Фестиваль золотая маска в большом театре. «Золотая маска» держит лицо

2 ноября в Москве объявлены номинанты национальной театральной премии «Золотая Маска» (сезон 2016/17). Генеральный директор премии и фестиваля Мария Ревякина, президент премии Игорь Костолевский начали пресс-конференцию с главного, глобального - со слов об общей атмосфере необъяснимого недоверия к культуре и ее деятелям, растущей в обществе. Выражением этой «тенденции сезона» стало дело «Седьмой студии». Москву на пресс-конференции крупнейшего театрального фестиваля страны представлял Александр Кибовский, руководитель департамента культуры столицы. А вот министерство культуры РФ при старте нового сезона «Золотой маски» не присутствовало вовсе.

О номинантах — они же участники фестиваля «Золотая Маска» в Москве (февраль-апрель 2018 года), гастрольных программ фестиваля, трансляций его спектаклей в кинотеатрах РФ и в интернете (обе формы расширения «Маски» на всю страну весной 2018-го будут расширены).

Экспертные советы «Золотой Маски», «драматический» и «музыкальный», объехали в минувшем сезоне 173 города России и отсмотрели около 800 премьер.

обновлено

Выдвинутый со спектаклем «Старик и море» живой классик Анатолий Васильев заявил, что снимает свою кандидатуру из номинации на «Золотую маску». «Я выбрал путь изгнания», — заявил он в своем обращении. А по поводу номинации Кирилла Себебренникова заметил: Серебренникову нужна не «Маска», а свобода: «Он ее заслужил!»

Другие номинанты: «Дядя Ваня» и «Барабаны в ночи» Юрия Бутусова, «Царь Эдип» Римаса Туминаса, «Иванов» Тимофея Кулябина, «Дракон» Константина Богомолова, «Губернатор» Андрея Могучего, «Демократия» Алексея Бородина, «Человек из Подольска» Театра.doc (спектакль Михаила Угарова и Игоря Стама по пьесе Дмитрия Данилова — антропологическое исследование подмосковного фабричного города и частной жизни, в которую с размаху вторгается воинствующее новое время), «Чук и Гек» Александринского театра (в спектакле Михаила Патласова рассказ Гайдара соединен с документами 1930-х и реальностью ГУЛАГа). По 7 номинациям выдвинут спектакль Миндаугаса Карбаускиса по пьесе Мариуса Ивашкявичуса «Изгнание» : хроника судьбы литовца-эмигранта в Лондоне, но и притча о судьбе всех, кто встретил распад СССР 30-летними, уехал или остался…

Кирилл Серебренников , несмотря на безумные повороты «дела «Седьмой студии», — выдвинут в номинанты обоими экспертными советами. В драме — как режиссер спектакля Гоголь-центра «Ахматова. Поэма без героя» (в соавторстве с Аллой Демидовой). В опере — как постановщик оперы Александра Маноцкова «Чаадский» по мотивам «Горя от ума» («Геликон-опера»).

В «музыкальных» номинациях «Маски» — мировая (для композитора Глеба Седельникова — посмертная) премьера оперы «Родина электричества» по текстам Андрея Платонова (режиссер Михаил Бычков, Воронежский театр оперы и балета), «Пассажирка» Моисея Вайнберга (постановка в Екатеринбурге — первая в России), «Билли Бад» и «Манон Леско» Большого театра, «Cantos» Теодора Курентзиса и режиссера Семена Александровского из Перми.

В «танцевальных» номинациях — «Клетка» Джерома Роббинса (Большой театр), «Золушка» Пермской оперы (действие спектакля Алексея Мирошниченко и Теодора Курентзиса перенесено в 1957-й), новая работа Татьяны Багановой и ее «Провинциальных танцев» «Имаго-ловушка» .

Полный список номинантов — на сайте фестиваля . В ближайшие недели к нему добавятся традиционные программы «Маска Plus» и «Детский weekend», затем — расписание кинотрансляций спектаклей «Маски»-2018 в городах России и на сайте фестиваля. Но уже по списку номинантов ясно видно: «Золотая Маска» сохранила профессиональное и гражданское достоинство. И широту взгляда: «архаисты» и «новаторы» представлены во всех номинациях.

