История галантного жанра. Галантный стиль в картинах К.А

Представлении о разумной закономерности мира, красоте природы, нравственных идеалах

Объективное отражение окружающего мира

Стремление к разумной ясности гармонии, строгой простоте

Формирование эстетического вкуса

Сдержанность и спокойствие в проявлении чувств

Рационализм и логичность в поступках

Рококо – это..

стиль в искусстве 18 века, характерной чертой которого были пристрастие к изысканным и сложным формам, причудливым линиям, напоминающим силуэт раковины.

43. Рокайл – это…… главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины и диковинных растений.

44. Маскаро́н -это…. вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас

45. Сентиментализм – это… это направление в литературе и искусстве второй половины 18 века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и эмоциональным отношением к окружающему миру, где любовь к человеку и природе лежит на первом месте.

Какое из выдающихся архитектурных сооружений классицизма именуют «Сказочным сном»

Резиденция французских королей в предместье Парижа – Версальский дворец.

47. Принципы градостроения в эпоху классицизма:

Создание идеального города с постройками выполненными по единому плану. Городской ансамбль проектируются в виде квадрата или прямоугольника в плане. Внутри них планируется строго регулярная прямоугольная или радиально кольцевая система улиц с городской площадью в центре.

48. Почему творчество Н.Пуссена называют вершиной классицизма в живописи?

Н.Пуссен- основатель стиля классицизм. Обращаясь к темам античной мифологии, древней истории, Библии, Пуссен раскрывал темы современной ему эпохи. Своими произведениями он воспитывал совершенную личность, показывая и воспевая примеры высокой морали, гражданской доблести.

Н.Пуссен

49. Что объединяет крупнейших мастеров «галантного жанра» - А.Ватто и Ф.Буше

Мир сложных любовных интриг и жизнь на фоне первозданной природы.

Назовите композиторов Венского классицизма.

А – Йозиф Гайдн, Б – Вольфганг Моцарт, С – Людвиг ванн Бетховен

А Б С

51. Симфония – это… (созвучие) произведение для симфонического оркестра, состоящее из 4 частей, где первая и последняя части имеют одинаковые тональности, а средние пишутся в тональностях, родственных с главной , которой и определяется

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ЖИВОПИСЬ РОКОКО «МАСТЕРА «ГАЛАНТНОГО ЖАНРА » Антуан Ватто Буше Франсуа Преподаватель истории, обществознания, МХК МБОУ «СОШ № 48» г. Владивостока Шабалина Светлана Николаевна

Стиль рококо Жан Антуан Ватто(1684 – 1721) Буше Франсуа (1703–1770) План

Термин «рококо», произошедший от французского «рокайль» (буквально: бриллиант и украшение из раковин), появился в конце XVIII века. Для рококо характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических сюжетов, эротических ситуаций. Стиль рококо

Изысканная жизнь аристократии «Галантные празднества» Картины «пастушеской жизни на фоне первозданной природы Жизнь человека мгновенна быстротечна, а поэтому надо ловить «счастливый миг» Главные темы живописи рококо

Жан Антуан Ватто(1684 – 1721) Для живописи Ватто чрезвычайно характерны театральные, маскарадные элементы. Славу ему принесли именно галантные сцены "Галантной можно назвать элегантную праздную кампанию людей, проводящую вместе досуг, немаловажным элементом которого являются флирт и любовные приключению Безусловно, гениальным изобретением следует считать включение в композицию подобных сцен персонажей комедии дель арте. Пьеро, Коломбина, Арлекин помогли художнику стереть грань между театром и окружающим миром, между вымыслом и реальностью, намерением и поступком.

Гамма любви (ок. 1715), Национальная галерея, Лондон

Радости жизни

Галантный Арлекин и Коломбина 1716-1718. Собрание Уоллес, Лондон.

