Фальсификация отечественной военной истории. Фальсификация истории – эффективное оружие информационной войны против России

Уроки Второй мировой войны и основные направления её фальсификации

Основные уроки Второй мировой войны, их актуальность в наши дни

Итоги Второй мировой войны привели народы мира к осознанию той опасности, которую несут войны, особенно мировые, к пониманию, что они должны быть исключены из жизни общества.

Каковы же основные уроки Второй мировой и ее составной части - Великой Отечественной войны?

Лингвистика. Наконец, турецкая лингвистика, экстравагантная «теория солнечного языка», пыталась доказать, что турецкий язык станет первым языком, на котором говорят люди, и поэтому он будет происходить из всех языков человечества. Сумма на карту составляет 12 миллионов евро каждый год. Президент Турецкого института истории Юсуф Халазоглу отреагировал на решение Дениз Байкал, подав иск в суд и заявив, что деньги, принадлежащие институтам, были принесены в жертву простым политическим конфликтам.

Конституция предусматривает, что Высший институт культуры, языка и истории Ататюрка имеет общественную моральную личность и придается председательству Совета при бдительности и поддержке Президента Республики. Что касается финансовых преимуществ, предоставляемых волей Ататюрка на благо Турецкого института языка и Турецкого института истории, Конституция предусматривает, что они будут сохранены и будут по-прежнему предоставляться.

Первый и главнейший из них заключается в том, что Победы в Великой Отечественной войне удалось достигнуть только благодаря духовной силе и стойкости советского народа и армии. Вера народа в свое Отечество, в справедливый характер войны явилась важным фактором, позволившим разгромить фашизм.

Глубокий патриотизм всегда был и остается отличительной чертой российского народа. Особенно ярко он проявился в годы Великой Отечественной войны, стал основой духовно- нравственного превосходства Советского Союза над фашистской Германией.

Наши рецепты - это просто книги. Мы работаем с двумя людьми. Пока нам нужно двадцать. Если бы мы получили эти деньги, мы бы сформировали команду. Мы проводим исследования, но у нас нет сотрудников, которые говорят на армянском. После получения денег он отправился в Азербайджан в лагерях азербайджанских беженцев, спасающихся от боевых действий в Карабахе, для вербовки армянина, говорящего по-армянски, до его увольнения 23 июля.

Важность сумм в игре подпитывает жадность. Против проекта Али Биринци, который сменил Юсуфа Халакоглу на посту президента Турецкого института истории, будет уволен с должности 13 сентября. Документы, о которых идет речь, якобы воспроизведенные из каменных или металлических оригиналов, никогда не существовали, кроме как в воображении автора, который предлагает - и не без оснований - только рисунки под предлогом того, что фотография не сделала бы ее такой верной! Фальсификация была гораздо менее ловкой, чем вымышленная реконструкция фазы исламизации полуострова, к которой, по-доброму, возможно, доставило Олаги, эта другая работа «истории-фантастики» вдохновлена ​​тем же преследованием «Непрерывная история» иберийских обществ.

Патриотизм явился мощным источником массового героизма, небывалой стойкости, мужества и самоотверженности, беззаветной преданности Родине советских людей на фронте и в тылу, трудовых подвигов рабочих, крестьян и интеллигенции.

Утратив патриотизм как фундаментальную, базовую составляющую в системе традиционных для России духовных ценностей и связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем мощнейший стимул защиты Отечества, потеряем способность к великим свершениям.

Источникам, которые совершенно не хватает, чтобы засвидетельствовать историю этих гипотетических мосарабских общин, простейшим является, очевидно, их изобретать. Это изобретение не должно вводить в заблуждение любого плохо осведомленного историка, но оно может иметь некоторое влияние на сектора, которые менее осведомлены о мнении Валенсия, к которой он, несомненно, предназначен.

Возникаемая проблема связана с валенсийской «идентичностью» в отношении мадрильского и кастильского централизма, с одной стороны, и с требованиями каталонцев, с другой стороны, позиции в присутствии выразились в страстной борьбе, которая завершилась определение статуса регионального самоуправления, учрежденного на основе. Валанская культура - это целое, континуум, с теми, кто его развил, переходя от одного этапа к другому по периодам перехода, более или менее четко определенным, поскольку они сохраняют старые черты, традиционные и представляют новые характеристики, которые в конечном итоге настраиваются в новой культурной фазе, в которой, если ее хорошо изучить, можно найти остатки прежнего времени.

Второй немаловажный урок войны состоит в том, что успехи на фронте и в тылу были возможны только благодаря сплоченности общества, единству народа и армии. Великая Отечественная война по праву называется подлинно народной, Отечественной.

Главное, что объединяло и воодушевляло людей, - это необходимость защиты и спасения Отечества. Благодаря политике интернационализма в годы войны все народы Советского Союза выступили против врага единым фронтом. Это позволило стране выстоять и победить сильного и коварного агрессора.

На самом деле проблема языка - природа Валенсии - в том, что оппозиции кристаллизовались наиболее сильно. Оттуда рассмотреть Кастелланизацию Валенсийской страны как логическую коррекцию исторической аномалии, которая для некоторых представляет лингвистическую каталонство Валенсии, есть только один шаг, и если Галмес де Фуэнтес не делает - потому что нужно признать, что он этого не делает - он не устанавливает базы, которые позволят другим, менее скрупулезным, сделать это в 80-х годах.

