Философский смысл сказки василиса прекрасная. Русские сказки как обществоведческие пророческие трактаты. Текст сказки Василиса Прекрасная

Старшие поколения стремятся оставить своим потомкам свой опыт, свои открытия в различных областях знаний, свою веру, свои предчувствия и пророчества, свои нравственные принципы и мораль, свою идеологию, законы и правила взаимоотношения с окружающим миром. По этой причине люди исстари писали, пишут и будут писать впредь: трактаты, исследования, наставления, монографии, пророчества, притчи, былины, пословицы, поговорки и сказки.

Не говоря уже о качестве и успехе его книг, совершенно отличных от его фактического бизнеса, литература: когда дело касается, это всегда связано с его биографической судьбой. К сожалению, когда королева рыцарила его, они говорили меньше о романах, чем о британских послах в Индии и Пакистане, и беспорядках из Кашмира. Когда он появляется публично, телохранители скрывают представление. Что это значит для писателя, он сказал пять лет назад в своей автобиографии. Но почему, можно спросить, Рушди, который живет в Нью-Йорке в течение 17 лет, написал роман, который на самом деле направлен на то, чтобы быть более читаемым как политический вклад в дискуссию, чем как литературное произведение искусства? «Золотой дом» играет в Америке непосредственного присутствия и прямо ссылается на тот факт, что книга была быстро встречена в качестве первого литературного контр-удара потрясенной культурной элиты.

В разных культурах формы изложения знаний, наставлений, поучений, откровений и житейского опыта могут носить разный характер. В некоторых культурах эти изложения более строги и сухи, в других - более красочны, более символичны. Характер изложения трактата также зависит и от того, на кого направлен данный письменный труд. Когда в античные и средние века дело касалось прогнозов и откровений, направленных в далёкое будущее, и включающих в себя качественно новые понятия, как, например, для средних веков понятия: самолёт, танк, подводная лодка, электричество, атомная энергия; авторы трактатов излагали их для своих сограждан, естественно, не так, как сейчас эти вещи объясняют старшеклассникам в школах. Средневековые и античные читатели из таких объяснений ничего бы не поняли.

Может ли этот роман выжить в короткой жизни новостных событий? И: У него есть шанс в борьбе с победой с реальностью, которая стала столь же вопиющей и маловероятной, как если бы она была детищем особо причудливого писателя? Ответ: решительно да. «Золотой дом» - это напыщенный роман одаренного повествователя, омываемый всеми водами волшебного реализма, а те, кто не позволяет себе быть очарованным до последней детали, должны быть очень невосприимчивы к искусству литературного соблазнения. С другой стороны, когда дело доходит до политического присутствия, текст кажется настолько поверхностным, что трудно поверить, что эти отрывки взяты из одного и того же пера.

Да и сегодня есть математика, излагаемая в высшей школе в своих естественных сущностях, а есть популярная математика для начинающих, излагаемая по-другому.

Этими соображениями объясняется и характер изложения «Откровений» Иоанном Богословом. Для примера рассмотрим часть содержания 9-й главы «Откровения», стихи с 7 по 11:

«По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же её - как лица человеческие; И волосы у неё - как волосы у женщины, а зубы у неё были как у львов; На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев её - как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну; У неё были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах её были жала; власть же её была - вредить людям 5 месяцев».

Трамп, как учит роман, - это не что иное, как Джокер, через который Манхэттен превратился в ночь в мрачный комикс. Его противник, как вы могли догадаться, Хиллари Клинтон, плакат-героиня элитарного пузыря, который, к сожалению, не обратил внимания на то, что Америка немного больше, чем только четыре или пять кварталов вокруг деревни. Метафоры супергероя не очень хороши для романа. Но, возможно, это похоже на отличный фильм-блокбастер, который вы можете простить, слушая раздражающие неудачные диалоги.

Роковое имя свидетельствует о связи с римлянами, но, возможно, и с монументальным апокалипсисом; кто не является Нероном, не стоит удивляться даже в Новом Свете, когда люди умирают в горящих домах. Даже с Трампом у главного героя есть что-то общее, и это не только любимый цвет. Оба играют в гольф, активны в строительной отрасли, проводят зиму во Флориде и управляют частным университетом. В Манхэттене старый индийский живет со своими тремя сыновьями, которые слышат имена Петрония, Люциуса Апулея и Диониса.

Современному человеку ясно, что буквально понимать приведённый текст «Откровения» наивно. В нём, скорее всего, идёт речь об индивидуальных летательных аппаратах для существ, вышедших из качественно других сред обитания. Так же нельзя буквально понимать образ великой блудницы, образ зверя, выходящего из воды, и многое другое из «Откровений». Об этой особенности повествования Иоанн Богослов предупреждает в самом начале «Откровений», когда поясняет, что под звёздами, которые держит Дева, имеются в виду 7 христианских Церквей.

Когда она только что заказала там бутерброд с огурцами. Но почему Голденс немедленно покинул страну? В последнем романе третий рассказывал об этой тайне в стиле истории преступления, в конце концов, Нерон долгое время был большим числом в индийской мафии. И оказывается, что он виновато - трагическим образом - виновен в жестокой судьбе, которая постигла его жену, потом его сыновей и, наконец, самого себя. Важную роль играют отмывание денег, Болливуд и религиозные суматохи страны. Неизбежно, катастрофа, но только российская гимнастка, которая встречает Нерона под позорными обстоятельствами в Майами и быстро выходит замуж за ужас своих сыновей.

Такой же подход к изложению материала о будущем, как в «Откровениях», используется и в сказках, но современные искусствоведы и культурологи этого не хотят понимать и замечать. Они смотрят на сказки, как на чтиво только для детей. Они охотно трактуют труды современных писателей, фантастов, других деятелей искусств. Старательно ищут, что автор хотел сказать и чего - не хотел. По заказу перетолковывают много раз одни и те же фильмы, литературные и публицистические труды, картины и инсталляции. В нынешних условиях бытования литературы и искусств автору нет нужды особенно напрягаться и проникать в глубокие связи явлений мира. Ему достаточно навалить в общественном месте какую-нибудь кучу из железа, разбитых унитазов и старых рам, встать в позу и смотреть, как искусствоведы ходят вокруг его кучи, морщат лбы, пытаясь родить сколь-нибудь содержательную мысль. Но русские сказки для них не представляют интереса. Они будут перетолковывать поделки современных околонаучных фантастов, но они не будут вникать в откровения русских сказок.

Василиса сочетает в себе силуэт супермодели с беззаконием Бабы Джаги. «Золотой дом» - сложный вложенный, мрачный, но захватывающий роман с бесчисленными ссылками на литературу и историю кино. Его можно прочитать как апокалиптический гротеск из Америки. Или более принципиально: как медитация на неразрешенные загадки греческой трагедии. Может ли побег добиться успеха? Насколько неумолимо судьба, насколько свободен человек? Не говоря уже о его литературе: Учитывая проклятие, которое так ужасно тянет на жизнь Рушди, эти вопросы звучат более остро, чем любой другой писатель.

В старые добрые времена, однако, люди в большинстве своём более ответственно подходили к тому, о чём и как они думают, говорят и пишут; несут ли они людям пользу, правду, важные знания и серьёзный общественный опыт или нет.

