Чехов «Крыжовник»: В погоне за мечтой о покупке собственного имения,Николай Иваныч забывает о внутреннем развитии.

Все его поступки, все мысли были подчинены этой материальной цели. В результате, добрый и кроткий человек опустился,

превратившись в наглого и самоуверенного «барина».

Л. Н. Толстой «Война и мир»: Для Анны Михайловны и ее сына главная цель в жизни - устройство своего материального

благополучия. И ради этого она не гнушается даже унизительного попрошайничества

Чинопочитание

А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: Чиновник Порфирий встретил на вокзале школьного приятеля и узнал, что тот является

тайным советником, т.е. по службе продвинулся значительно выше. В один миг «тонкий» превращается в раболепствующее

существо, готовое унижаться и лебезить.

А.П. Чехов «Смерть чиновника»: Чиновник Червяков в невероятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и обрызгав

лысину впереди сидящего генерала Брызжалова (а тот не обратил на это внимания),настолько испугался, что после

неоднократных униженных просьб простить его умер от страха.

Чиновничество

Ильф и Петров «Золотой теленок»: Бюрократ вызывает особую неприязнь. Бюрократ всегда упрямо лезет на первый план.

Он претендует на то, чтобы говорить от имени всех «прочих», быть наставником, руководителем, хозяином. Полыхаев,

начальник учреждения «Геркулес», восседая на своем кресле, как на престоле, может только повелевать.

Н.В.Гоголь "Повесть о капитане Копейкине»: Несмотря на увечья и боевые заслуги капитана,Копейкин не имеет права даже

на полагающуюся ему пенсию.Отчаявшись,он пытается найти помощь в столице, но его попытка разбивается о холодное

равнодушие чиновника. Все они, начиная с мелкого губернского секретаря и заканчивая представителем высшей административной

власти, нечестные, корыстные, жестокие люди, безразличные к судьбам страны и народа

Хамство

А.Н. Островский «Гроза»: Дикой - типичный хам,который оскорбляет и племянника Бориса, называя его «дармоедом»,

«проклятым», и многих обитателей города Калинова. Безнаказанность породила в Диком полнейшую разнузданность.

Д. Фонвизин «Недоросль»: Госпожа Простакова своё хамское поведение по отношению к окружающим считает нормой:

она хозяйка в доме, которой никто не смеет перечить.

18. Эгоизм

Л.Н.Толстой «Война и мир»: Анатоль Курагин вторгается в жизнь Наташи Ростовой ради удовлетворения собственных амбиций.

А.П.Чехов «Анна на шее»: Анюта, став по расчету женой состоятельного чиновника, чувствует себя королевой, а остальных - рабами.



Она даже забыла о своем отце и братьях, которые вынуждены продавать самое необходимое, чтобы не умереть с голода.

Варварство, жестокость

Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»: Маленького героя этой повести и его отца, лесника Егора Полушкина, ужасает,

как варварски люди относятся к живой природе: браконьеры жгут муравейники, обдирают липы, убивают беззащитных животных.

В. Астафьев «Печальный детектив»: В этом романе автор приводит факты нечеловеческой жестокости, когда родители

оставляют детей умирать голодной смертью, а подростки убивают беременную женщину

Вандализм

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»: Автор рассказывает, какое негодование испытывал он, когда узнал, что

на Бородинском поле в 1932 году был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Лихачев считает, что «утрата любого

памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны».

И.Бунин«Окаянные дни»: Бунин предполагал, что революция неизбежна, но даже в страшном сне не мог вообразить, что

зверство и вандализм, как стихийные силы, вырвавшись из тайников русской души, превратят людей в обезумевшую толпу,

разрушающую всё на своем пути.

Одиночество,равнодушие

А.П. Чехов «Ванька»: Ванька Жуков - сирота. Он отдан на обучение сапожнику в Москву, где ему очень несладко живется.

