Информационные технологии в работе школьного музея. Какие функции мультимедийных программ в музее Классификация информационных технологий в музее

На базе нашего детского сада организована работа экспериментальной площадки по музейно – педагогической программе «Здравствуй, музей!». Программа разработана специалистами Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИКТ в реализации музейно – педагогической программы

«Здравствуй, музей!»

На базе нашего детского сада организована работа экспериментальной площадки по музейно – педагогической программе «Здравствуй, музей!». Программа разработана специалистами Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея.

Цель данной программы сориентировать дошкольников старшего дошкольного возраста в процессе их приобщения к отечественным и мировым художественным ценностям средствами музея, на формирование основ художественной и визуальной культуры. Изобразительное искусство рассматривается в программе как неотъемлемая часть духовной и материальной культуры, воплощающей в себе все разнообразие идеалов, художественных и нравственных ценностей различных эпох и культур.

Программа ориентирована не только на традиционные задачи формирования художественной культуры и эстетического опыта ребенка, освоение им навыков материально – художественной деятельности, но и на формирование у детей старшей и подготовительной групп навыков визуальной культуры, приобретение опыта «насмотренности». Позвольте напомнить вам, что «Музейная педагогика» – это область деятельности, осуществляющая передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. Использование произведений живописи, скульптуры, графики, народного искусства, а также архитектурных памятников предоставляет ребенку возможность приобрести полноценный художественно – эстетический опыт, который может способствовать решению задач воспитания толерантности и патриотизма у дошкольников. Работа осуществляется на материале коллекций Русского и других отечественных музеев, достопримечательностях города, природных объектах. Например, в музеях Санкт – Петербурга созданы специальные отделы для работы с дошкольниками, где ознакомление с музейными экспонатами происходит во время игры, ведь никакой ребенок, даже самый интеллектуально – развитый, не будет подолгу «созерцать» великий шедевр, как это делают взрослые. Наш город не «музейный», а в единственном Художественном музее нет специального отдела для детей. Если нет соответствующих условий, разработчики программы рекомендуют использовать информационно – коммуникационные технологии.

Мы видим, что ИКТ в дошкольной музейной педагогике позволяет преуспеть в реализации задач по данным направлениям: во-первых, совершенствовать исследовательскую деятельность детей внедрением новых информационных технологий; во-вторых, создать музейный фонд силами воспитателей посредством создания электронного музея; в-третьих, развивать коммуникативные умения детей на основе проектной деятельности; и, в-четвертых, формировать у детей навыки информационной культуры.

Опыт интеграции ИКТ в музейную педагогику можно считать инновационным. Наши дети растут в цифровом мире и, безусловно, разрыв между реальными интересами современных детей и традициями художественного образования в современном мире все более глубокие. Именно художественное образование поддерживает в ребенке творческие импульсы, и кроме этого тесно связано с тактильными ощущениями. В художественном образовании гармонично объединяются как традиционные средства визуализации, так и новейшие технологии. Как эффективно включить эти средства в творческое развитие и обучение?

Задача актуализации художественного развития не может быть решена без привлечения информационно – коммуникационных технологий.

Например, мы можем с помощью современных технологий побывать на виртуальной экскурсии в картинной галерее Русского музея, посмотреть виртуальную выставку и поиграть в игры, которые рекомендованы программой к использованию в детском саду и в музее.

Я хочу познакомить вас с некоторыми из таких игр:

- «Спрятанная вещь» - найти в картине изображение определенного предмета, цветка или животного и рассказать о нем.

- «Войди в картину» - детям предлагается закрыть глаза и представить, что они в пространстве выбранной картины, а затем ответить на вопросы: Что вы почувствовали, увидели, услышали, кого встретили?

- «Экскурсовод» - ребенок рассказывает сам о выбранном произведении, и отвечает на вопросы других детей.

- «Подбери палитру» - детям предлагается выбрать понравившуюся репродукцию произведения и из квадратов разного цвета выбрать те цвета, которые использованы в картине.

- «Что видим – разыграем» - при рассматривании произведения детям предлагается распределить роли, придумать короткий диалог и разыграть изображенный эпизод.

Благодаря этим играм у детей обогащается опыт «насмотренности», развивается художественное восприятие, умение эмоционально откликаться, чувствовать и понимать изображенное, происходит приобщение детей к миру изобразительного искусства

Сейчас я хочу познакомить вас со специальными сайтами, разработанными для работы с детьми в рамках музейной педагогики, где есть игра, произведение искусства и … компьютер. К сожалению, сайт Русского музея, на базе которого разработана программа, выдает информацию только об экскурсиях.

