Театральная деятельность в школах VIII вида. Театральное творчество младших школьников Организация театральной деятельности в школе

М.Г. Трошкина, учитель начальных классов МБОУ «Школа №39 «Центр физико-математического образования»

Организация работы театральной студии «Веснушки» в рамках внеурочной деятельности в начальной школе

«Надо очень дорожить, поддерживать, развивать и правильно использовать молодую страсть, пылкое увлечение любимым делом, ради которого пришли молодые люди в школу».

К.С. Станиславский

На современном этапе динамично развивающегося общества, всё большее внимание уделяется целям и задачам школьного образования. Если раньше основной целью обучения было всестороннее и гармоничное развитие личности, то сейчас она дополняется необходимостью в воспитании активной и творческой личности.

Современному обществу необходимы инициативные, творческие люди, способные найти новые способы и решения современных социально – экономических и культурных задач. Поэтому особую актуальность в настоящее время приобретает проблема развития нравственных и творческих качеств личности.

Средствами театральной деятельности развивается и формируется творческая и социально активная личность младших школьников, способная понимать общечеловеческие ценности, с гордостью хранить и ценить достижения отечественной культуры и искусства.

Театральную деятельность надо вводить именно в начальной школе, так как дети имеют огромные потенциальные возможности для развития своих творческих способностей. Причинами тому служат:

1.Возраст.

2.Имеется определенный жизненный опыт.

3.Определенный уровень знаний и умений.

4.Способность к мыслительному анализу.

5. Задатки творческого развития.

Одной из актуальных проблем педагогики и психологии является развитие художественно-творческих способностей ребенка. Художественное творчество - это эффективное средство воспитания и развития творческой личности. Театр способен приобщить к общечеловеческим духовным ценностям, помогает раскрыть и реализовать свои способности и творческий потенциал.

Одним из видов внеурочной деятельности, включенных в программу моего класса, является создание театральной студии «Веснушки».

Целью такой деятельности является формирование индивидуальной творческой личности младшего школьника.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    Создание благоприятной эмоциональной атмосферы, проверить свои творческие силы, преодолеть застенчивость и боязнь выступлений перед публикой.

    Формирование умений и навыков культуры поведения на сцене.

    Развитие интереса к театру как жанру искусства.

    Развитие интереса к сценическому искусству, зрительного и слухового внимания, памяти, фантазии и находчивости, чувства ритма, мышления, дикции и так далее.

    Воспитание доброжелательности и отзывчивости в отношениях со сверстниками, умения коллективного творчества, ответственного отношения к результатам своей работы и творческой работе коллектива.

Театральная деятельность учащихся в начальной школе должна быть направлена на воспитание и развитие в них понимающей, умной, разносторонней, интересной личности, обладающей художественным вкусом и собственным мнением.

Основные виды деятельности, которые используются мной при работе с младшими школьниками в театральной студии можно представить в виде следующей схемы:

Рисунок 1. Виды театральной деятельности в начальной школе

Театральная миниатюра – это группа артистов, выбирающих для репертуара театра небольшие пьесы и театральные постановки разных жанров, выраженных в миниатюре. Используем готовые миниатюры и собственного сочинения.

Театральная игра развивает игровое поведение, способности творчески относиться к любому делу, посредством игры учатся общаться со сверстниками и взрослыми людьми в предлагаемых жизненных ситуациях.

Все игры можно разделить на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

Общеразвивающие игры помогают ребенку адаптироваться в школьном коллективе, и помогает успешной учебе в начальной школе. Все дети делятся на мини-группы – зрители и актеры (4 человека). Учащиеся обсуждают события, высказывают свое мнение с разных позиций.

Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию необходимые для игры на сцене, где все является вымыслом. Способствует перевоплощению в предлагаемых ситуациях. Специальные театральные игры знакомят детей со сценическим действием, используя, знакомые с детства сказки. Например, «Репка», «Три поросенка» и другие.

Ритмопластика – это комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, способствующих развитию гармонии тела с окружающим миром, свободных и выразительных движений тела. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Детям легче выразить чувства и эмоции через пластику своего тела. Интересные пластические образы создаются под влиянием музыки. Различные по настроениям музыкальные произведения развивают фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность.

На занятиях провожу специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц. Только добившись определенных результатов в этом направлении, можно переходить к созданию пластических образов. Ритмопластические упражнения и игры развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом, воздействуют на эмоции ребенка.

Культура и техника речи включает игры и упражнения, на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот раздел входят разнообразные игры со словами, шутливые словесные загадки, скороговорки, отрабатывающие разные звуки.

Все упражнения можно разделить на 3 вида:

    Дыхательные и артикуляционные упражнения.

    Дикционные и интонационные упражнения.

    Творческие игры со словом.

Основы театральной культуры - овладение школьниками элементарными знаниями и понятиями, терминов театрального искусства. В раздел включены темы:

    Особенности театрального искусства.

    Виды театрального искусства.

    Рождение спектакля.

    Театр глазами актера и зрителя.

    Культура поведения зрителя.

Работа над спектаклем включает в себя следующие этапы:

    Выбор и обсуждение пьесы с детьми.

    Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми.

    Работа над отдельными эпизодами.

    Создание презентации к данному спектаклю.

    Поиски музыки и иллюстраций к отдельным эпизодам, постановка танцев. Создание совместно с детьми и родителями эскизов декораций и костюмов.

    Работа с текстом пьесы и отдельными эпизодами. Уточнение игры отдельных персонажей.

    Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения персонажей на сцене.

    Репетиция отдельных эпизодов в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.

    Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение временных рамок спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизита.

    Премьера спектакля.

    Повторные показы спектакля.

    Подготовка фотоотчета.

Также немало важным в подготовке спектакля является грамотное использование материально-технического обеспечения, а именно:

    Компьютерное обеспечение (ноутбук, проектор, музыкальный центр и так далее);

    Костюмы, декорации;

    Сценический грим.

Ожидаемые результаты работы театральной студии «Веснушки»

В результате работы детей над созданием спектакля и их участием в постановке достигается главная цель: выявление и формирование индивидуальной творческой личности каждого из учащихся.

В течение учебного года каждый ребенок попробовал себя в роли актера на сцене, что позволило развить интерес к театру и сценическому искусству как к многомерному жанру. В классе между детьми благоприятная и доброжелательная атмосфера для общения, самореализации. Участие детей в коллективном творчестве позволяет воспитать ответственность не только к своей работе, но и уважение к творчеству других.