Об этом можно узнать из письма, которое он отправил «на деревню дедушке Константину Макаровичу с просьбой забрать его.

Мальчик так и останется одиноким, неприютным в жестоком и холодном мире.

А.П. Чехов «Тоска»: У извозчика Потапова умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чувство одиночества, он хочет

кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. И тогда всю свою историю

извозчик рассказывает лошади: ему кажется, что именно она выслушала его и посочувствовала горю.

студентка Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Аннотация:

Предотвращение падения нравственных и моральных установок, культурных традиций является актуальной задачей современного российского государства. Конституция РФ фиксирует основы правосудия, тем самым определяя демократическое содержание и воплощая требование идеи справедливости и гуманности. Вместе с тем в законодательстве не закреплены понятия морали, нравственности, вследствие этого, вопросы духовно-нравственного характера находятся вне правового поля. На основе Основного Закона страны, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» разработана Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, в которой прописаны базовые ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, те моральные установки, которые обеспечивали бы успешное развитие государства.

Ключевые слова:

справедливость, гуманность, демократическое государство, правовое государство, мораль, социальная солидарность, духовно-нравственное воспитание, нравственная деградация, аксиологический хаос, государственная семейная политика.

Век высоких технологий открыл широкие возможности для развития в области медицины, образовании, культуры, политики. Люди в современном мире могут общаться, находясь за тысячи километров друг от друга, посещать лучшие музеи мира в виртуальном пространстве, читать любые интересующие их книги, за несколько минут решать бытовые вопросы. Казалось бы, технический прогресс создал все условия для духовного развития общества, однако, к сожалению, мы можем констатировать тот факт, что в российском обществе за последние годы произошло резкое падение нравственных и ценностных установок. Общество стремительно теряет культурные традиции, которые являются своеобразным спасательным кругом . Жизненными ориентирами большинства людей (по результатам анкетирования 2014 года) становятся: власть, высокое материальное и социальное положение, способность добиваться своих целей любыми методами и средствами. О морально-духовном состоянии общества РФ красноречиво свидетельствует статистика преступлений: по данным портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 2014 г. число зарегистрированных преступлений составило - 2166399, Россия находится на критическом уровне и входит в пятерку лидеров по количеству правонарушений:

Исходя из данной ситуации, одной из главных целей государственно-правовой политики Российской Федерации - предотвращение морально-нравственной деградации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждому гарантируется «свобода совести, свобода вероисповедания», «свобода мысли и слова», «признается идеологическое многообразие...», «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной…». Конституция РФ фиксирует основы правосудия, тем самым определяя демократическое содержание и воплощая требование идеи справедливости и гуманности. Вместе с тем в законодательстве не закреплены понятия морали, нравственности, вследствие этого, вопросы духовно-нравственного характера находятся вне правового поля. Однако определяющим условием развития современного правового государства является рассмотрение права как системы норм, регулирующих общественные отношения, в основе которой лежат духовно-нравственные ценности. Большой вклад в изучение философско-правовой аксиологии внесли русские мыслители XIXв.: А.С. Хомяков, А.И. Кошелев, И.В. Киреевский, исследовавшие в своих трудах духовные основания в правовой культуре и признававшие их ведущую роль в устройстве государства. Выдающийся русский философ В. Соловьев в работе «Оправдание добра. Нравственная философия» дает следующее определение права - «принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла». Далее автор поясняет: «Задача светского закона - не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие, а в том, чтобы он не превратился в ад» . Нравственность В. Соловьев рассматривает как основополагающее начало в развитии общества.

