Историческая память аргументы егэ. Аргументы на тему "Война" к сочинению ЕГЭ

Многие писатели в своих произведениях обращаются к теме войны. На страницах рассказов, романов и очерков они сохраняют память о великом подвиге советских солдат, о том, какой ценой отвоевывали победу. Например, рассказ Шолохова “Судьба человека” знакомит читателя с простым водителем – Андреем Соколовым. В годы войны Соколов потерял свою семью. Его жена и дети погибли, дом был разрушен. Однако он продолжал бороться. Был в плену, но сумел спастись. А после войны нашел в себе силы усыновить осиротевшего мальчика – Ванюшку. “Судьбы человека” – художественное произведение, но основано оно на реальных событиях. Я уверена, что подобных сюжетов за те четыре страшных года было немало. И литература позволяет нам проникнуться состоянием людей, прошедших эти испытания, чтобы еще сильнее ценить их подвиг.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Последняя война унесла десятки миллионов жизней, принесла боль и страдания в каждую семью. Трагические события Великой Отечественной не перестают волновать людей и поныне. Юное поколение...
  2. Великая Отечественная война оставила рубцы не только на теле, но и на душах советских солдат. Именно по этой причине даже спустя годы вспоминать от тех...
  3. В данном тексте В. Астафьев поднимает важную нравственную проблему, проблему памяти о войне. Писатель рассказывает о том, с каким трепетом и осторожностью его друг и...
  4. Война – самое страшное, что может произойти с человечеством. Но даже в нашем 21 веке люди не научились решать проблемы мирным путем. И до сих...

Задание к сочинению ЕГЭ:

15.3 Как вы понимаете значение фразы: Проблема памяти Великой отечественной войне? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему Проблема памяти Великой отечественной войне

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента и ответы, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём Эссе или сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пример сочинения № 1 на тему: Проблема памяти Великой отечественной войне.

«Война – величайшее бедствие, которое может причинить страдание человечеству; она разрушает религию, государства, семьи. Любое бедствие предпочтительнее её», - утверждал Мартин Лютер, христианский богослов, инициатор реформации, переводчик Библии на немецкий язык. Действительно, война стирает всё, что человек принёс в эту жизнь. Любое бедствие не уносит столько жизней, не приносит столько боли и страданий, СКОЛЬКО ВОЙНА, поэтому люди не забывают эти страшные годы.

В тексте Бориса Львовича Васильева,…, поднимается проблема памяти о Великой Отечественной войне.

Автор отмечает, что каждый год двадцать второго июня в Брест приезжает старая женщина. Она не стремится к Брестской крепости. Старая женщина выходит на площадь, где читает одну и ту же надпись на мраморной плите, вспоминая своего сына.

Примером, доказывающим мою мысль, служит стихотворение Ольги Бергольц «Никто не забыт – ничто не забыто». Строки этого стихотворения пронизаны благодарностью русским солдатам, которые сражались и умирали за Отечество. Ольга Бергольц призывает людей помнить о том, через что пришлось пройти нашим соотечественникам. Автор говорит о том, что каждый год вся страна «поклоняется праху убитых» в знак уважения.

Ещё одним примером, доказывающим мою мысль, служит блокада Ленинграда. Десятого июля 1941 года немцы напали на Ленинград. Имея численное и техническое преимущество, немцы планировали в скором времени захватить город. Невзирая на это, русские люди смогли выдержать осаду. Они так и не сдали город врагу. В память об этих годах Ленинграду присвоено звание «Город-герой».

Таким образом, важно помнить страшные годы Великой Отечественной войны, не забывать о том, что пришлось пережить нашему народу.

Пример сочинения № 2 на тему: Проблема памяти Великой отечественной войне.

Более 70 лет прошло с того дня, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Но до сих пор слово «война» болью отзывается в человеческих сердцах. Девятое мая - это священный праздник для всего народа нашей страны.

Проблема памяти о Великой Отечественной войне звучит в тексте русского писателя Б.Васильева.

Защита Брестской крепости стала одной из многих легендарных страниц той страшной войны.Автор пишет о том, что «Крепость не пала. Крепость истекла кровью».Время стерло в памяти лица солдат,защищавших крепость. Мы не знаем их всех поименно. Но мы знаем одно: до последней капли крови они противостояли фашизму.

Сейчас Брестская крепость - музей. Сюда идут благодарные потомки, чтобы вспомнить тех, кто навечно остался лежать на этой земле, поклониться им.

Каждый год, 22 июня приезжает в Брест старая женщина.Она возлагает цветы к мраморной плите, на которой высечено имя ее сына, героически оборонявшего вокзал Бреста. Прошли десятилетия с того момента как погиб ее сын. Но она - мать, и в ее сердце он будет жить вечно.

Каждая строчка этого текста наполнена гордостью за весь наш народ, который одержал победу над фашизмом в ВОВ. Позиция автора ясна: мы потомки солдат ВОВ, будем вечно помнить об их подвиге,героизме и мужестве

Вспоминаю «А зори здесь тихие» Б. Васильева. Пять девушек-зенитчиц погибают, вступив в неравный поединок с немецким десантом. Погибают, но не сдаются. У них была возможность избежать этого столкновения. Но они сделали свой выбор: погибли, но не подпустили фашистов к железной дороге. Но опушке леса появился скромный обелиск. Сюда приходит старшина Васков и сын Риты Осяниной, чтобы вспомнить военные годы и почтить память погибших.

В романе «молодая гвардия» А.Фадеев рассказывает о подпольщиках, боровшихся в тылу врага с фашизмом. Они были совсем молоды, мечтали о счастливой жизни. Но их предали, и все они погибли. Их имена навечно высечены на мраморной плите мемориала в городе Краснодоне.

Время безжалостно. Уходят ветераны. Их осталось совсем немного. Из их уст мы узнает правду о войне. Мы, современная молодежь, благодарны всем, кто подарил нам безоблачное небо и счастье мирного дня.

Доброго времени суток, уважаемые друзья. В данной статье мы предлагаем сочинение на тему «».

Будут использованы следующие аргументы:
– Б. Л. Васильев, «Экспонат №»
– В. С. Высоцкий, «Зарыты в нашу память на века…»

Наша жизнь состоит из настоящих моментов, планов на будущее и воспоминаний о прошлом, о том, что уже пережито нами. Мы привыкли сберегать картины прошлого, ощущать те эмоции и чувства, так устроено наше сознание. Обычно мы помним самые светлые воспоминания, те, что вызвали у нас бурю положительных переживаний, кроме того, запоминаем нужную нам информацию. Но случаются и неприятные моменты, когда память отказывает нам, либо в самых ярких образах мы помним то, что хотели бы забыть. Так или иначе, память – это наша ценность, погружаясь в прожитые годы, мы заново переживаем дорогие нам события, а также обдумываем совершенные ошибки, чтобы предотвратить подобное в будущем.

В рассказе Б. Л. Васильева «Экспонат №» ниточкой, связывающей Анну Федоровну со своим сыном, является память о нем. Единственный родной человек женщины уходит на войну, пообещав вернуться, чему не суждено сбыться. Получив единственное письмо от сына Игоря, следующим женщина читает уже известие о его смерти. Три дня безутешная мать не может успокоиться и прекратить рыдания. Оплакивает молодого парня и вся коммуналка, в которой он жил с матерью, все, кто провожал его в последний путь. Спустя неделю пришла похоронка, после которой Анна Федоровна «перестала кричать и рыдать навсегда».