К концу учебного года ученики имеют понятие:

    О театре и его видах.

    Об элементарных технических средствах сцены.

    Об оформлении сцены.

    О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

Умеют:

    Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.

    Образно мыслить.

    Концентрировать внимание.

    Ощущать себя в сценическом пространстве.

Приобретают следующие навыки:

    Общения с партнером.

    Элементарного актёрского мастерства.

    Образного восприятия окружающего мира.

    Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.

    Коллективного творчества.

Дети моего класса с большим желанием участвуют в школьных и городских мероприятиях, готовят спектакли и тематические праздники: «Праздник Осени», «Новогодняя сказка», «День добрых дел», «В гостях у сказки», «Праздник для будущих первоклассников» и так далее.

Фотоотчет

Наши художники-оформители

Приступая к работе, наши художники знакомятся со сценарием, подбирают иллюстрации, определяют объем декорации.

Наша студия приобрела детский театральный грим. Ребята учатся создавать театральные образы.



Эмблема театральной студии «Веснушки»

Актёры театральной студии «Веснушки»

Ребята сами придумывают и создают сценические костюмы и грим. Они всегда выбирают яркие краски, что говорит об их душевном равновесии, радости жизни.



Музыкальный спектакль «Теремок» в рамках городской акции

«День добрых дел»

Побеждает дружба!



Роли исполняли…

Наши гости – дети-инвалиды с большим интересом смотрели спектакль

Песня о дружбе. Аплодисменты – главная награда для актеров

Дети моего класса занимаются в театральной студии Веснушки с 1-го класса. На протяжении четырех лет реализуется программа внеурочной деятельности, направленной на развитие творческой личности. Ребята не боятся публичных выступлений, с большим уважением относятся к своим зрителям. Большинство детей преодолели свою застенчивость, неуверенность в себе, что положительно отразилось и на учебном процессе. Заучивая тексты спектаклей, песен, монологов ребята развивают память. Это поможет быстрее адаптироваться при переходе в пятый класс. К концу четвертого года обучения в театральной студии «Веснушки» ребята самостоятельно распределяют между собой роли в спектакле. На репетициях анализируют работу каждого актера, дают советы, помогают вжиться в образ героя. На мой взгляд, данное направление внеурочной деятельности является необходимым в начальной школе.

Список используемых источников

    Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006.

    Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986.

    Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. – М. 1967.

    Григорьев Д.В. Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.2010 г.

    Гурков А.Н. Школьный театр. – Феникс, 2005.

    Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М. 1974.

    Казанский О.А. Игры в самих себя. – М. 1995.

    Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2005.

    Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж.

    Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности: Программа и репертуар. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

ГКОУ СО «Каменск-Уральская школа №1» реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа дополнительного образования

«Театральная деятельность в школе»

5- 9 классов

2016-2017

Рабочую программу

составила:

Красикова Елизавета Александровна

Каменск-Уральский

2016

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования для 5-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО) В качестве основных нормативных правовых оснований, обеспечивающих программу, выступают следующие документы:

Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897

(ред. от 31.12.2015)

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

(Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644)

Приказ МО и Н РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015)

Положение о структуре, порядке разработки рабочих программ, учебных курсов, предметов ГКОУ СО «Каменск-Уральская школа № 1».

Учебный план ГКОУ СО «Каменск-Уральская школа № 1» на 2016 – 2017 учебный год.

Методологической основой разработки программы выступают:

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Фундаментальное ядро содержания общего образования.

Данная программа разработана для реализации в ГКОУ СО «Каменск – Уральская школа №1, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» в целях обучения обучающихся 5-9 классов.

Отличительной особенностью данной программы является ее оригинальное использование театральных технологий в социализации подростков и молодежи. Кроме того программа дает широкий спектр импровизации в выборе темы, средств и сотрудничества. Программа позволяет привлекать к реализации проектов не только подростков, но и младших школьников, родителей, членов педагогического сообщества, что делает программу разновозрастной.

Социальный театр в подростковой среде – комплекс исследовательских и проектных событий, направленных на выявление остросоциальных проблем, волнующих подростков, анализ причин и следствий возникновения этих проблем, прогноз вариативности решения данных проблем, создание творческого продукта в виде драматического спектакля малой формы для показа учащимся, учителям и родителям.

Конфликт поколений принял глобальные масштабы. И дело не в том, что взрослые, преодолевая стереотипы социалистического прошлого, освобождаются от социальной апатии, вовлекая страну в правовой и гражданский ликбез. А в том, что наши дети успели создать свой иллюзорный мир, своё только им понятное пространство, очень далекое от реальности. Отсюда массовый всплеск субкультур, антисоциальные пробы и подростковые бунты, напоминающие театр военных действий. Вчерашние дети хотят автономии и суверенитета, и в то же время нуждаются в поддержке, любви и понимании. Это главное противоречие, конфликт порождающий цикл проблем современных подростков:

Современные дети принимают сотрудничество как форму общения если:

а) тематика затрагивает круг их интересов;

б) совместное дело помогает понять и решить их проблемы и комплексы;

в) результат (продукт) позволяет почувствовать свою значимость, уникальность и полезность в обществе.

Уже первичный анализ опроса учащихся показал – детей волнуют глобальные проблемы: наркомания, пьянство, экстремизм, экология, война и мир, любовь, лень, дружба, авторитарность родителей, одиночество и т.п.

Технология социального театра помогает подросткам постичь причины возникновения этих проблем, проиграть на себе возможные примеры решений, преодолеть связанные с ними личные страхи и комплексы.

Срок реализации программы составляет 1 год и рассчитан на 34 часа , еженедельно 1 час. Соотношение теории к практике составляет 9% к 91%. Программа носит ярко выраженный образовательно-деятельностный характер.

Полученные знания при изучении курса помогут обучающимся не только овладеть новыми навыками и знаниями, но и сформирует их сферу интересов вокруг творчества, открывая перспективы для творческой самореализации, создающей ситуацию успеха и помогающей обычному человеку сделать свою жизнь содержательней и интересней.

Цель программы:

создать условия направленные на выявление остросоциальных проблем, волнующих учащуюся молодежь, анализ причин и следствий возникновения этих проблем, прогноз вариативности решения данных проблем, создание творческого продукта в виде драматического спектакля малой формы для показа учащимся, учителям и родителям.

