Теневой театр своими руками шаблоны. Мастер-класс

Театр теней широко практикуется в системе педагогического воспитания. При этом данный вид искусства, как правило, не требует сложного оборудования и серьезных актерских навыков, что дает дополнительные возможности для использования его как в образовательных учреждениях, так и в домашних условиях.

История возникновения

Согласно отдельным историческим источникам, театр теней как искусство зародилось в Древнем Китае, в эпоху династии Хань. По другой версии, теневой театр был заимствован из культуры Древнего Египта. Наиболее распространенным сюжетом для спектаклей в Китае был исторический эпос. В других же государствах, перенявших данный вид искусства, сюжет также имел собственную специфику. Так, например, в Индии теней чаще были ориентированы на религиозную тематику, а в Турции - на комедийную.

В нашей стране теневой театр появляется на рубеже 17-18 вв., во времена правления Анны Иоанновны. Так, например, его элементы применялись в рамках школьных театров в духовных семинариях и академиях.

Роль теневого театра в развитии детей

Детский теневой театр является не просто разновидностью игры для ребенка - это дополнительный способ его развития. Игры с тенью стимулируют фантазию малыша, развивают его воображение. Получение тех или иных персонажей здесь возможно, например, путем складывания пальцев определенным образом. Соответственно, это дает дополнительные возможности для развития ловкости рук ребенка, согласованности его движений.

При этом, если речь идет о раннем возрасте, то спектакль могут устраивать родители малыша. Дети же более старшего возраста уже способны сами принимать участие в спектакле. Для групповых занятий также возможно использовать теневой театр. В детском саду данные развлечения часто применяются в качестве упражнений для развития моторики и речи ребенка. А текстовое сопровождение, в свою очередь, стимулирует речевую культуру малышни.

Пальчиковый теневой театр

Данный вид является наиболее распространенным в работе с малышами. Он позволяет создавать теневой театр своими руками. Для его создания требуется ровный и лампа. Лампа должна находиться против центра экрана, на расстоянии нескольких метров от стены таким образом, чтобы свет падал прямо на нее. Лучше, если будет соблюдена следующая пропорция: ширина экрана равна расстоянию от лампы до экрана.

Материалом для экрана может служить любая полупрозрачная ткань либо калька, натянутая на фанерную раму.

Также подойдет простыня, закрепленная в дверном проеме. Или можно установить простую ширму, сзади которой будет располагаться источник света. При этом необходимо правильно выбрать ракурс, чтобы тень ведущего не перекрывала тени рук. Кроме того, для усиления эффекта в комнате должно быть максимально темно. Посредством складывания пальцев в определенную комбинацию вы получаете образ того или иного персонажа. Дальше все зависит от вашей фантазии. Чтобы сделать ваш спектакль более увлекательным, можно организовать чтение по ролям, включать соответствующий музыкальный фон и т. д.

Используемые образы

Силуэты для теневого театра можно выбирать самые разнообразные, в зависимости от сюжета вашего спектакля. Начинать лучше с более простых образов, постепенно усложняя комбинации. Самыми распространенными являются силуэты животных; также при помощи рук возможно изобразить человеческие фигуры, растения и различные предметы. При этом можно предоставить ребенку возможность самому называть персонажи или предметы, которые он видит. Также желательно изображать взаимодействие между персонажами: как они реагируют друг на друга, разговаривают, перемещаются в пространстве и т. д. Кроме того, каждый создаваемый образ можно сопровождать небольшим стихотворением, например: «Бабочка живет один день. Левое крыло бабочки - утренняя заря. Правое - вечерняя» (С. Козлов). Ваш спектакль будет более увлекательным, если при помощи персонажей рассказать сказку или басню (в которых присутствует небольшое количество героев). Например, хорошо подойдут басни И. А. Крылова.