Поменяв место работы, одинокая женщина разделяет продуктовые карточки и деньги с пятью семьями квартиры, осиротевшими из-за страшной войны. Каждый вечер Анна Федоровна следует своему устоявшемуся ритуалу: перечитывает полученные письма. Со временем бумага истрепывается, и женщина делает копии, а оригиналы бережно хранит в шкатулке с вещами сына. К юбилею Победы показывают военную хронику, Анна Федоровна никогда не смотрела её, но в этот вечер её взгляд все же падает на экран. Решив, что мальчишеская спина, мелькнувшая на экране, принадлежит её Игорьку, она с этих пор не отрывается от телевизора. Надежда увидеть сына отнимает у состарившейся женщины зрение. Она начинает слепнуть и чтение заветных писем становится невозможным.

В день восьмидесятилетия Анна Федоровна счастлива в окружении людей, помнивших Игорька. Вскоре минует очередная годовщина Победы и к старушке приходят пионеры, они просят показать дорогие ей письма. Одна из девочек требует отдать их для школьного музея, чем вызывает неприязнь со стороны осиротевшей матери. Но после того, как она прогнала напористых пионеров, писем на месте не обнаруживают: пользуясь почтенным возрастом и слепотой старушки, дети украли их. Забрали из шкатулки и из её души. Слезы беспрерывно текли по щекам отчаявшейся матери – в этот раз её Игорь умер навсегда, она больше не могла слышать его голос. Анна Федоровна не смогла пережить этот удар, слезы все еще медленно стекали по морщинистым щекам, хотя тело стало бездыханным. А местом писем стал ящик стола в запаснике школьного музея.

В стихотворении Владимира Высоцкого «Зарыты в нашу память на века…» поэт сравнивает память человека с хрупким глиняным сосудом, призывает к осторожному отношению с прошлым. В нашу память на века зарываются столь важные нам события, даты, лица, а попытки вспомнить не всегда венчаются успехом.

Владимир Семёнович приводит в пример воспоминания о войне, то, что сапёр может ошибиться лишь раз. После столь губительной ошибки кто-то неохотно вспоминает человека, а другие и вовсе даже не хотят помнить. Так же происходит в нашей жизни в целом: кто-то постоянно копается в прошлом, а иной человек предпочитает не возвращаться к нему. Прожитые годы становятся старым складом наших переживаний, мыслей, эмоций и обрывков прошлой жизни, которые мы не хотим раскапывать. Во всем этом очень легко заблудиться, а еще проще ошибиться. Наше былое время словно лабиринт: чтобы разобраться в нем, нам нужны указатели, ведь «поток годов» смешивает наши воспоминания, стирает их.

Как и на войне, в наших воспоминаниях есть «мины» – наиболее неприятные воспоминания и проступки, все, что мы хотим отложить в «тень», забыть. Решением этому является предотвращение ошибок, чтобы через какое-то время они не могли нанести «вред».

Подводя итог, необходимо подчеркнуть важность памяти в нашей жизни, её огромное значение. Мы должны беречь то, что сохраняется в наших воспоминаниях: наш опыт, счастливые моменты и минуты отчаяния, всё пережитое нами. Мы не должны предавать забвению прошлое, ведь теряя его, человек лишается части себя.

Сегодня мы поговорили на тему “Проблема памяти: аргументы из литературы “. Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.

Историческая память - не только прошлое, но и настоящее, и будущее человечества. Память хранится в книгах. Общество, о котором говорится в произведении, утратило книги, забыв о важнейших человеческих ценностях. Людьми стало легко управлять. Человек полностью подчинился государству, ведь книги не научили его думать, анализировать, критиковать, бунтовать. Опыт предыдущих поколений для большинства людей пропал бесследно. Гай Монтэг, решивший пойти против системы и попробовать прочесть книги, стал врагом государства, первым кандидатом на уничтожение. Память, хранящаяся в книгах - великая ценность, утрата которой ставит под удар все общество.

А.П. Чехов "Студент"

Студент духовной семинарии Иван Великопольский рассказывает незнакомым женщинам эпизод из Евангелия. Речь идет об отречении апостола Петра от Иисуса. Женщины реагируют на рассказанное неожиданно для студента: из их глаз текут слезы. Люди плачут о событиях, происходивших задолго до их рождения. Иван Великопольский понимает: прошлое и настоящее неразрывно связаны. Память о событиях минувших лет переносит людей в других эпохи, к другим людям, заставляет сопереживать и сострадать им.

А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

Не всегда стоит говорить о памяти в историческом масштабе. Петр Гринев помнил слова своего отца о чести. В любой жизненной ситуации он поступал достойно, с мужеством перенося испытания судьбы. Память о родителях, воинском долге, высоких моральных принципах - все это предопределяло поступки героя.

Война - самое страшное, самое жуткое слово, какое только есть в мире. От одного его произношения бегут мурашки по коже и становится не по себе.

Войны уносят тысячи жизней. Разрушают все вокруг. Приносят голод. Читая о прошлых войнах, мы понимаем как много для нас сделали люди, стоявшие за нас не на жизнь, а на смерть. Их никто не спросил, хотят ли они воевать. Их поставили перед фактом, вынудили. И, положив все свои силы - они одержали победу.

В наши дни осталось очень мало ветеранов. Однажды, нас с ребятами посчастливилось посетить одного ветерана. Мы ходили к нему в рамках школьной программы. В нашем городе он остался единственным.

Это был мужчина. Можно сказать - дедушка. Он встретил нас приветливо, заулыбался. В тот момент я уже чуть не расплакалась. А когда он рассказал о том, что у него есть только сестра, которая вообще живет в другой стране и о том, что жена умерла несколько лет назад, я не сдержалась. Знаете, уровень жизни этого дедушки хуже, чем у многих из нас. И это неправильно. Люди, отстоявшие наше настоящее, должны жить счастливо и ни в чем не нуждаться. А у нашего ветерана даже воды в доме нет. Ему приходится идти к колодцу, и ведрами набирать ее. Потом тащить в дом.

Пожилому человеку, которому нужна помощь - никто помочь не может. Разве это справедливо?

Он рассказал много интересного и пугающего одновременно. В книгах по истории такого не найдешь. Придя домой, каждый из нас был под впечатлением. Мы по другому взглянули на войну, на людей, прошедших через нее. И вот что я хочу сказать. Мы должны помнить и почитать всех тех, кому пришлось узнать что это такое. Мы должны отдавать им свое уважение. Мы должны помогать и говорить спасибо каждый день за то, что у нас есть будущее. Что мы видим синее небо над головой, и не черное от дыма.

Память о совершенных подвигах должна жить всегда. Люди просто обязаны проносить ее сквозь поколения, не упуская ничего. Ведь каждое слово, каждое действие несет неимоверную важность. Им смелость достойна увековечения. Памятные места не должны быть забыты!

Мы должны помнить всех героев, которые спасли нас. Нашу страну. Наши жизни.

Сочинение 2

Кто из людей не вздрагивает, услышав слово «война»? Не зря моя бабушка была согласна на все – только бы не было войны, о которой она много узнала из рассказов ее бабушки. Любая война, даже современная, с ее «точечными» ударами - это страдания, кровь и смерть. Что же говорить о нашей самой страшной боли и самой большой радости – Великой Отечественной войне. Радость конечно принесла Победа. Но до нее надо было еще дожить, как на фронте, так и в тылу. Пот, кровь, смерть и надежда – вот квинтэссенция войны.