Даже словарь, используемый в этих спорах, не является невиновным: выражение «испанский левант», используемое Галмесом де Фуэнтесом, считается самым совершенным сознательным или бессознательным выражением кастильского централизма, отвратительно большинством валенсий и каталонцев. То, что «страна Валенсии», которая предполагает, что валенсийский ансамбль является лишь частью каталонского ансамбля, так же решительно отвергается валенцианами, которые благосклонно выступают за «королевство Валенсия».

В наши дни актуальность этого урока неоспорима. Он напоминает, что дружба и взаимопомощь народов - источник их силы и благополучия. Например, нынешняя политическая обстановка в мире настоятельно требует в рамках Содружества независимых государств активно и эффективно осуществлять глубокую интеграцию стран-участниц во всех сферах, в том числе и в оборонной. Речь идет о том, чтобы в тесном взаимодействии искать и находить достойные ответы на общие угрозы и вызовы. Только так можно добиться прочной коллективной безопасности Содружества.

Мозарабцы между историей и мифом 19. Убитых тремя провинциями Валенсия, Кастельон и Аликанте, которые соответствуют «Королевству Валенсии» в результате воссоединения, с осторожностью назвали «Валенсийское сообщество». Тесно связанный с вопросом о культурной и этнической преемственности, как будет видно из предыдущих пунктов, проблема Мосарабии не является, однако, механическим и недвусмысленным образом. Важное мозаирское сообщество до конца мусульманской эпохи на самом деле вряд ли устойчиво для историка, которому было бы интересно бросить даже быстрый взгляд на все источники. и историография доступна по этому вопросу.

Третий урок войны заключается в том, что вопросы укрепления обороны страны, повышения боевой готовности и боеспособности Вооруженных Сил должны постоянно находиться в центре внимания руководства государства.

Обращение к временам Второй мировой войны - хорошая возможность вспомнить о том, что для отражения любой вероятной агрессии и надежного обеспечения безопасности страны требуются мощные и боеспособные армия и флот.

Если вопрос о «мосарабизме» недавно был возвращен на ковер, с новыми тезисами, он, так сказать, и, как мы увидим, немного дальше, из его другого конца хронологического, с проблемой обращения в ислам коренных общин в мусульманской Испании. Сторонник «реабилитации» Мозарабцев, которого он считал «сторонниками» национальной религиозной традиции перед лицом «мусульманского гнета», Симонет мобилизовал практически все существующие данные о христианских группах в мире. Мусульманская Испания для реализации реальной суммы знаний, которая до сих пор не обновлялась или не заменялась еще больше, и по-прежнему составляет сегодня важную и почти уникальную справочную работу по этому вопросу.

С окончанием «холодной войны» напряженное противостояние двух мощнейших военно-политических блоков, которые возглавляли СССР и США, прекратилось. Однако это не означает, что военная опасность, особенно опасность локальных военных конфликтов, для правопреемника Советского Союза - России исчезла.

Чтобы противостоять ей, необходимо внимательно и глубоко анализировать обстановку в мире и происходящие в ней изменения, предвидеть характер возможной войны, ее возможные масштабы и продолжительность. Для разгадки замыслов вероятного противника необходимы тщательный анализ и оценка различных вариантов его действий. Умение делать из этого правильные выводы позволит повысить боевую готовность Вооруженных Сил.

После Симонета Мосарабская историография также значительно обогатилась работами по «Мосарабскому искусству», чьи проявления настолько оригинальные и часто настолько близкие к современным эстетическим проблемам, как мы знаем, касаются не Мосарабских общин Андалусии, но области Мосарабской эмиграции, за пределами мусульманского домена. эволюция основной Мосарабской группы вновь воссоединилась в христианстве после завоевания, то есть Толедо, благодаря очень важным архивам этого сообщества.

С другой стороны, в сообществах Мосарабии самого аль-Андалу знания добились небольшого прогресса после работы Симонета. То, что может быть истинным с точки зрения этнических реалий, в физиологическом смысле этого слова, конечно, не соответствует действительности, если мы находимся в перспективе истории культуры. «организация торгов, которые в то время преобладали в Толедо, но, вероятно, на них сильно повлияли привязанность города к мусульманскому миру, а также само развитие этих мероприятий». В статье «Развитие арабская цивилизация в Толедо», Элиас Терес подчеркнул очевидный парадокс, представленный быстрой ассимиляцией города арабо-мусульманской культуры, хотя он почти постоянно находится в позиции политического инакомыслия по отношению к Неоднозначность отражается в характере знаменитого поэта Мууэллада Толедана Фейрбиба, который, с одной стороны, гальванизирует сопротивление своих сограждан центральной власти, и с другой стороны, есть стихи, возвышающие подчинение божественной воле, все в рамках традиционных рамок арабской поэзии, три четверти века после завоевания мусульман, в городе, который считается этническим арабизации.

Как известно, недооценка роли стратегической обороны в военной теории СССР, установка на разгром врага на его территории и «малой кровью» в предвоенный период привели к трагическим последствиям на начальном этапе Великой Отечественной войны.