Использование дополнительных средств

Если спектакль ориентирован на детей старшей группы детского сада, возможно, что пальчиковый теневой театр их увлечет меньше. Все-таки это занятие больше подходит для малышей. Как сделать теневой театр более ярким и запоминающимся? В данном случае возможно использование дополнительных средств. Так, например, если речь идет о спектакле в образовательном учреждении, а не о домашнем семейном вечере, лучше использовать настоящий, профессиональный экран.

Персонажами для спектакля могут стать как обычные куклы, так и специально изготовленные из различных материалов силуэты. При этом материал для вырезания персонажей лучше выбирать черного цвета. лучше прикреплять к палочкам. Можно усложнить действие, используя более подвижные формы. Так, например, это могут быть двигающиеся при помощи специальных веревочек.

Инструкция по изготовлению кукол

На тонком картоне делается эскиз, по которому вырезается головка будущего персонажа. При помощи клея либо канцелярской скрепки (также можно воспользоваться иголкой с ниткой) к головке прикрепляется бумажная трубочка для указательного пальца - вместе они образуют туловище куклы. В свою очередь, средний и кукловода становятся ногами персонажа. При этом фигурки лучше смастерить таким образом, чтобы их головы и конечности были двигающимися - это позволит сделать теневой театр для детей более динамичным и эмоциональным.

Затем в деталях необходимо сделать проколы и продеть в них отрезки проволоки, закручивающиеся с двух сторон по спирали. Для того чтобы смастерить кукле глазки, сначала также делаются проколы, отверстия которых впоследствии расширяются каким-нибудь заостренным предметом (шилом, ножом и др.). На отверстие наклеивается кружок, вырезанный из цветной прозрачной пленки. Затем детали куклы покрываются черной краской.

Пример изготовления персонажа: слоненок

Для придания фигуркам подвижности можно также использовать пуговицы. Вот пример изготовления фигурки слоненка для спектакля:

Вырезаются ноги и туловище из картона по шаблону;

На месте крепления первой и второй пары ног делаются маленькие отверстия;

Крепление пар ног осуществляется за счет резинки и пуговиц (резинка продевается в отверстия пуговиц, а ее концы пропускаются через ноги и туловище слоненка);

С обратной стороны конструкция также закрепляется при помощи пуговиц либо при помощи кусочка спички.

Таким образом, слоненок приобретает подвижное соединение, позволяющее изображать движение его ног во время спектакля.

Сцена и декорации

Если вы используете в спектакле кукол, то следует определиться со сценой, на которой будет проходить представление. Например, ее можно изготовить из большой прямоугольной коробки: в ней вырезается большое отверстие, которое потом заклеивается белым листом бумаги.

Также теневой театр выглядит более эффектным, если использовать декорации. Они могут быть вырезаны из бумаги и прикреплены по контуру экрана.

При этом важно, чтобы, с одной стороны, декорации были хорошо видны, а с другой - оставляли достаточно места для персонажей спектакля по центру экрана.

Таким образом, теневой театр в детском саду является не только элементом но и элементом их собственного творчества, а также компонентом системы воспитания и развития ребенка. Кроме того, занятия подобного рода стимулируют эмоциональную сферу детей - эмоции сопровождают как процесс подготовки представления, изготовления персонажей и декораций, так и непосредственно сам сюжет спектакля. Дополнительный эффект спектаклю, конечно же, добавляет занавес.

Существует признанное мнение, что теневой театр, безоговорочно призван самым романтичными самым загадочным видом театрального искусства. Где соединяются элементы театральной постановки, графики и мультипликации. Возможно, именно это делает его столь привлекательным в глазах маленьких зрителей. Только представьте, когда гаснет свет и в тишине таинственного полумрака оживают силуэты сказочных персонажей, малыши забывают обо всем на свете….