Русская сказка «Василиса Прекрасная» и её обществоведческий смысл

Рассмотрим обществоведческое пространство русских сказок на примере сказки «Василиса Прекрасная».

Не забудьте отправить свои адреса. Многие приключения, смех, ценные уроки и истинная дружба раскрываются в рассказе Диснея в их чтении «Красота и зверь». Наслаждайтесь ребенком новой книгой, которая отслеживает зло в фильме. Это часть серии «Рассказы о голосе» Эгмонт Болгария. Мальчик ожидает много приятных часов не только с 48 красочными страницами со своими любимыми персонажами. В книге также есть аудиокнига с рассказом, прочитанным театральной актрисой Майей Остойич. Найдите его с 6 августа в газетах и ​​журналах газеты «Труд» и круглосуточной газеты по цене 7, 99 левов.

Краткое содержание сказки таково: Жил-был купец с женою и дочерью Василисой Прекрасной. Жили - не тужили. Но вот жена умирает, и оставляет дочери куклу, но куклу не простую. Купец приводит в дом мачеху с дурным характером и с двумя дурными дочерьми, которые несколько старше Василисы. Жизнь Василисы становится тяжёлой, но ей помогает кукла, благословение и память матери. Мачеха со своими дочерьми выгоняет Василису из дома к Бабе-Яге. Василиса проходит через многие испытания, но возвращается не к мачехе, а устраивается у доброй старушки. И вскоре выходит замуж за Царя.

«Красота и зверь» - классическая народная сказка. Исследователи прослеживают свои корни в работе римского автора Апулея, который жил около 2 г. до н.э. посвященный мифу о Амуре и Психее. В этой форме рассказ предназначен для взрослых, более ста страниц и включает подробные описания. Ей дано выращивать богатого торговца. Собственная дочь торговца умирает, чтобы защитить мать Белла от злой феи. Зверь - принц, который не отвечает на любовь той же злой феи и поэтому превращается в монстра. Десять лет спустя Жан-Мари Ле Принс де Бон делает историю более подходящей для детей.

Переходим непосредственно к рассмотрению текста сказки.

«В некотором царстве жил-был купец, 20 лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было 8 лет». В этих строках сжато и символично излагается общественно-экономическая ситуация жизни Василисы Прекрасной. Отец - символ власти. Он - купец, из этого следует, что власть в целом в стране - финансовая и торгово-закупочная. Мать Василисы олицетворяет духовную сторону жизни, а кукла - символ веры и взаимодействия с действительностью. Веру надо лелеять и беречь с детства. Смерть матери говорит о том, что духовная атмосфера в стране по сути своей резко изменилась, и стала более меркантильной, направленной больше на материальные потребности. Цениться в стране начинают уже больше люди приземлённого меркантильного типа. Данная общественная направленность обозначилась в русской жизни уже со времён царствования Алексея Михайловича, отца Петра I-го.

Существует множество интерпретаций, адаптаций, новых чтений и версий фильмов. «Красота и зверь» был номинирован на «Оскар» за лучший фильм, но проиграл в конкурсе «Тишина ягнят». Это первая полноформатная анимация, которая выиграла «Золотой глобус» за лучший фильм и первая была удостоена премии Ани за лучшую анимацию. Он занимает седьмое место в десятке лучших анимационных фильмов Американского института кино.

Проект по-прежнему отложен и входит в повестку дня только после огромного успеха «Маленькой русалки». Цель состоит в том, чтобы привести сцену в подлинный европейский вид. Неудивительно поэтому, что большая часть картин Замка Зверя - это репродукции знаменитых картин Вермера, Рембрандта и Гойи.

«Умирая, мать призвала дочь к себе, вынула из-под одеяла куклу, отдала её и сказала: «Слушай, Василисушка! Помни и исполни последнее моё слово. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги её всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью». Мать поцеловала дочь и умерла».

Текст сказки Василиса Прекрасная

И библиотека в замке напоминает много овального читального зала в Национальной библиотеке Франции. В то же время художественный руководитель Брайан Макенти окрашивает Белла таким образом, что она единственная в городе, которая носит синий цвет. Это символизирует, насколько оно отличается от всех остальных. Позже, когда он встречает Зверя, он также одет в синий цвет.

Единственное, что не меняется, будь то человек или монстр, - это его голубые глаза. Голос Робби Бенсона, зверь прозвучал, превратился в неузнаваемость, с рычанием настоящих пантеров и львов. Только в конце фильма, когда Зверь превращается в человека, звучит голос Бенсона. Хотя истинное имя Зверя не упоминается в фильме, из других источников видно, что принца Адама называют.

Кончина матери - это символ расставания русских с материнской верой. Предсмертная речь матери-веры богата смысловым содержанием. Хоть дочь и оставляет свою мать, но мать-вера не оставляет свою дочь - Россию, и наказывает ей беречь духовную сокровенную связь с ней. В предупреждении матери, «никому не показывать свою веру», звучит наставление о том, что наступят тяжёлые времена, когда веру придётся исповедовать тайно. При господстве денег, выгоды и торговли истинной вере также будет нелегко. В истории России так и произошло в 19-21 веках. Хотя в 20-м веке Церковь была отделена от государства, но тайная сокровенная связь со Христом и Церковью у народа продолжалась. Церковь продолжала молиться за Россию и помогать стране в трудные времена и молитвой и делом, например, во время войны.

Это, в общем, любопытные детали за оригинальной историей и сказкой в ​​Диснее. С ней вы представите ребенка, если вы дадите ему двенадцатую и последнюю книгу серии «Голоса голоса». Не стесняйтесь и наслаждайтесь волшебной историей, превращенной в красивые иллюстрации и рассказанной на аудиодиске, подарком для книги.

На этот раз у вас есть шанс выиграть книгу «Новые сказки принцесс»! Чтобы присоединиться к игре, ответьте на вопрос: Какой твой любимый герой сказки? Оставьте ответ в качестве комментария к статье. Имена двух победителей будут нарисованы по жребию и размещены здесь. Всего две недели назад: Какую историю вы хотели бы увидеть на большом экране, воссозданном в художественном фильме? Ответы были разнообразными и интересными, но партия определила двух из вас.

После смерти жены купец стал подумывать о новой женитьбе. «За невестой дело не стало, но больше всех по нраву пришлась одна вдовушка. Она была уже в летах, имела своих двух дочерей, - стало быть, и хозяйка и мать опытная». Очень деловой подход, можно сказать, подход бизнесмена, таких сегодня - хоть пруд пруди. Вдовушкой для российских дельцов, купцов и новых аристократов уже в 18-м веке явилась дряхлеющая Европа, опытная интригантка, умеющая считать чужие деньги, хозяйка и мать только для своих детей. Так было и в 19-м и 20-м веке. Среди дочек этой вдовушки можно, прежде всего, назвать СМИ и идеологию революций, разрушения, наживы, потребления, жизни за чужой счёт (часто завуалированной).

Они зарабатывают один экземпляр «Необычной книги принцесс» с замечательными иллюстрациями, сказками и советами. Против последней программы сокращения, она вернулась к своей обычной длине и богатому предложению. Он был искусственно под характеристикой тонущей машины, которая почти повсеместно окрашена.