Оценивая его Маршал Советского Союза Г.К. Жуков отмечал: «При переработке оперативных планов весной 1941 года практически не были полностью учтены особенности ведения современной войны в ее начальном периоде. Нарком обороны и Генштаб считали, что война между такими крупными державами, как Германия и Советский Союз, должна начаться по ранее существовавшей схеме: главные силы вступают в сражение через несколько дней после приграничных сражений. Фашистская Германия в отношении сроков сосредоточения и развертывания ставилась в одинаковые условия с нами. На самом деле и силы, и условия были далеко не равными».

«Завышенная оценка» Мосарабского элемента приводит к неточным деталям, которые способствуют искажению перспектив. Этот новый дух в делах государства будет проявляться в конкретных мерах с первого года царствования: получив капитуляцию города Экия, недалеко от Кордовы, чья явная оппозиция властям Омейядов и симпатии к «коренному» делу неоднократно серьезно нарушали власть в предыдущие десятилетия, - сказал он доказательство того, что было бы секретом его триумфов, передав городское правительство не арабам или даже мусульманам, а моза.

Мозарабцы между историей и мифом 21. Это, очевидно, «христианский» аспект христианина Ибн Василия, который вводит в заблуждение Исидро де лас Кагигас. Но мог ли он позволить себе так легко злоупотреблять, если бы он не испытывал зуд от зуда «мозарбабизма», который в то же время беспокоил большинство арабистов и испанских медиевистов? Симонет, де лас Кагигас, Санчес Альборнос и многие другие, в том числе за пределами Испании, как и Генри Перес, питали мысль о том, что мозарабский и коренной народ весил значительный вес в исторической эволюции и конституции. цивилизации аль-Андалуса.

Только высокий уровень военного искусства полководцев Красной армии, хорошая подготовка отечественных военных кадров позволили ценой величайших потерь за четыре года исправить просчеты, допущенные в первые дни и месяцы войны.

Вывод из этого опыта очевиден: в вопросах военного строительства необходимо исходить из реальной оценки существующих в мире военных угроз. От этого зависит, к какой войне следует готовить Вооруженные Силы и какие задачи им предстоит решать.

Эта вера, прочно укоренившаяся во многих историках, которые не осмелились бы подвергнуть сомнению утверждения столь авторитетных авторов, приводит к искажениям реальности и к реальным тупикам, которые отражены в книге местные ученые, проникнутые добрым словом мастеров. Таким образом, в работе, столь же обширной на Тортосе, опубликованной в пятидесятых годах, канон Энрике Байерри, подтвердив веру в действующие идеи, вероятно, все еще возвышенный своим канцелярским условием, что элемент Мосарабии, безусловно, представляет собой большинство населения города в мусульманскую эпоху, наивно удивляет контраст между «множеством писателей и мыслителей, созданных мусульманами и даже еврейской тортозой», и полным отсутствием культурных свидетельств из Мосарабское сообщество.

Четвертый урок Второй мировой войны явственно говорит о необходимости не допускать в обществе малейших проявлений идеологии фашизма и его разновидностей.
Уроки прошлого учат: когда фашизм приобретает государственную базу для своего существования, когда в его руках оказывается мощная военная машина, фашистская власть и ее руководители начинают представлять смертельную угрозу для существования остального человечества.

Этот «едва ли правдоподобный контраст» и это «смущающее и загадочное молчание» не заставляют его сомневаться в существовании этих мозарабов, а лишь с грустью и честностью заключать, что единственный очевидный факт: «история еще не раскрыла нам никакого имени, которое будет вписано в качестве представителя нашей мосарабской культуры». Совсем недавно Мануэль Риу хотел просмотреть все данные, которые могли принести андалузские «мозарабские» объекты, и, в частности, изучить дома, раскопанные в скале, которые находятся в нескольких из них, без чтобы показать, однако, что это, как он полагает, хорошая вещь в христианских деревнях.

К сожалению, несмотря на полное поражение фашизма во Второй мировой войне и решения Нюрнбергского трибунала, спустя полвека в ряде государств, прежде всего в прибалтийских, возродились неофашистские и экстремистские группировки и организации. И хотя их численность невелика, как правило, они связаны с могущественными кругами в политике и экономике, пытаются активно внедрять фашистскую идеологию в сознание людей, особенно молодежи. Противодействовать проявлениям современного фашизма должны прежде всего уголовно-правовые меры, а также мероприятия, направленные на выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.

Есть только кусочки информации о других регионах аль-Андалуса, некоторые из которых находятся в источниках, которые не были доступны во времена Симонета, как намек на Рауда аль. Согласно этому тексту, действительно, арабский губернатор этого города, желая прочитать латинскую надпись из древнего памятника, нашел с большим трудом христианина, способного это сделать. арабский автор не обязательно подразумевает неточность или, по крайней мере, незначительность этого анекдота. В первой половине века город, по-прежнему важный, является домом для нескольких восстаний против центрального правительства.

Пятый урок из опыта Второй мировой войны заключается в том, что предотвратить надвигающуюся войну могут только коллективные усилия государств и народов, усилия международных организаций. Разобщенность миролюбивых сил на Западе в целом и в самой Германии в середине 30-х годов прошлого века позволила гитлеровцам развязать войну.