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационный долгосрочный проект

« Теневой театр в детском саду»

Стебенькова Анна Владимировна, воспитатель

МБ ДОУ « Центр развития ребёнка

Детский сад № 99»

г.Чита

Данный проект разработан и представлен с целью оказать информационную и педагогическую помощь родителям детей дошкольного возраста и воспитателям дошкольных образовательных учреждений в организации и проведении работы с детьми в возрасте от 4 до 7 лет с использованием творческих способностей детей с

использованием теневого театра.

Представленная работа раскрывает поэтапный вектор реализации основных задач формирования креативного мышления дошкольников, умению общаться в детском коллективе, открыто проявлять творческие способности через теневой театр.

Каждый этап работы достаточно подробно представлен предварительной работой по подготовке сопутствующего оборудования, костюмов, атрибутов и т.д. Подготовлена и апробирована серия игр, этюдов и упражнений для вовлечения детей разных темпераментов и творческого потенциала, что позволяет построить работу индивидуально с каждым ребёнком, подгруппой детей, сборным разновозрастным детским коллективом. Так же позволяет добиться успешной самореализации каждого дошкольника через активное вовлечение родительской общественности. В тоже время помогает педагогу раскрыть свои возможности как актёра, режиссёра, постановщика театрализовано теневого действия .

Успешность проекта заключается в опоре на основной вид деятельности дошкольника – игра, а так же привлечение нетрадиционных технологий и форм театрализованного действия: « пижамные сказки» рассчитанные на детей с круглосуточным пребыванием в ДОУ и использование их родителями в домашних условиях;

«оздоровительные теневые сказки» на снятие страхов и психологического напряжения; «интерактивные сказки» с непосредственным участием как детей так и взрослых. А это всегда интересно, весело, увлекательно и оставляет яркие детские позитивные впечатления о времени проведённом в детском саду на всю жизнь!!!

В свете ФГОС ДО к структуре и условиям реализации основной образовательной программы организация дошкольного образования меняется коренным образом. В стандарте образования заложены основные принципы:

полноценное проживание ребёнком всех этапов детства;

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; реализация проекта в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое и эмоциональное развитие ребенка. Так же нужно учитывать тот факт, что стандарт направлен на решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Существует признанное мнение, что теневой театр, безоговорочно призван самым романтичными самым загадочным видом театрального искусства. Где соединяются элементы театральной постановки, графики и мультипликации. Возможно, именно это делает его столь привлекательным в глазах маленьких зрителей. Только представьте, когда гаснет свет и в тишине таинственного полумрака оживают силуэты сказочных персонажей, малыши забывают обо всем на свете…. О пользе теневого театра сегодня говорят не только педагоги, но и психологи. Как известно, они активно выступают против того, что дети подолгу просиживают перед экраном телевизора и компьютера по той простой причине, что готовое, законченное телеизображение усыпляет детскую фантазию, приучая мыслить стандартно. Совсем другое дело – теневой театр. Здесь вместо готового изображения малыши получают силуэт, намек, символ. А значит, ребенок может достроить визуальную картинку самостоятельно. Участвуя в теневых театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. У детей формируется уважительное отношение друг к другу: они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Театральные теневые игры обогащают эмоциональную сферу детей, учат их понимать свои чувства и по мере сил управлять ими.

Наши дети – натуры удивительно открытые и творческие. И игра для них – та волшебная призма, сквозь которую они познают мир и находят свое место в нем.

При организации театрализованной теневой деятельности учитывается психологическая комфортность, которая предполагает снятие всех стрессообразующих факторов; даёт некую раскрепощённость, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности.

Исходя из выше сказанного, театрализованная теневая деятельность – это важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» - Б.М. Теплов.

Актуальность данного проекта определяется: потребностью в поиске новых, более эффективных путей и способов решения задач обучения, воспитания и развития детей в современных условиях.

Данной работы является обобщение теоретического и практического материала по проблеме театрально-творческой деятельности детей дошкольного возраста, обоснование необходимости широкого внедрения в воспитательный процесс детских театрализованных теневых представлении, а также возможностей театрально-творческой деятельности в интересах обучения, воспитания и развития детей-дошкольников.

