Описание лидии михайловны в восприятии главного героя. Черты характера Лидии Михайловны

Сочинение

Каждый день мы ходим в школу, каждый день мы встречаем одних и тех же учителей. Одних из них мы любим, других - не очень, одних уважаем, других - побаиваемся. Но вряд ли кто-нибудь из нас, до рассказа В. Г. Распутина "Уроки французского", задумывался о влиянии личности определенного учителя на всю нашу дальнейшую жизнь.

Главному герою рассказа очень повезло: в классные руководители ему досталась умная, тонкая, отзывчивая и чуткая женщина. Видя бедственное положение мальчика и вместе с тем - его способности, тягу к знаниям, она постоянно предпринимает попытки помочь ему. То Лидия Михайловна пытается усадить своего ученика за стол и досыта накормить, то посылает ему посылки с едой. Но все ее хитрости и старания пропадают даром, потому что скромность и чувство собственного достоинства главного героя не позволяют ему не только признаться в своих проблемах, но и принять подарки. Лидия Михайловна не настаивает - она уважает гордость, однако постоянно ищет новые и новые способы, чтобы помочь мальчику. В конце концов, имея престижную работу, которая не только хорошо ее кормит, но и дает ей жилье, учительница французского языка решается на "грех" - она сама втягивает ученика в игру на деньги, чтобы он имел возможность самостоятельно заработать на хлеб и молоко. К сожалению, "преступление" раскрывается, и Лидии Михайловне приходится уехать из города. И все же внимание, доброжелательное отношение, жертву, принесенную учительницей ради помощи своему воспитаннику, мальчик не сможет забыть никогда и через всю свою жизнь пронесет благодарность за самые лучшие уроки - уроки человечности и добра.

Другие сочинения по этому произведению

Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. Астафьева «Конь с розовой гривой» и В. Распутина «Уроки французского». Нравственный выбор моего ровесника в рассказах В. Астафьева и В. Распутина Приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро? Расскажите о нем и о его делах (по рассказу В. Распутина «Уроки французского») Чем стали для главного героя эти уроки французского? (по одноименной повести В. Распутина) Школьный учитель в изображении В. Распутина (по рассказу В. Распутина «Уроки фрвнцузского») Анализ произведения "Уроки французского" Распутина В.Г. Мое отношение к поступку учительницы (по рассказу Распутина "Уроки французского") Бескорыстное добро учителя в рассказе Распутина «Уроки французского» Образ учительницы в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» Юный герой и его учительница (по повести В Г Распутина «Уроки французского») Каким я увидел главного героя

В. Г. Распутина всегда волновали судьбы простых людей. Большие чувства и большие проблемы затронуты в его произведениях. И настоящим героем в каждом из них является сама жизнь, такая, какая она есть, какой она видится самому писателю. Образ Лидии Михайловны не случайно занимает важное место в его рассказе "Уроки французского". С женскими образами автор на протяжении всего творчества связывал свои представления обо всем прекрасном и человечном. В рассказе учительница спасает своего ученика, помогая ему выжить и сохранить духовную чистоту.
Перед нами предстают обычный сельский мальчик и учительница районной школы. Нелегкая судьба и голод заставляют героя связаться с местными мальчишками и начать играть на деньги в "чику". Однако по чистоте своей души, уму, честности он совсем не похож на других ребят. Поэтому он не согласен мириться с несправедливостью и обманом, которым пользуются подростки. Старшие мальчишки начинают безжалостно бить и унижать мальчика, пресекая его попытки отстоять справедливость. Именно в этот момент на помощь герою приходит школьная учительница Лидия Михайловна.
Узнав, что ученики играют на деньги, она решает поговорить с мальчиком и выяснить, для чего он этим занимается. После разговора она понимает, что парнишка играет не ради самих денег и не из азарта. Ему нужен рубль на молоко. Он недоедает, и у него нет другого способа достать так необходимые ему деньги. Герой проникается доверием к своей учительнице, мальчик не в силах обманывать эту женщину. Он открывает ей душу, рассказывает о трудностях своей жизни. Лидия Михайловна приглашает своего ученика заниматься дополнительно по французскому, но это, по большому счету, лишь предлог. На самом деле ее глубоко волнует его судьба, она стремится как-нибудь помочь ему. Но гордый мальчик не соглашается принимать просто так эту помощь. Он отказывается ужинать у своей учительницы, возмущенно возвращает ей посылку с продуктами. И тогда женщина находит выход. Она предлагает ему играть с ней - сначала просто так, затем на деньги. Мальчик соглашается. Но он строго следит за тем, чтобы игра была честной, чтобы учительница не поддавалась ему. Справедливо выигранные деньги он согласен принять.
Лидия Михайловна нашла удачный выход, и теперь у героя снова появились деньги, он снова может покупать себе молоко. И при этом он не связался с сомнительной компанией бездельников. Так учительница, рискуя потерять работу, спасла своего ученика, помогла ему выжить и не потерять себя, своей индивидуальности, своего достоинства.