Традиционно фестиваль желал погоды, поэтому мы, наконец, провели в прекрасной Нитре пару прекрасных последних дней лета. Автор игры, которая сама была гомосексуалистом, даже играла в одноименном фильме Флейшмана фигуру умственно отсталого мальчика, затем Абраму сыграл Райнер Вернер Фассбиндер. Темой пьесы не случайно выбрал драматург, и режиссер Альфёльди не выбрал его. Расовая, религиозная, национальная и фобическая нетерпимость любого другого рода, в том числе сексуального, разразилась в наших странах с гораздо большей интенсивностью в последние годы, особенно когда господство тоталитарного или авторитетного правительства закончилось.

Жизнь Василисы при мачехе

Купец женился на стареющей европейской системе, но не нашёл в ней доброй матери для своей Василисы. Это мы теперь знаем доподлинно. Василиса Прекрасная была первая на всё село (Вселенную) красавица, мачеха и сёстры завидовали её красоте. Её красота и стала причиной её мучений. Мучили её множеством работ, чтобы она от чрезмерного труда потускнела, похудела, занемогла. Василиса всё переносила безропотно и с каждым днём всё хорошела и полнела, постепенно становясь шестой частью земной суши. Подтверждением может служить царствования Николая 1-го, Александра 2-го, Александра 3-го и Николая 2-го. Несмотря на происки декабристов, либералов, террористов, народовольцев, покушавшихся с помощью западных идеологий и приёмов на всех названных царей и строй России, Россия постепенно набирала культурную, промышленную, образовательную и военную мощь, увеличивала темпы развития. Примеров этому много, смотрите справочники 19-го века. В 20-м веке Россия стала второй сверхдержавой.

В настоящее время ситуация в Венгрии сильно обострилась в этом отношении, и директор, который также является директором Будапештского национального театра, пользовался собственным происхождением и ориентацией даже в парламенте. Художник перенес свой пост еще, но под политическим давлением он должен изменить репертуар на множество классических, к счастью, он приглашает режиссеров известных имен, из которых нельзя ожидать обычного понимания предмета. Новый Национальный театр, построенный в постмодернистском эклектическом стиле, создавший впечатление великого имперского театра, изначально имел проблему с формулировкой ансамбля.

Как и мачеха с дочками, так и иноверные и инославные элементы в российском обществе в 18 - 19 веках всегда занимали привилегированное положение. В этом отношении и в 20-м веке изменения были невелики.

Василисе же Прекрасной помогал подарок матери - вера и средство связи с ней, а России - также чувство национального духа, который особенно проявился в Великую Отечественную войну. Важная деталь: Василиса приносила жертвы ради веры, будущего и духовной поддержки. Русский народ приносил жертвы ради будущего страны и укрепления национального духа, который есть в значительной степени проявление Духа Божия.

Но теперь он настолько занят кастингом, что вспоминает эпоху превосходного театра раннего Катона, ведь здесь есть несколько его бывших членов. Вернемся к нашей собственной продукции. Нитра играла в культурном доме. Мы вскоре после войны, везде бедность.

Режиссер издевался над аудиторией, сидя в середине зала на мешках сена, а рассказ о игре играл в кружке по обе стороны зала или даже в середине аудитории. Первоначальную католическую мессу помещали в прихожую. История реалистична, и она также соответствует типу сложного актерского мастерства, которым венгры являются хозяевами. В деревне появляется молодой гомосексуал Абрам, он также был заключен в тюрьму за свою ориентацию, чужой, и его мать запрещает. В субаренде, в которой он живет, он пользуется умственно измененным и эмоционально расстроенным подростком, сыном невесты.

«Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, запрётся в чулане, где жила, и потчует её, приговаривая: «На, куколка, покушай, моего горя послушай» «Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света (здесь Василиса раскрывает смысл политики мачехи относительно России). Научи ты меня, как мне быть и жить, и что делать? Куколка покушает, да потом и даёт ей советы и утешает в горе, и работу выполнит».

Жители деревни сразу же интерпретируют его, и когда Абрам непреднамеренно убивает местную светлую девушку, которая предположительно беременна и отчаянно бежит из деревни, охоту охотятся на него, как на дикого животного. Мы вскоре после войны, бедность повсюду, деньги, которые могут найти искатели, будут большими. В дополнение к теме сексуальности существует также несоответствие в форме перемещенных лиц с Востока, где любая перемещенная семья была развернута в каждой деревне. У него были большие проблемы с слиянием с новой средой, более того, местные бывшие перемещенные лица часто обвиняли себя в их участии в возникновении войны, негативные последствия которой испытывают сейчас простые немцы.

На Руси и в России много было старушек, которые несли в храмы последние свои пожитки, последние копейки и куски хлеба; испрашивали помощи Божией, праведников и святых молитвенников для сохранения России. И в нашей истории было много событий, которые иначе нельзя определить, как чудо. Разве не чудо, что Россия не распалась в первой трети 20-го века и в значительной степени сохранилась в конце того же века? Разве не чудо, что голодные ленинградцы отстояли свой город, и вся страна победила фашистов?

Шло время, и Василиса стала невестой. Женихи присматриваются к ней, а на мачехиных дочерей не смотрят. Мачеха злая, пуще прежнего, всем женихам отвечала: «Не выдам меньшой прежде старших!» Проводя женихов, побоями вымещала зло на Василисе.

«Однажды купцу понадобилось уехать из дому на долгое время по торговым делам. Мачеха перешла на житьё в другой дом. А возле этого дома был дремучий лес, а в лесу на поляне стояла изба, а в избе жила баба-Яга, никого она к себе не пускала, и ела людей, как цыплят. Перебравшись на новоселье, мачеха то и дело посылала за чем-нибудь в лес ненавистную ей Василису. Василиса всегда возвращалась домой благополучно, куколка указывала нужную дорогу и не допускала её к избе бабы-Яги».

Этот абзац говорит уже о том времени в России, когда финансовые и рыночные интересы власть предпочтёт духовным и культурным интересам страны полностью, когда власть в стране фактически перейдёт в руки западно- ориентированных авторитетов, к тем властно-элитным кругам, которые тяготеют к публично закрытой геополитической власти. Закрытость этой власти олицетворяет дремучий лес, в котором находится изба бабы-Яги, сам образ бабы-Яги и другие детали, о которых речь будет ниже. Переезд власти из одного дома в другой - вполне реальные события нашей истории. Я не удивлюсь, если изба бабы - Яги окажется белой и новый дом мачехи - тоже белый. Впрочем, перемена властью своего местоприбывания, характерная особенность властей, тяготеющих к разрушению национального уклада России. Достаточно вспомнить переезд власти при Петре I и при Ленине.

Дремучий лес в сказке также олицетворяет те моральные, политические и правовые джунгли, в которые старались поместить традиционную Россию прозападно ориентированные политические круги. Мы не будем сейчас обсуждать вопрос о том, какие фонды и какие страны олицетворяет собой избушка бабы-Яги. Указание на то, что Яга ела людей, как цыплят, на дипломатическом языке означает: устраивала частые провокации и локальные войны в различных местах.