Из отечественных музейных сайтов наиболее интересен по содержанию, принципу подачи материала и по образовательной компоненте сайт Государственного Эрмитажа. Фирма IBM совместно с сотрудниками музея, являясь разработчиками этого электронного ресурса, перенесли на российскую почву мировые стандарты подобных Интернет-проектов.

На сайте размещен раздел, позволяющий с помощью современных технологий побывать на виртуальной экскурсии, посмотреть виртуальную выставку, посетить галерею трехмерных изображений.

Галерея трехмерных изображений включает в себя коллекции предметов, которые вряд ли можно так рассмотреть в музее, как это предлагается на сайте. Это мелкие предметы декоративно-прикладного искусства, детали одежды, ювелирного искусства.

Такая возможность практически «потрогать руками» музейный экспонат делает этот раздел актуальным особенно для нас, кто географически далек от Эрмитажа.

Мы обратились и к опыту зарубежных образовательных порталов, посвященных теме интеграции искусства и ИКТ для образования. Обращают на себя внимание проекты Pixel Face и Collage Machine на сайте детского образовательного центра Национальной Галереи Вашингтона. По своему содержанию это готовые программные продукты для творчества дома или на занятии. Так, Pixel Face – это программа, позволяющая с помощью разнообразных пикселей (разных по ритмической структуре, по цвету, по модулю) создать некое декоративное полотно, основу которого составляет портрет известного художника. Возможен выбор из 4-х портретов разных художественных стилей. В качестве своеобразной палитры инструментов предложена библиотека разнообразных пикселей, возможности рисования кисточкой-штампом, функция выбора тона, ластик. Кроме того, полученную работу можно распечатать. Для детей дошкольного возраста такая программа интересна и полезна, так как дает опыт работы со сложным цветовым пятном, имеющим ритмическую структуру,

с модулем, с большим диапазоном цветовых оттенков.

Следующий проект – проект Collage Machine обладает значительно большим потенциалом для творческой деятельности. Это буквально «коллажная машина». Работа в этой технике помогает приобрести первые навыки проектирования, организации композиции на плоскости, позволяет концентрировать внимание на символике цвета и цветовом ритме, особенностях взаимодействия цветов. Коллаж также дает возможность мобильного и продуктивного освоения различных композиционных задач. Также в этом проекте заложены инструменты (лупа), позволяющие двигать, изменять уровень прозрачности, приближать изображение. Все эти музейные интернет – проекты, предназначенные для всестороннего развития детей, еще раз подтверждают древнекитайскую мудрость: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь». Хочу подчеркнуть, что новые технологии позволяют создавать инновационные художественные продукты, участвовать детям в новых формах коммуникации, учиться включать современные средства коммуникации в повседневную жизнь.

Также, сейчас выпускается много DVD, носящих культурологический образовательный характер. Например, программа «Здравствуй, музей!» выпустила цикл занятий Всемирной картинной галереи «Уроки тетушки Совы», которые очень нравятся детям.

После знакомства с произведениями искусства, обогащения опыта восприятия живописных произведений, умением наблюдать, всматриваться в природные явления, мы переходим к самостоятельной творческой деятельности детей, где используем традиционные и нетрадиционные материалы для работы над рисунками, коллажами, лепкой. Например, использование техники коллажа в продуктивной деятельности дошкольников. На первом этапе мы рассматриваем коллаж, отмечаем все детали. Второй этап – анализируем, выделяем и обговариваем средства, пространственное расположение. Третий этап – самостоятельная деятельность детей.

Одним из вариантов творческой деятельности детей является проведение интегрированных занятий. Например, занятие «Золотая осень»: рассматриваем, рассуждаем, создаем свое произведение искусства.

Обратите внимание на преимущества применения компьютерных технологий в профессиональной деятельности педагога. Особо хочется выделить интерактивное взаимодействие, общение в информационно-образовательном пространстве, что очень востребовано именно сегодня.

Анализируя инновационные образовательные продукты, созданные на основе ИКТ, можно выявить ряд преимуществ компьютерных технологий, как средств обучения. В первую очередь, это возможность сочетания логического и образного способов освоения информации, активизация образовательного процесса за счет усиления наглядности, интерактивное взаимодействие, общение в информационно-образовательном пространстве, и последнее, ребенок становится не объектом, а субъектом коммуникативного общения с воспитателем, что является важным моментом в педагогике сотрудничества.