Спектакль «Иванов» в Театре Наций

Сергей Петров/Театр Наций

Первая и вторая столицы постоянно опережают всю остальную Россию по количеству как номинаций на «Золотую маску», так и по числу полученных призов. В этом году ситуация не изменилась — да и с чего бы? — и из четырнадцати претендентов на победу в категории «Драма /спектакль большой формы» двенадцать постановок созданы в театрах этих двух городов.

Разумеется, представлены самые именитые — например, МХТ имени Чехова с «Драконом» , «Царь Эдип» театра имени Вахтангова, «Губернатор» БДТ имени Товстоногова или «Преступление и наказание» из Александринки. Впрочем, выделить кого-то конкретного очень сложно — в этой номинации вместе сошлись «Ахматова. Поэма без героя» и «Кузмин. Форель разбивает лед», поставленные в «Гоголь-центре», «Иванов» Театра наций, «Дядя Ваня» Театра имени Ленсовета и «Демократия» РАМТа.

Среди оперных и балетных спектаклей конкуренция ничуть не слабее, но Москва и Питер и здесь оказались в доминирующем положении.

Так, из девяти оперных постановок — шесть представляют театры этих двух городов, в первую очередь, — Большой и Мариинский. Впрочем, у «Геликон-оперы» в категории — целых два спектакля, «Турандот» и «Чаадский». Такой же расклад и в балете, но здесь все более гармонично — из семи спектаклей только четыре приедут из Москвы и Петербурга. свои постановки представили Мариинский »(Времена года») и Большой («Клетка») театры, а также Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко («Вторая деталь» и «Сюита в белом»).

Остальная Россия

Спектакль «Воительница-Джырыбына» в театре «Олонхо», Якутск

Театр «Олонхо»

В категории «Драма большой формы» на «Маску» попали только два спектакля не из Москвы и Петербурга. Это «Антигона», поставленная в Башкирском театре драмы имени Гафури, и «Воительница-Джырыбына» якутского театра «Олонхо».

Большинство региональных театров представлены в номинации «Драма / Спектакль малой формы» —

здесь отмечены коллективы из Краснодара («Гроза» Молодежного театра), Хабаровска («Детство» ТЮЗа), Омска («Жизнь» Театра драмы), а также из Альметьевска, Перми, Новосибирска и других городов.

В опере, как уже говорилось, региональных театров почти и нет — в конкурсе участвуют спектакли «Cantos» пермского Театра оперы и балета и «Пассажирка» Театра оперы и балета из Екатеринбурга. Немного отыгрались другие города России только в балете — здесь и «Золушка» из Перми (у которой в целом восемь номинаций на премию), и две постановки екатеринбургского театра — «Наяда и рыбак. Сюита» и «Снежная королева».

«Ахматову» Серебренников поставил сам, отдав главную и единственную роль . Кроме того, за работу над «Ахматовой» режиссер номинирован и в категории «Драма/ Работа режиссера». А вот «Кузмин», в основе которого — последняя, 11-я книга стихов поэта Серебряного века , — дело рук рижского режиссера Владислава Насташева, у которого на счету в «Гоголь-центре» еще три спектакля: «Митина любовь», «Медея», «Без страха».


Режиссер Анатолий Васильев на закрытии театрального фестиваля имени А. П. Чехова в театре имени Евгения Вахтангова, июль 2017 года

Владимир Вяткин/РИА «Новости»

Спектакль Анатолия Васильева «Старик и море», результат сотрудничества театрального фестиваля имени Чехова и Театра имени Вахтангова, был представлен сразу в нескольких номинациях «Маски» — например, в «Ддрама / спектакль большой формы» и «Лучший режиссер драматического спектакля».

Но сразу после объявления шорт-листа фестиваля Васильев написал открытое письмо, в котором отказался от номинации.