Лидия Михайловна – один из ключевых персонажей в рассказе В. Распутина. Молодая, двадцати пяти лет, учительница французского со слегка косящими глазами оказывается своего рода ангелом-хранителем для главного героя рассказа.

Для деревенского мальчишки Лидия Михайловна, его классная руководительница, казалась каким-то неземным, необыкновенным созданием. «Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, - настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных». Здесь сыграло свою роль всё: привлекательность молодой женщины, её аккуратность и городской, непривычный мальчику вид, её чуткость и внимательность к ученикам, даже загадочный французский язык, который она преподавала – по мнению рассказчика, было в нём что-то «сказочное».

На деле, конечно же, Лидия Михайловна не была никаким ангелом или феей. Она помогала тощему неопрятному мальчишке совсем не по воле каких-нибудь высших сил, просто у неё было доброе сердце. Молодая учительница французского языка не просто не выдала директору ученика, который играл на деньги в «чику», но ещё и попыталась подсунуть ему посылку с едой, зная, что он голодает. Рассказчик посылку не принял, и Лидия Михайловна решила поступить хитрее – назначила ему дополнительные уроки французского у себя дома.

Конечно, французскому она его тоже учила, но гораздо больше старалась растормошить мальчика и понять его, помочь ему. Неравнодушная к своим ученикам, Лидия Михайловна считала, что в первую очередь учитель должен оставаться человеком, чтобы «живым людям скучно с ним не стало». Её целеустремлённый и лёгкий, порой совсем девчачий характер в итоге помогли рассказчику освоиться и с французским языком, и с ней самой.

К сожалению, история их замечательного знакомства заканчивается грустно: чтобы помочь мальчику достать еды, Лидия Михайловна играет с ним на деньги, и за этим их застаёт директор. Учительница вынуждена уехать на Кубань и напоследок говорит, что за этот «дурацкий случай» ответственность несёт только она.

В конце рассказа мальчик получает посылку с макаронами и тремя большими красными яблоками: Лидия Михайловна, его добрый ангел-хранитель, несмотря на расстояние, не забыла о нём и старается помочь.

Вариант 2

Повесть «Уроки французского» во многом биографична. Писатель Валентин Распутин писал о себе и о той учительнице французского языка, которую запомнил на всю жизнь. Несмотря на молодость, ведь ей было всего двадцать пять лет, Лидия Михайловна вполне сложившаяся личность и славный педагог.

Как классный руководитель, она вдвойне внимательна к своим подопечным. Ее интересует все, что с ними связано, начиная от внешнего вида до глубоких переживаний. Рассказ ведется в тяжелое послевоенное время, когда советские люди были заняты восстановлением страны.

Для мальчика, выросшего в глухой сибирской деревне эта учительница напоминала ему небожителей. Он не мог даже представить себе, что она могла есть обычную еду, а не манну небесную. Лидия Михайловна красива, молода, женственна, обаятельна и добра. Все эти качества мальчик смутно угадывает. Даже духи, которыми она пользуется он принимает за само дыхание.

Автор пишет, что молодая женщина скорее всего уже побывала замужем, так как ведет себя естественно, но главное ее отличие от других учителей - это отсутствие жестокости в облике, которая так присуща учителям, даже самым добрым.

Лидия Михайловна немного косит, поэтому прищуривает глаза. Это придает ее лицу лукавое выражение, а тот факт, что она не принимает себя и свою профессию всерьез делает учительницу французского языка уникальной. Ее невозможно не любить, ведь все, что говорит Лидия Михайловна сказано искренно и с огромным тактом.

Узнав, что мальчик голодает, молодая женщина пытается ему помочь. Мальчику трудно дается французский и она приглашает его к себе домой якобы лишь с одной целью - подтянуть в усвоении языка. На деле она хочет его накормить, так как понимает, что здоровье ученика под угрозой. Он плохо питается, картошку, которую мать привозит из деревни у него крадут, а денег на молоко нет.

За несколько месяцев пребывания в городе мальчик научился мастерски играть в «чику». Это игра на деньги, но его цель - купить себе молоко, чтобы не умереть с голоду. Однако местные пацаны жестоко отбирают его деньги. Узнав об этом, молодая учительница вначале анонимно посылает ему посылку с макаронами. Чрезмерная гордость не позволяет ему запросто принять помощь.