Таким образом, опыт использования интерактивных технологий очень интересен для нас, взрослых и, конечно, для детей.

О результатах говорить пока рано, но мы видим, что детям это очень нравится и родители, посещая сайт «Музеи мира», повышают свой культурный уровень и становятся волонтерами в освоении и реализации новой программы.


Г.А. Акимова

(Россия, Новочеркасск)

преподаватель истории ГБОУ СПО РО «НКПТиУ»

Е. В. Иванова

(Россия, Новочеркасск)

преподаватель информационных технологий

ГБОУ СПО РО «НКПТиУ»

Музей и интеграция информационных технологий в музейно-педагогическую деятельность

Музей - не просто дом, где вещи дышат,

Музей - хранитель тайн, всего святого,

Биенье сердца каждого услышит,

Он - мост в долину самого родного.

Наш контингент – студенты. Это не совсем дети, это подростки, а иногда даже взрослые, уже состоявшиеся личности, но тем не менее важность темы патриотического воспитания актуальна для любого возраста, особенно юного. Именно в нем на вполне сознательном уровне закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к людям, в разные века защищавшим Родину, воспитания готовности к подвигу – в общем, всего того, что является основой жизнеспособности любого общества и государства. Чувство собственного достоинства и уверенности в себе невозможны без уважения к истории своего Отечества, ощущения причастности к делам предков.

Память связывает поколения. Это духовный мост через годы, десятилетия. И силу свою, и храбрость, и красоту, и мужество – весь дух свой человеку помогает обрести священная память о защитнике родной земли.

Один из важнейших вопросов, который стоит перед образовательными учреждениями сегодня – это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании студента таких понятий, как Родина, Отечество, Отчизна, родной край, гражданин, патриот, герой, ветеран войны и труда. Для образованного человека и гражданина России знание российской истории, её духовных истоков и традиций очень важно для понимания всех происходящих в ней сегодня процессов. Воспитание и обучение должно быть построено так, чтобы юноши и девушки, выросшие в нашей стране, не стали людьми, которым все равно, в какой стране жить, и которых абсолютно не волнует судьба своей родины.

История и культура России, Донского края имеют глубокие корни. Всегда были и есть легендарные личности, которыми мы гордимся и на примере которых воспитываем своих студентов. Сегодня учебные заведения – это место, где возможно целенаправленное воспитание граждан и патриотов России, людей, которые будут любить свою Родину, а значит, когда это необходимо, смогут её защитить и приумножить её славу, как их деды и отцы.

Центром воспитательной работы в колледже, особенно, патриотического направления стал музей боевой и трудовой славы. Основа патриотического воспитания – активное общение студентов со старшим поколением в процессе проведения поисковой, собирательской, просветительской и исследовательской работы. Духовный опыт, принципы и оценки старших воздействуют на духовный мир студентов, которые формируют свою жизненную позицию. Живое общение совмещается и взаимодействует со знаниями и ценностями, почерпнутыми из подлинных документов прошлых лет, краеведческой и мемуарной литературы. Результат этого общения находит отражение в творческих работах – рефератах, при проведении экскурсий общественными экскурсоводами, в выступлениях на классных часах, конференциях, уроках мужества и других мероприятиях.

Таким образом, сохраняя свои традиционные функции (собирать, хранить, изучать и представлять культурное наследие), музей в XXI веке постепенно приобретает роль ведущей социокультурной ячейки общества.

Музей начинается и заканчивается там, где начинается и заканчивается музейный предмет – свидетель историко-культурных процессов, явлений и событий, имеющих социальную ценность. Однако идея, смысл, история музейного предмета могут доноситься различными способами, в том числе и через использования цифровых технологий. Именно, этот процесс стал наиболее заметным на рубеже 20-21 веков . Это во многом объясняется быстрым развитием технических средств создания, презентации и хранения информации: В соответствии с концептуальным замыслом экспозиции можно выделить три основные функции использования цифровых технологий в музейной деятельности:

Информационная (дополнение материалов экспозиции виртуальными материалами);

Образовательная (обучение через синтез цифровых технологий и музейных средств);

Маркетинговая (продвижение имиджа музея).