Режиссер также указал, что с 2008 года не участвует в культурной жизни города и находится в «добровольном изгнании», а работает в основном за рубежом — во Франции, в Италии. Кроме того, Васильев напомнил, что ему так и не вернули студию на Поварской — хотя обещали.

«Еще об одной причине не стоит совсем говорить! Простите меня, но Кириллу Серебренникову нужна не «Золотая маска», а свобода! Он ее заслужил», — написал Васильев.

В итоге «Старик и море» в списке номинантов «Золотой маски — 2018» остался, но, как пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе фестиваля, это означает лишь, что спектакль был выдвинут на премию. Но на победу постановка претендовать не будет, жюри его смотреть в рамках фестиваля не станет, да и показов во время «Золотой маски» не запланировано.

“Губернатор”, Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург .

Худрук БДТ Андрей Могучий поставил спектакль по мотивам одноименного рассказа Леонида Андреева. В 1905 году генерал-губернатор Петербурга великий князь Сергей Александрович отдал приказ расстрелять толпу бастующих рабочих. Возмездием ему стала смерть от руки эсера-боевика Ивана Каляева. Когда долг человека государственного идёт вразрез с велением совести, личная трагедия может вырасти до вселенских масштабов.

“Кузмин. Форель разбивает лёд”, “Гоголь-центр”, Москва


Фото: Ира Полярная

Спектакль Владислава Наставшева входит в цикл, посвященный поэтам Серебряного века. Название позаимствовано у последнего сборника поэта и композитора Михаила Кузмина, Жизнь художника, преломлённая в его творчестве - терзания однополой любви творческие метания, поиски смысла жизни - обернулась эстетским сюрреалистическим зрелищем в лучших традициях этого театра.

“Царь Эдип”, театр им. Вахтангова

Фото: Валерий Мясников

Это совместная постановка театра им. Вахтангова и Национального театра Греции. Римас Туминас поставил спектакль, соблюдая каноны классической античной трагедии: хор, как и положено, комментирует происходящее, причём на языке оригинала - по-гречески. Режиссёр сумел доказать, что древний миф может, сохранив всю свою архитектонику, превратиться в более чем современную историю о природе власти и превратностях судьбы.

“Барабаны в ночи”, театр им. Пушкина, Москва


Фото: Галина Фесенко

Одноименной пьесе Бертольда Брехта в этом году исполнится ровно 100 лет. Её не часто ставят на российской сцене. Возможно потому, что сам драматург был не слишком высокого мнения о своем первом драматургическом опыте. Юрий Бутусов, которому Брехт очень близок своим бунтарским мироощущением, решил превратить “недостатки” пьесы в достоинства спектакля, выбрав для этого редкий по нынешним временам жанр рок-кабаре. Камерная на первый взгляд история солдата, сбежавшего с поля битвы под юбку своей невесты, превращена в манифест личности, не желающей становиться заложницей системы.

“Преступление и наказание”, Александринский театр, Санкт-Петербург

Венгерский режиссёр Аттила Виднянский убеждён, что для всей западной цивилизации этот роман Достоевского имеет первостепенное значение именно сегодня, когда человек понял, что, отказавшись от веры, он не нашёл, чем её заменить, и поэтому, не стал счастливее. Почему подлецы пользуются всеми благами жизни, а люди добрые и благородные вынуждены влачить жалкое существование? Вопрос этот в наше время стоит гораздо острее, чем полтора века назад и театр не может не попытаться найти на него свой ответ.

“Антигона”, Башкирский театр драмы им.М. Гафури, Уфа

Фото: Роман Шумнов

Античная мифология стала одним из лейтмотивов нынешнего конкурса. Антигона - юная девушка, рискнувшая пойти против приказа правителя страны и похоронить своего мятежного брата так, как повелевают законы предков. Режиссер Фарид Бикчантаев сократил расстояние между мифом и реалиями сегодняшнего дня, но не стал делать спектакль на злобу дня - о кризисе власти и неизбывном противостоянии властителя и подданных. Его волнует проблема гораздо более глубокая - непреложность общечеловеческих, не сиюминутных ценностей, которые только и могут остановить человечество, стоящее на грани хаоса. Для этой постановки известную пьесу Жана Ануя перевели на башкирский язык. Спектакль идёт с русскими субтитрами.