Задачи:

    Создать условия для развития личностных качеств учащихся: исследовательские, аналитические, креативные.

    Способствовать приобретению творческого опыта через социальные пробы исследований и проектов;

    Научить основным приемам проведения социологических опросов, создания драматического материала для сценического показа;

    Дать возможность приобрести опыт публичных выступлений перед аудиторией различного уровня;

    Развивать коммуникативные навыки, мастерство актера и режиссера.

Театральный коллектив организовывает свою деятельность на принципах:

принцип активной гражданской позиции и любви к Родине;

принцип освоения систематизированных знаний в области гуманитарных наук;

принцип развития чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;

принцип воспитания художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия искусства театра, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира;

принцип использования приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;

принцип воспитания стремления к гармонизации окружающего бытия, партнерского дружеского взаимоотношения, к личностному самопознанию; ● принцип воспитания любви к искусству театра и уважения к творческим профессиям.

Межпредметные связи.

Программа для обучающихся основной школы « Социальный театр» носит общеразвивающий характер с элементами профильной ориентации учащихся и является межпредметной дисциплиной области искусства и гуманитарных наук. Она не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но и обуславливает стремление учащихся в самопознании своего творческого потенциала. Программа направлена на создание условий для социальной и творческой практики обучающихся. Программа представляет собой надпредметный курс социально-педагогического характера через художественно-эстетическую деятельность.

Реализация программы.

Работу «Социального театра» условно можно разделить на три этапа:

    Проектно-исследовательский.

На этом этапе проводятся анкеты среди учащихся, учителей, родителей. Создается банк проблем субъектов конкретного учебного учреждения. Обнародованные сведения предлагаются для изучения через исследовательскую деятельность, для создания драматических произведений в форме одноактной пьесы и других сценических форм массового театра.

    Постановочно-подготовительный.

На этом этапе создается план реализации творческих работ отдельно для учащихся конкретной возрастной категории, родителей, учителей. Предлагается обучение азам актерского мастерства, мастерства художника костюмера, режиссера. Идет подбор желающих участников среди подростков, учителей и родителей. Создаются необходимые театральные атрибуты, шьются или подбираются костюмы, и т.п. Проводятся репетиции, приглашаются зрители.

    Этап реализации.

Важно не только проиграть спектакль на зрителя, но и подвигнуть его к диалогу после просмотра.

Анкетирование

Создание банка проблем

Обнародование банка проблем

Изучение проблем методом исследования с подключением учителей-предметников, социально-психологической службы учебного заведения

Обучение основам исследовательской деятельности через мастер-классы, факультативы, элективные курсы

Защита исследовательских работ

Обучение основам сценарного мастерства через мастер-классы, факультативы, элективные курсы

Защита творческих проектов

Постановочно-подготовительный этап

Создание плана реализации творческих работ.

Обучение азам театральных профессий

Определение участников творческих проектов

Создание или подбор театральных костюмов, декораций, реквизита, музыки и шумов

Проводятся репетиции спектаклей

Приглашаются зрители на показ.

Этап реализации

Творческий показ спектакля «социальной драмы»

Конструктивный диалог со зрителем

Рефлексия реализации проекта

    Участники проектов приобретают творческий и социальный опыт;

    Повышается уровень гражданской активности не только учащихся, но и их родителей;

    Снижается статистика правонарушений;

    Заметно улучшается микроклимат в школе;

    Повышается интерес к учебе и самообучению.

Условия реализации программы.

Для успешной работы на занятиях необходима высокая степень творческой свободы. А для этого необходимы особые условия: светлый, просторный, хорошо проветриваемый класс, чистый пол, удобная (спортивная) форма одежды, наличие материально-технической базы (маты, кубы, видео и музыкальная аппаратура, костюмная и реквизиторская база), небольшая мобильная группа участников образовательного процесса не более 15 человек. Практикуются занятия малыми группами (2-5 человек), групповые и индивидуальные репетиции. Педагог для повышения эффективности обучения может использовать единые тетради разработанные по его схемам, содержащие основной учебно-практический материал (теорию, алгоритмы основных действий, схемы практических занятий); создать электронные учебники и тетради; вести раздел «сценарное мастерство» с применением выполнения практической работы на компьютере, ее проверки, обработки и т.п Программа предусматривает виды деятельности, которые помогали бы приобретать опыт исследовательской и творческой деятельности, применять на практике мастерство анализа и исполнения. Программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Основным видом учебной работы в актерском мастерстве является творческая учебная игра на развитие пластических, голосовых, дыхательных, интеллектуальных задатков школьников, действенный анализ и исполнительская практика, в процессе выполнения которой учащиеся получает комплекс специальных навыков.

Обучение проводится как на основе выполнения творческих заданий, так и выполняя учебно-тренировочный комплекс необходимых упражнений. Задания учебного тренинга воспитывают аналитическое и творческое мышление, позволяют учащемуся развить наблюдательность и последовательность. Основой курса остается индивидуальная творческая практика.

Задание любой сложности проходит под руководством педагога. Ему необходимо следить за развитием творческой мысли учащихся, воспитывать наблюдательность, научить претворять действительность в художественные образы.

В процессе обучения преподавателю нужно учитывать особенности каждого ученика, бережно сохраняя и развивая положительные стороны его дарования, помогать в подборе чтецкого материала. Педагог внимательно следит за тем, чтобы учащиеся использовали полностью отведенные программой часы работы над каждым заданием. Задача преподавателя в процессе работы - уметь вовремя направить творческий замысел в нужное жанровое и стилистическое направление, убедиться в гармоническом соотношении композиции произведения, помочь учащемуся в анализе выбранного сюжета, характеристики предлагаемых обстоятельств и т.д. Полученные знания и навыки подкрепляются домашними работами.

Основной принцип обучения – постоянные тренинговые упражнения, неразрывность процесса работы над формой и содержанием драматургии, согласно законам построения. Красной нитью в формировании навыков проходят два ключевых мотива театра: «правда жизни», «добро побеждает зло».

Материально - техническое обеспечение

Занятия проводятся в кабинете театра. Реквизитная база, костюмы, технические средства кабинета и актового зала. В период исследовательской практики широко используются возможности обмена информации онлайн.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, рабочие столы, стулья, ширмы.

Методы и формы работы.