Чтобы не допустить этого, державам необходимо ответственно относиться к выбору тактических и стратегических союзников в решении вопросов военной безопасности страны, региона и мира в целом.

Вторая мировая показала, что политика государств или их коалиции может быть успешной только тогда, когда она основана на взаимном доверии союзников, опирается на совокупность экономических, социально- политических, идеологических и оборонных факторов.

Шестой урок Второй мировой: победа над фашизмом была достигнута благодаря мощной экономической базе государств - членов антигитлеровской коалиции.

Например, советская экономика, усиленная позже поставками по ленд-лизу, в течение всей войны успешно обеспечивала советско-германский фронт всем необходимым.

Вывод о том, что одержать победу в любой войне, обеспечить национальную безопасность и обороноспособность государства можно только обладая мощной экономикой и мощным оборонно-промышленным комплексом, актуален и в наши дни.

Уроки Второй мировой войны не только не утратили своей актуальности спустя десятилетия после ее окончания, но и приобрели большую значимость. Сегодня они ориентируют человечество на поиски согласия во имя общих целей, на достижение единства и сплоченности, политической и экономической стабильности в мире.

Фальсификация истории Великой Отечественной войны

На протяжении всего послевоенного времени события и итоги Великой Отечественной войны неоднократно подвергались различным «ревизиям» и пересмотрам политическими и военными руководителями ряда зарубежных государств, бывшими немецкими военачальниками и т.д. Тема итогов Второй мировой до сих пор является предметом острого идеологического, научного и информационно-психологического противостояния в отечественной и мировой историографии. В этом споре нередко допускаются искажения, тенденциозность в оценке событий, а подчас и ложь.

Главным камнем преткновения стали следующие моменты: история предвоенного периода в мире, военное искусство Красной армии в годы Великой Отечественной войны, роль и значение советско-германского и остальных фронтов Второй мировой войны, потери в войне различных сторон и другие.

Псевдонаучные и псевдоисторические концепции, взгляды на эти и другие вопросы на протяжении всего послевоенного периода тиражировались в тысячах книг, статей, были отражены в телепередачах и кинопроизведениях. Сейчас подобные толкования истории, далекие от истины, в большом количестве можно встретить в глобальной информационной сети Интернет.

Их цель очевидна: выгородить истинных виновников войны, принизить вклад СССР и его Вооруженных Сил в разгром фашистского блока, очернить освободительную миссию Красной армии, поставить под сомнение геополитические итоги Второй мировой войны.

К сожалению, волна «новых трактовок» прошлого захлестнула общественное сознание и в самой России. С начала 90-х годов прошлого века в процесс переписывания истории включилась часть российского научного, журналистского и писательского сообщества. При этом основной удар наносится по сознанию молодежи, а искаженные взгляды на события Великой Отечественной войны проникли, как ни печально, даже в школьные учебники истории.

Какие же основные направления фальсификации истории и итогов Великой Отечественной войны можно выделить?

Первое направление - это намеренное преуменьшение роли и значения советско-германского фронта во Второй мировой войне и вклада СССР в Победу.

Приверженцы этой теории признают, что Советский Союз взял на себя тяжелое бремя в войне и сыграл значительную роль в разгроме фашистской Германии и милитаристской Японии. Но при этом они утверждают, что он не был главным «архитектором Победы» и лавры славы должны достаться США и Англии, якобы внесшим в дело достижения победы наибольший вклад.

Обосновывая эту концепцию, некоторые американские историки настаивают, что война стала мировой только с момента вступления в нее США, то есть с 7 декабря 1941 года, и это оказалось решающим фактором, изменившим ход Второй мировой войны. Американский военный историк полковник Э. Дюпуи (Trevor Nevitt Dupuy, 1916 - 1995) начинает свою книгу о войне с событий в Перл-Харборе и не скрывает, что цель его состоит в том, чтобы «читатель... оценил решающую роль Соединенных Штатов в победе свободного мира над силами тоталитаризма».

Для доказательства решающей роли США в победе над странами «оси» была изобретена так называемая теория «арсенала демократии». Согласно ей таким арсеналом были американская военная экономика, промышленный потенциал США, выполнявшие функции поставщика огромного количества вооружения и военной техники для всех стран антигитлеровской коалиции. Однако широко распространенная версия о том, что победа Советского Союза над фашистской Германией в значительной мере определялась поставками США по ленд-лизу, явно преувеличена. Всем известно, что за годы войны такие поставки составили лишь около 4% военного производства СССР. Кроме того, поставки осуществлялись нерегулярно, с большими перерывами.

К тому же, как справедливо отмечали английские историки Д. Барбер и М. Гаррисон, ленд-лиз «...никогда не являлся актом благотворительности... В то время как Германия контролировала континент от Ла-Манша до Центральной России, русские оставались единственными, кто вел прямую борьбу с немецкими сухопутными силами, и в собственные интересы западных союзников входило оказание им помощи».

Уже в годы войны и сразу после ее окончания американские историки рассматривали события на советско-германском фронте, не касаясь вопроса об их влиянии на общий ход боевых действий. В то же время всемерно преувеличивались результаты боевых действий американо- английских войск на различных театрах военных действий (на Тихом океане, в Северной Африке, Италии, Франции).