В связи с этим основной целью моего проекта: развитие творческих способностей детей средствами теневого театра.

Объект исследования: процесс формирования способностей у детей дошкольного возраста через теневой театр.

Предмет исследования: театрализованная деятельность как фактор формирования личности ребенка через теневой театр.

В ходе исследования было выдвинуто предложения о том, что теневой театр является не только неисчерпанным источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, но и позволяет решать многие педагогические задачи, в том числе развитие художественного вкуса, творческих способностей, формирование устойчивого интереса к театральному искусству.

Задачи:

  1. Познакомить детей с теневым театром.
  2. Создать условия для развития творческой активности детей.
  3. Развить артистические способности, исполнительские умения и эмоциональную сферу дошкольника.
  4. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

Участники проекта: Дети, родители посещающие «Театральную студию – Арлекин».

Сроки проекта: 2 года октябрь 2013г – апрель 2014г; октябрь 2014г – апрель 2015г.

  • Этапы работы :

    1 этап: Накопительный.
    2 этап: Творческий - репетиционный.
    3 этап: Результативный.

    Накопительный
  • Подборка литературы по театру: (Образцов. К.Л. « Как сделать куклу своими руками»; И.А.Лыкова. В.В. Шипунова «Теневой театр вчера и сегодня»; А.С. Игнатова. С.Н. Илларионова. «Теневой театр своими руками».)
  • Знакомство детей с историей Теневого театра, его разновидностями.
  • Работа над выразительностью речи, интонацией, и пантомимой.
  • Просмотр интерактивных спектаклей теневого театра.
  • Оформление родительского уголка на тему « Теневой Театр», «Развитие творческих способностей через театр».
  • Работа с рукой и светом.
  • Изготовлении теневой ширмы, атрибутов декорация для постановок (лес, горы), персонажи для сказок.Творческий
  • Оформление театрального теневого уголка в «Театральной – студии АРЛЕКИН»
  • Изготовление ширмы для теневого театра. (Пенопластовых труб)

Изготовления атрибутов и теневых персонажи для сказок: « Снежная Королева», «Золушка», Пижамные сказки - «Сказка о глупом мышонке».(см.приложения №1,2,3)
- Организация проведение театрализованных игр, драматизаций, инсценировок.
- Викторина: « Покажи нам тень, а мы ее угадаем»
Результативный

  • - Анализ и подведение итогов реализации проекта
  • - Выставка детских работ,
  • - Фото отчет на сайте группы.
  • - Отзывы родителей о проекте.
  • Драматизация теневой сказки «Снежная Королева», «Золушка».
  • Проведение занятий по театральной деятельности.
  • Фото – выставка « Мы играм в теневой театр».

Технологическое обеспечение проекта

Организация работы с детьми

Воспитательно- образовательные задачи.

Для игры-драматизации.

Для изобразительной деятельности.

Чтение детской художественной литературы, слушание аудиозаписей, просмотр муль-, видеофильмов, рассматривание иллюстраций, наблюдение ситуаций в жизни

Развивать интерес и любовь к прослушиванию художественных произведений; знакомство с выразительными средствами речи: интонацией, темпом, тембром; работа над звукоподражанием.

Познакомится с текстом произведения и событиями, их характеристикой.

Повторить текст сказки.

Познакомиться особенностями речи каждого персонажа.

Учить детей связно и живо рассказывать сказку, передавать диалогическую речь.

Учить детей работать с куклой теневой.

Работа со светом.

Познакомиться с внешним теневым видом героев событиями, которые предстоит изобразить. Показать возможный вариант трактовки внешнего вида образа, показать характерные позы персонажей, композиционное изображение отдельных событий. Закрепить знания о внешнем виде строении частей тела, характерные позы, окраска.

Придумывание совместно с детьми сказок, фантастических историй, рассказов, небылиц

Развивать творческое воображение и умение реализовать замыслы в речи.