Французская комедия (1716)

Венецианский праздник (ок. 1718)

Буше Франсуа (Francois Boucher) (1703–1770) Франсуа Буше, который, помимо живописи, работал во всех видах декоративного и прикладного искусства: он создавал картоны для шпалер, рисунки для севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и декоративные росписи, в дальнейшем писал плафоны, панно, картины с мифологическими, пасторальными, жанровыми сценами, нарядно-кокетливые портреты, идиллические пейзажи, выдержанные в мягких серебристо-зеленых тонах

Пейзаж в окрестностях Бовэ 1740-1745. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Портрет маркизы де Помпадур 1756. Старая Пинакотека, Мюнхен

Мельница в Шаратоне 1750-е. Художественный музей, Орлеан.

Художник в своей мастерской 1730-е. Музей Лувр, Париж.

Модистка 1746. Национальный музей, Стокгольм.

Похищение Европы 1732-1734. Собрание Уоллес, Лондон.

Портрет жены художника Мари-Жанне Бюзо 1743. Собрание Фрик, Нью-Йор к.

Завтрак 1739. Музей Лувр, Париж.













































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Изобразительному искусству XVIII столетия в лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, но и аналитическая наблюдательность - характерные черты искусства XVIII в., как в жанре портрета, так и в бытовой живописи. Эти свойства художественного восприятия жизни являются вкладом XVIII столетия в развитие мировой художественной культуры, хотя следует признать, что это было достигнуто ценой утраты универсальной полноты в изображении духовной жизни, цельности в воплощении эстетических воззрений общества, свойственных живописи Рубенса, Веласкеса, Рембрандта, Пуссена.

РОКОКО (“причудливый”, “капризный”; франц. rococo от rocaille осколки камней, раковины), стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 в. Он представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко. Термин “рококо” возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в.: изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины, его главный признак. Искусство рококо это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Главные темы живописи рококо – изысканная жизнь придворной аристократии, идиллические картины “пастушеской” жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Жизнь человека мгновенна и быстротечна, а потому надо ловить “счастливый миг”, спешить жить и чувствовать. “Дух мелочей прелестных и воздушных” становится лейтмотивом творчества многих художников “королевского стиля.

Франсуа Буше Франсуа Буше (1703-1770) считал себя верным учеником Ватто. Одни называли его “художником граций”, “Анакреоном живописи”, “королевским живописцем”. Другие видели в нем художника - “лицемера”, “у которого есть все, кроме правды”. Третьи скептически замечали: “Его рука собирает розы там, где другие находят только шипы”. Франсуа Буше (1703-1770) считал себя верным учеником Ватто. Кисти художника принадлежит ряд портретов фаворитки короля Людовика XV маркизы де Помпадур. Известно, что она покровительствовала Буше, не раз заказывала ему картины на религиозные сюжеты для загородных резиденций и парижских особняков. В картине “Госпожа де Помпадур” героиня представлена в окружении разбросанных цветов и роскошных предметов, напоминающих о ее художественных вкусах и увлечениях. Она царственно возлежит на фоне пышных, торжественных драпировок. Книга в ее руке – явный намек на просвещенность и приверженность интеллектуальным занятиям. Маркиза щедро отблагодарила художника. Назначив его директором Гобеленовой мануфактуры, а затем присвоила ему титул “первого живописца короля.

Франсуа Буше не раз обращался к изображению фривольных сцен, главными героями которых были жеманные, застенчивые пастушки или пухленькие обнаженные прелестницы в виде мифологических Венер и Диан. Его картины изобилуют двусмысленными намеками, пикантными деталями (поднятый подол атласной юбочки у пастушки, кокетливо приподнятая ножка купающейся Дианы, пальчик прижатый к устам, красноречивый, призывный взгляд, символически целующиеся голубки ит.д.) Художник прекрасно знал моду и вкусы своей эпохи!