Удостоверившись в упрямстве и гордыне мальчика, Лидия Михайловна сверхтактично «помогает» ему заработать деньги. Она предлагает сыграть с ней в «чику» и всеми силами старается проиграть. Делает это так незаметно, что мальчик не догадывается о подвохе. В итоге в порыве игры они забываются и начинают громко разговаривать забыв, что за стенкой живет директор школы.

Услышав шум директор входит в квартиру и застигает их врасплох. В ужасе от «преступления», не разобравшись с проблемой, директор увольняет живую и непосредственную учительницу из школы. Она уезжает незапятнанной, оставшись навсегда в сердце ученика.

Валентин Распутин надолго запомнил свою учительницу, поэтому сделал ее образ бессмертным и самым любимым в современной литературе.

Сочинение про Лидию Михайловну

Рассказ Валентина Григорьевича Распутина относится к автобиографическому произведению, потому что все события, описанные в нем, были пережиты и выстраданы самим автором в его послевоенном детстве. Рассказывая о мальчике с нехитрой, но такой тяжёлой судьбой, он словно сам вновь проживает послевоенные голодные годы.

С большой любовью раскрыты образы героев рассказа: мальчика и его учительницы английского языка Лидии Михайловны. В ту голодную послевоенную пору, когда полуразрушенная страна начинала восстанавливать народное хозяйство, особенно трудно приходилось выживать в городах и районных центрах. И самыми уязвимыми были дети. Понимая, что образование необходимо, ребята с усердием занимались. Часто приходилось до школы добираться, преодолевая не один километр. А в некоторых отдаленных селениях были только начальные классы.

Наш герой по этой же причине должен был после четырех лет продолжить учение в районной школе. И всё было бы ему по силам: и учёба с нелёгким французским языком, произношение которого никак ребёнку не давалось, и жизнь на чужой квартире, где ему приходилось самому готовить еду. Да вот обнаружил доктор признаки истощения организма, доводящие до голодных обмороков. Мама ничем не могла помочь, младших надо было кормить. Да и за трудодни денег платили мало. А доктор приписал пить хотя бы кружку молока в день для восстановления сил. Пришлось ему самостоятельно искать, где бы заработать копеек. И случай подвернулся, когда он стал играть с ребятами в чику. Выигрывая понемногу денег, он забирал их и уходил. Это не понравилось остальным, и его с детской жестокостью поколотили. На урок он пришёл с синяком, что тут же заметила его учительница и классная руководитель Лидия Михайловна. И вот с этого ключевого момента начинают раскрываться во всей полноте характеры наших героев.

Вообще, желание творить добро заложено природой в человеке, если он вполне адекватен. Прийти на помощь, протянуть руку в трудную минуту – это нормальные проявления человеческого характера. А если этот человек – учитель, это его вдвойне обязывает делать. Поэтому вполне нормальным было желание Лидии Михайловны помочь своему ученику.

Понимая, что из гордости он не примет от неё никаких хитро переданных посылок с продуктами, ни ужинов после якобы необходимых дополнительных занятий у неё дома. Учительница искренне желала накормить и обогреть человеческим вниманием и теплом этого истощённого, но непокорного ребёнка. Но всё было напрасно. И она пошла на хитрость: вызвала мальчика на игру в «замеряшки», выигрыш в которой тоже был денежный. Учительница понимала, что поступает противозаконно, что играет на деньги с учеником, но другой возможности помочь не находила. Ничем хорошим эта затея не закончилась. Директор школы, случайно вошедший в комнату Лидии Михайловны, был ошеломлён и шокирован. Это же недостойно советского учителя: играть с учеником, да ещё на деньги! Ей пришлось уехать. Но то добро, которое она подарила своему ученику, от души желая ему помочь, не осталось без внимания. Он будет с глубокой благодарностью о ней помнить всю жизнь. Эти уроки французского станут для него уроками добра и человечности.

Валентин Распутин (он же – герой рассказа) посвятит свой рассказ «Уроки французского» Копыловой Анастасии Прокопьевне, всю свою жизнь проработавшей в школе. Об этом он так и пишет в предисловии к рассказу. И ещё Валентин Григорьевич добавляет, что придумывать ничего не приходилось, потому что он был знаком лично с Лидией Михайловной Молоковой, учительницей из Мордовии, которую сделал героиней произведения.

  • Сочинение по картине Машкова Клубника и белый кувшин 5 класс

    И.И.Машков любил изображать на своих картинах пейзажи или натюрморты. Они на его картинах выглядят такими яркими, насыщенными. Любая деталь его картины очень важна. Переливы света и теней способствуют как можно больше развернуть задумку художника

  • Мы – всего лишь песчинка в огромном и необъятном космосе. Наши проблемы, радости, взлеты и падения происходят на одном маленьком зеленом шарике, что одиноко вращается вокруг очередной звезды

    Уверенность в себе является неотъемлемым свойством для человека. Ведь только уверенность позволяет достигать каких-то высот и получать нужные результаты.