«Мачеха раздала всем девушкам вечерние работы: одна должна была кружева плести, другая - чулки вязать, а Василису заставила прясть. Погасила огонь во всём доме, оставила только одну свечку там, где работали девицы, а сама легла спать». Погашение огня в доме - это символ кризиса в России, причем не стихийного, а осуществлённого по воле власти - «мачехи». Показательно также и то, как мачеха раздала работы своим дочерям: «плести кружева» это задача СМИ, «вязать чулки» - тоже понятно, что это такое, если вспомнить, что раньше в чулках хранили деньги и другие ценности. Василису же заставила прясть, чтобы обеспечить себе и своих дочерей одеждой, одеялами и другими средствами защиты и безопасности.

«Одна их мачехиных дочерей взяла спицу, чтобы поправить светильник, но по приказу матери потушила свечу. «Что нам теперь делать? - заговорили девушки. - Огня нет во всём доме, а уроки наши не кончины. Надо сбегать за огнём к бабе-Яге». В геополитическом смысле это значит - отправить Россию на поклон к международным финансовым фондам и силам. Девицы некоторое время попререкались, изображая демократию, но в итоге к Яге пришлось идти Василисе, её вытолкали из горницы, плетя кружева лжи и обмана. Потухший огонь здесь отображает собой ещё и тот факт, что прежние ориентиры и цели в России потухли, Василису отправили за новыми указаниями, ориентирами и идеалами. Можно отметить ещё одну непустую деталь: темнота дочкам мачехи подходит больше, чем Василисе; они предпочли темноту, а Василиса предпочла идти искать огонь, чем сидеть в темноте. В самом деле, Россия себя без светлых ориентиров чувствует весьма неуютно. Ей нужны идеалы, пусть даже несбыточные. Показательно, что мачехины дочки, истые почитательницы свободы, вслед Василисе закричали: «Тебе огонь надо брать у бабы-Яги, ступай к Яге!».

«Василиса поставила перед куколкой ужин и сказала: «На, куколка, покушай и моего горя послушай: меня посылают за огнём к Яге; баба-Яга съест меня!» «Не бойся Василисушка! - сказала куколка, - «Ступай, куда посылают, только меня держи всегда при себе. При мне ничего не станется с тобой». Василиса собралась, положила куколку в карман и, перекрестившись, пошла в дремучий лес».

Жизнь Василисы при бабе-Яге

«Идёт она и дрожит. Вдруг скачет мимо её всадник, сам белый, одет в белое, конь под ним белый, и сбруя на коне белая, на дворе стало рассветать. Идёт она дальше. Скачет другой всадник: сам красный, одет в красное и на красном коне, стало восходить солнце. Василиса прошла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на поляну, где стояла изба бабы-Яги; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские, с глазами; вместо дверей у ворот - ноги человечьи, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с огромными зубами. Василиса обомлела от ужаса и встала как вкопанная. Вдруг едет опять всадник: сам чёрный, одет в чёрное и на чёрном коне; подскакал к воротам бабы-Яги и исчез, как сквозь землю провалился. Настала ночь. Но темнота продолжалась недолго: у всех черепов на заборе засветились глаза, а на всей поляне стало светло, как среди дня. Василиса дрожала от страха, но, не зная куда бежать, оставалась на месте».

Василиса, как и народ в целом, естественно испытывает страх перед неопределённостью и неведомым.

Образ всадников, белого, красного и чёрного, сегодня для нас уже не составляют большой загадки. Это образы революций в России. Белая - это дворянская революция, начатая расколом русского общества при Петре I-м, возникновением либеральных и масонских, тайных и явных лож и союзов, и достигшей своего апогея в восстании либералов - декабристов, подорвавших духовное и государственное здоровье страны.

Красный всадник в особых комментариях не нуждается, вспомним Л. Троцкого-Бронштейна, В. Ульянова-Ленина, Рузского, Корнилова, Урицкого, Землячку, Бела Куна, Котовского, Дзержинского, Тухачевского и многих других, прямых и переносных всадников.

Чёрный всадник - это образ той силы, которая пока ещё только надвигается. И мы, как и Василиса, пока не знаем куда идти и что делать. Следует отметить, что промежуток времени между белым и красным всадниками было всего от утра до полудня. И мы знаем, что белая и красная революции сменили друг друга достаточно быстро, между ними было меньше века. Промежуток времени между красным и чёрным всадниками был заметно больше, более суток. Между красным всадником и настоящим временем уже прошёл век. Сказка нам говорит, что пойдёт ещё не меньше века, пока появится чёрный всадник, который, скорее всего, окажется всадником всемирных потрясений. Сегодня важно это отметить.

Рассматриваемый нами отрывок русской народной сказки интересен ещё и описанием места жительства бабы-Яги. В описании его часто попадаются такие словосочетания: человечьи кости, черепа людские с глазами, ворота с человечьими ногами, запоры-руки, замок - рот с зубами. Сегодня мы понимаем, что все эти образы говорят о том, что жилище тёмной силы, бабы-Яги, было хорошо роботизировано. Людские скелеты с черепами и глазами - это экзаскелеты и экзакостюмы для слуг бабы-Яги или вообще роботы-андроиды, которые мы уже сегодня можем наблюдать на выставках и на некоторых производствах. Ворота с человечьими ногами, запоры-руки, замок - рот с зубами - это всё роботизированные устройства, управляемые диспетчером.

Понятно, что людям 17-18 веков писать о роботах, как об информационно-технических системах, было бесполезно; и описание их в сказке носит символический образный характер, на уровне тех образов, которые мог воспринять и понять человек того времени.

«Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу баба-Яга (в ступе сидит пестом погоняет, помелом след заметает). Подъехала к воротам, и обнюхав вокруг себя, закричала: «Фу, фу, Русским духом пахнет! Кто здесь?»

Эту фразу бабы-Яги можно встретить не только в её публичных заявлениях, но и во многих перестроечных газетах и телевыступлениях, как и в зарубежных, и либеральных российских СМИ и в выступлениях патентованных либералов сегодня. Их отношение к русским и России одного духа с духом бабы-Яги. Рассматриваемая реплика Яги является типично западэнской и со всей очевидностью говорит, что Яга воспринимает Василису, прежде всего, не как просто девушку, но как носительницу национального духа России и русского народа. И в этом очевидное обществоведческое звучание и значение рассматриваемой нами русской сказки и свидетельство того, что Василиса - это символ русскости и России. Разница между бабой-Ягой и ныне действующими ворчливыми чёрными силами в России состоит только в том, что баба-Яга выражает свою геополитическую неприязнь ко всему русскому гораздо более откровенно, чем это делают сегодня «смердяковы» в России, если использовать словесную находку Ф.М.Достоевского.

Василиса сказала: «Это я, бабушка. Мачехины дочери послали меня за огнём к тебе. «Хорошо, - сказала Яга, - знаю я их, поживи ты наперёд да поработай у меня, тогда и дам огня; а коли нет, так я тебя съем!» Выразительный пример взаимовыгодных отношений и общечеловеческих ценностей в понимании тех, кого олицетворяет собой Яга.

«Потом, обратившись к воротам, она воскликнула: «Эй, запоры мои крепкие, отомкнитесь, ворота мои широкие, отворитесь!» Ворота отворились, и Яга въехала, посвистывая, за ней вошла Василиса, потом всё заперлось». Всё это говорит о высокой степени технического оснащения жилища Яги. Василиса попала в плен, Яга надавала ей кучу заданий и определила жёсткие сороки.