Учитывая творческий характер занятий, используются как традиционные урочные, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные закрепление и углубление материала последствием творческой практики, на расширение кругозора и активное участие учащихся в современном культурном процессе. В этой связи программа предусматривает виды деятельности, которые помогают приобретать опыт исследовательской и творческой деятельности, применять на практике актерское, режиссерское и сценарное мастерство, навыки работы журналиста и репортера. Программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции.

. Педагогические методы и формы работы:

Тематический принцип планирования учебного материала;

Единство воспитания и образования;

Личностно-ориентированный подход к учащимся;

Словесные методы (лекция, беседа, диспут, анализ) в сочетании с практическими занятиями (творческим показом);

Наглядные методы (демонстрация, иллюстрирование тематического материала);

Внеурочная деятельность, связанная с просмотром спектаклей, киноматериалов с дальнейшим обсуждением и анализом материала;

Творческая практика (тестирование, упражнения на закрепление материала, упражнение на развитие художественно-образного мышления, этюды, спектакли и т.п.),

Игровые технологии;

Метод творческого проекта.

При создании программы были использованы следующие принципы и методы обучения.

1. Принцип научности – раскрытие законов зрелищных искусств, сценической речи, пластики, сценографии, композиции драмы, стилей и направлений в искусстве. Изучение истории, психологии, литературы и географии. Сочетание анализа и синтеза. Проверка теории практикой. Творческое проектирование, включающее исследовательскую работу.

2. Принцип наглядности – обращение к самим предметам и явлениям как к источнику познания при подготовке сценического материала, знакомство с лучшими примерами актерского, режиссерского, драматического мастерства.

3. Принцип активности и сознательности обучения – сознательное, заинтересованное, а не механическое усвоение знаний и умений, основанное на обязательной активности и самостоятельности воспитанников. Данный принцип имеет особое значение в практических занятиях по программе.

4. Принцип систематичности и последовательности обучения – непрерывность между последующими занятиями, связь нового материала с пройденным, последовательное расширение и углубление знаний.

5. Принцип доступности и посильности обучения – соответствие сложности учебного материала возрастным, психологическим и физиологическим особенностям учащихся.

Формы организации учебной деятельности:

Разнообразию содержания и методов обучения по программе соответствует традиционный и современный набор организационных форм учебного процесса. Прерогатива отдается интерактивным методам обучения, основанных на общении, диалоге педагога и воспитанников, развитии творческих способностей:

Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);

Творческое задание;

Упражнения по усвоению техники, на развитие творческого воображения;

Презентация опыта;

Проблемные ситуации;

Игра;

Психологические тренинги;

Занятие-эксперимент;

Творческое проектирование;

Технология коллективных творческих дел.

Результативность программы отслеживается по творческим показам воспитанников, индивидуальной и коллективной результативности деятельности

Критерии оценивания.

Оценивание результатов проходит по основным направлениям деятельности:

Исследование и проектирование;

Создание художественного продукта;

Реализация художественного продукта.

Для определения и оценивания художественного продукта воспитанников при работе над творческим показом можно выделить три основных ее уровня:

1 уровень.

Репродуктивный (низкий) – в работе преобладает воспроизводящая деятельность; уровень начальной творческой свободы, через который проходят все воспитанники.

2 уровень.

Продуктивный (средний) – в работе преобладает художественно-продуктивная деятельность ведется самостоятельный поиск художественного образа; уровень осознанного творчества.

3 уровень.

Творческий (высокий) – работа выполнена на продуктивно-творческом уровне;

Уровень творческой активности и индивидуального видения. Речь идет об одаренности и заслуживает повышенного внимания.

Обучение детей должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

Формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

развитие творческого мышления, ощущения свободы на исполнительском уровне;

формирование восприятия мира и общества с точки зрения эстетики.

Требования к метапредметным результатам:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты -посредством интересов сторон и сотрудничества;

определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Планируемые результаты.

Требования к модели выпускника по окончании курса направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов;

освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной творческой жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Ожидаемые результаты обучения по данной программе:

Способность выпускников ориентироваться в классических и современных направлениях журналистики и театральной деятельности;

Владение элементами проектно- исследовательского метода;

Умение использовать полученные знания в повседневной жизни и ситуациях общественной дискуссии.

Ученик по окончанию курса должен:

Уметь обнаруживать внутренние помехи и зажимы на пути к созданию и воплощению образа, самостоятельно находить способы их устранения;

Обладать знаниями актерской и журналистской этики и пользоваться ими в коллективном творческом труде, работать с партнером;

Свободно фантазировать, развивать заданные и собственные образные системы, переходить от образа к образу, комбинировать их;

Уметь выполнять индивидуальные, парные и групповые пластические

импровизации;

Уметь сочинить и воплотить пластический образ в этюде;

Уметь сочинять драматургию малых форм;

Уметь организовать коллективную работу над этюдами и воплотить свой замысел, подключив к работе партнеров;

Проводить драматический анализ драматического материала, четко формулировать сверхзадачу художественного образа роли, спектакля;

Участвовать в репетиции и проводить репетицию спектакля;

Уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии в работе над спектаклем;

Уметь выполнять учебные и творческие задания, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Уметь составлять анкету для опроса, проводить и анализировать опрос, пользоваться данными опроса для исследования;

В процессе освоения учащимися курса дополнительного образования социального театра формируются основные ключевые компетенции: учебно-познавательные , информационно-аналитические, коммуникативные, социально-бытовые, здоровьесберегающие, а так же предметные компетенции: культурологические, эстетикообразующия, креативная, художественно-речевая, художественно-пластическая. исполнительская:

1. учебно-познавательная – формирует способность трансформировать полученные на занятиях театральным искусством знания в творческую практику и самостоятельно искать и находить недостающие сведения, помогающие созданию художественного образа, воспитывает стойкий интерес к познанию в области различных гуманитарных наук и искусств.

2. информационно-аналитическая : формирует умение получать информацию об искусстве театра, его законов, а так же дополнительные сведения при подготовке роли об истории, этнографии, психологии и.т.п из всех доступных источников (лекция, дополнительная литература, Интернет, видеоматериалы), анализировать и применить полученные знания на практике.

3. коммуникативная : способствует продуктивному межличностному общению на уровне и формирует стойкие этические понятия разных социальных форм общения: «исполнитель-педагог», «партнер-партнер», «участник-коллектив».