    I.Герой повести В. Распутина «Уроки французского». (Герой В. Распутина жил в трудное послевоенное время. Учился он хорошо. Когда закончил пятый класс, мать отправила его учиться в райцентр. Это было тяжелое время для мальчика: он был вдали от дома; продуктов, которые присылала ему мать, не хватало, и он постоянно голодал.)

    II.Уроки французского языка. (Мальчик хорошо учился и в райцентре. По всем пред­метам, кроме французского, у него были пятерки. С французским он не ладил из-за произношения. Мальчик легко запоминал французские слова и обороты, но произ­носил их «на манер деревенских скороговорок». Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, «бессильно морщилась и закрывала глаза».)

    III.Доброе и чуткое отношение Лидии Михайловны к своему ученику. (Мальчик начал играть на деньги в «чику», чтобы иметь возможность каждый день покупать пол- литровую банку молока. Но мальчишки, с которыми он играл, жестоко избили его. Когда Лидия Михайловна узнала, что ее ученик играет на деньги, то не повела его к директору, а решила поговорить с ним. Выяснив, что мальчик играете «чику», чтобы купить банку молока, она захотела помочь ему.)

    IV.Уроки Лидии Михайловны - уроки доброты.

    1.Занятия в доме учительницы. (Пытаясь покормить голодного ученика, Лидия Михайловна пригласила его домой заниматься французским языком. Но эти уроки никакой пользы не приносили: забившись в угол, он не мог дождаться, когда его отпустят домой. Закончив занятия, Лидия Михайловна приглашала мальчика к столу, но тот отказывался и убегал. После нескольких попыток учи­тельница, отчаявшись, перестала приглашать его к столу.)

    2.Посылка с макаронами. (Лидия Михайловна не могла спокойно смотреть, как голодает ее ученик. Она прислала ему посылку. Но содержимое посылки - ма­кароны и гематоген, которых в деревне днем с огнем не сыскать, выдали ее с головой. Лидия Михайловна просит своего ученика забрать посылку: «Пожа­луйста, возьми. Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться». Но гордость нё позволяет мальчику принять столь щедрый подарок.) -

    3.Игра с учительницей в «замеряшки». (Желание помочь ученику, который недо­едает и мечтает о кружке молока, не покидало Лидию Михайловну ни на минуту. Она предложила ему играть в «замеряшки» на деньги. Мальчик не замечал, что учительница подыгрывает ему. Он был счастлив. Наконец-то у него появилась возможность каждый день пить молоко! Директор, узнав об этой игре, увольняет

    Лидию Михайловну. В середине зимы мальчик получил посылку: в ней были макароны и три больших яблока. Посылку прислала Лидия Михайловна.) V. Уроки доброты - уроки жизни. (Уроки, которые преподала своему ученику Лидия

    Михайловна, - это уроки доброты, сострадания, сочувствия. Они на всю жизнь

    остались в сердце мальчика. И, став писателем, он поведал о них людям.)