Так, например, американский историк X. Болдуин считает, что исход Второй мировой войны решили 11 битв («великих кампаний»). К ним он относит сражение в Польше в 1939 году, битву за Британию 1940 года, высадку десанта на остров Крит в 1941 году, битву за остров Коррехидор в 1942 году, битву за Тараву в 1943 году, десанты в Сицилии и Нормандии в 1943-1944 годах, морское сражение в заливе Лейте в 1944 году, Арденны и Окинаву в 1945 году. Из битв, выигранных Красной армией, он называет лишь Сталинградскую битву.

Разработчики «концепции решающих битв» вообще не упоминают о Московской, Курской и других величайших сражениях советских войск.

Разновидностью теории «решающих битв» является теория «поворотных пунктов», цель которой состоит в том, чтобы доказать решающую роль вооруженных сил США в достижении коренного перелома во Второй мировой войне.

Так, например, американский историк Т. Кармайкл считает, что коренной перелом в войне произошел в конце 1942 - начале 1943 года, относя к числу таких «поворотных пунктов» Эль- Аламейн, Тунис, Сталинград и морское сражение в Баренцевом море. При этом высадка усиленной дивизии американской морской пехоты на острове Гуадалканал в августе 1942 года именуется «началом контрнаступления на Тихом океане», хотя в стратегическом отношении она имела частное значение.

Существуют и другие варианты количества и названий как «решающих битв», так и «поворотных пунктов», но особо выделяется морское сражение у острова Мидуэй в июне 1942 года как «одно из действительно решающих событий войны», в результате которого потерпел поражение японский флот, но не было ликвидировано его превосходство на Тихом океане. Само сражение также не оказало серьезного влияния на общий ход Второй мировой войны.

В любых вариантах и в этом заключается суть теории, когда абсолютное большинство «решающих битв» и «поворотных пунктов» приписывается тем фронтам, где боевые действия велись англо-американскими войсками.

Искажение роли Советского Союза во Второй мировой войне тесно связано с тенденциозным определением источников и предпосылок победы Советского Союза над фашистско-милитаристским блоком. Их научный анализ зачастую подменяется вымыслами, скрывающими истинные причины успехов Красной армии.

Так, ряд немецких историков пытаются обосновать версию о том, что Советский Союз совершенно не был готов к отражению фашистской агрессии, а его победы над Германией объясняются «военным счастьем». Для объяснения причин поражения вермахта ими даже была разработана специальная теория «случайностей». К числу таких случайностей они, как правило, относят неблагоприятные для немецко-фашистских войск погодно-климатические условия Советского Союза, большую протяженность его территории, просчеты и ошибки Гитлера как политического и военного руководителя.

Также предпринимаются попытки принизить уровень советского военного искусства и духовно-нравственного потенциала народов СССР, отрицаются массовый героизм, исключительная стойкость, мужество и отвага советских воинов в борьбе с врагом.

Все эти фальсификационные теории не имеют под собой основания. Истина состоит в том, что главная тяжесть вооруженной борьбы во Второй мировой войне легла на Советский Союз и главным, решающим в ней был именно советско-германский фронт. Именно на этом фронте происходили главные битвы Великой Отечественной войны, именно этот фронт по количеству вовлеченных сил, продолжительности и напряженности вооруженной борьбы, ее пространственному размаху и конечным результатам не имеет себе равных.

Количество потерь Советского Союза в войне и цена Победы являются вторым по важности спорным моментом в толковании истории Второй мировой войны.

Так, из-за больших людских и материальных потерь СССР некоторыми историками вообще ставится под сомнение значимость достигнутой им Победы.

Под предлогом установления истины иные авторы называют свои, ничем не обоснованные цифры людских потерь и пытаются представить потери агрессора меньшими, чем они были в действительности. Тем самым они искажают историческую правду, стремятся сознательно умалить подвиг советского народа в Великой Отечественной войне.

Между тем перепроверка статистических данных, проведенная в 1988 - 1993 годах комиссией МО СССР, которую возглавлял генерал-полковник Г.Ф. Кривошеее, и данные, опубликованные в последнем уникальном справочном издании «Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь» / Г.Ф. Кривошеее, В.М. Андроников, П.Д. Буриков. - М.: Вече, 2009., подтверждают ранее полученные итоги исследований.

Потери как военнослужащих, так и гражданского населения СССР в годы Великой Отечественной войны, определенные учетно-статистическим и балансовым методами, в итоге составляют 26,6 млн человек. Безвозвратные демографические потери Вооруженных Сил СССР (убито, умерло от ран и болезней, погибло в результате несчастных случаев, расстреляно по приговорам военных трибуналов, не вернулось из плена), зафиксированные штабами всех инстанций и военно-медицинскими учреждениями за годы Великой Отечественной войны (включая и кампанию на Дальнем Востоке), составили 8 млн 668 тыс. 400 военнослужащих списочного состава.

Эти жертвы были не напрасны. Это вынужденная плата за самое дорогое - свободу и независимость Родины, спасение многих стран от порабощения, жертва во имя установления мира на Земле.