4. социально-бытовая : формирует умение использовать исполнительские навыки, приобретенные в коллективном творческом труде вне учебного пространства (дополнительное образование, досуг, дом).

    здоровьесберегающая : способствует развитию мышечной выразительности тела, формирует фигуру и осанку; устраняет недостатки физического развития, укрепляет здоровье, формирует правильный тип дыхания (диафрагмно-брюшное), знакомит с психологическими особенностями разных типов темперамента и характера человека, учит выбирать оптимальные формы труда для достижения поставленной цели без ущерба для здоровья;

    культурологическая ; способствует формированию мироощущения построенного на принципах психологии развития искусства в его историческом развитии, учит выявлять причинно-следственную связь возникновения духовных ценностей на основе материальной культуры, развивает художественно-образное мышление.

    эстетикообразующая : способствует формированию этического и эстетического понимания искусства в различных социальных, исторических, этнических проявлениях.

    креативная : формирует способность преобразовывать полученную информацию в художественный сценический образ.

    художественно-речевая : формирует правильное дыхание, дикцию, произношение, выразительность речи, способствует развитию речевого аппарата, голоса, речи, воспитывает любовь к художественному чтению.

    художественно - пластическая: формирует умение владеть телом и выражать им все оттенки настроения, музыкально исполнять движения танца, четко строить графический рисунок мизансцен, владеть приемами сценических трюков и пантомимы.

    исполнительская : формирует умение донести до зрителя сформированный на репетициях художественный образ во время публичных выступлений;

Программное содержание

Содержание всей программы кружка подчинено единому принципу расширения и углубления знаний, действию от простого к сложному и представлено в 4 общих разделах, которые повторяются на каждом году обучения, только на более высоком уровне.

Разделы программы:

    « Вначале было Слово…» - общение и речевой этикет.

    Сценические действия и театральные игры.

    Основы театральной культуры.

    «Мы – актёры» - постановка спектаклей

Кроме этих разделов курс начинается введением и заканчивается завершающим занятием, которое носит характер практической реализации полученных в течение каждого года знаний и умений.

Объём материала соответствует возрастным особенностям школьников. Занятия проводятся в группах наполняемостью 12 детей два раза в неделю по 25 минут, во второй половине дня, в рамках кружковой работы. Программа рассчитана на 1 год для учащихся 5-9 классов.

1

0,5

Виды говорения: диалог и монолог.

Беседа

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Познакомить с понятиями монолог и диалог, их структурными особенностями.

Чтение стих-я

0,5

Понятие «общение», говорить и слушать.

Рассказ, беседа.

0,5

Речевой этикет в различных ситуациях.

Дискуссия

Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь, является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми.

Дать понять, что культура речи – составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением себя вести.

Упражнять в умении правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.

0,5

Игры на дыхание и правильную артикуляцию.

Рассказ, беседа

Отработка длительного плавного выдоха.

Дополнительные цели: развитие внимания, выдержки.

Игры: «Листья», «лодка» «Кораблик»

0,5

Логика речи. Составление коротких рассказов.

Работа с текстом

Обучающие: дать представление о речевой культуре и логике речи, определить логику как основу культуры речи, перечислить основные законы логики и требования логики к устному выступлению;

Развивающие: формировать логическое и образное мышление, умение последовательно и логично выражать свои мысли в процессе говорения;

Прививать любовь к родному языку, воспитывать нравственную культуру, эстетический вкус.

0,5

Стихи. Подбор простейших рифм.

Литературная гостиная

Написание мини-стиха

0,5

Сочинение небольших сказок и рассказов.

Круглый стол

Активизировать имеющиеся знания о стихосложении;

Организовать деятельность по определению типа рифм;

Организовать творческую деятельность по созданию рифм и стихов;

Развивать потребность в реализации собственного творческого начала

Воспитывать навыки коллективной работы, чувство партнерства.

Составление сказки в группе

0,5

Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов.

актёрский тренинг

Развивать дикцию на материале скороговорок;

Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;

Воспитывать речевую культуру.

0,5

Игры со словами.

Тренинг

приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух; учить образовывать слова по аналогии. Упражнять в составлении целого предмета из его частей. Развивать логику мышления.

Чтение стихов на выбор

Раздел: «Сценические действия и театральные игры.»

0.5

Групповые сюжетно-ролевые игры.

Актерский тренинг

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Артикуляционная гимнастика.

Проговаривание скороговорок

0,5

Элементы сценического действия.

Тренинг

Театральный этюд

0,5

Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях.

Театральные зарисовки

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, воображение, образное мышление, быстроту реакции, умение пластическую выразительность и музыкальность, речевое дыхание и правильную артикуляцию, дикцию.

согласовывать свои действия с партнером, чувство ритма и координацию движений,

Этюд

0.5

Упражнения, игры, этюды как сценические действия.

Театральные этюды

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Театральные этюды, зарисовки.

0,5

Умение ориентироваться и размещаться на сцене.

Обучающая игра

пробудить у ребенка интерес к импровизации как возможности самовыражения в хореографической деятельности, способствующей раскрытию творческого потенциала ребенка.

Танцевальный этюд

0.5

Построение диалога с напарником по заданной теме.

Круглый стол

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Совместный диалог

0.5

Как заучить роль своего героя.

развивать образное, логическое мышление, пространственное представление, конструкторские и творческие способности, память, воображение, внимание и речь.

Самостоятельная работа на применение знаний, умений и навыков, проверка результатов выполнения работ.

0.5

Отработка дикции и чёткого произношения слов.

развивать речевой аппарат обучающихся с помощью артикуляционной гимнастики и дикционных упражнений на основе разученных скороговорок без показа педагогом;

развивать физические возможности тела, через тренинг мышечного расслабления;

Работа в группах

оформление по текстам, деление на группы

0.5

Запоминание заданных поз и умение образно их передавать.

Игровой тренинг

Развитие музыкальности.

Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание.

Развитие музыкального слуха, чувства ритма.

Упражнение на темп и ритм

0.5

Создание образов с помощью выразительных движений.

Театральный этюд

повторить понятие «этюд» и виды театральных этюдов;

формировать способности к импровизации;

совершенствовать умения выстраивать последовательность и логику поступков.

Этюды: вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)

Раздел «Основы театральной культуры»

0.5

Рождение театра в России. Искусство скоморохов.