    Ответ оставил Гость

    Лидия Михайловна - учительница французского языка у главного героя. Она же классный руководитель: "...Первым уроком, как назло, был французский. Лидия Михайловна, по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от нее что-либо было трудно..." Лидия Михайловна - хороший, небезразличный человек. Она не только преподает свой предмет. Она также следит за жизнью своих учеников: "...Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания..." Возраст Лидии Михайловны - около 25 лет: "...Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того..." Внешность Лидии Михайловны в цитатах: "...Лидия Михайловна снова подняла на меня глаза. Они у нее косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят..." "...Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее..." "...я хорошо помню ее правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. Но при всем этом не было видно в ее лице жесткости <...> а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю? Теперь я думаю, что она к тому времени успела побывать замужем; по голосу, по походке - мягкой, но уверенной, свободной, по всему ее поведению в ней чувствовались смелость и опытность..." "...Лидия Михайловна в простом домашнем платье, в мягких войлочных туфлях ходила по комнате..." Лидия Михайловна - внимательный человек. Она замечает все, что происходит с ее учениками: "...я кожей почувствовал, как при взгляде ее косящих внимательных глаз все мои беды и несуразности прямо-таки взбухают и наливаются своей дурной силой..." "...Но, как ни прятал я ее, как ни npикусывал, а Лидия Михайловна разглядела..." Лидия Михайловна живет в райцентре рядом со школой, в учительских домах. Ее соседом является директор школы: "...Жила она рядом со школой, в учительских домах. На другой, большей половине дома Лидии Михайловны жил сам директор..." "...да за стенкой живет Василий Андреевич. Он очень серьезный человек..." Квартира Лидии Михайловны выглядит так: "...В комнате было много книг, на тумбочке у окна стоял большой красивый радиоприемник; с проигрывателем - редкое по тем временам, а для меня и вовсе невиданное чудо. Лидия Михайловна ставила пластинки, и ловкий мужской голос опять-таки учил французскому языку..." Лидия Михайловна - упорная девушка. В школе у нее были проблемы с французским языком. Она поступила на французский факультет и доказала себе, что может освоить французский язык: "...пошла на французский факультет потому лишь, что в школе этот язык ей тоже не давался и она решила доказать себе, что может овладеть им не хуже других..." Лидия Михайловна - городской человек. Она привыкла жить в городе: "...Я же городской человек..." Лидия Михайловна родилась на Кубани. В Сибирь она приехала, чтобы работать учителем: "...А у нас на Кубани яблоки бывают. Ох, сколько сейчас там яблок. Я нынче хотела поехать на Кубань, а приехала почему-то сюда..." "...Поеду к себе на Кубань, - сказала она, прощаясь..." Лидия Михайловна считает, что учитель не должен быть скучным и слишком серьезным: "...Иной paз полезно забыть, что ты учительница, - не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому..." Лидия Михайловна в душе - ребенок. В детстве она была отчаянной, озорной девочкой. Во взрослом возрасте ей по-прежнему хочется прыгать и скакать: "...А я в детстве была отчаянной девчонкой, родители со мной натерпелись. Мне и теперь еще часто хочется прыгать, скакать, куда-нибудь мчаться, что-нибудь делать не по программе, не по расписанию, а по желанию. Я тут, бывает, прыгаю, скачу. Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком. Я бы с удовольствием каждый день прыгала..."

    Лидии Михайловне - двадцать пять. Волей обстоятельств её занесло из большого Ростова в один из маленьких послевоенных районных центров преподавать для школьников французский язык.

    Она была коротко острижена, ходила в лакированных туфлях на каблуке. Выглядела и говорила не как учитель какой-то обыкновенной математики. Её непростой предмет обязывал иметь оригинальный имидж. Была «аккуратна, вся умная и красивая: красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре».

    Её глаза "немного косили и смотрели как бы мимо". Тихая речь была лёгкой и мелкой на манер французской. От учительницы хорошо пахло неимоверно приятными духами. Каждый, кто осмеливался подойти к ней, соприкасался с чем-то неземным или, по крайней мере, экзотическим.

    Едва входя в класс, классный руководитель внимательно осматривала каждого ученика. От пристального взгляда не ускользала ни одна деталь. Делала шутливые замечания, обязывающие к точному исполнению. Говорила это будто занимаясь более важным делом.

    Опрашивая некоторых учеников, не имеющих желания или возможности постичь азы иностранного, Лидия Михайловна «жмурилась и бессильно закрывала глаза».

    Увидев в главном герое способного ученика, которому фонетика пока не давалась, и одинокого ребёнка, пытающегося своими силами справиться с постоянным голодом, учительница пригласила его в свой дом.

    Дополнительные занятия и обед - таким было нестандартное решение двух проблем одномоментно. Очень быстро уяснилось, что перед ней - маленький рыцарь в некрасивой одежде, с огромным чувством собственного достоинства: он «не хотел» есть, хотя в желудке играли голодные марши.

    Лидия Михайловна принимает ещё одно нетрадиционное решение - послать посылку с удивительно богатыми в то время яствами: макаронами, гематогеном и сахаром. Она даже не представляла себе, что долго и с упоительным наслаждением мальчик будет разглядывать упаковку, вслушиваться в чудесное хрустение, что эти прекрасные изделия даже попробуют есть сырыми!

    Когда же её «преступление» становится раскрытым, потому что из дома присылали мешки, а не посылочные ящики и «горох или редьку» вместо макарон, сочувствующему взрослому и «богатому» человеку ничего не остаётся, как уничижить себя до состояния изголодавшегося ребёнка - начать играть с ним на деньги. Так и поступила Лидия Михайловна.

    Зная, что после случая с посылкой парнишка будет ко всему относиться осмотрительней, для себя и для него она придумала историю, что тоже иногда хочет «забыть, что … учительница, - не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно станет».

    Она, конечно же, взрослая и рассудительная, представляла себе, что эта история может закончиться для неё - «сеятеля доброго и вечного» - увольнением с работы. Зато она чувствовала себя нужной, в ответе на чью-то боль и нужду.