«Василиса зажгла лучину от тех черепов, что на заборе, и начала таскать из печи и подавать Яге в изобилии разные кушанья. Та всё съела, а Василисе оставила только щец немного, краюшку хлеба да кусок поросятины. (Очевидный пример реального воплощения западных идей комфорта и достатка для золотого миллиона). Стала баба-Яга спать ложиться и говорит: «Когда завтра я уеду, ты смотри - двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь да пойди в закрома, возьми четверть пшеницы и очисть её от шелухи. Чтобы всё было сделано, а не то - съем тебя!» Достаточно красноречивое представление места России в мировом распределении труда, по мнению баба-яговистов.

После этого баба-Яга захрапела, а Василиса помолилась и пообщалась со своим ангелом-хранителем - куколкой. Куколку также можно рассматривать, как миниатюрного робота-андроида, связанного не только с человеком, но и с духовным миром.

«Раненько проснулась Василиса, а баба-Яга уже встала, выглянула в окно; у черепов глаза потухают; она вышла во двор, свистнула, перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Яга села в ступу и выехала со двора. Осталась Василиса одна, осмотрела дом Яги, подивилась изобилию во всём и остановилась в раздумье: за какую работу браться прежде. Глядит, а вся работа уже сделана; куколка выбирала из пшеницы последние зёрна чернушки. Василисе осталось сделать обед».

Из этого отрывка нашей сказки следует, что в нём идёт речь о временах ещё не насупивших для нас. Баба-Яга пользуется индивидуальным средством передвижения, которое совершеннее сегодняшних. Оно - невелико, помещается на дворе, перемещается и по земле и по воздуху, просто в управлении, достаточно помела и песта. Для нас также важно и то, что у Василисы есть тоже мощное несимметричное, но эффективное, средство, которое вместе с верой, даёт ей возможность противостоять идеологическому и политическому самодурству Яги.

Появления белых, красных и чёрных коней и всадников при покидании Ягой избы и при возвращении её говорят о том, что Яга очень педантична, что крупные общественные потрясения в мире непременно связаны с ней и с ними, и что встречи с Ягой очень опасны. Педантизм - это то качество, которое особенно присуще деятелям с западным менталитетом.

«Василиса встретила Ягу. «Всё ли сделано?» - спросила Яга. «Изволь посмотреть сама, бабушка!» - молвила Василиса. Яга осмотрела всё, подосадовала, что не за что рассердиться, и сказала: «Ну, хорошо».

То, что Яга подосадовала, что не за что рассердиться, весьма примечательно.

Сегодня наш народ тоже ставят в очень трудные условия жизни: дефолты, кризисы, инфляции, ужесточения требований со стороны всяких внешних фондов. Международные организации и союзы ищут повод, чтобы оклеветать нас, предъявить нам претензии и учинить санкции против нас. Но наш народ проявляет стойкость и не поддаётся на провокации. Это всё злит Ягу, её прессу и её идеологов. Символический смысл этого абзаца говорит нам о том, что если мы сохраним живую связь с верой и заветами предков, сохраним самообладание, будем находить несимметричные ответы на западные выпады, мы разоружим наших противников и будем непобедимы.

«Верные мои слуги, сердечные мои други, смелите мою пшеницу!» - крикнула Яга. Явилось 3 пары рук, схватили пшеницу и унесли вон с глаз. Баба-Яга наелась, стала ложиться спать, и вновь надавала Василисе ворох наказов, а та пошла на совет с куколкой.

Стоит задуматься, почему волю Яги исполняют именно 3 пары рук, а не 3 шустрых волка или 3 медведя, или 3 лисы? Куда естественнее для читателя 17-19 веков воспринимались в образе лакеев звери или люди, нежели одни только руки. Ан, нет, образ лакеев в сказке более абстрактный и более кибернетический. Одно это говорит, что образы этой сказки и других русских сказок куда глубже бытового уровня понимания. Три пары рук являются характеристикой уровня жизни и уровня технического развития эпохи чёрного всадника.

Наутро повторился педантичный уклад жизни бабы-Яги: она уехала, Василиса с куколкой принялись за работу. По возвращении Яга вызвала 3 пары рук, и те приготовили ей масло. Она вновь наелась до отвала. Василиса молчала. Старуха спросила Василису: «Чего ты не говоришь со мной? Стоишь, как немая. Спрашивай, только не всякий вопрос к добру ведёт: много будешь знать скоро состаришься».

«Я хочу спросить тебя, бабушка, только о том, что видела, когда шла к тебе, меня обогнал белый всадник на белом коне в белой одежде?» «Это мой день ясный» - сказала Яга. «Потом меня обогнал красный всадник в красном на красном коне?» «Это моё солнышко красное», - ответила Яга. «А что значит всадник, который обогнал меня у самых ворот твоих?» «Это ночь моя тёмная - все мои слуги верные!»

Здесь нам надо отметить два важных обстоятельства. Конечно, Василиса помнила своей молодой памятью, в какое время кто из всадников её обогнал. Она помнила, что один обогнал утром, другой - в полдень, третий - поздним вечером. Но Василису только такие представления о всадниках, очевидно, не удовлетворяли, иначе бы она вопросов на их счёт Яге не задавала. Василиса понимала, что всё не так наивно просто с бабой-Ягой, поскольку она и до личной встречи имела представление о Яге из многочисленных рассказов, и боялась её. Василисе надо было проверить, будет ли Яга врать и дипломатически уползать от правдивого ответа. Последнее довольно свойственно западной дипломатии. Но Яга всё же проговорилась, сказав, что они все её слуги верные. Василиса наша суть дела разгадала. Вопросы Василисы ясно показывают, что Василиса пришла к бабе-Яге не для того, чтобы тупо взять то, что соизволит дать Яга, ей важно было разобраться. Всякому православному человеку ясно, что солнце не может быть верным слугой тёмных сил, сил Бабы-Яги. Солнце появляется над землёй в принципе не для того, чтобы пожирать людей, а для того, чтобы поддерживать жизнь в целом и жизнь людей - в частности. Такие категории и явления, как Солнце и баба-Яга, - категории разных духовных вселенских масштабов. Отсюда также ясно, что верные слуги Яги, её всадники не могут быть одновременно олицетворением света и солнца и олицетворением верного служения людоедки. Баба-яга явно врала.

«Что же ты ещё спросишь? - сказала старуха и продолжила - Я не люблю, когда спрашивают о дворе и выносят сор из избы, очень любопытных я ем». Тем самым Яга сообщила, что у неё рыло в пуху, что для нас сейчас не является тайной. Затем Яга сказала: «Теперь я тебя спрошу: как успеваешь ты исполнять всю работу, которую я задаю тебе?» «Мне помогает благословение моей матери» - ответила Василиса. «Так вот что! Убирайся от меня, благословенная дочка! Не нужно мне благословенных». Здесь полностью раскрывается духовное содержание сил бабы-Яги и её верных слуг, противников русского духа.