Беседа, рассказ

Дать начальное представление о театре как одном из видов зрелищного искусства;

подготовить детей к посещению театра;

познакомить с понятием «театральный ритуал»;

познакомить с театрами города;

воспитывать культуру поведения в театре;

развивать навыки театрально-исполнительской деятельности.

Беседа с детьми. Имитационные этюды.

Отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения

Создание игровой мотивации. Игры и упражнения «Диктор», «Изобрази героя».

0.5

Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис.

Просмотр фильма

Формировать у детей представление о видах театра.

Развивать воображение, восприятие, внимание, диалогическую речь.

Воспитывать понятие о культуре поведения в театре, интерес к театру, желание его посещать, отражать свои впечатления в сюжетно-ролевой игре.

Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я

«Пойми меня»

«Игры с бабушкой Забавушкой»

0.5

Театральные профессии. Игра актёров.

Беседа, рассказ

Познакомить с особенностями театра как вида искусства, историей возникновения театра, видами театров (кукольный, детский, драматический, театр оперы и балета).

Работа над жестами и мимикой: «Вкусный арбуз», «Я на скрипочке играю», «Ем лимон», «Мне грустно», «Сердитый дедушка»

Сценка «Маленькая прачка» М.Яснова

0.5

Театральная афиша, театральная программка.

Презентация

Учить использовать при драматизации образные художественные средства,

Закреплять знания правил поведения в театре;

Воспитывать отрицательное отношение к обману, учить детей говорить правду;

Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками;

Развивать артистизм и эмоциональные движения;

Игры и упражнения на создание игровой мотивации.

0.5

Виды театрального искусства.

Демонстрируют умения различать произведения писателя от произведения драматурга. Демонстрируют волевую саморегуляцию, контроль; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, анализируют, синтезируют; умеют с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Называют лица, которые участвуют в спектакле.

Раздел: «Мы –актёры» - постановка спектаклей.

0.5

Прочтение произведения, определение сюжетной линии.

беседа

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

0.5

Работа над отдельными эпизодами.

Дисскусия

0.5

Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения.

Театральный этюд

Уметь выделять и запоминать заданные режиссером мизансцены.

28

0.5

Выбор и распределение ролей.

беседа

29

0.5

Работа над отдельными картинами и пьесой в целом.

репетиция

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом

30

0.5

Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен.

Мастер класс

репетиция

Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций

31-32

1

Генеральные репетиции всей пьесы.

репетиция

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом

33-34

1

Показ спектакля зрителям.

выступление

воспитать навыки коллективной работы и сотрудничества;

- развивать коммуникативные качества у учащихся.

Литература для педагогов:

Бритаева Н.Х. Эмоции и чувства в сценическом творчестве. - Саратов, 1986.

Васильева Т.И. Упражнения по дикции, (согл. звуки). Учебное пособие. - М-: 1998.

Голубовский Б.Г. Пластика в искусстве актера. -М.: 1986.

Голубовский Б.Т. наблюдение, этюд, образ. -М-: 1990.

Ершов П.М- Режиссура как практическая психология. - М.: 1972.

Ершов П.М. Технология актерского искусства. 2-е издание,- М.: 1992.

Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера - М-: 1973. Кох И. Основы сценического движения- - Л., 1970.

Станиславский К-С. Об искусстве театра. Избранное. - М.: 1982.

Станиславский К.С. Работа актера над собой. Собр.соч., т.2 - М.,1954.

Чечетин А.И.«Основы драматургии театрализованных представлений» - М.: , 1981 г.

Юнаковский В.С. «Сценарное мастерство» - М.: , 1974 г.

Энциклопедия для детей. Искусство. 3 Т.,Аванта+ 2000.

Литература для обучающихся:

Станиславский К.С. Собрание сочинений. - М.:1954.

Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие. - М.: 2001.

Энциклопедия для детей. Искусство. 3 Т.,Аванта+ 2000.

Энциклопедический словарь юного зрителя: театр, кино, цирк, эстрада, телевидение.

М..1989.

Огромную, ни с чем несравнимую радость, доставляет детям театр, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное настроение. Даже художественное слово, прочитанная по ролям сказка, простой театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово и музыка. Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна.

Кроме эстетического воспитания театр несёт в себе возможность воспитания педагогического. Ребёнок становится не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации и куклы. Разыгрывая роль персонажа, наделённого определёнными отрицательными чертами, ребёнок может заметить их в себе и учится преодолевать их или, наоборот, культивировать положительные черты. Поэтому подбираются пьесы и сказки, где можно вместе посмеяться и преодолеть лень, страхи, болезненную застенчивость ребёнка и неуверенность в себе.

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театральной деятельности.

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Особенность данной программы состоит в том, что младший школьник погружается в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д. при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуется все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители.

Кружок предназначен учащимся 1-4 классов начальной школы. Программа рассчитана на 68 часов в год(2 часа в неделю). В результате занятий в кружке ребёнок должен научиться работать в коллективе, творчески реализоваться, раскрыться и проявить свои лучшие качества.

Цель: Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова, театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству.

Основные задачи:

1. Знакомство детей с различными видами театра (пальчиковый, варежковый, теневой, кукольный)).

2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Программные задачи:

1. Прививать любовь к сценическому искусству.

2. Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.

3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.

4. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.

5. Учить действовать на сценической площадке естественно.

6. Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать интонационной выразительностью речи.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Юлия Надеждина
Театральная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий

Актуальность

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Поэтому введение театральной деятельности в теорию и практику художественно - эстетического воспитания и образования вызвано потребностью реализовать творческий потенциал ребнка, повысить уровень духовного развития личности.

Человек по своей сути существо интегративное, и жить ему приходится в интегрированном мире. Театральная деятельность в школе - универсальная образовательная модель, обеспечивающая интеграцию разных видов искусств в одной образной системе, урочную и внеурочную деятельность школьника , благодаря чему создаются возможности индивидуального проявления, выбора деятельности , выбора себя в искусстве, формирования универсальных способностей , интегрированных качеств личности и е социализации. Поэтому тему нашего проекта считаем актуальной.

Основная идея

Концепция развития театрального объединения в условиях новых стандартов имеет три основные части :

1. Концепция социализации в области театрального искусства для детей и юношества. Именно в театре ребнок , подросток может обрести и необходимые навыки для существования в мире людей (коммуникативность, активность, смелость, альтруистичность, гуманизм) ; взаимопонимание в среде сверстников и взрослых людей; арсенал необходимых любому культурному человеку знаний в области мировой культуры, искусства и культурологии.