“Демократия”, РАМТ, Москва

Пьеса английского драматурга Майкла Фрейна не является в полном смысле слова документальной драмой, но в её основе лежит реальный политический скандал, разгоревшийся в 1974 году вокруг канцлера ФРГ Вилли Брандта. Его референт Гюнтер Гийом, человек, посвященный практически во все тайны государства, оказался шпионом Штази - политической разведки ФРГ. Для худрука РАМТа Алексея Бородина уроки истории - не пустой звук, его “политический театр” - пространство равноправного диалога, в котором важно услышать и попытаться понять точку зрения, отличную от твоей собственной.

“Иванов”, Театр Наций

Тимофей Кулябин - этот enfant terrible российского театра - сохранив в неприкосновенности текст чеховской пьесы, изменил условия жизни персонажей, осовременив всё, до чего смог дотянуться. персонажи Чехова жарят шашлыки и слушают модную нынче попсу, умудряясь рвать в клочья свои и чужие жизни с отчаянием, нам сегодняшним, в общем-то, не свойственным. С точки зрения режиссёра, трагедия Иванова не в том, что он не знает, зачем живёт, а в том, что не может плюнуть на этот вопрос и жить в своё удовольствие.

“Воительница-Джырыбына”, театр “Олонхо”, Якутск

Фото: Василий Кривошапкин

Режиссёр Матрёна Корнилова перенесла на драматическую сцену древний эпос народа саха, продемонстрировав тем самым простую истину о новом, которое на поверку является хорошо забытым старым. Обычная девушка получает в дар необычную, несокрушимую силу, чтобы защитить свой мир от зла и коварства -спектакль решён в столь популярном нынче жанре фэнтези, но опирается на традиционный для эпоса “Олонхо” язык и символику.


Фото: Юлия Кудряшова

Ещё одна работа Юрия Бутусова, выдвинутая на соискание главной театральной премии страны. Пьеса о крушении надежд, о падении кумиров, достаточно жёсткая комедия, набирающая к финалу высоту трагической безысходности, стала для режиссёра материалом для трагифарса о невозможности счастья для людей, позволяющим своей жизни пройти мимо них.

“Страх любовь отчаяние”, Малый драматический театр - театр Европы, Санкт-Петербург


Фото: Виктор Васильев

Маленькие люди в водоворотах великой Истории - тема, в которой Лев Додин отыскивает всё новые и новые ракурсы и повороты. Композиция из двух брехтовских текстов - “Страх и отчаяние в Третьей империи” и “Разговоры беженцев” - держится не на увлекательном сюжете, которого в ней нет, не на динамичном действии, тоже абсолютно отсутствующем, а на внутреннем драматизме крошечных исповедей крошечных персонажей, жизни которые перемалывают неостановимые жернова Жизни.

Номинация “Спектакль малой формы”

“Сучилища”, театр драмы им. А.П. Чехова, Серов

Фото: Екатерина Чижова

Пьеса Андрея Иванова с виду проста, как арифметическая задачка: девчонка из низов, торгующая на рынке рыбой плюс “высоколобый” преподаватель профтехучилища равняется… совсем не тому, чего подспудно ожидает зритель. Стандартная мелодрама с подкладкой ненормативной лексики погружена режиссёром Петром Шерешевским в многослойный культурный контекст - от греческой трагедии до Лермонтова и от средневекового плутовского романа до боккачиевой эротической новеллы. Что не помешает кому-то разглядеть в ней всего лишь современную вариацию уже совершенно не скандальной “Маленькой Веры”.

“Гроза”, Молодёжный театр, Краснодар

Фото: Марина Богдан

Взглянуть не просто на классическую, но на хрестоматийную, заученную до дыр пьесу свежим взглядом - задача столь же увлекательная, сколь и трудноосуществимая. Молодой режиссёр Даниил Безсонов, ученик Сергея Женовача, нашел в себе смелость это сделать. Возможно потому, что и сегодня встречаются люди, которым до смерти охота узнать, почему всё-таки люди не летают.