Известный российский юрист А.Ф.Кони (1844-1927) говорил: «Правосудие может быть отрешено от справедливости, а последняя состоит не в одном правомерном применении карательных санкций. Судебный деятель всем своим образом действий относительно людей, к деяниям которых он призван приложить свой ум, труд и власть, должен стремиться к осуществлению нравственного закона», - в этих словах точно передана мысль о неразрывности права и морали, законодательство должно быть проводником морали, оберегать духовные ценности народа, составляющие фундамент русской государственности. Противоположную точку зрения высказал К. Гельвеций, утверждая, что «сделать людей добрыми можно только посредством хороших законов. Всё искусство законодателя заключено в том, чтобы заставить людей быть справедливыми друг к другу, опираясь на их любовь к себе». Однако, как известно, добро может совершаться только по волеизъявлению человека, ненасильственным путем, добро нельзя «насадить», используя даже самые справедливые, безукоризненные законы. Очевидна связь между нравственностью и законом: чем выше уровень нравственности, тем выше уровень развития законности в государстве, и наоборот.

Одним из главных условий предотвращения моральной деградации общества нам видится в процессе формирования базовых нравственных ценностей, в котором главная роль принадлежит семье. Отсутствие воспитания, либо его искажение может привести к плачевным результатам в будущем. Упадок нынешнего социума и регрессивное развитие семейных основ переплетаются друг с другом с самых первых этапов своего исторического рождения. Понимание и выявление факторов, влияющих на формирование дефицитного уровня социальной морали, на проблему ценности семьи и к сведению к минимуму последствий данного явления представляется невозможным без учета государственно-правовых механизмов, направленных на возрождение семьи и обуславливающих её нормальное функционирование. Для реализации этих целей государство разрабатывает новые стратегии развития семейной политики в Российской Федерации. Затронув суть данной проблемы, следует обратить внимание на нормативно- правовые акты, регулирующие вопросы государственной поддержки семьи, материнства и детей. Данные нормы прописаны в Семейном кодексе Российской Федерации: «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.». В ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» сказано, что «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации.

Что касается Концепции государственной семейной политики в сфере духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности, то здесь, находят своё отражение предполагаемые результаты действия данной программы, а именно: «достижение положительной динамики демографических показателей, уменьшение числа разводов, снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения, сокращение числа неработающих родителей, рост доли трудоустроенных граждан с семейными обязанностями в общем числе трудоустроенных граждан» и т.д. .

Нельзя недооценивать роль семьи как первого института социализации ребенка . Именно в семье закладывается определенная модель поведения, формируются творческая индивидуальность. В современном обществе прослеживается тенденция к построению отношений, не предполагающих их регистрацию в органах ЗАГС. Молодежь всё чаще предпочитает вступать в незарегистрированные отношения. «Сожители» сознательно не хотят декларировать свою гражданскую позицию, следовательно, называть их союз « гражданским» никак нельзя. В законе сказано:

1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Сожительство не предполагает взаимной ответственности друг перед другом, не предполагает общности, поставленных перед людьми целей. Он лжив сразу с трех позиций: юридической, психологической, духовной.

Кризис семьи является одной из самых важных и актуальных проблем общества, в связи с этим государство предпринимает все возможные меры для того, чтобы сократить количество разводов, улучшить социально-экономическое положение семей. Таким образом, возрождение института семьи на основе традиционных нравственных ценностей, на наш взгляд, является главным условием предотвращения духовной деградации общества.

Для определения мер по предотвращению морального упадка рассмотрим социальный портрет преступности, Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации предоставляет следующие данные на 2015 г.». 52% нарушителей закона имеют начальное и основное общее образование, по социальному составу: не обладают постоянным источником дохода или являются наемными рабочими.Напрашивается вывод о том, что совершение преступлений находится в прямой корреляции от уровня образования в Российской Федерации. Однако государство со своей стороны предоставляет возможности реализации права на образование, закрепив их в законе «Об образовании в РФ»:

1) «В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование»;

2) «… гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые»;

3) «… реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

Министерство образования и науки Российской Федерации в своей деятельности руководствуется следующими целями:

1) обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе;

2) обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного образования;

3) создание условий для активного включения детей, обучающихся образовательных учреждений в экономическую, социально-политическую и культурную жизнь общества. На основе Конституции России, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» разработана Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, в которой прописаны базовые ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, - те моральные установки, которые обеспечивали бы успешное развитие государства.