Возвращение домой

Вытащила Яга Василису из горницы и вытолкала за ворота - дипломатия закончилась, Яга ещё раз, предметно, оголила своё сущностное нутро относительно русского духа. Но вспомнив о своих сатрапах, сняла с забора череп с горящими глазами, отдала его Василисе, сказав: «Вот тебе огонь для мачехиных дочек, они ведь за огнём тебя прислали».

К вечеру другого дня Василиса добралась до своего дома. Из черепа послышался глухой голос: «Не бросай меня, неси к мачехе». В окнах дома света не было. Впервые встретили её ласково и рассказали, что с той поры, как она ушла, у них света в доме не было; сами высечь огонь они никак не могли, а огонь от соседей тоже гас, как только входили с ним в горницу.

Мачеха внесла череп в горницу, глаза черепа постоянно глядели на мачеху и её дочерей. К утру глаза черепа сожгли мачеху с её дочерьми. Другими словами мачеху и её дочерей уничтожила та идеология, которой они и поклонялись. Василису тот вредный идеологический огонь не тронул.

Эти абзацы сказки-пророчества для нас поучительны и назидательны. Во-первых, важные слова самих мачехиных дочек о том, что без Василисы они всё время сидели без огня и ничего путного сделать не могли. Другими словами, либерально-болтливые почитатели бабы-Яги не являются созидателями, они ничего другого не могут делать, кроме как порочить, критиковать, предъявлять претензии другим, в частности, русским и Василисе Прекрасной. Во-вторых, бездарные почитатели не нужны даже бабе-Яге, она расправляется с ними без тени сожаления. В-третьих, Россия не погибнет и вернётся к своим корням, родному очагу, возвратившись из общечеловеческого дремучего рая-леса. В- четвёртых, враги русского духа, те самые «фу-фу», сами себя изничтожат, змея сама себя съест.

«Поутру Василиса зарыла череп, заперла дом на замок, и устроилась на житьё к одной старушке; живёт себе и поджидает отца. «Скучно мне сидеть без дела, бабушка, хочу прясть» - сказала Василиса. Бабушка купила льну хорошего, Василиса села за дело. Куколка помогла соткать полотно. Весной полотно выбелили. Василиса говорит бабушке: «Продай полотно, а деньги возьми себе». Старушка взглянула на полотно и ахнула: «Нет, дитятко! Такого полотна, кроме царя, носить некому, понесу во дворец». Царь увидел и спросил: «Что тебе, старушка, надобно?» «Ваше царское величество, - молвила старушка, - я принесла диковинный товар; никому, кроме тебя, показать не хочу». Царь увидел полотно, подивился. «Что хочешь за него?» «Ему цены нет, царь-батюшка! Я тебе в дар принесла». Поблагодарил царь и отпустил старушку с подарками.

Символический смысл этой части повествования тоже в обществоведческом плане очень содержателен. После самоуничтожения разрушительных революционных сил, Россия вернётся к традиционным формам жизни, в России возникнут своеобразные технологии и ремёсла. В России восстановится монархия. Всё это очень хорошо согласуется с пророчествами Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского и иеромонаха Авеля (Васильева).

Царь позвал старушку и сказал: «Умела ты напрясть и соткать, умей из него и сорочки сшить». «Не я, государь, пряла и соткала полотно. Это работа приёмыша моего - девушки». «Ну так пусть и сошьёт она». Василиса вскоре сшила дюжину рубашек. Как увидел царь Василису Прекрасную, так в неё и влюбился. Сыграли свадьбу. Союз в любви между царской властью и Россией Прекрасной - залог долгой ладной жизни в нашей стране в обозримом будущем.

Скоро воротился и отец Василисы, и остался жить при дочери. Василиса взяла к себе старушку, а куколку до конца жизни носила при себе.

Итак, Россия снова почувствовала свою силу, достоинство и радость жизни, будучи повенчанной с помазанником Божиим, вернувшись к своей вере, традициям, сохранив и восстановив народное единство.

Заключение

Мудрых и пророческих сказок в русском народе бытует много. В сборнике «Русские сказки» А.Н. Афанасьева есть и другие поучительные сказки для сегодняшних россиян, например, «Притворная болезнь», «Иван Быкович», «Правда и кривда», «Шабарша», «Жадная старуха» или «Птичий язык».

Кто-то может сказать, что найденные автором параллели между событийными ситуациями в сказке и событиями русской истории случайны. Но это не так. Такое большое число найденных параллелей нельзя объяснить случайностью. В математической статистике показано, что событие, вероятность которого не больше (3 х 10 в минус 2-й степени), практически не наступает. Вероятность того, что в нашем случае все найденные параллели случайны, равна (10 в минус 21-й степени), т.е на 19 порядков меньше, практически не наступающей ситуации.

В заключение хочу посоветовать любителям предъявлять претензии русскому народу и ставить ему в пример иноверцев: «Читайте русские народные сказки, но читайте их не для развлечения, а для вразумления». Сказки помогут лучше понять русский народ, понять, что все дела без веры и Бога - тщета. Для того чтобы русский народ мог действительно сделать серьёзные продвижения в общественной жизни, он, прежде всего, должен вернуться к своей вере, Богу и любви. А к Богу он не может вернуться, не научившись молиться. Ни в советской школе, ни в современных рыночных школах его молиться не учат, и даже - наоборот. Сегодня реальная духовная общественная сила в России - это те, кто умеют молиться. А умеют молиться, прежде всего, священники, их этому учили и в семинариях, и в академиях. Созидать и намаливать Русскую Православную Церковь и Россию, прежде всего, должны монахи и священники вместе с пока ещё не умеющими молиться русскими и нерусскими людьми.

Надо учиться и любви, учиться и у Василисы Прекрасной. Порядок в быту и в головах происходит от любви, а не от внешней силы, законов и правовых актов. Не будет в России любви - не будет ни порядка, ни жизни, ни экономической, ни политической силы и воли. Силовой порядок - другого духа, чем русский, и он - недолговечен. Жизнь в России может быть восстановлена только любовью. Господь ждёт от нас любви. Понятно, что атеистические и настроенные светски власти восстановить Россию в принципе не смогут. Без веры и любви очень скоро при многопудовых правовых актах появится множество продажных чиновников, судей, стражей порядка, журналистов и ведущих на телеканалах. Рано или поздно власть придёт в уныние, к агрессии относительно русского народа и предательству интересов России. Такое уже было неоднократно. Эксперимент, проведённый в 20-м веке, с очевидностью это показал. Если долговечна любовь в Боге - долговечна жизнь, долговечна история. Юридический закон - это неудачный протез псевдоума вместо любви и веры. Сам по себе он никогда не искоренит продажности, взяточничества и разврата.

Русская сказка «Василиса Прекрасная» наглядно это показывает тем, кто её с любовью читает.




Анализ сказки "Василиса Прекрасная"

Василиса Прекрасная - русский вариант Золушки. Злая мачеха, злые сводные сёстры, непосильный каждодневный труд, фантастический помощник - в данном случае куколка, подарок матери, которая действует наподобие Феи-крёстной. Кроткий нрав главной героини, который в итоге принёс ей семейное счастье и материальное благополучие. Согласитесь, много сходных моментов с Золушкой.