Составление текстов из личного опыта, в продолжение известного произведения, придумывание сценариев театральных этюдов, постановок

Создание книжек с собственными теневыми иллюстрациями

Включение различных видов подвижных игры

Учить снимать зажатость и скованность.

Развивать двигательные способности детей, ловкость подвижность.

Театральные игры – развивают воображение и фантазию. Развивать умение оправдывать свои действия нафантазированными причинами.

Уметь ориентироваться за ширмой, равномерно размещаться по ширме, не сталкиваясь с друг другом куклы.

Познакомиться с сюжетом игры и продолжить играть самостоятельно.

Проигрывать подвижные речевые игры.

Игры с предметами.

Специальные театральные игры (этюдные)

Движение в разных темпах. Тренировка внимания.

Повтори действие за героями сказок по иллюстрациям

Знакомство с теневым театром

Особенности театрального искусства.

Коллективное творчество;

Искусство, творящееся каждый раз заново;

Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

Развивать умение двигаться за ширмой, не сталкиваясь с друг с другом.

Формировать интерес к теневому театру, желание управлять куклами различных систем.

Изготовление атрибутов к постановки театра, реквизит, теневой театр.

Рисуем сказку «Золушка», «Снежная Королев»

Включение различных видов релаксационных игр и упражнений

С помощью ритмопластики развивать чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность -и музыкальность.

Умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, руки.

Развитие воображения (способность к пластической импровизацией под музыкой)

Подвижные, дидактические,

имитационные игры, игры-путешествия.

Игры занятия, беседы с детьми познавательного характера.

Рисуем сказку «рукой и тенью», слушая музыку

Участие детей в создании сопутствующей развивающей среды

Обогатить развивающею среду в группе. И пополнить атрибутами театральный уголок. модернизация классификации театрализованных игр с учетом современных

технологий;

разработка картотеки и тематики художественной литературы с учетом

возрастных особенностей детей для занятий познавательного цикла;

изготовление с родителями, детьми, педагогами сказочных

игрушек, рисование пригласительных билетов, театральных и сказочных

персонажей;

Изготовить теневые декорации для сказки и персонажи сказок

«Золушка», «Снежная королева»

Пение, элементарное музицирование, танцы.

Воспитывать готовность к творческому пению. Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность.

Умение согласовывать свои действия партнерами, менять свое отношение к предмету места действий и партнера по танцу.

Развивать музыкальный слух.

Совершенствовать навыки действия с воображаемыми предметами, и с предметами заменителями.

Изготовление элементарных костюмов

(листики для феи, цветы, блески)

Самостоятельная художественная деятельность:

Изобразительная,

Театрализованная.

Подводить детей к умению проявлять самостоятельность в выборе варианта постановки сказки (тип театра, сольное или коллективное исполнение).

Самостоятельно ввести новый тип игры спектакля (спектакль пантомима, спектакль ритмопластики, фольклорный спектакль, спектакль балет)

Учить детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев, совершенствовать исполнительские умение детей, стимулировать желание изменять действия, вводить свои реплики.

Показ сказок для ночующих детей

«Пижамные сказки»

Изготовление мини – декораций для спектакля (спектакль пантомима, спектакль ритмопластики, фольклорный спектакль, спектакль балет)

Игра- драматизация в группе детей, на театральной сцене перед детьми и взрослыми

Показывать сочиненные этюды по сказкам, басням; развивать навыки действия с воображаемыми предметами.

Уметь

импровизировать игры - драматизации на темы знакомых сказок.

Перессказывание сюжета по ролям.

Рисуем аквагримом героя сказок, театр «рук». Помогают легко в житься в любимого героя и обыграть его.

Используя иллюстрации и схемы накладывание грима на лицо.

Организация

сотрудничества

Воспитательно – образовательные задачи.