Итак, повышение качества образования является одной из целей государственно-правовой политики, направленной на предотвращение духовно-нравственной деградации общества.

Как нам известно, древнее время и средние века не предполагали официального закрепления правовых норм в нормативных документах, однако вся государственность (допустим Древней Руси) была пронизана идеями духовного укрепления человека, идеями справедливости, недопустимости появления в обществе настроений, развращающих народ духовно и телесно. Принятие христианства на Руси дало начало развитию целого ряда преобразований, коснувшихся государственности и культурного возрождения общественности. Одними из главных канонов правил поведения в Православии считают заповеди: Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» и т.д. Как мы видим, все наставления исходят из высоких моральных установок. Современный человек утратил духовную связь с религией вместе с моральными и нравственными нормами, веками складывавшимися в сознании народа, что стало одним из причин кризисных явлений в духовно-нравственной сфере. Поэтому большая роль в формировании нравственного самосознания в современном мире принадлежит институтам церкви, которые помогут возродить такие духовные ценности, как любовь, доброта, милосердие, честность.

Большую роль в формировании взглядов, представлений, интересов играют средства массовой информации. Согласно статье 2 Закона РФ "О средствах массовой информации", «под массовой информацией понимаются предназначенные печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием».

Информационные коммуникации способны проникать во все сферы жизнедеятельности : социальную, экономическую, политическую, духовную, - при этом напрямую обращаясь к общественности. В настоящее время можно констатировать разрушающее воздействие средств массовой информации на современное общество, в большей степени из-за легкой и неограниченной доступности к любой информации, анонимности . Если обратиться к «Топ-10 поисковых запросов Яндекса», мы увидим, что первое и второе места занимают социальные сети «В контакте» и «Одноклассники», 4 – «Порно», 8-ое – «Порно-онлайн». По результатам исследований Центра научной политической мысли и идеологии, количество преступлений, связанных с размещением порнографических материалов в Сети с 2009 г. по 2013 г. возросло в 12 раз. Большую часть Интернет-пространства занимают компьютерные игры, из которых 82% содержат сцены насилия. Интернет не регламентирует поиск и использование информации с точки зрения морали, нравственности, законодательства, вместе с тем и статья 3 Закона РФ «О средствах массовой информации» запрещает цензуру массовой информации, в связи с этим представляется необходимостью государственное регулирование функционирования Интернета.

Поскольку большая часть деятельность СМИ в настоящее время направлена на разрушение нравственного сознания людей, утрату культурных норм, культивирование прежде всего материальных ценностей - создание аксиологического хаоса, то повышение духовно-нравственного состояния общества нам видится и в формировании нравственного идеала средствами массовой информации, который бы способствовал возрождению духовных ценностей отечественной культуры. Формирование идеала может опираться на положительные примеры-носители высоких моральных и духовных качеств, выдающихся исторических личностей, отдавших свои силы, таланты, знания на службу России, на исторически сложившиеся нравственные ценности: семья, патриотизм, мир, труд, альтруизм, ценность человеческой жизни, стремление к совершенству.

Академик Д.С. Лихачев, рассуждая о нравственной основе государства, говорил о том, что именно от нее зависит благополучие страны, без нее не «действуют законы экономики и государства», «невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество". Уровень коррупции в стране позволяет судить о духовной составляющей нашего общества. Федеральный закон «О противодействии коррупции" (статья 1) трактует понятие коррупции как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки».