Преимущества использования цифровых технологий в музейной экспозиции

1. Расширение информационного пространства экспозиции в условиях ограничения размеров помещений. Они способны изменить экспозиционное пространство, предоставляя новый вид площадей, измеряемых в единицах измерения объема информации.

2. Усиление аттрактивности экспозиции. Цифровые технологии предоставляют возможности творческого использования компьютерной техники и информационного потенциала музейного предмета, позволяют реализовать разнообразные творческие идеи, наполнить экспозиционное пространство визуально-выразительными интерактивными элементами. Музей старается в большей степени работать на молодежь, которая давно перешла на язык информационных технологий.

3. Повышение доступности информации . Цифровые средства позволяют комментировать, представлять тот или иной предмет в контексте виртуального пространства, которое дает возможность воспроизвести атмосферу времени существования музейного экспоната.

4. Поддержание интереса к музею, музейной и поисково-исследовательской работе. Цифровые технологии по причине новизны интересны сами по себе. Оригинальные музейные проекты с использованием цифровых технологий вызывают интерес, способствуют продвижению у студентов позитивного имиджа музея:

Музею боевой и трудовой славы нашего колледжа 26 лет. 2 года назад он был реконструирован и обновлен. Оформлены экспозиции: из истории создания колледжа, наши преподаватели – ветераны войны и тыла, 5-ой Донской гвардейский казачий корпус, экспозиции о выпускниках, погибших в горячих точках, ветеранах труда, о наших преподавателях и студентов – защитниках Отечества.

В музее собрано более 800 самых разнообразных экспонатов, среди которых есть настоящие реликвии – это и предметы времени ВОВ, награды и наградные документы, оружие, фотографии, одежда и другие личные вещи ветеранов; не менее ценные экспонаты, рассказывающие о выпускниках, геройски погибших в горячих точках и выпускниках, работниках отрасли.

Музейная педагогика является уникальным средством для решения многих воспитательных и образовательных проблем.

Основной методической задачей колледжа является формирование ключевых профессиональных компетенций выпускника, то есть способности решать проблемы в различных сферах общественной и интеллектуальной деятельности.

Формы и содержание работы музея определяются задачами исторического образования и воспитания и направлены на практическую реализацию полученных знаний.

Основными задачами музея являются:

Активное участие в учебно-воспитательном процессе колледжа

Проведение культурно-просветительской работы студентов

Организация и проведение экскурсий

Оформление альбомов, стендов и витрин старыми и новыми экспонатами

Организация встреч с ветеранами ВОВ и труда, участниками боевых действий в горячих точках.

Формы работы музея с использованием информационных технологий:

1. Применение компьютерной техники для создания электронной базы данных фондов музея, описания музейных предметов, оформления учетной документации, формирования в фондах музея электронной библиотеки, коллекции аудио- и видеозаписей, коллекции фотографий.

2. Создание электронной экспозиции, интерактивного экспозиционно-выставочного пространства, проведение виртуальных экскурсий или виртуальных обзоров музейных экспонатов на занятиях, внеурочных мероприятиях.

3. Создание презентаций для использования в учебной деятельности и демонстрации их в рамках мероприятий. Включение музея колледжа в единую локальную сеть образовательного учреждении, отражение информации о деятельности музея на веб-сайте колледжа.

На базе музея действует патриотический клуб «Мужество», члены которого в основном и выполняют эту работу.

Мы знаем, что музей, образование и новейшие технологии в равной мере отражают и испытывают на себе переходный характер современной культуры, поэтому в музее продолжают существовать и активно действовать формы и механизмы развития предшествующего этапа культурной эволюции

Так, одна из секций клуба – состоит из общественных экскурсоводов, которые подготовлены и могут провести экскурсию по музею колледжа, станице Старочеркасской и небольшую обзорную экскурсию по историческому центру города.

Ежегодно в колледже в февральские дни проводится военно-патриотический месячник, в котором члены клуба принимают самое активное участие. Оно выражается и в тематических экскурсиях по музею и в использовании материалов музея на классных часах, занятиях истории и других общественных и спецдисциплин. Традиционными стали в эти дни открытые заседания клуба «Мужество», посвященные памяти студентов, наших выпускников, погибших в Афганистане, Чечне, и теперь уже в Южной Осетии. На них приглашаются родители погибших студентов. Их выступления, выражающие благодарность членам клуба «Мужество», являются высшей оценкой деятельности музея и клуба и вызывают всегда отклик в душах тех, кто присутствует на этих мероприятиях. Не менее трепетное чувство вызывают и поездки на могилы погибших ребят и к памятнику, где на граните наши студенты видят фамилии тех, кто когда-то учился в нашем колледже, а возлагаемые цветы являются данью уважения, восхищения подвигом.