Организация работы с родителями воспитанников

Фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников;

Групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных;

Организация дней открытых дверей;

Совместные проведения досугов;

Целевые и спонтанные беседы с родителями воспитанников;

Собрание для родителей.

Наблюдение за действиями ребёнка во время театрализованного действия

Посещение занятий. Помочь ребенку снять зажатость и выполнять упражнения владения своим телом, попеременно. Консультация « Застенчивый малыш».

Применение опыта в домашних условиях.

Участие в конкурсах поделок, игрушек, макетам по различным темам, «Новогодние чудеса в сказке», «Сказочные предметы», «Сочиняем сказку», макеты по ознакомлению с народной культурой. Домашние спектакли.

Участие в создании развивающего пространства

Участие в подготовках к праздникам(пошив костюмов);

Оказание помощи в оборудовании комнаты сказок; Изготовление панно по сказкам, установление и закрепление атрибутов на сцене. Оказание помощи в приобретении дидактических игр, детской художественной литературы, книжек раскрасок, аудио – видеоматериалов для детей.

Непосредственное участие в совместных мероприятиях

Театрализованные представления с воспитанниками и родителями (где родители выступают в качестве исполнителей главных ролей)

Открытое НОД «Если б не было пожара»

Показ сказки «Кошкин дом» ; участие в театральной постановки, «Снежная Королева», «Золушка».

Стимулирование усилий ребёнка

Награждение детей и представление их к номинациям на мероприятии «День театра - 27 марта» «Самая лучшая Артистка (Артист) – 20… года», на театральных занятиях выборы главной роли под «аппладисменты», выбирают дети. и.т.д.


Предлагаем два мастер-класса по изготовлению театра теней для детей в домашних условиях. Вы узнаете как сделать своими руками ширму и актеров для театрального представления из света и тени, познакомитесь с театром ручных теней, скачаете шаблоны фигурок героев сказок и найдёте полезные советы по работе с теневым театром.

Театр теней помогает детям в увлекательной форме познакомится с театральной деятельностью, развить речь, проявить фантазию, побудить детей к активному взаимодействию, общению и т. д. Театральные постановки можно проводить с детьми всех возрастов как в группе, так и в индивидуальной форме.

Театр теней из конструктора Лего

Представляем пошаговый мастер-класс с фотографиями как сделать теневой театр из конструктора Лего Дупло или его аналогов.

Необходимые материалы:
  • конструктор Лего Дупло (на , на )
  • строительная пластина Лего Дупло зеленого цвета (на , на )
  • лист бумаги А4
  • телефон с функцией фонарик или другой источник света.
Как делать

Постройте каркас театральной сцены из красных блоков и рядом примыкающие башенки из разноцветных кирпичиков.

Источник: lego.com

Поместите между конструкциями белый лист бумаги.

Постройте сцену позади экрана и сложите из блоков подставку для телефона. Разместите источник света напротив бумажного листа.

Украсьте театр и подготовьте актеров к выступлению.

Включите фонарик на телефоне и начинайте представление.

Театр теней «Груффало» из коробки

Создайте своими руками теневой театр по популярной книге Джулии Дональдсон «Груффало» ( , ).

«Груффало» - сказка в стихах для чтения взрослыми детям. Маленький мышонок идет через дремучий лес и, чтобы спастись от лисы, совы и змеи, выдумывает страшного Груффало - зверя, который очень любит есть лис, сов и змей.
Но сможет ли находчивый мышонок перехитрить всех голодных хищников? Ведь он-то хорошо знает, что никаких Груффало не бывает… Или бывает?

Источник: domesticblissnz.blogspot.ru

Необходимые материалы:
  • шаблоны героев для печати (скачать );
  • бумага А4;
  • черный картон;
  • деревянные шпажки;
  • скотч;
  • клей;
  • картонная коробка;
  • ножницы.
Как делать

1. Скачайте и распечатайте шаблоны с героями для театра теней. Наклейте на черный картон.