2. Концепция воспитания духовно-нравственной личности отражена в словах К. С. Станиславского, который утверждал, что при помощи занятий театральным искусством мы сможем воспитывать не только великого актра, но и, прежде всего, Человечного Человека. Именно театр способен сделать людей такими, какими они должны быть.

3. Концепция создания универсального театра путм совокупности всех выразительных средств , сочетающих в себе слово, жест, музыку, танец, вокал, декоративно-художественное оформление .

Цель образовательного процесса

Способствовать личностному росту школьников (нравственно-психологическому взрослению, привлечь внимание ребят к проблемам истории и современности, пробудить гражданскую активность средствами драматического и кукольного театра .

1. Создание единого, постоянного действующего , плодотворного творческого коллектива.

2. Создание максимально благоприятных условий для раскрытия индивидуального творческого потенциала каждого из воспитанников коллектива, независимо от особенностей его характера, социального положения методом дифференцированного подхода.

3. Психологическая реабилитация детей. Дать возможность не только раскрыться ребятам, но и ощутить на себе в полной мере альтруистический и гуманистический подход со стороны педагога, старших товарищей и сверстников.

4. Создание разного рода постановок, зрелищ, театрализаций , несущих добро, радость.

5. Активизация познавательных интересов, расширение кругозора учащихся, обогащение опыта детей через изучение литературных источников, Интернет-ресурсов для постановки спектакля, посещение театров , музеев.

6. Участие в районных смотрах школьных театров , создание видеофильмов, участие в выставках, фестивалях детского творчества для развития компетенций различных видов.

Выработка практических умений и навыков. Здесь имеют место точность, исполнительность, рациональное использование времени, материала, соблюдение порядка и дисциплины.

- Формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми впечатлениями.

Развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применение его в другой ситуации.

Создание продуктов деятельности .

Обобщение опыта деятельности коллективов .

Организация театральных занятий

Основные виды деятельности , используемые при работе с учащимися :

-Театральная игра ;

Ритмопластика;

Культура и техника речи;

Основы театральной культуры ;

Создание спектакля.

Интегративные театральные постановки формируют личностные универсальные учебные действия , направленные на самоопределение, развитие Я-концепции, на формирование нравственных ценностей и идеологических взглядов на историю и современность, на воспитание этических норм. Спектакли, связанные с историей страны пробуждают патриотические чувства в душах ребят. Они начинают глубже понимать, какие беды несет война, почему человек жертвует собой во имя других, кого можно считать настоящим героем. Эмоциональное воздействие текста бывает сильным и серьзным, может повлиять на отношение ребнка к жизни, к миру, к людям.

Коммуникативная деятельность формируется на каждом этапе создания спектакля, начиная с организации творческой группы. При формировании такой команды необходимо учесть факторы взаимной совместимости и слаженности, доброжелательности и партнерства. На этапе планирования и постановки спектакля, деления на сцены и мизансцены, в ходе репетиций необходимо решить задачи смыслового чтения, оценивания поступков персонажей, понимания характеров героев, то есть формирование познавательных учебных действий .

Алгоритм работы с пьесой.

Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми.

Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми.

Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

Переход к тексту пьесы : работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением .

Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

Премьера спектакля.

Подведение итогов работы, обсуждение спектакля.

Повторные показы спектакля

Публикации по теме:

Разработала: Воспитатель МДОУ «Детский сад №18 «Город Чудес» Золотницына Дилфуза Эргашовна Доклад на тему: «Театральная деятельность в детском.

Театральная деятельность в детском саду 2015 Актуальность Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение,.

Доклад к презентации «Театральная деятельность как средство работы с гиперактивными детьми» Театральные игры как средство работы с гиперактивными детьми. Одна из часто встречающихся проблем, которую мы отметили для себя: гиперактивность.

Консультация «Изобразительная деятельность детей как средство формирования чувства любви к родному краю» Г. А. Ашмарина - воспитатель высшей категории МАДОУ ЦРР ДС № 478 г. Челябинска В течение нескольких лет коллектив нашего дошкольного учреждения.

Консультация для педагогов «Театральная деятельность в ДОУ» Театр – одно из самых ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования элементарных естественнонаучных представлений у детей Познавательная деятельность связана с изменениями, происходящими в жизни современного общества. Малыш – природный исследователь окружающего.

Театр как явление, как мир, как тончайший инструмент художественного и общественного познания и изменения действительности, представляет, богатейшие возможности для становления личности ребенка. Иными словами, театральная деятельность - путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа, путь к себе. Жизнь театрального искусства в школе (урок театра, факультатив по театральной культуре или любительский театральный коллектив) - это всегда основание для межличностного общения учеников, возможность размышлений об искусстве и жизни. На сегодняшний день школьный театр остается востребованным современными детьми. Потому что он «развивает», «находит таланты», «учит преодолеть стеснение»,«дети в чем - то откровеннее, чем взрослые; «на детей интереснее смотреть, чем на взрослых»; «Иногда дети не понимают игры взрослых»; «В детском театре актер и зритель находятся наравне». За этими высказываниями скрывается чуткость детской души к фальши «взрослого», профессионального театра. Прочитывается в них протест против «притворных» чувств, потребность в искренних, а не суррогатных эмоциях, которые предлагает массовая культура.

Цель детского театра в первую очередь - развитие самого участника детского театра, раскрыть его способности мыслить тоньше и глубже, обогатить его духовный мир, умение слушать, и восхищаться работой, возможность обменяться впечатлениями и опытом другого актера.

Прежде всего, надо учитывать особенности театра, то есть, он должен быть по - настоящему детским, в котором играют дети, его отличия от взрослого и профессионального. Учитывать каждый возраст и способности каждого ребенка индивидуально. Кроме того, надо принять во внимание различия в целях и ценностном результате. А как зрители дети должны научиться ощутить прекрасное все ярче и острее, эстетически, уметь оценивать отраженные на сцене явления, конфликты, характеры, идеи, своеобразие их трактовки и художественного воплощения и на этой основе воспитывать у ребенка эстетического чувства, вкус, эстетическое отношение к действительности.

«Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами…» Л.Н. Толстой. Театр требует большой самоотдачи и времени. Дети творят, создают, они всё делают от души. Каждый ребенок хочет показать себя, несмотря на внешность, дефекты речи, дети без способностей к сценической игре, но их театр превращает в замечательных артистов или в зрителей, тонко чувствующих и умеющих оценивать творческую работу актера.