Материал музея дает возможность решать задачи воспитания гражданственности, формирования культурного человека, субъекта воспитания с гуманистической системой ценностей. Мы стараемся идти в ногу со временем, понимая, что подрастающее поколение воспринимаем мир в контексте нового вектора цивилизационного развития: креативизма. Присущий сетевому пространству дух постоянного обновления, нескончаемых изменений, совершенствования, музейные ценности, представляющие период своего создания и обращенные к вечности, должны найти оптимальное сочетание и быть раскрыты в музейно-педагогическом процессе. Это один из путей достижения нерасторжимой связи наследия с современностью, ведь никто из нас не является началом – мы все продолжение.

Инновационное использование потенциала музея позволяет нам учить подрастающее поколение, сохраняя прошлое, уверенно шагать в будущее.

Разделы: История и обществознание

Круг проблем, актуальных для сегодняшнего этапа развития совершенствования воспитательной и образовательной системы «музей – школа» велик. На музей в этом смысле возложены серьёзные задачи. Характер интереса к музею существенно изменился – музей становится одним из сильнодействующих средств воспитания, так как музей сегодня – не собрание экспонатов, а сложное единство архитектуры, науки, искусства. Постоянно развиваясь и совершенствуясь, система «музей – школа» требует и от учителей, и от музейных работников соответствующих профессиональных знаний и навыков. Очевидно, что для активизации контактов между школой и музеем крайне важны методические рекомендации и для учителя, желающего использовать музей в учебном и воспитательном процессе, и для научного сотрудника музея, который заинтересован в том, чтобы как можно шире использовать в своей работе опыт коллег. Именно факт слияния некоторых разделов педагогики и музееведения стал платформой для создания «музейной педагогики», необходимость использования которой в работе общеобразовательной школы и современного музея продиктована самим временем.

Некоторые учителя считают, что экскурсия или лекция в музее может заменить урок. Но посещение музея должно не повторять, а обогащать урок. Помощь музея школе не в дублировании урока, а в расширении представления ребят об окружающем мире, в формировании эстетического вкуса (приложение 1). Музейная экспозиция способствует особому восприятию темы, достоверной оценке исторической подлинности события или предмета. Именно предмет является объектом всестороннего изучения со стороны музея, именно через предмет как памятник человеческой культуры, музей общается с посетителем. Поэтому одна из задач музейной педагогики заключается в создании предпосылок и условий для активизации посетителей музеев, в частности для совершенствования контактов с музейными предметами, для организации восприятия заложенной в них информации.

В основе работы любого музея лежит предмет. Он является носителем социальной и естественно-научной информации – аутентичным источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью – частью народного достояния. Важной особенностью музейного предмета, отличающего его от других источников, является способность предмета воздействовать на эмоциональную сферу человека. Неслучайно все исследователи, наряду с другими свойствами музейного предмета, такими, как информативность, репрезентативность (отражение действительности), называют такие: - экспрессивность – способность воздействовать на человека через свои признаки, аттрактивность – привлечение внимания, ассоциативность – чувство сопричастности, сопереживания (1, 89.). Помимо этого, каждый предмет является знаком своего времени, отражением особенности той или иной эпохи.

Одно из основных свойств предмета – информативность. Использование различных предметов в качестве наглядного материала на уроке имеет широкое распространение и силу методического приёма. Главное отличие музейного предмета от обычного наглядного пособия в его подлинности, функции исторической памяти, хранящей опыт прошлых поколений. Музейный предмет должен являться первоисточником социальной информации, быть подлинным, храниться долгое время. Не менее важна нравственная, эстетическая, мемориальная ценность предмета – всё, что делает предмет культурной ценностью.

Работа на базе музея позволяет собрать на одном пространстве самые разнообразные источники: письменные памятники, вещественные реликвии, изобразительные материалы, фотографии, предметы археологии, нумизматики, бонистики, филателии, этнографии и многие другие материалы. Всё это позволяет не только показать многообразие источников, но и обучать детей языку музейных предметов, давать им основы самостоятельной исследовательской работы с источниками. В современных семьях хранится мало вещей, принадлежавших их предкам, которые бы олицетворяли «связь поколений». Многие дети до посещения музея никогда не имели опыт изучения старинных предметов. Поэтому одна из задач не просто привлечь внимание к музейному предмету, но и раскрыть его характер, особенности, свойства. Это внимание к историческому источнику реализуется через систему занятий, главным героем становится тот или иной предмет.