“Месяц в деревне”, Театр-театр, Пермь

Невесомое кружево самой известной пьесы Тургенева существенно овеществлено музыкой Баха: скучающая в загородном имении барыня превращена в оперную диву “в отставке” и в самых драматичных местах действие притормаживается яростными мессовыми волнами. Что ж, стихия музыки чем-то сродни женской страсти, неукротимостью которой так восхищается режиссёр Борис Мильграм.

“Король Лир”, театр-студия “Грань”, Новокуйбышевск

В этом театре предпочитают не осовременивать классические тексты, доверяясь вневременной мудрости их авторов. Шекспировские герои, балансирующие на грани разума и безумия, сами наводят мостки между всегда и сегодня.

“Изгнание”, театр им. Маяковского

Фото: Евгения Бабская

Режиссёр Миндаугас Карбаускис и драматург Марюс Ивашкявичус попытались совершенно “документальный”, обыденно-жизненный сюжет поднять до высот философской притчи. Человек, покинувший родину, но пока так и не сумевший укорениться в том “раю”, куда он отчаянно стремился, ощущает себя чужим на обоих берегах реки собственной жизни. И не сгинуть в её зыбких глубинах можно только, если найти силы не стать чужим самому себе.

“Магазин”, Татарский драматический театр, Альметьевск

Фото: Евгений Михайлов

Пьеса Олжаса Жанайдарова основана на реальных событиях: хозяйка продуктового магазина на окраине Москвы, превратила в рабынь своих продавщиц, приехавших на заработки из Средней Азии. Режиссёр Эдуард Шахов проводит зрителя по всем кругам этого почти бесконечного ада, и тот сам решает, что перед ним - гиперчернушная страшилка или психологическая драма.

“Чук и Гек”, Александринский театр, Санкт-Петербург


Фото: Анастасия Блур

Рассказ Аркадия Гайдара (опубликованный в 1939 г.), признанную классику советской детской литературы, режиссёр Михаил Патласов переплёл с воспоминаниями узников сталинских лагерей. Локальная история двух малышей, отправившихся из Москвы в Сибирь к отцу, работающему в геологической экспедиции, оказалась встроенной в глобальную историю страны на основании общности времён.

“Тартюф”, Электротеатр Станиславский, Москва

Фото: Олимпия Орлова

Филипп Григорьян превратил едкую, острую, победную мольеровскую комедию в апофеоз беспросветной безнадёги. Его Тартюфа победить невозможно, а если и возможно, то сделать это всё равно некому. И то, что старинный сюжет помещен в реалии Российской империи эпохи заката, не смягчает порождённого спектаклем чувства беспомощности перед неохватным злом. Давать отрицательные ответы на вопросы, имеющие ответ положительный - едва ли не главная черта постмодерна на отечественной сцене.

“Дыхание”, Театр Наций

У британского драматурга Дункана Макмиллана пьеса называется “Лёгкие”. Режиссёр Марат Гацалов назвал свой спектакль “Дыхание”, перенеся акцент с объекта на процесс и передав основные смыслы с помощью пластики, почти пластической драмы. Он и Она, потерявшие самих себя, друг друга и какую бы то ни было связь с реальным миром, не живут, а разговаривают о жизни, имитируя словами поступки, которых они уже не в силах совершить.

“Человек из Подольска”, Театр. doc , Москва

Фото: Айжан Жакипбекова

Человека из Подольска, имя которого никому не интересно, задерживают без объяснения причин, волокут в участок и затевают длительный допрос, от которого у нормального человека голова пойдет кругом. Нет, не от жестокости допросителей, а от абсурдности задаваемых ими вопросов. Докудрама, закутанная в лоскутки театра абсурда, сатирический памфлет и ни к чему не обязывающий стёб на тему порочности карательной системы, душащей любые ростки свободомыслия. И всё ради того, чтобы попытаться доказать зрителю бессмысленность его единственной и неповторимой жизни.