По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, «Результаты рассмотрения в 2014 году уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности по вступившим в законную силу приговорам и другим судебным постановлениям», было осуждено 10784 человек, из них 4188–за дачу взятки должностному лицу за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) (п.2 П.№ 23);913-за получение должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) (с ред. ФЗ от 04.05.2011 № 97-ФЗ) (п.2 П.№ 23); 336 – за дачу взятки должностному лицу публичной международной организации (с ред. ФЗ от 04.05.2011 № 97-ФЗ) (п.2П.№ 23); 302 – за деяния, предусмотренные частями первой-третьей, если они совершены группой лиц по предварительному сговору, или с вымогательством взятки, или в крупном размере (с ред. ФЗ от 04.05.2011 № 97-ФЗ) (п.2 П.№ 23); 185- за незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции, денег, ценных бумаг, иного имущества за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с этим лицом служебным положением (с ред. ФЗ от 04.05.2011 № 97-ФЗ) (п.2 П.№ 23) .

В 2014г. разработан «Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы», который призван решить задачи развития организационных аспектов противодействия коррупции, качественного исполнение законов о противодействии коррупции, правового просвещения граждан, реализации требований статьи 13.3, 19.28 Федерального закона . Безусловно, реализация Национального плана будет иметь положительную динамику в решении проблемы коррупции, вместе с тем, на наш взгляд, его выполнение станет возможным только на нравственной основе, в которой найдут отражение такие понятия, как честь, совесть, достоинство.

Галушкин А.А. К вопросу о свободе распространения информации и защите от информационной опасности на современном этапе // В сборнике: Инновационное развитие социально-экономических систем: условия, результаты и возможности Материалы III международной научно-практической конференции. МГОГИ, Орехово-Зуево, 2015.

Галушкин А.А. К вопросу об информационных войнах и информационной безопасности на современном этапе // В сборнике: Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика материалы ежегодной Международной научной конференции памяти профессора Феликса Михайловича Рудинского. Рязань, 2015.

Дегтярев А.В. Семейное насилие. Факторы риска, диагностика, психотерапия // Психология и право. 2012. № 4.

Линейцева К.С. К вопросу о правовой культуре и развитии институтов гражданского общества // Правозащитник. 2013. № 2.

Указ Президента РФ от 11.04.2014 N 226 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы" // СПС «Консультант-Плюс».

Чиркина Р.В., Галушкин А.А. Удержание несовершеннолетних от повторных преступлений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2012. № 4.

Чиркина Р.В., Дегтярев А.В., Галушкин А.А. Оценка риска совершения правонарушений несовершеннолетними и служба пробации в США // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 2.

Заголовок En:

Prevention of the Moral Degradation of Society as one of the Purposes of State and Legal Policy of the Russian Federation

Аннотация En:

Prevention of falling of moral and moral installations, cultural traditions is an actual problem of the modern Russian state. Constitution of the Russian Federation sets justice bases, thereby defining the democratic contents and embodying the requirement of idea of justice and humanity. At the same time concepts of morals, moral thereof, questions of spiritual and moral character are out of a legal framework aren"t enshrined in the legislation. On the basis of the Country constitution, according to the Law of the Russian Federation "About education" the Concept of spiritual and moral education of the Russian school students in which basic values are stated is developed: patriotism, social solidarity, civic consciousness, a family, work and creativity, science, those moral installations which would provide successful development of the state.

Ключевые слова En:

justice, humanity, democratic state, constitutional state, morals, social solidarity, spiritual and moral education, moral degradation, axiological chaos, state family policy.

5 абзац. Действительно, и в наши дни очень важно, чтобы человек не утрачивал нравственные ценности, не деградировал морально. Значимость поднятой автором проблемы можно понять, обратившись к произведениям русской классики. В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» главный герой из молодого доктора, полного желания помогать людям, превращается в какое-то подобие идола, служащего деньгам, охваченного тягой к приобретательству. По мнению автора, деградация Старцева происходит из-за нежелания сопротивляться среде, обстоятельствам.