Одной из основных форм музейной просветительской работы является экскурсия. Основа экскурсии – наличие двух элементов: показа и рассказа. Экскурсия – это золотая середина, где экскурсоводу необходимо устойчивого равновесия между показом зрительных объектов и рассказом о них и событиях с ними связанных. Показ – это наблюдение объекта под руководством квалифицированного экскурсовода. При показе человек воспринимает не только внешний вид предмета, памятника, но и с помощью экскурсовода различает в нем отдельные части, принимает участие в их анализе, с помощью дополнительных материалов: вспомогательных наглядных пособий. Рассказ в ходе экскурсии – это дополнение к анализу зрительного ряда, он особенно необходим в тех случаях, когда зрительный материал плохо сохранился или совсем утрачен. Но рассказами злоупотреблять нельзя. Как правило, всё, о чём идёт речь в экскурсии, должно быть представлено в зрительном ряде, который наблюдают экскурсанты. Если нет объектов, раскрывающих тему, не может быть и самой экскурсии. (2. 144)

Попытка подготовить экскурсию по улице, на которой живет учащийся, или любой другой улице, микрорайону, слободе – прекрасное итоговое задание для закрепления сразу большого объёма полученной на музейных уроках информации. Как вариант и результат интегрированного урока краеведения и информатики с использованием музейных технологий – виртуальная экскурсия в мультимедийном исполнении.

Ещё один способ показать результат исследовательской, краеведческой деятельности ученика через музейные технологии – организация выставки на заданную тему, внесение изменений в экспозиции школьного музея, её обновление и дополнение. Эта работа, как и подготовка экскурсии, требует объёмной подготовительной исследовательской работы и на практике закрепляет полученные знания, кроме того, способствует развитию эстетических навыков у ребят, художественного вкуса.

В настоящее время актуален вопрос о краеведческой работе в школе. Мы рассматриваем решение этого вопроса с точки зрения интеграции краеведения с общеобразовательными дисциплинами (историческое краеведение, географическое и природоведческое краеведение, литературное и пр.). Использование основных музейных технологий позволит эффективно, для многих педагогов по-новому организовать учебный процесс. Нестандартные формы и методы изучения школьной дисциплины, творческие контрольные задания, безусловно, будут способствовать активизации умственной деятельности ученика, развитию его творческих способностей, эстетического восприятия и художественного вкуса. Но самое главное, совокупность названных инноваций помогает педагогам школы и музея решить одну из первоочередных задач педагогики – воспитание чувства патриотизма, которое достигается через познание истории родного края.

Нельзя упускать из вида внеклассные формы работы. Краеведческие кружки и секции, организация и ведение школьного музея, активное участие в краеведческих конкурсах и олимпиадах – один из важных путей проведения содержательной и интересной работы с учащимися, основной способ передачи знаний и умений, не предусмотренных школьной программой. Строгие рамки урока не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей, не всегда дают возможность помочь ребёнку усвоить дополнительные приёмы и навыки, необходимые для успеха учебного процесса школьника. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия, на которых школьники приобретают необходимые знания.

Деятельность краеведческого, музейного кружка направлена на освоение детьми навыков самостоятельной поисковой, исследовательской работы в архивах, в библиотеках, в музеях, интервьюирования интересующих музей или исследователя людей и т.д. Цикл занятий должен предусматривать экскурсионное посещение вышеуказанных учреждений, самостоятельную работу по поиску необходимой, заданной учителем информации, её обработка, анализ проделанной работы в ходе заседаний кружка, дальнейшее планирование исследования, определение целей и задач. Овладение вышеперечисленными навыками формирует у учащегося чёткую ориентацию в информационном пространстве, что в дальнейшем значительно облегчает работу по подготовке различного рода рефератов, краеведческих исследовательских работ и т.д. Кроме этого, члены кружка, оказывают практическую помощь школьному музею, тем самым, вникая в суть его работы, осознают важность и значимость существования музейного дела, приобщаются к его деятельности.