    О Лидии Михайловне будут помнить с благодарностью до глубокой старости. Она станет чем-то родным, незнакомым и особенным, как душистые ростовские яблоки…

    Важную роль играет учитель в рассказе «Уроки французского». Валентин Распутин описал данный образ не только как учителя, но и как неравнодушного человека, способного к милосердию и самопожертвованию.

    Взаимосвязь с главным героем

    Лидия Михайловна - классный руководитель рассказчика. Она преподавала французский язык, с которым у главного героя были небольшие проблемы. Он отставал по предмету, поэтому учительница вызвалась помогать ему, устроив персонажу дополнительные занятия. Однако обучала героиня одиннадцатилетнего мальчика не только французскому языку, но и особенностям реальной жизни.

    Как педагог

    Учительнице удалось возбудить интерес рассказчика к французскому языку, который давался ему с большим трудом. Она совершенно бескорыстно занимается с мальчиком, желая помочь ему не только по предмету, но и материально, спасая от голода.

    Лидия Михайловна в произведении не только мастерски преподавала свой предмет, но и замечала все изменения, происходящие со школьниками: «Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания».

    Так, Лидия Михайловна вела себя не только как учитель, но и как человек, которому неравнодушна жизнь ее учеников.

    Как человек

    Образ учителя в «Уроках французского» не ограничивается только ее педагогической деятельностью, смысловая нагрузка лежит именно на характере героини.

    Лидия Михайловна - двадцатипятилетняя девушка, которая до работы в школе жила на Кубани.

    В. Распутин дает лицо героине, в отличие от директора школы, в которой она преподавала. Внешне она была красива и аккуратна. Лицо ее было «правильное и потому не слишком живое», но оно не имело ни капли жестокости. Глаза учительницы «косили и смотрели словно бы мимо». Чтобы скрыть эту «косинку», Лидия Михайловна прищуривала глаза. Она имела «тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку», а также «черные, коротко остриженные волосы». По ее поведению чувствовались «смелость и опытность».

    Лидия Михайловна - настоящий человек со своими особенностями. Внутренние качества ее связаны с милосердием. Именно благодаря ему героиня помогает главному герою. Учительница готова жертвовать собственной работой, чтобы показать мальчику жизненный урок: в любой ситуации необходимо оставаться человеком.

    Лидия Михайловна – один из ключевых персонажей в рассказе В. Распутина. Молодая, двадцати пяти лет, учительница французского со слегка косящими глазами оказывается своего рода ангелом-хранителем для главного героя рассказа.

    Для деревенского мальчишки Лидия Михайловна, его классная руководительница, казалась каким-то неземным, необыкновенным созданием. «Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, - настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных». Здесь сыграло свою роль всё: привлекательность молодой женщины, её аккуратность и городской, непривычный мальчику вид, её чуткость и внимательность к ученикам, даже загадочный французский язык, который она преподавала – по мнению рассказчика, было в нём что-то «сказочное».

    На деле, конечно же, Лидия Михайловна не была никаким ангелом или феей. Она помогала тощему неопрятному мальчишке совсем не по воле каких-нибудь высших сил, просто у неё было доброе сердце. Молодая учительница французского языка не просто не выдала директору ученика, который играл на деньги в «чику», но ещё и попыталась подсунуть ему посылку с едой, зная, что он голодает. Рассказчик посылку не принял, и Лидия Михайловна решила поступить хитрее – назначила ему дополнительные уроки французского у себя дома.

    Конечно, французскому она его тоже учила, но гораздо больше старалась растормошить мальчика и понять его, помочь ему. Неравнодушная к своим ученикам, Лидия Михайловна считала, что в первую очередь учитель должен оставаться человеком, чтобы «живым людям скучно с ним не стало». Её целеустремлённый и лёгкий, порой совсем девчачий характер в итоге помогли рассказчику освоиться и с французским языком, и с ней самой.

    К сожалению, история их замечательного знакомства заканчивается грустно: чтобы помочь мальчику достать еды, Лидия Михайловна играет с ним на деньги, и за этим их застаёт директор. Учительница вынуждена уехать на Кубань и напоследок говорит, что за этот «дурацкий случай» ответственность несёт только она.

    В конце рассказа мальчик получает посылку с макаронами и тремя большими красными яблоками: Лидия Михайловна, его добрый ангел-хранитель, несмотря на расстояние, не забыла о нём и старается помочь.

    Вариант 2

    Повесть «Уроки французского» во многом биографична. Писатель Валентин Распутин писал о себе и о той учительнице французского языка, которую запомнил на всю жизнь. Несмотря на молодость, ведь ей было всего двадцать пять лет, Лидия Михайловна вполне сложившаяся личность и славный педагог.