Мой прапрадедушка ушел на фронт с московским ополчением и пропал без вести под Вязьмой. Как я сейчас узнал, у него была «броня» - так называется отсрочка от военной службы. Яков Емельянович был профессиональным хлебопеком и нужен был в тылу, а он снял эту «бронь» и ушел на фронт. Плохо вооруженные и неумелые ополченцы гибли, но задержали немцев, рвущихся к Москве. Ценой своей жизни и многолетних страданий их родных. Его жена Анна Ивановна ждала его двадцать пять лет. Она надеялась, что он не убит, а в плену или в инвалидном доме. Надеялась, ждала и воспитывала пятерых детей. Ждала и надеялась.

В пояс надо поклониться людям, придумавшим и организовавшим акцию «Бессмертный полк». Это настоящая память о войне, а не излишне бодрая пропагандистская ее имитация. Я со всей семьей и портретом прапрадеда уже два раза 9 мая участвовал в шествии маленькой частички этого «полка». Я видел искреннюю печаль и заинтересованность людей, несущих портреты своих родственников-фронтовиков. Они помнят их. Помнят их подвиг, печалятся и одновременно наполнены гордостью за них – защитников своего Отечества. Пока будет жива идея и практика этого народного движения – будет жива и память о войне.

Часто произносятся призывы прекратить бередить прошлое и думать только о дне сегодняшнем. Мол скоро и в живых то никого не останется, даже рожденных во время войны, а не только ее прошедших. Но память о войне нужна еще и потому, что – это нужно не мертвым, это нужно живым. Что бы кто-то не смог вновь попытаться реализовать свои бредовые идеи, развязав глобальную войну.

Память о войне (3 вариант)

Любое событие так или иначе сохраняется в памяти многих людей, оставляя в ней своеобразный след, который состоит из образов, примерных очертаний, и конечно же чувств, которые человек испытывал во время того события. Память об этом событии может передаваться из поколения в поколения, а может попросту остаться забытой и никому не нужной информацией, однако так случается далеко не всегда, как например, случается с плохими воспоминаниями, и, к сожалению плохое запоминается намного лучше, чем, что либо ещё.

Примером послужит любая война. Война сама по себе это ужасное событие, которое всегда приводит к цепочке огромных смертей, разрухи, и горя. Война это событие, которое навсегда отражается в умах многих поколений, так как память о войне несёт в себе также направляющий посыл. Ведь если человек помнит о войне, помнит о том, какие ужасы она принесла на мирную землю, то он постарается никогда больше не допустить войны, и сделает всё, дабы больше войны не существовало, в этом и есть плюс памяти об ужасных событиях – они заставляют помнить то, что такое ни в коем случае нельзя повторять.

Война также отражается на многих других вещах, не только на самих людях. Война это процесс охваченный ужасом, процесс который навсегда оставит след на земле, которая по несчастью стала свидетелем кровопролития. На этой земле навсегда останутся памятнике войне, братские могилы, кратеры от бомб, выдранные клочки земли от взрывов. Ничто не сможет стереть это событие из истории. Но это не плохо, ведь следующие поколения будут помнить это, помнить о подвигах, которые совершали до них, это будет мотивировать их идти дальше, создавать мир, где больше нет войны и боли, где нет жестокости, и где нет кровопролития, они будут создавать лучший мир, помня о старом ужасном.

В заключение можно сказать, что любая память важна. Любые, воспоминая, любое событие, которое, так или иначе, оставило свой след в истории имеет огромнейшую ценность, но наиболее ценными воспоминаниями в мировой культуре станут воспоминания о войнах. Потому как война, это самое ужасная вещь придуманная человеком. Воспоминаниях о тех ужасах, которое надо постараться больше не повторять. И потому следующие поколения будут помнить тех, кому довелось участвовать в войне, тех, кто на своём опыте познал все её ужасы и отвратительные вещи, что творились в то, без сомнения страшное, время.

Образ и характеристика Казбича в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

Казбич – это разбойник, джигит. Он ничего не боится и, как и любой другой кавказец, бережёт свою честь и достоинство

  • Анализ произведения Страдания юного Вертера Гете

    Роман «Страдания юного Вертера» стал одним из самых выдающихся произведений в немецкой литературе. В этом произведении двадцатипятилетний Иоганн Вольфганг фон Гёте описывает несчастную любовь юноши Вертера к девушке Шарлотте.

  • Хоть в этом году роль аргументации, судя по баллам, совсем не так высока, как когда-то, Многомудрый Литрекон все же подготовил подборку аргументов для сочинения на ЕГЭ, взяв наиболее часто попадающиеся проблемы в рамках понятий «война» и «патриотизм».

    1. Б. Полевой, «Повесть о настоящем человеке» . Б. Полевой в своей повести знакомит читателей с настоящим героем — Алексеем Мересьевым, прототипом которого стал лётчик Маресьев. С самых первых строк начинается трудный путь для персонажа, полный нелёгких испытаний и отважных решений. Пилот попадает в аварию, его самолёт сильно поврежден, а в ногах ощущается острая боль. Лютая зима заставляет его колебаться — идти вперёд, искать своих или даже не пытаться сражаться? Маресьев выбирает первое. Он доползает до своей базы на локтях, ступни его впоследствии ампутируют. Но он и после этого не сдал сдаваться. Чтобы помочь своей стране, он учится управлять самолётом на протезах. В конце произведения герой в воздушной схватке подбивает несколько вражеских самолётов, спасает своего товарища. Человек на многое способен, когда им руководит чувство любви к своей родине.
    2. М.Ю. Лермонтов, «Бородино». В стихотворении Лермонтова «Бородино» отражена отвага русских воинов во время отечественной войны. Дядя рассказывает мальчику о мужественных солдатах того времени. Он восхищается их храбростью, готовностью до смерти стоять, защищая отечество: «Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою/ За родину свою!» Они сохранили верность своему царю, своему народу. Для них победа превыше всего, поэтому в бою им не страшна даже гибель: «Умремте же под Москвой, как наши братья умирали!» Русских солдат лирический герой с гордостью называет «богатырями». Их бесстрашие, сила воли, любовь к отечеству сломят любого врага. «Могучее, лихое племя» смогло выгнать противника со своей территории, обеспечив тем самым процветающее будущее России.

    Женщины на войне

    1. М. А. Шолохов, «Тихий Дон». Анна Погудко — одна из тех девушек, чью судьбу затронуло кровавое событие двадцатого века — Гражданская война. Неженскую отвагу она проявит и во время войны. В 1917 году героиня, чтобы приносить пользу своей партии, отправляется учиться на пулемётчицу. Во время боя с казаками Анна храбро поднимает винтовку и призывает остальных бежать за ней в атаку. Но такой безумный поступок не был поддержан солдатами. Анна погибла от взрывной пули и необдуманного решения. Но её отвага, готовность совершить подвиг, заслуживают уважения. Своим поступком она доказала, что женщины, как и мужчины, способны на многое ради своего государства, ради достижения общей цели.
    2. Б. Л. Васильев, «А зори здесь тихие». Отделение девушек-зенитчиц, которое возглавляет Рита Осянина, прибывает в отряд к старшине Васкову. Война затронула семью каждой девушки, но даже горе потери не выбило их из колеи: они сражались за спасение родины. Их группу по роковой случайности отправляют на выполнение опасной операции – им нужно помешать диверсионной группе нацистов прорваться через лес. Пятеро девушек: Лиза, Рита, Женя Бричкина, Соня Гулич, Галя Четвертак мужественном отправились защищать отечество вместе со старшиной. Однако живым останется только один — Федот Евграфыч Васков. Ни одна из его подопечных не выжила во время этой операции. Лиза утонула, переходя через болото, Соня Гурвич вызвалась принести кисет Васкова и наткнулась на двух немцев, которые беспощадно ее застрелили. Испуганная такой новостью, Галя теряет бдительность. Неосторожность девушки заметили немцы. Они убили зенитчицу. В неравном бою с немцами погибают Рита и Женя. Все героини отдали свою жизнь за победу страны, но приблизили победу и внесли свой вклад в нее.