2. Вырежьте фигурки и к каждой приклейте деревянную шпажку.

3. Делаем ширму (экран) для теневого театра.

Разложите коробку в одну плоскость. На больших прямоугольных частях коробки начертите рамку, отступив по 1,5-2 см от краев. Вырежьте по размеченным линиям.


4. Соберите коробку в исходное состояние, но цветной стороной внутрь.


РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

5. Возьмите лист белой бумаги формата А4 и обрежьте по размеру коробки. Вырежьте такого же размера прямоугольник из черного картона.

6. Вырежьте деревья из черного картона и наклейте на белый лист.

7. Приклейте бумагу к внутренней части коробки как показано на фото ниже.

8. Сделайте в нижней части коробки прорезь для фигурок.


9. Зафиксируйте ширму на краю стола при помощи скотча.

10. Установите лампу сзади на расстоянии 2-3 метра от экрана. Чтобы тени были чёткими, свет должен падать прямо, а не сбоку. Не забудьте предупредить ребенка, чтобы он был осторожен с горячей лампой.

Театр теней готов! Выключайте свет, приглашайте зрителей и разыгрывайте теневое представление.

Театр ручных теней

Театр ручных теней является одним из самых простых видов теневого искусства. Для его оборудования понадобятся самые обычные предметы - настольная лампа и экран – большой лист белой бумаги или ткань. Если в комнате светлые стены, театральное представление из света и тени можно показывать прямо на стене.

На рисунках показано, как с помощью рук можно создать силуэты животных, птиц, людей. Потренировавшись, вы сможете оживить тени и показать собственную историю.



  • Начинать знакомить детей с теневым театром можно с 1,5-2 лет. Первые занятия должны проходить как театральное представление, когда роли разыгрывает взрослый, а дети выступают как зрители. После того, как ребенок поймет правила и традиции театрального искусства, его можно включать в игру как участника действия. Дети играют и озвучивают роли, учат тексты и стихи. Поначалу, доверяйте маленькие несложные роли. Затем постепенно усложняйте.
  • Картонные фигурки актеров театра теней должны быть черного цвета, тогда на экране они будут контрастными и заметными. Для самостоятельного изготовления фигурок, воспользуйтесь фигурными трафаретами. Если вы планируете многократно использовать самодельные фигурки, рекомендуем их заламинировать.
  • Для того чтобы тени были чёткими, устанавливайте источник света позади немного сбоку от экрана. Источником света послужит обычная настольная лампа или фонарик.
  • Размер тени на экране зависит от расстояния от фигурки до лампы. Если поднести фигурку ближе к экрану, то ее тень станет маленькой и четкой. Если расположить подальше – тень увеличится в размерах, а контуры будут размытыми.
  • Для того, чтобы декорации не смещались во время представления, крепите их к самому экрану при помощи скотча или скрепок.
  • В качестве ширмы отлично подойдет ватман, калька или белая простынь. Чем меньше экран вы используете, тем тоньше и прозрачнее он должен быть, и тем ярче нужен источник света.
  • Для того, чтобы создать театральную атмосферу, можно нарисовать афишу, билеты и даже устроить антракт.

********************************************************************
Рекомендуем книгу «Ночная сказка» Беатрис Корон (

Всем доброго времени суток! Сегодня я хочу рассказать вам об одном очень увлекательном и простом занятии, которое не только развеселит вас и ваших детей, но и поможет развить пластику рук. Также не стоит забывать о том, что впереди Новый Год))) Можно подготовить целый сценарий или просто коротенький номер и вместе с ребенком порадовать близких и друзей!

Как вы уже догадались из названия, речь пойдет о театре теней для детей. Тени можно создавать как с помощью фигур из картона на палочках, так и просто руками, без каких либо особых приспособлений. Организовать его совсем несложно!

Существует несколько вариантов:

1. Прежде всего делаем экран, который можно устанавливать на столе.