В истории живописи Франсуа Буше по-прежнему остается великолепным мастером колорита и изысканного рисунка. Остроумное решенные композиции, необычные ракурсы героев, причудливые силуэты почти театральных декораций, сочные цветовые акценты, яркие блики прозрачных красок, нанесенных мелкими, легкими мазками, плавные струящиеся ритмы – все это делает Ф.Буше непревзойденным мастером живописи. Его картины превращаются в декоративные панно, украшают пышные интерьеры залов и гостиных, они зовут в мир счастья, любви и прекрасных грез.

ФРАГОНАР Жан Оноре французский живописец и гравер, крупнейший мастер эпохи Людовика XVI. прославился виртуозно исполненными галантными и бытовыми сценами, в которых изящество рококо сочетается с верностью натуре, тонкостью световоздушных эффектов, величественных античных руин. Наряду с произведениями, созданными на основе реальных наблюдений, он создает и пасторали импровизируя, он воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры.

Антуана Ватто – современники называли “поэтом беспечного досуга” и “галантных празднеств”, “певцом изящества и красоты”. В своих произведениях он запечатлел пикники в вечно зеленых парках, музыкальные и театральные концерты на лоне природы, пылкие признания и ссоры влюбленных, идиллические свидания, балы и маскарады. В то же время в его картинах присутствуют щемящая грусть. Ощущение быстротечности красоты и эфемерности происходящего.

Ватто нашел себя, свою тему, когда приехал в Париж: это так называемые галантные празднества - аристократическое общество в парке, музицирующие, танцующие, праздное; живопись, в которой как будто нет ни действия, ни сюжета, - сцены беспечной жизни, переданные с утонченной грацией. Все это увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем с налетом меланхолии и грусти. Колорит Ватто - одно из сильнейших качеств его дарования построен на тонких нюансах серых, коричневых, бледно-сиреневых, желто-розовых тонов. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. В 1717 году художник создал одно из самых больших произведений "Паломничество на остров Цитеру". В этой картине отражена тончайшая палитра чувств, которая, прежде всего, создана самим цветом. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр.

Федор Степанович Рокотов - знаменитый русский художник-портретист, Академик живописи Петербургской академии художеств (1765г.). Жизнь Федора Степановича Рокотова, самого поэтического портретиста XVIII века, долгое время оставалась загадкой. Художник, пользовавшийся огромной славой при жизни, после смерти был забыт на целое столетие.
Его картины находятся во многих музеях больших и малых городов России и, к сожалению, прекрасные портреты называются "Портрет неизвестной(ого)". На формирование личности Ф.С.Рокотова повлияло знакомство с М.В.Ломоносовым. Думается, что тема человеческого достоинства, столь явственно звучащая в портретах Рокотова, была определена не без влияния гениального ученого и литератора, каким был Ломоносов. Лишь XX век вернул имя Ф.С.Рокотова русскому искусству. Но и сейчас многие знают о нём, как об авторе одной-двух картин.

Уильям Хогарт - английский график и художник-жанрист, основатель и крупный представитель национальной школы живописи, Хогарт – выдающийся иллюстратор, автор сатирических гравюр, открыватель новых жанров в живописи и графике. Прославился сатирическими рисунками и реалистическими портретами. Многие свои произведения художник, испытавший на себе влияние идей философов Просвещения, подчинил задаче воспитания с помощью художественного творчества нравственного начала в человеке и искоренения пороков.

Самые знаменитые произведения Уильяма Хогарта: серии гравюр “Модный брак”, “Карьера проститутки”, “Карьера мота”, “Выборы в парламент”, гравюры “Улица пива”, “Переулок джина”, “Характеры и карикатуры”, картины “Автопортрет”, “Портрет капитана Корема”, “Девушка с креветками”.

Главные темы живописи рококо - изысканная жизнь придвор­ной аристократии, «галантные празднества», идиллические карти­ны «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Жизнь чело­века мгновенна и быстротечна, а поэтому надо ловить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать. «Дух мелочей прелестных и воз­душных» (М. Кузмин) становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля».