    Истинный и Ложный патриотизм

    1. В романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой противопоставляет две категории патриотизма. Это истинный и ложный патриотизм. Так, ко второй «категории» относятся многие герои, которые входят в общество Анны Павловны Шерер. Во время сражений Отечественной войны, когда гибли люди, жертвуя собой ради страны, они вели светские беседы. Их противостояние заключалось лишь в осуждающих разговорах, отказе от французских блюд, от иностранного языка. Они никак помогали этим народу, который сдерживал натиск врага. В то время как другие персонажи — Андрей Болконский, Николай Ростов, Денис Давыдов отважно сражались на поле боя за их жизнь, за свою страну. Истинный патриотизм всегда проявляется в самопожертвовании, в готовности отдать свою жизнь за родину.
    2. Ф.К. Сологуб, «Правда сердца» . В этом небольшом рассказе автор изобразил на примере двух личностей дух истинного и ложного патриотизма. На днях было объявлено о начале войны с Германией. Однако не все люди стремились на фронт. Бубенчиков «слишком любил свою молодую и прекрасную жизнь», а Козовалов мечтал о том, чтобы уехать в более мирную страну. Они стремятся скрыться от собственной обязанности, чтобы лишний раз не рисковать жизнью. На словах они были честными и патриотичными людьми, но на деле оказались инфантильными трусами. Даже герой эстонец проявлял готовность сражаться за Россию. Его речь выражала пламенные порывы защищать русских от немецких захватчиков. Так, порой коренной житель своей страны не стремится спасать своё отечество, в то время как человек другой нации готов спасать ее ценой кровопролития. Настоящая любовь к отечеству проявляется в поступке.

    Дети на войне

    1. Н. А. Островский, «Как закалялась сталь» . Герой произведения — Павка Корчагин рано узнал все тяготы революции и Гражданской войны. Но с юных лет он демонстрировал силу своего характера, храбрость и мужество. Его взросление происходит на глазах у читателей. Из мальчика он превращается в настоящего отважного мужчину. Он совершает бесстрашные поступки во время Гражданской войны, участвует в сложном и хлопотном строительстве узкоколейки. Патриотизм к родине, любовь к своей партии заполняет все сердце главного героя. Для него на первом плане стоит процветание страны, а не личное благополучие. Он готов даже отказаться от девушки, чтобы полностью посвящать себя строительству новой жизни. Строительству социализма.
    2. В. П. Катаев, «Сын полка». Ваня Солнцев, плакавший во сне, был замечен разведчиками в небольшом окопчике во время Великой Отечественной войны. Десятилетний мальчик умолял оставить его на фронте, но его постоянно пытались отправить в детский приёмник. Он несколько раз убегал от разведчиков, что вынудило старшину пойти на уступки ребёнку. С ранних лет Ваня показывал силу своего характера, научился быть смелым, принимать серьезные решения. Он был воспитан на фронте, привык к суровой действительности. Любовь к родине вдохновила мальчика на многие полезные и героические поступки. Герой всегда хотел быть полезен солдатам, пытался помочь им любым способом. Каждое действие этого маленького защитника пропитано патриотизмом.

    Перед вами банк аргументов для сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Он посвящен военной тематике. Каждой проблеме соответствуют литературные примеры, которые необходимы для написания работы наивысшего качества. Заголовок соответствует формулировке проблемы, под заголовком находятся аргументы (3-5 штук в зависимости от сложности). Также вы можете скачать эти аргументы в виде таблицы (ссылка в конце статьи). Мы надеемся, что они помогут вам в подготовке к ЕГЭ.

    1. В повести Василя Быкова «Сотников» Рыбак предал отчизну, испугавшись пыток. Когда два товарища в поисках провизии для партизанского отряда нарвались на оккупантов, они вынуждены были отступать и скрыться в деревне. Однако враги нашли их в доме местной жительницы и решили допросить их с применением насилия. Сотников с честью выдержал испытание, а вот его приятель примкнул к карателям. Он решил стать полицаем, хоть и намеревался сбежать к своим при первом удобном случае. Однако этот поступок навсегда перечеркнул будущее Рыбака. Выбив подпорки из-под ног товарища, он стал изменником и подлым убийцей, который не достоин прощения.
    2. В романе Александра Пушкина «Капитанская дочка» трусость обернулась для героя личной трагедией: он потерял всё. Пытаясь завоевать расположение Марьи Мироновой, он решил хитрить и лукавить, а не вести себя мужественно. И вот, в решающий момент, когда Белгородская крепость была захвачена бунтовщиками, а родители Маши были зверски убиты, Алексей не встал за них горой, не защитил девушку, а переоделся в простое платье и присоединился к захватчикам, спасая свою жизнь. Его трусость окончательно оттолкнула героиню, и, даже будучи у него в плену, она гордо и непреклонно противилась его ласкам. По ее мнению, лучше уж умереть, чем быть заодно с трусом и предателем.
    3. В произведении Валентина Распутина «Живи и помни» Андрей дезертирует и прибегает к себе домой, в родную деревню. В отличие от него, его супруга была мужественной и преданной женщиной, поэтому она, рискуя собой, прикрывает сбежавшего мужа. Он живет в соседнем лесу, а она носит ему все необходимое втайне от соседей. Но отлучки Насти стали достоянием общественности. За ней в погоню на лодке поплыли односельчане. Чтобы спасти Андрея, Настена утопилась, так и не выдав дезертира. Но трус в ее лице лишился всего: любви, спасения, семьи. Его страх перед войной погубил единственного любящего его человека.
    4. В рассказе Толстого «Кавказский пленник» противопоставляются два героя: Жилин и Костыгин. Пока один, оказавшись в плену у горцев, смело борется за свою свободу, другой смиренно ждет, пока родные заплатят выкуп. Страх застилает ему глаза, и он не понимает, что эти деньги будут поддерживать мятежников и их борьбу против его соотечественников. На первом месте для него – лишь собственная участь, а на интересы родины ему наплевать. Очевидно, что трусость проявляется на войне и обнажает такие черты натуры, как эгоизм, слабохарактерность и ничтожность.