    Как классный руководитель, она вдвойне внимательна к своим подопечным. Ее интересует все, что с ними связано, начиная от внешнего вида до глубоких переживаний. Рассказ ведется в тяжелое послевоенное время, когда советские люди были заняты восстановлением страны.

    Для мальчика, выросшего в глухой сибирской деревне эта учительница напоминала ему небожителей. Он не мог даже представить себе, что она могла есть обычную еду, а не манну небесную. Лидия Михайловна красива, молода, женственна, обаятельна и добра. Все эти качества мальчик смутно угадывает. Даже духи, которыми она пользуется он принимает за само дыхание.

    Автор пишет, что молодая женщина скорее всего уже побывала замужем, так как ведет себя естественно, но главное ее отличие от других учителей - это отсутствие жестокости в облике, которая так присуща учителям, даже самым добрым.

    Лидия Михайловна немного косит, поэтому прищуривает глаза. Это придает ее лицу лукавое выражение, а тот факт, что она не принимает себя и свою профессию всерьез делает учительницу французского языка уникальной. Ее невозможно не любить, ведь все, что говорит Лидия Михайловна сказано искренно и с огромным тактом.

    Узнав, что мальчик голодает, молодая женщина пытается ему помочь. Мальчику трудно дается французский и она приглашает его к себе домой якобы лишь с одной целью - подтянуть в усвоении языка. На деле она хочет его накормить, так как понимает, что здоровье ученика под угрозой. Он плохо питается, картошку, которую мать привозит из деревни у него крадут, а денег на молоко нет.

    За несколько месяцев пребывания в городе мальчик научился мастерски играть в «чику». Это игра на деньги, но его цель - купить себе молоко, чтобы не умереть с голоду. Однако местные пацаны жестоко отбирают его деньги. Узнав об этом, молодая учительница вначале анонимно посылает ему посылку с макаронами. Чрезмерная гордость не позволяет ему запросто принять помощь.

    Удостоверившись в упрямстве и гордыне мальчика, Лидия Михайловна сверхтактично «помогает» ему заработать деньги. Она предлагает сыграть с ней в «чику» и всеми силами старается проиграть. Делает это так незаметно, что мальчик не догадывается о подвохе. В итоге в порыве игры они забываются и начинают громко разговаривать забыв, что за стенкой живет директор школы.

    Услышав шум директор входит в квартиру и застигает их врасплох. В ужасе от «преступления», не разобравшись с проблемой, директор увольняет живую и непосредственную учительницу из школы. Она уезжает незапятнанной, оставшись навсегда в сердце ученика.

    Валентин Распутин надолго запомнил свою учительницу, поэтому сделал ее образ бессмертным и самым любимым в современной литературе.

    Сочинение про Лидию Михайловну

    Рассказ Валентина Григорьевича Распутина относится к автобиографическому произведению, потому что все события, описанные в нем, были пережиты и выстраданы самим автором в его послевоенном детстве. Рассказывая о мальчике с нехитрой, но такой тяжёлой судьбой, он словно сам вновь проживает послевоенные голодные годы.

    С большой любовью раскрыты образы героев рассказа: мальчика и его учительницы английского языка Лидии Михайловны. В ту голодную послевоенную пору, когда полуразрушенная страна начинала восстанавливать народное хозяйство, особенно трудно приходилось выживать в городах и районных центрах. И самыми уязвимыми были дети. Понимая, что образование необходимо, ребята с усердием занимались. Часто приходилось до школы добираться, преодолевая не один километр. А в некоторых отдаленных селениях были только начальные классы.

    Наш герой по этой же причине должен был после четырех лет продолжить учение в районной школе. И всё было бы ему по силам: и учёба с нелёгким французским языком, произношение которого никак ребёнку не давалось, и жизнь на чужой квартире, где ему приходилось самому готовить еду. Да вот обнаружил доктор признаки истощения организма, доводящие до голодных обмороков. Мама ничем не могла помочь, младших надо было кормить. Да и за трудодни денег платили мало. А доктор приписал пить хотя бы кружку молока в день для восстановления сил. Пришлось ему самостоятельно искать, где бы заработать копеек. И случай подвернулся, когда он стал играть с ребятами в чику. Выигрывая понемногу денег, он забирал их и уходил. Это не понравилось остальным, и его с детской жестокостью поколотили. На урок он пришёл с синяком, что тут же заметила его учительница и классная руководитель Лидия Михайловна. И вот с этого ключевого момента начинают раскрываться во всей полноте характеры наших героев.