“Розенкранц и Гильдернстерн”, театр юных зрителей им. Брянцева, Санкт-Петербург

Фото: Наталья Кореновская

Знаменитая пьеса Тома Стоппарда, вздумавшего заглянуть за кулисы жизни шекспировских персонажей, переосмыслена Дмитрием Волкостреловым в реалиях советских 80-х, а если точнее - в рамках поединка за шахматную корону между Карповым и Каспаровым, который в предчувствии Перестройки многими воспринимался как противоборство “старого” и “нового”. Матч, длившийся пять месяцев, был остановлен на сороковой ничье. Стоппардовские персонажи, сидящие за шахматной доской, этого не знают.

“Я здесь”, театр “Старый дом”, Новосибирск

Фото: Виктор Дмитриев

Свобода в реалиях тоталитарной системы на нынешней “ЗМ” стала смыслообразующей. Режиссёр Максим Диденко собрал свой спектакль из текстов поэта-концептуалиста Льва Рубинштейна. Медитативное действо, жанр которого обозначен как “программа совместных переживаний”, не является иллюстрацией первоисточника, но ведёт с ним изощрённо-эстетский диалог о том, как устроена машина подавления.

“Жизнь”, театр драмы, Омск

Фото: Андрей Кудрявцев

Владимир Набоков считал повесть “Смерь Ивана Ильича” самым ярким и сложным произведением Толстого. Ничем не примечательный человечек живёт свою ничем не примечательную жизнь - несложную в первом приближении коллизию режиссёр Борис Павлович превращает в многоходовую игру, которую Смерть ведет с каждым человеком.

“Детство”, Театр юного зрителя, Хабаровск


Фото: Наталья Ивацик

Повесть Толстого стала отправной точкой для совместного погружения в глубины памяти о навсегда ушедшем детстве. Режиссёр Константин Кучикин оттолкнулся от сакраментального “все мы родом из детства” и переплёл в одном пространстве воспоминания героев Толстого с воспоминаниями людей, создававших этот спектакль.

“Лондон”, Драматический театр, Новокузнецк

Фото: Фрол Подлесный

Сантехник из маленького городка волею судеб оказывается в… Лондоне. Странствие, подобное одиссее, режиссёр Сергей Чехов приравнивает к инициации, поскольку оно меняет отношение героя не столько к жизни, сколько к самому себе. Тоска по родине вернет его обратно, но вернётся он домой не испуганным провинциалом, а гражданином мира.

Известная пьеса Генрика Ибсена “Привидения” превращена в спектакль-променад. Зритель попадает в особняк XIX века, в котором “обитает” некое добропорядочное семейство и получает возможность стать свидетелем той жизни, которую принято скрывать от посторонних глаз.

“Галилео. Опера для скрипки и учёного” Электротеатр Станиславский и Политехнический музей, Москва


Фото: Олимпия Орлова

Борис Юхананов пригласил на роль Галилея не актёра, а настоящего учёного и закрутил вокруг пьесы Бертольда Брехта мистерию на тему мученичества за науку. А музыкальную партитуру оперы творили сразу пять композиторов.

“Музей инопланетного вторжения”, Театр взаимных действий, Москва


Фото: Дмитрий Блюглясс

“Научная” фантастика на театральной сцене жанр достаточно редкий. Высадка инопланетян в Томской области в 1989 году, подается как замысловатый интеллектуальный аттракцион для любителей конспирологических теорий.

“Лесосибирск Лойс”, Театр “Поиск”, Лесосибирск

Спектакль для тех, кто уверен, что при наличии интернета театр не нужен. Школьники, живущие в городе, от которого до Большой земли 400 км, сами рассказывали драматургам о своём житье-бытье, местах и страхах. Режиссёр Родион Букаев перенес всё это на подмостки. А у зрителя есть возможность “войти” в спектакль со своего мобильного устройства.

“Я Басё”, “Упсала-цирк”, Санкт-Петербург

Фото: Василий Остроухин

Спектакль Яны Туминой, прошлогоднего лауреата “ЗМ”, соткан из хокку японского поэта и мыслителя Мацуо Басё, которые разыграны не столько по канонам драматического театра, сколько по принципам так называемого “нового цирка”. В постановке заняты цирковые артисты и ребята с особенностями развития.