    Преодоление страха на войне

    1. В рассказе Всеволода Гаршина «Трус» герой боится сгинуть во имя чьих-то политических амбиций. Его тревожит, что он со всеми своими планами и мечтами окажется лишь фамилией и инициалами в сухой газетной сводке. Он не понимает, ради чего ему нужно воевать и рисковать собой, к чему все эти жертвы. Его друзья, конечно, говорят, что им движет трусость. Они дали ему пищу для размышлений, и он решил все же записаться добровольцем на фронт. Герой осознал, что жертвует собой ради великого дела – спасения своего народа и отчизны. Он погиб, но был счастлив, ведь сделал действительно значимый шаг, и его жизнь приобрела осмысленность.
    2. В повести Михаила Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов преодолевает страх смерти и не соглашается выпить за победу Третьего Рейха, как того требует комендант. За подстрекательство к мятежу и неуважение к надзирателям ему и так грозит наказание. Единственный способ избежать гибели – принять тост Мюллера, предать родину на словах. Конечно, мужчина хотел жить, боялся пыток, но честь и достоинство были ему дороже. Мысленно и духовно он воевал с оккупантами, даже стоя перед начальником лагеря. И он победил его силой воли, отказавшись выполнить его приказ. Враг признал превосходство русского духа и наградил солдата, который даже в плену превозмогает страх и отстаивает интересы своей страны.
    3. В романе Льва Толстого «Война и мир» Пьер Безухов боится участвовать в военных действиях: он нескладный, робкий, слабый, не приспособленный для военной службы. Однако увидев размах и ужас отечественной войны 1812 года, он решил в одиночку пойти и убить Наполеона. Он вовсе не обязан был идти в осажденную Москву и рисковать собой, с его-то деньгами и влиянием он мог отсидеться в укромном уголке России. Но он идет, чтобы помочь народу хоть как-нибудь. Пьер, конечно, не убивает императора французов, но спасает девочку из пожара, а это уже немало. Он победил свой страх и не прятался от войны.
    4. Проблема мнимого и реального героизма

      1. В романе Льва Толстого «Война и мир» Федор Долохов проявляет излишнюю жестокость в ходе военных действий. Он получает удовольствие от насилия, при этом всегда требует наград и похвал за свой мнимый героизм, в котором больше тщеславия, чем отваги. Например, он схватил за ворот уже сдавшегося офицера и долго настаивал, что именно он взял его в плен. Пока солдаты вроде Тимохина скромно и просто выполняли свой долг, Федор кичился и бахвалился своими преувеличенными достижениями. Он делал это не ради спасения родины, а ради самоутверждения. Это и есть фальшивый, ненастоящий героизм.
      2. В романе Льва Толстого «Война и мир» Андрей Болконский идет на войну ради карьеры, а не ради светлого будущего своей страны. Его волнует только слава, которая досталась, например, Наполеону. В погоне за ней он бросает в одиночестве беременную жену. Оказавшись в поле брани, князь устремляется в кровопролитную схватку, призывая многих людей пожертвовать собой вместе с ним. Однако его бросок не менял исхода боя, а лишь обеспечил новые потери. Поняв это, Андрей осознает ничтожность своих мотивов. С этой минуты он больше не гонится за признанием, его волнует лишь судьба родной страны, и только за нее он готов вернуться на фронт и жертвовать собой.
      3. В повести Василя Быкова «Сотников» Рыбак слыл сильным и смелым бойцом. Он был крепок здоровьем и могуч с виду. В драках ему не было равных. Но настоящее испытание показало, что все его поступки – лишь пустое бахвальство. Побоявшись пытки, Рыбак принимает предложение врага и становится полицаем. В его напускной смелости не было ни капли настоящего мужества, поэтому он не смог выдержать морального прессинга страха боли и смерти. К сожалению, мнимые добродетели распознаются только в беде, и его товарищи не знали, кому доверились.
      4. В повести Бориса Васильева «В списках не значился» герой в одиночку обороняет Брестскую крепость, все остальные защитники которой пали замертво. Николай Плужников и сам еле стоит на ногах, но все равно до конца жизни выполняет свой долг. Кто-то, конечно, скажет, что с его стороны это безрассудно. Один в поле не воин. Но я все же думаю, что в его положении это единственный правильный выбор, ведь ему не выбраться наружу и не присоединиться к боеспособным частям. Так не лучше ли дать последний бой, чем тратить пулю на себя? На мой взгляд, поступок Плужникова – подвиг настоящего мужчины, который смотрит правде в глаза.
      5. В романе Виктора Астафьева «Прокляты и убиты» описаны десятки судеб простых ребят, которых война загнала в тяжелейшие условия: голод, смертельный риск, болезни и постоянная усталость. Они – не солдаты, а обычные жители деревень и сёл, тюрем и лагерей: неграмотные, малодушные, прижимистые и даже не очень честные. Все они – лишь пушечное мясо в бою, от многих нет никакого толку. Что ими движет? Желание выслужиться и получить отсрочку или работу в городе? Безысходность? Может, их пребывание на фронте – безрассудство? Можно ответить по-разному, а я все-таки думаю, что их жертвы и скромный вклад в победу не напрасны, а необходимы. Я уверен, что их поведением управляет не всегда осознанная, но верная сила – любовь к отечеству. Автор показывает, как и почему она проявляется в каждом из героев. Поэтому их смелость я считаю неподдельной.
      6. Милосердие и равнодушие в атмосфере военных действий

        1. В романе Толстого «Война и мир» Берг, муж Веры Ростовой, проявляет кощунственное равнодушие к соотечественникам. Во время эвакуации из осажденной Москвы он пользуется горем и смятением людей, покупая их редкие и ценные вещи подешевле. Его не волнует судьба отечества, он смотрит только в свой карман. Беды окружающих беженцев, напуганных и задавленных войной, его никак не трогают. В то же время крестьяне жгут все имеющееся у них достояние, лишь бы оно не досталось врагу. Они сжигают дома, убивают скот, рушат целые деревни. Ради победы они рискуют всем, уходят в леса и живут одной семьей. На контрасте Толстой показывает безразличие и сострадание, противопоставляя бесчестную элиту и бедняков, оказавшихся богаче духовно.
        2. В поэме Александра Твардовского «Василий Теркин» описано единение народа перед лицом смертельной угрозы. В главе «Два солдата» старики приветствуют Василия и даже кормят его, потратив драгоценные съестные припасы на незнакомца. Взамен на гостеприимство герой чинит пожилой чете часы и прочую утварь, а также развлекает их обнадеживающими разговорами. Хоть старуха и неохотно достает угощение, Теркин ее не попрекает, ведь понимает, как тяжело им живется в деревне, где даже некому помочь дров наколоть – все на фронте. Однако даже разные люди находят общий язык и сострадают друг другу, когда над родиной сгустились тучи. В этом единении и заключался призыв автора.
        3. В повести Василя Быкова «Сотников» Демчиха прячет партизан, несмотря на смертельный риск. Она колеблется, будучи напуганной и загнанной деревенской бабой, а не героиней с обложки. Перед нами живой человек не без слабостей. Она не рада незваным гостям, по деревне кружат полицаи, и если они что-то найдут, никто не выживет. И все же сострадание в женщине берет верх: она укрывает бойцов сопротивления. И ее подвиг не остался незамеченным: на допросе с пытками и истязаниями Сотников не выдает свою покровительницу, тщательно пытаясь выгородить ее, свалить вину на себя. Так, милосердие на войне порождает милосердие, а жестокость – только жестокость.
        4. В романе Толстого «Война и мир» описаны некоторые эпизоды, указывающие на проявление равнодушия и отзывчивости в отношении к пленным. Русские люди спасли от смерти офицера Рамбаля и его денщика. Замерзшие французы сами пришли к вражескому лагерю, они умирали от обморожения и голода. Наши соотечественники проявили милосердие: накормили их кашей, налили им согревающей водки, а офицера даже на руках отнесли в палатку. А вот оккупанты были менее жалостливы: знакомый француз не заступился за Безухова, увидев его в толпе пленных. Сам граф едва остался в живых, получая скуднейший паек в тюрьме и идя по морозу на привязи. В таких условиях погиб ослабевший Платон Каратаев, которому никто из врагов и не думал давать каши с водкой. Пример русских солдат поучителен: он демонстрирует истину, что на войне нужно оставаться человеком.
        5. Интересный пример описал Александр Пушкин в романе «Капитанская дочка». Пугачев, атаман бунтовщиков, проявил милосердие и помиловал Петра, уважая в нем доброту и щедрость. Юноша когда-то одарил его полушубком, не скупясь на помощь незнакомцу из простонародья. Емельян продолжил делать ему добро и после «расплаты», ведь и на войне стремился к справедливости. А вот императрица Екатерина проявила равнодушие к судьбе преданного ей офицера и сдалась лишь на уговоры Марьи. На войне она проявила варварскую жестокость, устроив казнь мятежников на площади. Неудивительно, что народ шел против ее деспотической власти. Только сострадание может помочь человеку остановить разрушительную силу ненависти и вражды.