    Вообще, желание творить добро заложено природой в человеке, если он вполне адекватен. Прийти на помощь, протянуть руку в трудную минуту – это нормальные проявления человеческого характера. А если этот человек – учитель, это его вдвойне обязывает делать. Поэтому вполне нормальным было желание Лидии Михайловны помочь своему ученику.

    Понимая, что из гордости он не примет от неё никаких хитро переданных посылок с продуктами, ни ужинов после якобы необходимых дополнительных занятий у неё дома. Учительница искренне желала накормить и обогреть человеческим вниманием и теплом этого истощённого, но непокорного ребёнка. Но всё было напрасно. И она пошла на хитрость: вызвала мальчика на игру в «замеряшки», выигрыш в которой тоже был денежный. Учительница понимала, что поступает противозаконно, что играет на деньги с учеником, но другой возможности помочь не находила. Ничем хорошим эта затея не закончилась. Директор школы, случайно вошедший в комнату Лидии Михайловны, был ошеломлён и шокирован. Это же недостойно советского учителя: играть с учеником, да ещё на деньги! Ей пришлось уехать. Но то добро, которое она подарила своему ученику, от души желая ему помочь, не осталось без внимания. Он будет с глубокой благодарностью о ней помнить всю жизнь. Эти уроки французского станут для него уроками добра и человечности.

    Валентин Распутин (он же – герой рассказа) посвятит свой рассказ «Уроки французского» Копыловой Анастасии Прокопьевне, всю свою жизнь проработавшей в школе. Об этом он так и пишет в предисловии к рассказу. И ещё Валентин Григорьевич добавляет, что придумывать ничего не приходилось, потому что он был знаком лично с Лидией Михайловной Молоковой, учительницей из Мордовии, которую сделал героиней произведения.

    Рассказ о старухе Изергиль Максима Горькова проникновенен, романтичен и пронизан тонкой философией поиска смысла жизни. Талантливейший писатель в очередной раз заставил читателя остановиться на мгновение и задуматься.

    В войне победить врага, превосходящего численностью можно, но если в строю есть солдаты, отважные патриоты, любящую свою землю, одним словом – герои. Такая армия будет неуязвимой для врага. Но все равно, какая сила духа было проявлена теми

  • Сочинение Природа в повести Распутина Прощание с Матерой

    «Прощание с Матерой» - произведение, созданное В. Распутиным в 1976 году и не утратившее своей значимости до настоящего времени. В нем подвергаются обсуждению связи личности с первозданным миром

  • Анализ романа Дворянское гнездо Тургенева

    Когда Тургенев задумал написать новый и интересный роман «Дворянское гнездо», то считал себя не таким профессиональным поэтом, как стало немного позже. Да и жизнь у него складывалась не очень-то хорошим образом

  • «Рассказ Распутин Уроки французского» - В. Распутин «Уроки доброты». Где границы добра? Творческие группы. Родился в 1937 году. Нравственная стойкость. Характеристика Лидии Михайловны: Как хорошо, что доброта Живёт на свете вместе с нами. Жажда знаний. Основополагающий вопрос. 1 группа: «Дети». Отрывок из статьи «Из истории создания рассказа «Уроки французского».

    «Распутин» - Печататься начал в 1951 году. Почётный гражданин Иркутска (1986). В июле 1991 года подписал обращение «Слово к народу». Творчество. Награды. В 1989-90 - Народный депутат Верховного Совета СССР. В том же году выходит повесть «Деньги для Марии». В кругу единомышленников. В 2004 г. опубликовал книгу «Дочь Ивана, мать Ивана».

    «Распутин Уроки французского» - Вывод: Учительница французского языка – Лидия Михайловна. Как понимаете слово «добро»? Синквейн к рассказу В.Распутина «Уроки французского». Валентин Распутин. Рассказ В.Распутина «Уроки французского» - урок доброты. Уроки доброты по произведению В.Распутина «Уроки Французского». Руководитель Дедюкина С.В.

    «Распутин уроки» - Ч е л о в е к. Нравственный идеал в повестях В. Распутина Урок литературы в 11 классе. Дом и семья Работа Люди Земля. Кластер. Нравственность. В. Астафьев. Синквейн. Автор презентации: Егорова Л. Н., «СОШ № 10» г.Канаш ЧР. Эйдос-конспект. Проблемы, которые затрагивает Валентин Распутин. Цели урока: Задачи урока:

    «Распутин Валентин Григорьевич» - С советской властью у меня в первую очередь были расхождения по национальному вопросу. Что показывать и как показывать - вот в чем вопрос. - В былые годы вы воспринимались как оппонент советской власти. - Вы всегда были защитником народа от неправедной власти. Пошли уже просто какие-то базарные отношения.

    mob_info