Не стихают и споры вокруг версии о «превентивном» характере войны Германии против СССР.

Суть этой версии заключается в том, что в 1941 году Советский Союз якобы сосредоточил на западной границе мощную группировку своих войск и подготовил вторжение Красной армии в Европу через Германию. Тем самым он, дескать, и спровоцировал упреждающий удар Гитлера, который в целях «защиты себя и других западных стран» вынужден был начать превентивную войну против СССР.

Эта версия начала войны впервые прозвучала 22 июня 1941 года в заявлении германского посла в СССР графа Фридрих- Вернер фон дер Шулленбурга, переданном Советскому правительству, и в меморандуме, врученном министром иностранных дел Германии Иоахимом фон Риббентропом в этот же день советскому послу В.Г. Деканозову в Берлине уже после вторжения.

Кроме того, версию о «превентивном характере» войны нацистской Германии против СССР усиленно пропагандировали многие гитлеровские генералы в мемуарах, посвященных Второй мировой войне.

Следует подчеркнуть, что эти утверждения далеки от истины и не отражают объективную реальность. Ход событий того времени, исторические факты и документы полностью опровергают суждения о якобы вынужденном вторжении немцев на территорию Советского Союза.

Миф о «превентивном нападении» был разоблачен еще на Нюрнбергском процессе. Бывший руководитель германской прессы и радиовещания Ганс Фриче признал, что он организовал широкую кампанию антисоветской пропаганды, пытаясь убедить общественность в том, что в этой войне повинна не Германия, а СССР.

Готовя поход на Восток, Гитлер придавал большое значение не только созданию стратегических наступательных плацдармов, не только решению материально- технических, ресурсных и продовольственных проблем за счет третьих стран, но и благоприятному пропагандистскому сопровождению своих действий. Именно в недрах гитлеровской пропагандистской машины возникли мифы о «советской угрозе», о «советском экспансионизме», о стремлении СССР установить контроль над Восточной и Юго-Восточной Европой, о «превентивном» характере плана «Барбаросса», о «враждебности» советского строя малым народам, об «освободительной миссии» германского рейха на Востоке и т.д.

Легенду о «превентивной войне» разоблачает анализ содержания планов «Барбаросса», «Ост» и других многочисленных нацистских документов, извлеченных из немецких архивов. Они раскрывают тайную подготовку вермахтом нападения на СССР и свидетельствуют об агрессивной сущности планов фашизма против СССР.

Анализ же всей совокупности документов и конкретной деятельности высшего советского руководства свидетельствует об отсутствии планов превентивной войны у СССР. Ни один из более 3 тысяч приказов наркомов обороны (К. Ворошилова и С. Тимошенко) с 1937 года по 21 июня 1941 года и ни один из оперативных планов западных приграничных военных округов 1941 года не содержат и намека на подготовку к нападению на Германию. Ведись она в действительности, она неизбежно отразилась бы на постановке задач войскам, планировании боевой подготовки.

Еще один стойкий миф Второй мировой - об «экспансии» СССР на Запад, его стремлении к территориальным захватам во время освобождения стран Европы и Азии.

Предпринимаются попытки представить освободительную миссию Красной армии в странах Европы и Азии как коммунистическую экспансию, как попытку вмешаться во внутренние дела других стран и народов, навязать неугодный им общественный строй. Однако еще в самом начале Великой Отечественной войны Советское правительство подчеркивало, что целью борьбы СССР против фашистских угнетателей является не только ликвидация опасности, нависшей над страной, по и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма.

При вступлении Красной армии на территорию других стран Правительство СССР руководствовалось существовавшими в то время договорами и соглашениями, которые соответствовали нормам международного права.

Знание основных направлений фальсификации истории, показ их антинаучности являются залогом эффективной борьбы против искажения правдивого хода событий Второй мировой войны.

Методические рекомендации
Во вступительной части необходимо сделать акцент на том, что сегодня в огромном потоке информации часто приходится сталкиваться с фактами предвзятой трактовки истории Второй мировой войны. Главная цель заинтересованных в этом сторон - пересмотр ее геополитических итогов. На практике это прослеживается, например, в необоснованных территориальных претензиях Японии в отношении Курильских островов, по итогам войны отошедших к Советскому Союзу.

Раскрывая первый вопрос, важно отметить, что уроки Второй мировой войны важны и сегодня для предотвращения войн и поддержания в должной боевой готовности Вооруженных Сил.

При рассмотрении второго вопроса следует подчеркнуть, что подходы сегодняшних фальсификаторов истории Второй мировой войны восходят к наработкам пропагандистского аппарата Третьего рейха.

Стоит добавить, что эффективным способом противодействия попыткам фальсификации истории является широкое введение в научный оборот новых исторических документов, в том числе рассекреченных.

В заключение необходимо отметить, что для борьбы с фактами искажения истории в нашей стране при Президенте Российской Федерации создана Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.

1. История Второй мировой войны 1939 - 1945. В 12 томах. Т. 12. - М., 1982.

2. Захарин И., Стрельников В. Уроки Второй мировой войны и основные направления ее фальсификации. // Ориентир. - 2005. - №4.

3. Гареев М. Сражения на военно-историческом фронте. - М., 2008.