        Нравственный выбор на войне

        1. В повести Гоголя «Тарас Бульба» младший сын главного героя находится на распутье между любовью и родиной. Он выбирает первое, навсегда отрекаясь от семьи и отчизны. Его выбор товарищи не приняли. Особенно горевал отец, ведь единственным шансом восстановить честь рода было убийство предателя. Боевое братство мстило за смерть своих близких и за притеснение веры, святую месть попрал Андрий, и за отстаивание этой идеи Тарас тоже сделал свой тяжелый, но необходимый выбор. Он убивает сына, доказывая однополчанам, что самое главное для него, как атамана, — это спасение родины, а не мелкие интересы. Так он навек скрепляет казацкое товарищество, которое будет бороться с «ляхами» и после его смерти.
        2. В рассказе Льва Толстого «Кавказский пленник» героиня тоже принимала отчаянное решение. Дине нравился русский человек, которого насильно удерживали ее родственники, друзья, ее народ. Перед ней стоял выбор между родством и любовью, узами долга и велением чувства. Она колебалась, думала, решала, но не смогла не помочь, так как понимала, что Жилин не достоин такой участи. Он добр, силен и честен, но денег на выкуп у него нет, и в том не его вина. Несмотря на то, что татары и русские воевали, что одни захватывали других, девочка сделала нравственный выбор в пользу справедливости, а не жестокости. В этом, наверное, выражается превосходство детей над взрослыми: даже в борьбе они проявляют меньше злости.
        3. В романе Ремарка «На западном фронте без перемен» изображен образ военного комиссара, который призывал старшеклассников, совсем еще мальчишек, на Первую Мировую войну. При этом из истории мы помним, что Германия не защищалась, а нападала, то есть ребята шли на смерть ради чужих амбиций. Однако их сердца были воспламенены словами этого бесчестного человека. Так, главные герои пошли на фронт. И только там они поняли, что их агитатор – трус, отсиживающийся в тылу. Он посылает юношей на погибель, а сам сидит дома. Его выбор – безнравственный. Он обличает слабовольного лицемера в этом с виду мужественном офицере.
        4. В поэме Твардовского «Василий Теркин» главный герой переплывает ледяную реку, чтобы довести до сведения командования важные донесения. Он бросается в воду под обстрелом, рискуя замерзнуть на смерть или утонуть, схватив вражескую пулю. Но Василий делает выбор в пользу долга – идеи, которая больше него самого. Он вносит свой вклад в победу, думая не о себе, а об исходе операции.

        Взаимопомощь и эгоизм на передовой

        1. В романе Толстого «Война и мир» Наташа Ростова готова уступить раненым подводы, лишь бы помочь им избежать преследований французов и покинуть осажденный город. Она готова потерять ценные вещи, несмотря на то, что ее семья находится на грани разорения. Все дело в ее воспитании: Ростовы всегда готовы были помочь и выручить человека из беды. Отношения им дороже денег. А вот Берг, муж Веры Ростовой, во время эвакуации выторговывал у напуганных людей вещи по дешевке, дабы нажить капитал. Увы, на войне не все выдерживают проверку на нравственность. Истинное лицо человека, эгоиста или благодетеля, всегда проявит себя.
        2. В «Севастопольских рассказах» Льва Толстого «кружок аристократов» демонстрирует неприятные черты характера знати, оказавшейся на войне из-за тщеславия. Например, Гальцин – трус, все об этом знают, но никто не говорит, потому что он – высокородный дворянин. Он лениво предлагает свою помощь на вылазке, но его все лицемерно отговаривают, зная, что тот никуда не пойдет, да и толку от него мало. Этот человек – малодушный эгоист, который думает только о себе, не обращая внимания на нужды отечества и трагедию собственного народа. В то же время Толстой описывает молчаливый подвиг врачей, которые работают сверхурочно и сдерживают разгулявшиеся нервы от увиденного ужаса. Их не наградят и не повысят, им до этого нет дела, ведь цель у них одна – спасти как можно больше солдат.
        3. В романе Михаила Булгакова «Белая Гвардия» Сергей Тальберг бросает свою жену и убегает из раздираемой гражданской войной страны. Он эгоистично и цинично оставляет в России все, что ему было дорого, все, чему он клялся быть верным до конца. Елену взяли под защиту братья, которые, в отличие от родственника, до последнего служили тому, кому дали присягу. Они оберегали и утешали покинутую сестру, ведь весь совестливый народ объединился под бременем угрозы. К примеру, выдающийся подвиг совершает командир Най-Турс, спасая юнкеров от неминуемой гибели в напрасном бою. Сам он гибнет, зато помогает безвинным и обманутым гетманом юношам сохранить жизнь и покинуть осажденный город.