Тем не менее, сказке "Василиса Прекрасная" присущ яркий национальный славянский колорит, множество уникальных поворотов сюжета, характерные только для русских сказок персонажи. Русская народная сказка "Василиса Прекрасная" насыщенна аллегорическими образами природных явлений, к которым главная героиня проявляет интерес и уважение. Представление о Времени как о живой субстанции представлено в образах Белого, Красного и Чёрного всадников (День, Солнце, Ночь).

Образ мудрой и наделенной волшебными способностями красавицы Василисы часто встречается в устном народном творчестве российских сказителей. В сказке "Василиса Прекрасная", юная героиня, рано лишившись матери, бережно хранит подаренную матерью волшебную куколку. Перед смертью мать Василисы научила дочь в трудных ситуациях кормить куколку и следовать куколкиным советам, никогда никому волшебную куколку не показывая.

Как это нередко бывает и в реальной жизни, овдовевший отец Василисы, погоревав после смерти жены, через некоторое время женился вторично. Мачеха и ее две дочери стали причиной многочисленных горестей и лишений для Василисы Прекрасной, но подаренная матерью куколка спасала девушку от всех бед. Эту сказочную аллегорию, волшебную куколку, можно представить в реальной жизни как комплект полезных знаний, умений, талантов, которые получают от своих родителей послушные дети.

Василиса Прекрасная - образ трудолюбивой дочери, которая, бережно храня советы и поучения матери, справилась со всеми бедами и проблемами. Совет умирающей матери кормить куколку в трудных ситуациях можно приравнять к умению современных людей пользоваться научной литературой. Внимательно прочесть мудрую книгу, то же самое, что покормить волшебную куколку. Ведь в книгах можно найти ответы на все вопросы, научиться наилучшим способам организации жизнедеятельности. Смекалистые люди по самоучителю осваивают музыкальную грамоту и овладевают умениями играть на музыкальных инструментах. Многие ученые, пользуясь кулинарными книгами, прекрасно готовят себе изысканные блюда, не тратя времени на рестораны. Все родители советуют своим детям старательно учиться в школе. Но только из тех детей, которые следуют родительским советам, вырастают позитивные сказочные герои, умеющие справляться с жизненными проблемами, как Василиса Прекрасная.

Сказка "Василиса Прекрасная" учит нас жить в гармонии с Природой, уважать старших, чтить память о предках, трудолюбию, умению проявлять терпение и такт. Василиса не только прекрасна внешне - прекрасны также и её поведение, и её внутренний мир.




Текст сказки Василиса Прекрасная

В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.

Затем мать поцеловала дочку и померла.

После смерти жены купец потужил, как следовало, а потом стал думать, как бы опять жениться. Он был человек хороший; за невестами дело не стало, но больше всех по нраву пришлась ему одна вдовушка. Она была уже в летах, имела своих двух дочерей, почти однолеток Василисе, - стало быть, и хозяйка, и мать опытная. Купец женился на вдовушке, но обманулся и не нашел в ней доброй матери для своей Василисы. Василиса была первая на все село красавица; мачеха и сестры завидовали ее красоте, мучили ее всевозможными работами, чтоб она от трудов похудела, а от ветру и солнца почернела; совсем житья не было!

Василиса все переносила безропотно и с каждым днем все хорошела и полнела, а между тем мачеха с дочками своими худела и дурнела от злости, несмотря на то, что они всегда сидели сложа руки, как барыни. Как же это так делалось? Василисе помогала ее куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работаю! Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчевает ее, приговаривая:

На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?

Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису; та только отдыхает в холодочке да рвет цветочки, а у нее уж и гряды выполоты, и капуста полита, и вода наношена, и печь вытоплена. Куколка еще укажет Василисе и травку от загару. Хорошо было жить ей с куколкой.

Прошло несколько лет; Василиса выросла и стала невестой. Все женихи в городе присватываются к Василисе; на мачехиных дочерей никто и не посмотрит. Мачеха злится пуще прежнего и всем женихам отвечает:

Не выдам меньшой прежде старших!

А проводя женихов, побоями вымещает зло на Василисе.

Вот однажды купцу понадобилось уехать из дому на долгое время по торговым делам. Мачеха и перешла на житье в другой дом, а возле этого дома был дремучий лес, а в лесу на поляне стояла избушка, а в избушке жила баба-яга; никого она к себе не подпускала и ела людей, как цыплят. Перебравшись на новоселье, купчиха то и дело посылала за чем-нибудь в лес ненавистную ей Василису, но эта завсегда возвращалась домой благополучно: куколка указывала ей дорогу и не подпускала к избушке бабы-яги.

Пришла осень. Мачеха раздала всем трем девушкам вечерние работы: одну заставила кружева плести, другую чулки вязать, а Василису прясть, и всем по урокам. Погасила огонь во всем доме, оставила только одну свечку там, где работали девушки, и сама легла спать. Девушки работали. Вот нагорело на свечке; одна из мачехиных дочерей взяла щипцы, чтоб поправить светильню, да вместо того, по приказу матери, как будто нечаянно и потушила свечку.

Что теперь нам делать? - говорили девушки. - Огня нет в целом доме, а уроки наши не кончены. Надо сбегать за огнем к бабе-яге!

Мне от булавок светло! - сказала та, что плела кружево. - Я не пойду.

И я не пойду, - сказала та, что вязала чулок. - Мне от спиц светло!

Тебе за огнем идти, - закричали обе. - Ступай к бабе-яге!

И вытолкали Василису из горницы.

Василиса пошла в свой чуланчик, поставила перед куклою приготовленный ужин и сказала:

На, куколка, покушай да моего горя послушай: меня посылают за огнем к бабе-яге; баба-яга съест меня!

Куколка поела, и глаза ее заблестели, как две свечки.

Не бойся, Василисушка! - сказала она. - Ступай, куда посылают, только меня держи всегда при себе. При мне ничего не станется с тобой у бабы-яги.

Василиса собралась, положила куколку свою в карман и, перекрестившись, пошла в дремучий лес.

Идет она и дрожит. Вдруг скачет мимо ее всадник: сам белый, одет в белом, конь под ним белый, и сбруя на коне белая, - на дворе стало рассветать.

Василиса прошла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот - ноги человечьи, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. Василиса обомлела от ужаса и стала как вкопанная. Вдруг едет опять всадник: сам черный, одет во всем черном и на черном коне; подскакал к воротам бабы-яги и исчез, как сквозь землю провалился, - настала ночь. Но темнота продолжалась недолго: у всех черепов на заборе засветились глаза, и на всей поляне стало светло, как середи дня. Василиса дрожала со страху, но, не зная, куда бежать, оставалась на месте.

Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу баба-яга - в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала:

Василиса подошла к старухе со страхом и, низко поклонясь, сказала:

Это я, бабушка! Мачехины дочери прислали меня за огнем к тебе.

Хорошо, - сказала баба-яга, - знаю я их, поживи ты наперед да поработай у меня, тогда и дам тебе огня; а коли нет, так я тебя съем!

Потом обратилась к воротам и вскрикнула:

Эй, запоры мои крепкие, отомкнитесь; ворота мои широкие, отворитесь!

Ворота отворились, а баба-яга въехала, посвистывая, за нею вошла Василиса, а потом опять все заперлось.

Войдя в горницу, баба-яга растянулась и говорит Василисе:

Подавай-ка сюда, что там есть в печи: я есть хочу.