Ц еремония вручения Российской национальной театральной премии «Золотая маска» прошла на Новой сцене Большого театра. Победителей выбрали из 832 спектаклей, поставленных в более чем 100 российских городах. Решение приняло двусоставное жюри: «Драматического театра и театра кукол» под председательством театроведа и критика Алексея Бартошевича и «Музыкального театра» под руководством дирижера Павла Бубельникова.

В номинации «Оперетта - мюзикл» победителем стал спектакль «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» московского Театра на Таганке . Он получил еще две награды: лучшая мужская роль - актер Петр Маркин, работа режиссера - Алексей Франдетти. Лучшей исполнительницей женской роли назвали Анастасию Ермолаеву, сыгравшую в постановке «Микадо, или Город Титипу» Театра музыкальной комедии из Екатеринбурга. Музыкальный театр из Новосибирска забрал две премии - за работу дирижера (Александр Новиков) и лучшую роль второго плана (Евгения Огнева) в мюзикле «Безымянная звезда».

В категории «Балет» лучшей стала «Сюита в белом» Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко . Лучшим спектаклем в «Современном танце» назвали «Имаго-ловушку» екатеринбургского театра «Провинциальные танцы» . Постановку Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского «Золушка» отметили в номинации «Работа дирижера» (Теодор Курентзис) и «Работа балетмейстера-хореографа» (Алексей Мирошниченко). «Золотую маску» за мужскую и женскую роли получили Нурбек Батулла («Зов начала», Казань) и Анастасия Сташкевич («Клетка», Большой театр).

Сцена из спектакля «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит». Московский театр на Таганке. Фотография: tagankateatr.ru

Сцена из оперетты «Микадо, или город Титипу». Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии, Екатеринбург. Фотография: rewizor.ru

Сцена из спектакля «Имаго-ловушка». Театр «Провинциальные танцы», Екатеринбург. Фотография: kudago.com

Лучшая опера - «Билли Бадд» Большого театра . Работа режиссера в опере - Кирилл Серебренников за постановку «Чаадский» в театре «Геликон-опера» . Работа дирижера - Оливер фон Доханьи в опере «Пассажирка» Театра оперы и балета Екатеринбурга, а актриса этого театра Надежда Бабинцева получила приз за лучшую женскую роль. В мужской роли отметили Евгения Ставинского - он исполнил Мефистофеля в «Фаусте» театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова .

Лучшим драматическим спектаклем большой формы стала постановка «Страх любовь отчаянье» Малого драматического театра - Театра Европы (режиссер Лев Додин), а малой формы - «Чук и Гек» Александринского театра (режиссер Михаил Патласов). За женскую роль отметили Аллу Демидову («Ахматова. Поэма без героя», «Гоголь-центр»), за мужскую - Вячеслава Ковалева («Изгнание», Театр им. В. Маяковского). Лучший драматург - Дмитрий Данилов («Человек из Подольска») московского «Театра.doc» , режиссер - Юрий Бутусов («Дядя Ваня») Театра им. Ленсовета .

Сцена из оперы «Пассажирка». Екатеринбургский театр оперы и балета. Фотография: belcanto.ru

Сцена из спектакля «Страх любовь отчаянье». Академический малый драматический театр – Театр Европы, Санкт-Петербург. Фотография: mdt-dodin.ru

Сцена из оперы «Билли Бадд». Государственный академический Большой театр, Москва. Фотография: bolshoi.ru

В номинации «Куклы» победил спектакль «И дольше века длится день» творческого объединения «Таратумб» и Музея истории ГУЛАГа . Отметили также работу художников Эмиля Капелюша и Юлии Михеевой («Снегурочка», Кострома), режиссера Владимира Бирюкова («Попугай и веники», Пенза), актеров томского Театра куклы и актера «Скоморох» им. Р. Виндермана .