Самая восприимчивая аудитория – дети, и именно на них, в первую очередь, ориентирована просветительская деятельность музеев; именно с детьми работает школа, давая образование и воспитывая из подрастающего поколения достойных граждан своей страны.

Использованная литература:

  1. Лебедева П.Г. Специфика работы с музейным предметом в Детском историческом музее // Музей ХХI века: мечта и реальность.- С-П.: 1999.
  2. Ивашина Н.Н. Методика подготовки выездной экскурсии.//Белгородский краеведческий вестник. – Белгород, 2001.

Аннотация. Данные рекомендации определяют понятия «педагогические инновации», «педагогические технологии» и содержат систематизированную информацию о наиболее эффективных педагогических инновационных технологиях, применимых в деятельности школьных музеев, структуре планирования музейно-педагогической деятельности.

Пояснительная записка

Настоящие методические рекомендации разработаны с учётом основных направлений работы руководителей школьных музеев (музейных педагогов, педагогов-организаторов) на основе Концепции развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года . Рекомендации способствуют освоению и внедрению в деятельность музеев образовательных организаций наиболее эффективных и результативных технологий взаимодействия с обучающимися.

Целью данных методических рекомендаций является систематизация знаний руководителей школьных музеев (музейных педагогов, педагогов-организаторов), классных руководителей о наиболее эффективных педагогических инновационных технологиях для внедрения в практику музейной деятельности.

Актуальность связана с необходимостью постоянного совершенствования профессиональных компетенций руководителей музеев (музейные педагоги, педагоги-организаторы) и классных руководителей, с современным пониманием процесса воспитания и реализацией основных принципов образования, заложенных в Законе «Об образовании в Российской Федерации».

Ожидаемые результаты от использования предлагаемых методических рекомендаций: руководители музеев (музейные педагоги, педагоги-организаторы), классные руководители совершенствуют теоретические знания об инновационных технологиях, возможных в практическом применении при организации музейной педагогической деятельности. Использование данных методических рекомендаций позволит организовать деятельность школьного музея на основе современных педагогических технологий.

Школьный музей является своеобразной платформой, объединяющей культурную и познавательную составляющие образовательного процесса. Сегодня в школьном музее можно изучать учебные дисциплины, реализовывать программы внеурочной деятельности и дополнительного образования, организовывать исследовательскую деятельность.

Применение педагогических инноваций в работе школьных музеев позволяет создать эффективную мотивирующую образовательную среду для обучающихся, благодаря которой каждый школьник сможет стать полноправным участником и инициатором развития музея.

Под педагогической инновацией понимается совокупность целенаправленных действий, которые способны вносить в образовательную среду преобразования, повышающие характеристики разных частей, а также отдельных компонентов всей системы.

Понятие «педагогическая инновация» тесным образом связано с педагогическими технологиями, под которыми мы понимаем описание процесса достижения планируемых результатов обучения. Наиболее эффективными для практического применения в музейной деятельности являются личностно ориентированные и информационные технологии, интегрированные и исследовательские занятия, интерактивное обучение и музейная педагогика.

Личностно ориентированные педагогические технологии опираются на создание форм обучения, альтернативных традиционным (работа в малых группах, сотрудничество «учитель-ученик»), выявляют индивидуальные особенности школьников как субъектов познания и предметной деятельности, тем самым обеспечивая саморазвитие личности обучающихся.

Информационные технологии обеспечивают сбор, хранение, обработку и распространение информации через создание интернет-пространства для музея школы (сайт, виртуальные экскурсии, блоги и т. д.).

Интегрированные занятия обеспечивают междисциплинарную связь понятий разностороннего изучения объекта, способствуют осмыслению восприятия окружающего мира, систематизируют знания обучающихся, побуждают их к фантазии и творчеству, формируют позитивный эмоциональный настрой. Реализующим механизмом данной технологии являются игры, виртуальные экскурсии, викторины, дискуссии, дебаты, театрализации, конференции.

Исследовательские занятия развивают умение обучающихся работать с информацией, формируя определённый стиль мышления. Результатом этой деятельности является формирование исследовательских умений, позволяющих работать с информацией, анализируя и обобщая её. Практическая работа в контексте исследовательской связана с организацией деятельности обучающихся, основанной на практическом применении полученных знаний. Инновационными формами практической работы являются проекты, презентации, конкурсы, викторины.

Интерактивное обучение в деятельности школьного музея предполагает диалогические методы общения с обучающимися, развитие школьников через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность. Формами интерактивного обучения являются: «мозговой штурм», дискуссия, дебаты, театрализация, конференция, музейное занятие.