Конечным продуктом детского театра является само творчество детей, захватывающее своей непосредственностью и безыскусностью. Так же как детство ценно само по себе, а не как подготовка к взрослой жизни, так и творчество детей во время спектакля является ценностным результатом. Недаром детский театр будет воспринят не всяким человеком, а только таким, кому интересен и важен внутренний мир ребенка, его живое и непосредственное проживание художественного материала, кто способен чувствовать радость от этого проживания, разделенную с публикой.Пьеса для детей должна иметь художественную ценность, быть свободной от назойливой дидактики: быть театральной, увлекательной и доставлять пищу для развития фантазии ребенка.

Процесс включения детей в совместную деятельность требует предоставления разнообразных форм, развивающих умение взаимодействовать с другими, социальную компетентность, чувство ответственности за общее дело, волю к преодолению препятствий. Только в практико-ориентированных формах взаимодействия учеников между собой и с педагогом формируются навыки работы в команде, уважение к собственной и к другой личности, понимание значимости каждого в общем деле. В области развития навыков театрально-исполнительской деятельности: развитие навыков исполнительской деятельности, освоение средств выразительности театрального искусства, навыки коллективной работы при подготовке театрального спектакля (или сцен и фрагментов).

Особое место в театральных занятиях занимает работа с баснями как драматургическим и чтецким материалом. Для расширения диапазона выразительных средств можно предложить ученикам читать басню от лица каждого из действующих в ней персонаже. Этой же задаче служит работа в роли ведущего, от лица автора или героя, при этом прием чтения басни от лица персонажа обогащается серьезным пафосом спектакля. Для обучающей и творческой работы над инсценированием басен театральные педагоги используют вариативность трактовки и оформления басни в разных жанрах: трагедия, комедия, драма, мелодрама, фантастика, реализм, аллегория и.п. Так перед учениками возникают и осваиваются первоначальные понятия о жанре, а главное - решаются вопросы о герое в комедии, трагедии, драме. Формируется представление о конфликте, событии, поступке в их конкретном, исполнительском значении.

Хотим обратить внимание на особое место радиотеатра в театральном образовании. У радиотеатра имеются специфические выразительные средства, которые накладывают определенные обязательства и на драматургический материал, и на технику исполнителей, и на техническое оформление спектакля. С другой стороны, жанр радиотеатра позволяет скрыть от зрителя резкий разрыв между внешним развитием девочек и мальчиков. Учащиеся, упражняясь в записи диалогов, монологов, ремарок, осваивают особый стиль коллективной работы перед микрофоном, а также получают возможность прослушать, оценить, исправить свою работу. В работе над радио-спектаклем у исполнителя формируется стремление говорить красивым голосом и уметь слышать голосовые характеристики. В радиотеатре существуют повествовательные и описательные фрагменты, при исполнении которых школьники осваивают новую ступень художественного чтения. Навык видеть за словом картину обогащается стремлением работать с текстом так, чтобы активизировать воображение слушать.

В жизни школьного театра не малую роль играет значение музыкального театра, в педагогическое значение музыкального театра состоит в обеспечении ситуации успеха, без которого невозможна ни позитивная самооценка, ни самореализация ребенка в любой деятельности, в том числе и певческой. С одной стороны, самореализация ребенка осуществляется, как правило, в результате активной творческой деятельности, с другой стороны, высокий уровень самореализации обусловливает дальнейшее развитие творческой активности детей. Музыкальный театр позволяет практически воспроизвести человеческую деятельность как систему с ее «взаимно превращающимися единицами, или составляющими» - потребность, мотив, цель, условия и соотносимые с ними - деятельность, действия, операции. Здесь важно, что потребность, мотив, цель являются «взаимно превращающимися единицами», а все составляющие деятельности переходят друг в друга.

Другой важный аспект взаимодействия театра связан с недраматической литературой - прозой и поэзией. Через репертуар реализуется самостоятельный творческий продукт, который создают учащиеся. Театральная драматургия формирует творческую активность школьников, а все составляющие деятельности переходят друг в друга.

Изобразительное искусство в спектакле имеет не меньшее значение, чем драматургия, элементы живописи - линия, цвет, мазок, пятно, объем и др. - формируют эмоциональную композицию спектакля, так же как и элементы словесного действия - речевой звук, мелодика, ритм, интонация.

Один из видов театральной студии кукольный театр, воспитывает у детей, чувство красоты, умение воспринимать краски, ощутить прекрасное, познания окружающей действительности. Под воздействием у ребят побуждается фантазия и возникает желание самому стать героем этих сказок, «оживить» художественный образ.

В известной мере средства музыкальной выразительности используются в каждом спектакле, если даже в нем и не звучит музыка. Музыка подчеркивает идейно - эмоциональный смысл, служит созданию эмоциональной атмосферы спектакля, ее контрапунктом, способствует ритмизации сценического действия. В художественных спектаклях сама речь актера, характер его движения подчиняются музыкальным ритмам. Помимо целостной музыкально - драматургической партитуры музыка раскрывает душу спектакля роли. Она становится способом материализации невидимого поэтически преобразованного и закодированного на сцене внутреннего действия, которое открывает смысл происходящего, обнажает суть вещей. Музыка является способом связи явлений, их сопоставление, сцепление важно в строении целостного замысла.

Оформляя спектакли, школьники осваивают мастерство театрального художника, который является соавтором режиссера и создает зрительный образ произведения. Каждая постановка обогащает ученикам новыми впечатлениями и знаниями. Нужно изучит драматургию пьесы, почувствовать эпоху, понять характер литературных героев. Чувство драматургического материала диктует безошибочный выбор фактуры и пространственное решение. В процессе работы с учащимися становится, очевидно, что главное в работе театрального художника - найти изобразительный эквивалент литературному образу авторской мысли.

Исходя из выше изложенного, можно сказать, что каждый ребенок, «свободный артист от природы», развивается, прежде всего, личностно, а не профессионально в зависимости от собственных потребностей, приобретает жизненно необходимые умения. Конечным продуктом детского театра является само творчество детей, захватывающее своей непосредственностью и безыскусностью. Так же как детство ценно само по себе, а не как подготовка к взрослой жизни, так и творчество детей во время спектакля является ценностным результатом.

mob_info