2. Еще один вариант театра теней для детей выглядит так:

Вместо фигур на палочках используйте руки.

Главное, чтобы источник света был за вами.

Экраном тут может служить и обычная стена, и ватман большого формата и даже обычная простынь в дверном проеме. Количество актеров не ограничено!))))
Для вдохновения посмотрите это завораживающее видео, оно действительно впечатляет!

Или вот еще вариант:

Как самому изобразить таких чудесных персонажей для театра теней?

Тут я вам помогу! Подкидываю пару идей Тренируйтесь сами, учите этому ребятишек и я уверена они будут в восторге!!!

Для начала, взгляните на иллюстрации к чудной милой книжке «Тени» 1942 г. выпуска.

Авторы книги дают такие рекомендации: «В солнечный день или вечером при лампе на ярко освещенной стене появляются четкие тени. Сложи руки, как показано на одном из рисунков, встань у стены так, чтобы тень от твоей головы и плеч не загораживала тени от рук, и на стене появится тень козы, собаки, зайчонка.

Пошевелишь одним, другим пальцем, и тень животного откроет рот, - собака залает, зайчонок замашет лапками. Можно на палец надеть колпачок из бумаги, чтобы сделать уши длиннее (осел), вырезанные из бумаги клюв, хвост зажать между пальцами.

Если тени показывают двое, можно разыграть целые сценки: собака лает, а коза грозит ее забодать и т.п. Чтобы тени были четки, свет должен падать прямо, а не сбоку, и лампа должна стоять не близко, а в двух, трех метрах от стены.

Мы даем только 18 картинок теней. Но каждый может придумать сам еще столько же, если не больше. Показывать тени очень весело, и малыши так любят их смотреть.»

Театр теней это целое искусство, которое привлекает толпы зрителей по всему миру! Китайские картинки:

И еще некоторые интересные идеи:

3. Для самых маленьких можно использовать обычную детскую палатку, на которую накинута белая простыня. Простынку, чтоб не спадывала можно прикрепить прищепками. Внутрь палатки ставится лампа и залезает ребенок. Помните о том, что лучше всего использовать лампы, которые не нагреваются — энергосберегающие, чтобы ребенок не обжегся!!!

Пальцевой театр теней не только забавное и увлекательное занятие, а также игра, которая помогает развивать ребенку образное мышление и мелкую моторику!

Для детей постарше, в кукольном театре теней можно делать сложные постановки, основанные на сказках, баснях, небольших пьесах. Для этого требуется достаточно длительная подготовка (особенно много времени уходит на изготовление кукол), но результат может быть более чем эффектным.

Вот пример такого спектакля, поставленного взрослыми:

А это спектакль, поставленный учениками 4 класса:

Если вас заинтересовала идея теневого театра для детей, то самое время заинтересовать и детишек!!! Мультфильм о том как здорово и весело можно играть с тенями!

Всего вам доброго и успехов в творчестве!

аннотация :
Это удивительная книга-игра превращается в настоящий настольный театр, где истории разыгрывают необычные актеры - тени.
В ней вы найдете:
Складную сцену театра теней;
Набор для вырезания силуэтных изображений персонажей и декораций для двух театральных постановок, созданный по мотивам работ замечательной художницы Елизаветы Бём;
Две известные сказки, представленные в виде пьес;
Новые интересные идеи!

Придумайте свою собственную постановку! Выберите сказку, которую хотелось бы увидеть на сцене или придумайте свою собственную историю. Разделите ее на несколько частей (сцен), продумайте диалоги героев. Воспользуйтесь декорациями и силуэтами из этого набора или создайте собственные. Создавать новых персонажей совсем нетрудно. Если у вас нет черного картона, рисуйте на белом, а потом просто закрасьте силуэт черной краской. Попробуйте использовать для украшения своих декораций или персонажей разные материалы: перья, кружево, сукно, цветную папиросную бумагу.



mob_info