4. Кульков Е., Ржешевский О., Челышев И. Правда и ложь о Второй мировой войне. - М., 1988.

Подполковник Дмитрий Самосват.
Подполковник запаса,кандидат педагогических наук Алексей Куршев
«Ориентир» 06.2011

Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам, связанным с негативной интерпретацией событий и основных итогов Великой Отечественной войны. Рассматриваются последствия фальсификаций, их влияние на общественное сознание. Доказывается необходимость формулирования государственного подхода в отношении истории Великой Отечественной войны, требование разделения научного и учебного контекстов относительно событий прошлого. Обозначаются возможные направления деятельности научного сообщества и государственных органов в целях борьбы с фальсификацией истории Великой Отечественной войны.

Summary . The article is devoted to topical issues related to the negative interpretation of events and the main results of the Great Patriotic War. The falsifications are examined, their impact on the public consciousness. The necessity of formulating a state approach regarding the history of the Great Patriotic War, the requirement of separation of scientific and educational contexts of events of the past. The possible activities of the scientific community and state authorities are determined for struggle falsifications of the history of the Great Patriotic War.

ПРОТИВ ЛЖИ И ФАЛЬСИФИКАЦИЙ

ЧАРЫКОВ Дмитрий Викторович - старший преподаватель кафедры отечественной истории и методики преподавания истории Челябинского государственного педагогического университета, кандидат исторических наук

(г. Челябинск. E-mail: [email protected])

БУГАС Олег Дмитриевич - старший преподаватель кафедры отечественной истории и методики преподавания истории Челябинского государственного педагогического университета

(г. Челябинск. E-mail: [email protected])

«ЦЕЛЬЮ РЕВИЗИИ ИСТОРИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРЕСМОТР ЕЁ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИТОГОВ»

Фальсификация истории Великой Отечественной войны как научная и социальная проблема

На сегодняшний день очень остро встаёт проблема искажения понимания и затушёвывания значимости многих знаменательных дат отечественной истории. Неслучайно тема прошедшего в октябре 2012 года в Москве XVI Всемирного русского народного собора формулировалась как «Рубежи истории - рубеж России». Во многих выступлениях организаторов и участников акцент делался на необходимость пресечения «целенаправленных попыток переписать историю России, вычеркнуть из народной памяти или представить в самом мрачном свете её ключевые события»1.

В числе прочих исторических событий Великая Отечественная война 1941-1945 гг. играет особую роль, т.к. событие это произошло по историческим меркам сравнительно недавно, живы участники этой войны, память о ней выступает символом героизма советского народа2. Её значение признают даже ниспровергатели; так, В. Суворов (Резун) характеризует Великую Отечественную войну как «самое святое, что есть у нашего народа… единственную святыню, которая у народа осталась»3. В то же время негативно-искажённая трактовка Великой Отечественной войны ставит под сомнение её историко-нравственную значимость.

Проблема не может быть отнесена к числу сугубо научных, связанных с поиском исторической истины, т.к. в зависимости от трактовки многих событий Великой Отечественной по-разному может выстраиваться понимание современной России, повышаться или понижаться уровень патриотизма среди подрастающего поколения. Так, заместитель директора Российского института стратегических исследований (РИСИ), доктор исторических наук Т. Гузенкова в рамках круглого стола «Книга как инструмент фальсификации истории» отметила, что результатом «радикально пересмотренной» концепции Великой Отечественной войны на Украине стало то, что «украинским школьникам характерно депрессивное восприятие итогов войны, так как непонятно, кто герой, а кто предатель, тогда как российским, белорусским и приднестровским школьникам присущ патриотизм, чувство гордости за славное прошлое страны»4.

Вместе с тем, старший научный сотрудник Института проблем управления РАН, С. Бухарин в специальном исследовании, посвящённом приёмам фальсификации в истории, указывает, что «ответственность молодого человека перед Отечеством в первую очередь зависит от исторического обучения, которое в решающей мере определяется состоянием системы государственного образования»5. Есть у искажённых трактовок и сугубо прагматичный подтекст, который отметил спикер Госдумы С. Нарышкин: «России, как историческому наследнику Советского Союза, провокационно навязывается вина за события Второй мировой войны и тем самым создаётся база для предъявления претензий нашей стране: политических, финансовых, территориальных» и «целью ревизии истории Второй мировой войны является пересмотр её геополитических итогов»6.

На наш взгляд, фальсифицирование истории Великой Отечественной войны противоречит положениям «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации», утверждённой Президентом РФ 9 сентября 2000 года7. В то же время Доктрина не нацелена в достаточной степени на защиту исторического прошлого России, образно выражаясь, она сфокусирована на настоящем и будущем, но практически не затрагивает вопросы информационной безопасности с точки зрения защиты отечественной истории от интерпретаций, трактовок, фальсификаций, ведущих к ценностной переориентации и готовности к негативному восприятию настоящего. На государственном уровне борьбу с фальсификацией истории была призвана вести Комиссия при Президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Однако согласно Положению, Комиссия собиралась только дважды в год и фактически имела конъюнктурную цель стать ответом «на резолюции ПАСЕ (Парламентская ассамблея Совета Европы. - Прим. авт. ), в которой сталинизм приравнивался к нацизму»8. Фактически, на смену Комиссии пришло созданное в мае 2012 года по инициативе спикера Госдумы С. Нарышкина Российское историческое общество (РИО).