Музейная педагогика основана на организации процесса совместного поиска на основе экспозиции музея образовательной организации, результатом которого являются самостоятельно полученные школьниками знания. Благодаря особому подходу к посетителю как к участнику диалога, музейная педагогика создаёт условия для развития личности обучающихся посредством их включения в многообразную деятельность школьного музея.

К формам музейной педагогики относятся игра, коллективно-творческое дело, технологии проблемного и индивидуального обучения.

Практическое применение вышеназванных инновационных технологий способствует расширению образовательного пространства музея, а также обобщению обучающимися знаний о культурно-историческом прошлом России, совершенствованию метапредметных компетенций школьников, привитию базовых национальных ценностей.

В связи с высокой эффективностью инновационных технологий в деятельности музеев образовательным организациям рекомендуется :

  • Руководителям школьных музеев (музейным педагогам, педагогам-организаторам) :

1. При организации музейной деятельности использовать личностно ориентированные технологии, характерными чертами которых являются: дискуссионность, педагогическая поддержка, рефлексивность, создание ситуации выбора и успеха, диагностика (опрос, анкетирование), проектная и творческая деятельность.

2. При создании сценария музейного занятия ориентироваться на следующие критерии: вариативность форм, средств обучения и воспитания; учёт возрастных особенностей обучающихся; особое место экспоната, инсталляции, создание пространства музея как мотивирующей среды; использование приемов интерактивного обучения в соответствии с темой, целью и задачами музейного занятия; отказ от традиционного экскурсионного подхода и минимизация монолога в предоставлении информации.

3. Создавать условия для систематического пополнения музейной экспозиции посредством организации исследовательской и поисковой работы с обучающимися.

4. Использовать информационные технологии для обработки, хранения и поиска информации, а также для презентации материалов в формате онлайн-экскурсии, видеоролика, презентации.

5. Ориентироваться на то, что результатом занятия в музее должен стать продукт деятельности обучающихся с обязательным учётом их личностных особенностей.

  • Классным руководителям:

1. При реализации целей и задач воспитательного процесса использовать ресурс музея образовательной организации.

2. Учесть возможность организации и проведения интегрированных занятий в пространстве школьного музея.

3. Использовать тематические экспозиции музея образовательной организации при проведении игр, виртуальных экскурсий, викторин, дискуссий, дебатов, театрализаций, конференций.

4. Использовать средства музейной педагогики при организации исследовательской деятельности обучающихся.

5. Опираться на инициативу обучающихся при планировании и организации мероприятий воспитательного значения в пространстве школьного музея.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Музей как культурно-просветительское учреждение. Возникновение и развитие музеев. Эстетическое воспитание личности при посещении музейной выставки. Семантическая структура музейной экспозиции. Методика приготовления и организации музейной выставки.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2013

    Исследование состава современных подходов к искусству дизайна музейной экспозиции как самостоятельному жанру творчества. Определение направлений основных тенденций в области информатизации зон для посетителей при организации художественной экспозиции.

    реферат , добавлен 30.07.2013

    Комплексное изучение главных этапов развития экспозиционного дела в мире. Возникновение и основные этапы развития музейной экспозиции. Современный этап развития музейного дела в Украине. Место культурного отдыха, досуга и создание современной экспозиции.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2009

    Музейная экспозиция как целенаправленная и научно обоснованная демонстрация музейных предметов. Специфические особенности фотографического изображения, изобразительные средства и выразительные возможности. Изучение роли фотографии музейной экспозиции.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    История: ГУМа, ЦУМа, "Крокус –Сити". Современный период развития теории музееведения. Музейная экспозиция, методика создания, основные типы экспозиций. Экспозиционный комплекс, приемы. Выставка ландшафтного дизайна в Крокус – Экспо, ГУМе, ЦУМе, IKEA.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2010

    Характеристика традиций собирания в странах Востока. История появления в Японии Национальных музеев Нары, Киото и западного искусства в Токио. Развитие музейной сети государства в ХХ-ХХI вв. Направления коллекционирования крупных корпораций Японии.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2014

    Теория сценографии, ее сущность и история, особенности визуального восприятия. Искусство музейной экспозиции и художественная литература. Понятие поэтики вещи, вспомогательные экспозиционные средства в действующих музеях, специфика спектакля предметов.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2010

mob_info