        Негативное влияние войны на общество

        1. В романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» жертвой войны становится весь казацкий народ. Былой уклад жизни рушится из-за братоубийственной распри. Гибнут кормильцы, дети выходят из-под повиновения, вдовы сходят с ума от горя и невыносимого ярма труда. Трагически складывается судьба абсолютно всех героев: гибнут Аксинья и Петр, заражается сифилисом и совершает самоубийство Дарья, разочаровывается в жизни Григорий, умирает одинокая и забытая Наталья, черствеет и наглеет Михаил, убегает и несчастливо живет Дуняша. Все поколения находятся в разладе, брат идет на брата, земля осиротела, ведь в пылу битвы о ней позабыли. В итоге гражданская война привела лишь к опустошению и горю, а не к светлому будущему, которое обещали все враждующие стороны.
        2. В поэме Михаила Лермонтова «Мцыри» герой стал очередной жертвой войны. Его подобрал русский военный, насильно увёз из родного дома и, наверное, дальше распоряжался бы его судьбой, если бы мальчик не заболел. Тогда его почти что бездыханное тело было брошено на попечение монахов в попутном монастыре. Мцыри вырос, ему уготовили участь послушника, а затем и священнослужителя, но он так и не смирился с произволом похитителей. Юноша хотел вернуться на родину, воссоединиться с семьей, утолить жажду любви и жизни. Однако его лишили всего этого, ведь он был всего лишь пленником, и даже после побега оказался вновь в своей тюрьме. Эта история — эхо войны, так как борьба стран калечит судьбы простых людей.
        3. В романе Николая Гоголя «Мертвые души» есть вставка, которая является отделённой историей. Это повесть о капитане Копейкине. В ней рассказывается о судьбе калеки, который стал жертвой войны. В бою за родину он стал инвалидом. В надежде получить пенсию или какое-то вспоможение он приехал в столицу и начал ходить к чиновникам. Однако те ожесточились на своих удобных рабочих местах и лишь загоняли бедного человека, никак не облегчив его исполненную страданиями жизнь. Увы, постоянные войны в Российской империи породили множество таких случаев, поэтому никто на них особо не реагировал. Тут нельзя даже однозначно кого-то винить. Общество стало равнодушным и жестоким, так люди оборонялись от постоянных тревог и потерь.
        4. В рассказе Варлама Шаламова «Последний бой майора Пугачева» главные герои, честно оборонявшие родину во время войны, попали в трудовой лагерь на родине за то, что когда-то они были в плену у немцев. Никто не пожалел этих достойных людей, никто не проявил снисхождение, а ведь они не виновны в том, что попали в плен. И дело не только в жестоких и несправедливых политиках, дело в народе, который очерствел от постоянного горя, от неизбывных лишений. Само общество равнодушно внимало страданиям невинных солдат. И они тоже вынуждены были убивать охрану, бежать и отстреливаться, потому что кровавая резня и их сделала такими: беспощадными, злыми и отчаянными.

        Дети и женщины на фронте

        1. В повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» главные героини – женщины. Они, конечно, больше мужчин боялись идти на войну, у каждой из них остались близкие и родные люди. Рита даже оставила родителям сына. Однако девушки самозабвенно сражаются и не отступают, хоть и противостоят шестнадцати солдатам. Каждая из них борется героически, каждая преодолевает свой страх смерти во имя спасения отчизны. Их подвиг воспринимается особенно тяжело, ведь хрупким женщинам не место на поле брани. Однако они разрушили этот стереотип и победили боязнь, сковывающую и более подходящих бойцов.
        2. В романе Бориса Васильева «В списках не значился» последние защитники Брестской крепости пытаются спасти женщин и детей от голодной смерти. У них не хватает воды и припасов. С болью в сердце бойцы провожают их в немецкий плен, другого выхода нет. Однако враги не жалели даже будущих матерей. Беременную жену Плужникова, Мирру, забивают сапогами и протыкают штыком. Ее изуродованный труп забрасывают кирпичами. Трагедия войны заключается в том, что она лишает людей человечности, высвобождая все их скрытые пороки.
        3. В произведении Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» герои – не солдаты, а юные пионеры. Пока на фронтах длится ожесточенная схватка, они, как могут, помогают отечеству выстоять в беде. Ребята делают тяжелую работу за вдов, сирот и одиноких матерей, которым даже некому дров наколоть. Они тайком выполняют все эти задания, не дожидаясь похвал и почестей. Для них главное – внести свой скромный, но важный вклад в победу. Их судьбы тоже скомканы войной. Женя, например, растет на попечении старшей сестры, отца же они видят раз в несколько месяцев. Однако это не мешает детям выполнять свой маленький гражданский долг.

        Проблема благородства и низости в бою

        1. В романе Бориса Васильева «В списках не значился» Мирра вынуждена сдаться в плен, когда обнаруживает, что беременна от Николая. В их укрытии нет воды и пищи, молодые люди чудом выживают, ведь на них ведется настоящая охота. Но вот хромая еврейская девушка выбирается из подполья, чтобы спасти жизнь своему ребенку. За ней зорко наблюдает Плужников. Однако у нее не получилось смешаться с толпой. Чтобы ее муж не выдал себя, не пошел ее спасать, она отходит подальше, и Николай не видит, как его супругу бьют бешеные оккупанты, как ранят ее штыком, как заваливают ее тело кирпичами. В этом ее поступке столько благородства, столько любви и самопожертвования, что его сложно воспринимать без внутреннего содрогания. Хрупкая женщина оказалась сильнее, мужественнее и благороднее, чем представители «избранной нации» и сильного пола.
        2. В повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» подлинное благородство в условиях войны проявляет Остап, когда даже под пыткой не издает ни единого крика. Он не подарил врагу зрелища и ликования, победив его духовно. В своем предсмертном слове он лишь обратился к отцу, которого не ожидал уже услышать. Но услышал. И понял, что дело их живо, а значит, и он жив. В этом самоотречении во имя идеи раскрылась его богатая и сильная натура. А вот окружающая его праздная толпа – символ человеческой низости, ведь люди собрались, чтобы смаковать боль другого человека. Это ужасно, и Гоголь подчеркивает, как ужасен лик этой разношерстной публики, как противен ее ропот. Он противопоставил ее жестокость добродетели Остапа, и мы понимаем, на чьей стороне автор в этом конфликте.
        3. Благородство и низость человека по-настоящему проявляются только в экстренных ситуациях. Например, в повести Василя Быкова «Сотников» два героя повели себя совершенно по-разному, хоть и жили бок о бок в одном отряде. Рыбак предал страну, друзей, свой долг из-за страха боли и смерти. Он стал полицаем и даже помог своим новым сотоварищам повесить бывшего напарника. Сотников же о себе не думал, хоть и претерпел мучения от пыток. Он пытался спасти Демчиху, своего бывшего друга, отвести беду от отряда. Поэтому он все валил на себя. Этот благородный человек не позволил себя сломать и с достоинством отдал жизнь за родину.

        Проблема ответственности и халатности бойцов

        1. В «Севастопольских рассказах» Льва Толстого описывается безответственность многих бойцов. Они лишь рисуются друг перед другом, а на дело ходят только ради повышения по службе. Они совершенно не думают об исходе битвы, их интересуют только награды. Например, Михайлов заботится лишь о том, чтобы завязать дружбу с кружком аристократов и получить какие-то выгоды от службы. Получив ранение, он даже отказывается перевязать его, чтобы всех поразил вид крови, ведь за серьезную травму положено вознаграждение. Поэтому не удивительно, что в финале Толстой описывает именно поражение. С таким отношением к своему долгу перед родиной невозможно выиграть.
        2. В «Слове о полку Игореве» неизвестный автор повествует о поучительном походе князя Игоря на половцев. Стремясь к обретению легкой славы, он ведет дружину на кочевников, пренебрегая заключенным перемирием. Русские войска разбивают врагов, но ночью кочевники застают спящих и хмельных воителей врасплох, многих убивают, остальных берут в плен. Молодой князь раскаялся в своем сумасбродстве, но поздно: дружина перебита, его вотчина без хозяина, жена в скорби, как и весь народ. Антиподом легкомысленного правителя выступает мудрый Святослав, который говорит, что русские земли нужно объединить, а к врагам просто так не стоит соваться. Он ответственно относится к своей миссии и порицает тщеславие Игоря. Его «Золотое слово» впоследствии стало основой политической системы Руси.
        3. В романе Льва Толстого «Война и мир» друг другу противопоставляются два типа полководцев: Кутузов и Александр Первый. Один бережет своих людей, выше победы ставит благополучие армии, а другой думает лишь о быстром успехе дела, а на жертвы солдат ему наплевать. Из-за неграмотных и недальновидных решений русского императора армия понесла потери, воины были удручены и сбиты с толку. А вот тактика Кутузова принесла России полное избавление от врага при минимальных потерях. Поэтому очень важно на боле боя быть ответственным и гуманным руководителем.