В рассказеА. П. Чехова «Крыжовник» главный герой ради своей мечты – стать помещиком – жертвует всем, даже доводит до смерти жену. Купив поместье, он наконец-то выращивает долгожданную ягоду, но, как замечает рассказчик, сам становится похож на свинью.

6 абзац. Рассматриваемая автором текста проблема звучит актуально сегодня, так как сохранение нравственных ценностей очень важно в современном обществе. Особенно этот вопрос значим, когда речь идёт о молодёжи. К сожалению, В СМИ есть программы, которые ведут к деградации личности. Атмосфера реалити-шоу «Дом 2» такова, что её участники не только грубо разговаривают и ведут себя бестактно, но и демонстрируют отрицательные качества личности. Здесь происходит не строительство отношений, а нравственная деградация участников.

Проблема интеллигентности.

5 абзац. Действительно, и в наши дни очень важно, чтобы развитый ум соединялся с совестью, благородством духа. Значимость поднятой автором проблемы можно понять, обратившись к произведениям русской классики. В комедии А. П. Чехова «Вишнёвый сад» интеллигентом можно назвать Петю Трофимова. Он верит в победу разума и правды, готов трудиться ради того, чтобы превратить всю Россию в сад.

В повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» профессор Преображенский – яркий тип интеллигента, соединяющего в себе знания и нравственность. Он вживляет гипофиз бездомному псу и происходит чудо: животное превращается в разумное существо. Однако радость от открытия длится недолго: Шарикова лишь условно можно назвать человеком. Он лишён нравственности. Профессор исправляет свою ошибку, а читатели задумываются о том, насколько велика ответственность учёного за сделанные им открытия.

6 абзац. Рассматриваемая автором текста проблема звучит актуально сегодня, так как в наше время образование сделало грандиозный скачок и обострился вопрос соотношения ума и сердца, знания и нравственности. Настоящим интеллигентом можно назвать человека неравнодушного к духовному развитию не только самого себя, но и общества. Большой след в русской культуре оставил Дми́трий Серге́евич Лихачёв, советский и российский филолог, искусствовед, сценарист,академик РАН.ННа протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.



Владимир Познер – журналист, переводчик, ведёт авторскую программу на Первом канале. Это настоящий интеллигент, человек с яркой гражданской позицией. Его вклад в культуру России важен для современников.

Проблема благородства .

5 абзац. Действительно, и в наши дни очень важно, чтобы люди осознали, что в основе благородства лежит высокая нравственность, соединённая с самоотверженностью и честностью. Значимость поднятой автором проблемы можно понять, обратившись к произведениям русской классики. В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» таким человеком предстаёт Кутузов. Во время заграничных походов русской армии он делает всё, чтобы сохранить солдат. После Бородинского сражения честно признаёт необходимость сдать Москву Наполеону, затем добивается победы над ним.

В комедии А. П. Чехова «Вишнёвый сад» благородным человеком можно назвать Петю Трофимова. Он верит в победу разума и правды, готов трудиться ради того, чтобы превратить всю Россию в сад.

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» благородным человеком можно назвать Данко. Он решил вывести людей из болот к лучшей жизни. Когда они дрогнули, то ради их спасения герой произведения вырвал своё сердце, поднял его над головой и осветил дорогу. Самоотверженность Данко близка автору.

6 абзац. Рассматриваемая автором текста проблема звучит актуально сегодня, так как в наше время многие нуждаются в помощи, сочувствии и в людях необходимо воспитывать стремление к благородным поступкам. Страшно, когда горе и боль читаются в детских глазах. Не всегда у родителей и близких есть средства для спасения больных ребят. Поэтому акция Первого канала телевидения «Добро» очень важна. Послав сообщение на короткий номер, зрители дают шансна жизнь сотням тяжелобольных детей. Маленькие пациенты отчаянно цепляются за нее, а их родители отважно сражаются за тех, кого любят больше всего на свете. Сочувствие, сострадание миллионов людей их горю помогает победить болезнь.

mob_info