Как продолжение работы Комиссии, только отсроченное по времени, можно рассматривать проведение конкурса по проекту «Разработка учебно-методических материалов по тематическому блоку курса «История России», посвящённому проблеме фальсификации отечественной истории, для системы общего образования», объявленного в течение мая-июня 2012 года9. Несмотря на формирующуюся положительную тенденцию к учёту данной проблемы, нельзя не согласиться с директором фонда «Историческая память» А. Дюковым, который указал, что «в данном случае, имеет место ошибочное целеполагание, поскольку задача борьбы с фальсификацией истории - не образовательная, а научная и международных отношений. «Проблема искажения исторических фактов и даже фабрикации исторических документов действительно существует, - уверен историк. - Однако основная проблема здесь вовсе не в российском школьном образовании… Введение в учебники подобных параграфов - это умножение сущностей»10.

На сегодняшний день можно говорить, фактически, о наличии «традиционного» подхода и новых «интерпретативных» подходов в освещении Великой Отечественной. Безусловно, нужно понимать, что традиционный подход тоже есть интерпретация, однако это интерпретация, которая закрепилась в общественном сознании и которую, согласно опросам, разделяет большинство российских граждан11. В свою очередь, пункты интерпретативного подхода носят исключительно собирательный характер, т.е. в чистом виде и полностью не представлены ни у одного из авторов, которых можно было бы отнести к «фальсификаторам». Это и не удивительно, как отмечал французский философ, политик и писатель эпохи Возрождения М. де Монтень, в противоположность истине ложь обладает сотней тысяч обличий и не имеет пределов. Сравнение подходов показывает, что если в случае с традиционной концепцией Великая Отечественная война предстает как «победа со слезами на глазах», как полный трагедии многочисленных жертв, но всё же героический период отечественной истории, то в рамках интерпретативного подхода многие героические моменты ставятся под сомнение, подвергаются зачастую безосновательной или произвольной трактовке12 и в итоге «если вся история страны состоит из одних мрачных ужасов, кто будет если не любить, то хоть как-то уважать свою Родину. Тогда невозможно говорить и о патриотизме, и о каких-то национальных идеях»13.

Особенно тревожна ситуация, что трактовки интерпретативного подхода проникли в учебную литературу. Выше процитированный профессор Академии военных наук РФ В.Ю. Микрюков, проанализировав учебники по истории России, рекомендованные Министерством образования и науки РФ, указывает: «В освещении событий Великой Отечественной войны в учебниках акцент сделан на наши поражения, причём этот материал подаётся более объёмно и эмоционально. Вместе с тем, в них отсутствует материал о героических подвигах советских людей на фронте и в тылу; не приводятся обобщённые данные о массовом героизме, искажённо даётся ответ об источниках нашей победы, итогах и уроках войны»14. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http : www . elibrary . ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси . Русская история требует защиты со стороны гражданского общества. Интернет-ресурс: http://www.vrns.ru.

2 Одним из немногих символов народного единства и исторического прошлого страны в сельской местности остаются мемориалы памяти погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.

3 Суворов В. Ледокол: Кто начал Вторую мировую войну? М., 1992. Интернет-ресурс: http://militera.lib.ru.

4 Книга как инструмент фальсификации истории. Интернет-ресурс: http://www.riss.ru.

5 Бухарин С. Как и почему лгут историки. Интернет-ресурс: http://www.sorokinfond.ru.

6 Заседание Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Интернет-ресурс: http://state.kremlin.ru.

7 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895) // Информационно-правовая система «Гарант».

9 Проект «Разработка учебно-методических материалов по тематическому блоку курса «История России», посвящённому проблеме фальсификации отечественной истории, для системы общего образования». Интернет-ресурс: http://zakupki.gov.ru.

10 Цит. по: Бер И. Фальсификацией истории предложено заняться со школьной скамьи // РИА Новости. Интернет-ресурс: http://ria.ru.

11 В то же время, опросы Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показывают, что молодое поколение уже начинает менять свои оценки Великой Отечественной война. Это можно отметить на основе опроса «Достоверный ли образ войны формируют СМИ, кинематограф, литература и образовательная программа». Согласно данному опросу, проведённому ВЦИОМ в июне 2012 г., положительно на данный вопрос ответили 60 проц. респондентов, причём мнение это особенно характерно для россиян моложе 35 лет (66-67 проц.), жителей крупных городов (70 проц.), в то же время среди тех, кто указывает на искажение исторического облика героев Великой Отечественной войны преобладают пожилые респонденты (37 проц.) и жители средних городов (41 проц.). («Великая Отечественная война: где живёт память о подвиге народа?» // Сайт ВЦИОМ. Интернет-ресурс: http://wciom.ru.

12 Конкретные методы «фальсифицирования» перечислены в работах С. Бухарина «Как и почему лгут историки», «О приёмах, используемых фальсификаторами истории».

13 Микрюков В.Ю. О фальсификации истории Великой Отечественной войны // Вопросы истории. 2010. № 12. С. 79.

mob_info