    Память – это необходимое для жизни человека свойство, данное при рождении. Без неё мы не могли бы существовать, ведь благодаря нашим сохранившимся познаниям, можем извлекать уроки, избегать ошибок. Но какую роль играет память в жизни личности? Этот вопрос поднимает автор текста Б. Л. Васильев.

    Писатель раскрывает множество различных проблем, но одной из главных, по моему мнению, является проблема памяти.

    Данная проблема актуальна так, как людям свойственно совершать ошибки, а память о них помогает избежать их в дальнейшем. Так накапливая опыт, человек передает его следующим поколениям. Эти знания бесценны, поэтому мы должны бережно хранить и передавать этот драгоценный багаж дальше.

    Б. Л. Васильев считает, что нужно сохранять памятники, обычаи, ведь в них заложена наша история. Всё это необходимо беречь для народа, будущего поколения, для женщины, которая «каждый год 22 июня самым ранним поездом приезжает в Брест» и «возле мраморной доски тихо стоит».

    Поэтому память играет важную роль.

    Например, как в произведении В. В. Быкова «Сотников». Главный герой, будучи мальчишкой, солгал отцу, после чего его мучила совесть. Эта ложь отложила глубокий след в памяти ребенка, и Сотников пообещал себе поступать только по совести. Та боль души не забывается героем до конца, что способствовало следованию по пути моральной ответственности, по пути героя.

    А в произведении Б. Л. Васильева «Экспонат №» память о сыне является единственной связующей ниточкой для Анны Федотовны с родным человеком, и она заложена в письмах с фронта. Эта память жизненно необходима для героини, и когда у неё крадут письма, ниточка, объединяющая сына и мать, рвется, что приводит Анну Федотовну к душевной и физической гибели.

    Таким образом, память играет большую роль в жизни человека, поэтому следует беречь её, беречь нашу историю.

    Сочинение ЕГЭ по тексту: " Брестская крепость. Совсем недалеко она от Москвы: меньше суток идёт поезд. Все, кто бывает в тех краях, обязательно приходят в крепость…" (по Б.Л. Васильеву).

    Полный текст

    (1) Брестская крепость. (2)Совсем недалеко она от Москвы: меньше суток идёт поезд. (З)Все, кто бывает в тех краях, обязательно приходят в крепость. (4) 3десь громко не говорят: слишком оглушающими были дни сорок первого года и слишком многое помнят эти камни. (б)Сдержанные экскурсоводы сопровождают группы по местам боёв, и вы можете спуститься в подвалы 333-го полка, прикоснуться к оплавленным огнемётами кирпичам, пройти к Тереспольским и Холмским воротам или молча постоять под сводами бывшего костёла. (6) Не спешите. (7)Вспомните. (8)И поклонитесь. (9)В музее вам покажут оружие, которое когда-то стреляло, и солдатские башмаки, которые кто-то торопливо зашнуровывал ранним утром 22 июня. (10)Вам покажут личные вещи защитников и расскажут, как сходили с ума от жажды, отдавая воду детям... (11)И вы непременно остановитесь возле знамени — единственного знамени, которое пока нашли в крепости. (12)Но знамёна ищут. (13) Ищут, потому что крепость не сдалась, и немцы не захватили здесь ни одного боевого стяга. (14) Крепость не пала. (15)Крепость истекла кровью. (16) Историки не любят легенд, но вам непременно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны. (17) На десятом, в апреле 1942 года. (18)Почти год сражался этот человек. (19)Год боёв в неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов и тылов, без смены и писем из дома. (20)Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был советский солдат. (21) Каждый год 22 июня Брестская крепость торжественно и печально отмечает начало войны. (22)Приезжают уцелевшие защитники, возлагаются венки, замирает почётный караул. (23) Каждый год 22 июня самым ранним поездом приезжает в Брест старая женщина. (24)Она не спешит уходить с шумного вокзала и ни разу не была в крепости. (25)Она выходит на площадь, где у входа в вокзал висит мраморная плита: С 22 ИЮНЯ ПО 2 ИЮЛЯ 1941 ГОДА ПОД РУКОВОДСТВОМ ЛЕЙТЕНАНТА НИКОЛАЯ (фамилия неизвестна) И СТАРШИНЫ ПАВЛА БАСНЕВА ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ ГЕРОИЧЕСКИ ОБОРОНЯЛИ ВОКЗАЛ. (26) Целый день старая женщина читает эту надпись. (27)Стоит возле неё, точно в почётном карауле. (28)Уходит. (29)Приносит цветы. (30)И снова стоит, и снова читает. (31)Читает одно имя. (32)Семь букв: "НИКОЛАЙ". (ЗЗ)Шумный вокзал живёт привычной жизнью. (34)Приходят и уходят поезда, дикторы объявляют, что люди не должны забывать билеты, гремит музыка, громко смеются люди. (35)И возле мраморной доски тихо стоит старая женщина. (36) Не надо ей ничего объяснять: не так уж важно, где лежат наши сыновья. (37) Важно только то, за что они сражались.

    Статья русского писателя Бориса Васильева заставляет нас задуматься, помним ли мы тех солдат, которые защищали нашу страну, нас, от чёрной чумы фашизма. Проблему памяти Великой Отечественной Войны поднимает автор статьи. В нашей стране много музеев, посвященных героям-солдатам. Одним из них является музей защитникам Брестской Крепости.

    Позиция автора четко выражена в словах: «Не спешите. Вспомните. И поклонитесь». Автор призывает современную молодёжь помнить о тех, кто нам дал свободную жизнь, сохранил наше государство, наш народ. И самое главное это то, за что они сражались, а сражались они за наше будущее.

    Я полностью согласен с автором статьи. Мы не имеем права забывать тех, кто погиб в этой кровавой бойне, мы должны знать и чтить их могилы, их памятники. Нельзя жить, не касаясь этого, ведь это наша история. Это обязательно нужно помнить и передавать знания будущим поколениям.

    Многие русские писатели поднимали тему войны в своих произведениях. Написаны великие произведения о героических подвигах советских солдат. Это и «Судьба человека» М. Шолохова, и «Солдатами не рождаются» К. Симонова, и «А зори здесь тихие» Б. Васильева, и многие, многие другие. Прочитав рассказ Шолохова «Судьба человека», я долго не мог отойти от того состояния, в которое он меня ввел. Андрей Соколов пережил очень многое. Судьба, которая пришлась на время войны - самая тяжелая. Но, несмотря на все трудности, пройдя весь ужас плена, концлагеря, Соколов смог сохранить в себе человечески чувства доброты и сострадания.

    Также и Б. Васильев в своей повести «А зори здесь тихие» рассказывает о простых советских девушках, которые не побоялись во много раз превосходящего их врага и исполнили свой воинский долг: не дали пройти немцам к железнодорожным путям, чтобы взорвать их. За бравое дело девушки поплатились своей жизнью.

    Забывать о том, чего стоила нашей стране свобода, нельзя. Мы обязаны помнить о тех, кто сложил свои головы за будущее потомков. Чтить память, и учить этому своих детей, передавая память о войне из поколения в поколение.

    mob_info