Василиса зажгла лучину от тех черепов, что на заборе, и начала таскать из печки да подавать яге кушанье, а кушанья настряпано было человек на десять; из погреба принесла она квасу, меду, пива и вина. Все съела, все выпила старуха; Василисе оставила только щец немножко, краюшку хлеба да кусочек поросятины. Стала яга-баба спать ложиться и говорит:

Когда завтра я уеду, ты смотри - двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, белье приготовь да пойди в закром, возьми четверть пшеницы и очисть ее от чернушки. Да чтоб все было сделано, а не то - съем тебя!

После такого наказу баба-яга захрапела; а Василиса поставила старухины объедки перед куклою, залилась слезами и говорила:

На, куколка, покушай, моего горя послушай! Тяжелую дала мне яга-баба работу и грозится съесть меня, коли всего не исполню; помоги мне!

Кукла ответила:

Не бойся, Василиса Прекрасная! Поужинай, помолися да спать ложися; утро мудреней вечера!

Ранешенько проснулась Василиса, а баба-яга уже встала, выглянула в окно: у черепов глаза потухают; вот мелькнул белый всадник - и совсем рассвело. Баба-яга вышла на двор, свистнула - перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Промелькнул красный всадник - взошло солнце. Баба-яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает. Осталась Василиса одна, осмотрела дом бабы-яги, подивилась изобилью во всем и остановилась в раздумье: за какую работу ей прежде всего приняться. Глядит, а вся работа уже сделана; куколка выбирала из пшеницы последние зерна чернушки.

Ах ты, избавительница моя! - сказала Василиса куколке. - Ты от беды меня спасла.

Тебе осталось только обед состряпать, - отвечала куколка, влезая в карман Василисы. - Состряпай с богом, да и отдыхай на здоровье!

К вечеру Василиса собрала на стол и ждет бабу-ягу. Начало смеркаться, мелькнул за воротами черный всадник - и совсем стемнело; только светились глаза у черепов. Затрещали деревья, захрустели листья - едет баба-яга. Василиса встретила ее.

Все ли сделано? - спрашивает яга.

Изволь посмотреть сама, бабушка! - молвила Василиса.

Баба-яга все осмотрела, подосадовала, что не за что рассердиться, и сказала:

Ну, хорошо!

Потом крикнула:

Верные мои слуги, сердечные други, смелите мою пшеницу!

Явились три пары рук, схватили пшеницу и унесли вон из глаз. Баба-яга наелась, стала ложиться спать и опять дала приказ Василисе:

Завтра сделай ты то же, что и нынче, да сверх того возьми из закрома мак да очисти его от земли по зернышку, вишь, кто-то по злобе земли в него намешал!

Сказала старуха, повернулась к стене и захрапела, а Василиса принялась кормить свою куколку. Куколка поела и сказала ей по-вчерашнему:

Молись богу да ложись спать: утро вечера мудренее, все будет сделано, Василисушка!

Наутро баба-яга опять уехала в ступе со двора, а Василиса с куколкой всю работу тотчас исправили. Старуха воротилась, оглядела все и крикнула:

Верные мои слуги, сердечные други, выжмите из маку масло!

Явились три пары рук, схватили мак и унесли из глаз. Баба-яга села обедать; она ест, а Василиса стоит молча.

Что ж ты ничего не говоришь со мною? - сказала баба-яга. - Стоишь как немая?

Не смела, - отвечала Василиса, - а если позволишь, то мне хотелось бы спросить тебя кой о чем.

Спрашивай; только не всякий вопрос к добру ведет: много будешь знать, скоро состареешься!

Я хочу спросить тебя, бабушка, только о том, что видела: когда я шла к тебе, меня обогнал всадник на белом коне, сам белый и в белой одежде: кто он такой?

Это день мой ясный, - отвечала баба-яга.

Потом обогнал меня другой всадник на красном коне, сам красный и весь в красном одет; это кто такой?

Это мое солнышко красное! - отвечала баба-яга.

А что значит черный всадник, который обогнал меня у самых твоих ворот, бабушка?

Это ночь моя темная - всё мои слуги верные!

Василиса вспомнила о трех парах рук и молчала.

Что ж ты еще не спрашиваешь? - молвила баба-яга.

Будет с меня и этого; сама ж ты, бабушка, сказала, что много узнаешь - состареешься.

Хорошо, - сказала баба-яга, - что ты спрашиваешь только о том, что видала за двором, а не во дворе! Я не люблю, чтоб у меня сор из избы выносили, и слишком любопытных ем! Теперь я тебя спрошу: как успеваешь ты исполнять работу, которую я задаю тебе?

Мне помогает благословение моей матери, - отвечала Василиса.

Так вот что! Убирайся же ты от меня, благословенная дочка! Не нужно мне благословенных.

Вытащила она Василису из горницы и вытолкала за ворота, сняла с забора один череп с горящими глазами и, наткнув на палку, отдала ей и сказала:

Вот тебе огонь для мачехиных дочек, возьми его; они ведь за этим тебя сюда и прислали.

Бегом пустилась Василиса при свете черепа, который погас только с наступлением утра, и наконец к вечеру другого дня добралась до своего дома. Подходя к воротам, она хотела было бросить череп: «Верно, дома, - думает себе, - уж больше в огне не нуждаются». Но вдруг послышался глухой голос из черепа:

Не бросай меня, неси к мачехе!

Она взглянула на дом мачехи и, не видя ни в одном окне огонька, решилась идти туда с черепом. Впервые встретили ее ласково и рассказали, что с той поры, как она ушла, у них не было в доме огня: сами высечь никак не могли, а который огонь приносили от соседей - тот погасал, как только входили с ним в горницу.

Авось твой огонь будет держаться! - сказала мачеха.

Внесли череп в горницу; а глаза из черепа так и глядят на мачеху и ее дочерей, так и жгут! Те было прятаться, но куда ни бросятся - глаза всюду за ними так и следят; к утру совсем сожгло их в уголь; одной Василисы не тронуло.

Поутру Василиса зарыла череп в землю, заперла дом на замок, пошла в город и попросилась на житье к одной безродной старушке; живет себе и поджидает отца. Вот как-то говорит она старушке:

Скучно мне сидеть без дела, бабушка! Сходи, купи мне льну самого лучшего; я хоть прясть буду.

Старушка купила льну хорошего; Василиса села за дело, работа так и горит у нее, и пряжа выходит ровная да тонкая, как волосок. Набралось пряжи много; пора бы и за тканье приниматься, да таких берд не найдут, чтобы годились на Василисину пряжу; никто не берется и сделать-то. Василиса стала просить свою куколку, та и говорит:

Царь-государь хочет видеть искусницу, что работала ему сорочки, и наградить ее из своих царских рук.

Пошла Василиса и явилась пред очи царские. Как увидел царь Василису Прекрасную, так и влюбился в нее без памяти.

Нет, - говорит он, - красавица моя! Не расстанусь я с тобою; ты будешь моей женою.

Тут взял царь Василису за белые руки, посадил ее подле себя, а там и свадебку сыграли. Скоро воротился и отец Василисы, порадовался об ее судьбе и остался жить при дочери. Старушку Василиса взяла к себе, а куколку по конец жизни своей всегда носила в кармане.

mob_info