Специальные премии жюри Драматического театра и театра кукол получили Хабаровский театр юного зрителя и московский «Гоголь-центр». Специальные премии жюри Музыкального театра - спектакль «Cantos» Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского и творческий дуэт спектакля «Манон Леско» Большого театра - Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов. В конкурсе «Эксперимент» лучшим назвали спектакль «Я БАСЁ» петербургского «Упсала-цирка».

В этом году впервые за историю премии прошли две церемонии вручения. Первая состоялась 27 марта, в . В Белом фойе Исторической сцены Большого театра наградили 12 лауреатов в почетной номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства России». «Золотые маски» получили Валентин Гафт , Александр Ширвиндт , Иван Краско, Владимир Рецептер, Николай Боярчиков, Алла Покровская, Галина Анисимова, Вера Кузьмина, Алла Журавлева, Анатолий Гладнев и Юрий Бурэ-Небельсен.

МОСКВА, 31 окт - РИА Новости. Организаторы российской национальной театральной премии "Золотая маска", вручение которой состоится 16 апреля 2019 года на исторической сцене Большого театра, в среду на пресс-конференции объявили номинантов за сезон 2017-2018.

В 2019 году премия и фестиваль "Золотая маска" отмечает 25-летие. Откроется фестиваль в январе гастролями Большого драматического театра имени Товстоногова, отмечающего свое 100-летие. В Москве будут показаны спектакли: "Гроза", "Алиса", "Губернатор", "Пьяные" и "Слава". Основная конкурсная программа "Золотой маски" пройдет в феврале-марте-апреле.

"Конкурс "Золотая маска" доказал свою необычайную жизнеспособность и востребованность. Существуют разные премии, все они важны, но быть лауреатом "Золотой маски" чрезвычайно почетно, и многие мечтают об этом", — сказал председатель СТД РФ Александр Калягин на пресс-конференции.

Говоря о выходе Минкультуры из учредителей "Золотой маски", Калягин заявил, что считает это решение правильным. "Золотая маска" — это профессиональная премия, и здесь все решать должны критики, актеры, режиссеры, а министерство культуры, которое остается партнером "Золотой маски", будет выделять деньги. И это правильно", — пояснил он.

Номинанты премии за сезон 2017-18 определены экспертными советами, которые, формируя список, посмотрели 791 драматический и кукольный спектакль и 302 музыкальных в более чем 100 городах России. Всего в конкурсе участвует более 70 театров из 24 городов, 84 спектакля, 300 частных номинаций, при этом почти 70% спектаклей представлены театрами из регионов.

В число номинантов отобрано 29 спектаклей большой и малой формы театров из Москвы и Санкт-Петербурга, а также Омска, Уфы, Казани, Ижевска, Якутска, Тюмени, Красноярска, Новосибирска, Пскова, Воронежа, Ярославля, Ростова-на-Дону, Кудымкара. В число номинантов отобрано десять кукольных спектаклей из Мурманска, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Москвы, Улан-Удэ, Петрозаводска, Хабаровска.

Организаторы выбрали восемь оперных и десять балетных спектаклей, созданных в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Воронежа, Екатеринбурга, Самары, Челябинска. Также номинированы на премию девять спектаклей современного танца. В числе спектаклей-номинантов "Нуреев" (ГАБТ), "Енуфа" (Музыкальный театр), "Маленькие трагедии" (Гоголь-центр), "Три сестры (СТИ), "Старый дом" (Центр драматургии и режиссуры). Кроме того, номинированы семь спектаклей в жанре оперетта и мюзикл.

На премию номинированы такие режиссеры, как Юрий Бутусов, Сергей Женовач, Виктор Рыжаков, Кирилл Серебренников, Александр Титель.

Лауреаты номинаций "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства" и "За поддержку театрального искусства России" будут определены на секретариате Союза театральных деятелей РФ 10 декабря. Также в этот день будут утверждены и объявлены составы жюри премии "Золотая Маска". Торжественное вручение премий "За выдающийся вклад в театральное искусство" и чествование почетных лауреатов состоится 27 марта в Большом театре.

mob_info