Для большинства живописцев рококо Венеры, Дианы, нимфы и амуры затмевают все остальные божества. Всевозможные «купа­ния», «утренние туалеты» и мгновенные удовольствия являются теперь чуть ли не главным предметом изображения. В моду входят экзотические названия цветов: «цвет бедра испуганной нимфы» (те­лесный), «цвет розы, плавающей в молоке» (бледно-розовый), «цвет потерянного времени» (голубой). Чётко продуманные, стройные композиции классицизма уступают место изящному и утончённому рисунку.

Антуана Ватто (1684-1721) современники называли «поэтом беспечного досуга» и «галантных празднеств», «певцом изящества и красоты». В своих произведениях он запечатлел пикники в вечно зелёных парках, музыкальные и театральные концерты на лоне природы, пылкие признания и ссоры влюблённых, идиллические свидания, балы и маскарады. В то же время в его картинах присут­ствуют щемящая грусть, ощущение быстротечности красоты и эфе­мерности происходящего.

Одна из прославленных картин художника - «Паломничество на остров Киферу». Прелестные дамы и галантные кавалеры собра­лись на усыпанном цветами берегу морской бухты. Они приплыли на остров Киферу - остров богини любви и красоты Венеры, куда она, по преданию,



Антуан Ватто. Паломничество на остров Киферу. 1717 г. Лувр, Париж

вышла из пены морской. Праздник любви начи­нается у статуи, которая изображает Венеру и амуров, один из кото­рых тянется вниз, чтобы возложить гирлянду из лавра на прекрас­нейшую из богинь. У подножия статуи сложены оружие, доспехи, лира и книги - символы войны, искусств и наук. Что ж, любовь действительно способна победить всё!

Действие разворачивается как кинолента, последовательно рассказывающая о прогулке каждой из влюблённых пар. Во взаимо­отношениях героев царит язык намёков: внезапно брошенные взгляды, призывный жест веера в руках у девушки, речь, оборван­ная на полуслове... Во всём чувствуется гармония человека и при­роды.

Но уже вечереет, золотой закат окрашивает небо. Праздник люб­ви угасает, наполняя грустью беззаботные забавы влюблённых пар. Очень скоро они вернутся на свой корабль, который перенесёт их из нереального мира в мир будничной действительности. Чудесный парусник - корабль любви - готов к отплытию. Тёп­лые, мягкие краски, приглушённые цвета, лёгкие, ед­ва коснувшиеся холста мазки кисти - всё это создает особую атмо­сферу очарования и любви.

И снова землю я люблю за то,

Что так торжественны лучи заката,

Что лёгкой кистью Антуан Ватто

Коснулся сердца моего когда-то.

Г. Иванов

К подлинным шедеврам принадлежит картина Ватто «Жиль» («Пьеро»), созданная в качестве вывески для выступлений бродя­чих комедиантов.

Жиль - главный и любимый персонаж французской комедии масок, созвучный Пьеро - герою итальянской комедии дель арте. Неуклюжее, наивное существо как будто специально создано для постоянных насмешек и проделок ловкого и хитрого Арлекина. Жиль изображён в традиционном белом костюме с пелериной и в круглой шляпе. Он неподвижно и потерянно стоит перед зрителем, в то время как другие комедианты располагаются на отдых. Он словно ищет собе седника, способного выслушать и понять его. В не­лепой позе комедианта с безвольно опущенными руками, остановив­шимся взглядом есть что-то трогательное и незащищённое. В уста­лом и печальном облике паяца затаилась мысль об одиночестве че­ловека, вынужденного веселить и развлекать скучающую публику. Эмоциональная открытость героя делает его одним из самых глубо­ких и поразительных образов в истории мировой живописи.

В художественном отношении картина выполнена блестяще. Предельная простота мотива и композиции здесь соединяется с точ­ным рисунком и тщательно продуманной цветовой гаммой. Приз­рачно-белый балахон написан осторожными и вместе с тем смелыми движениями кисти. Мерцающие бледно-серебристые, пепельно-ли­ловые, серовато-охристые тона струятся, переливаются друг в дру­га, разбиваются на сотни дрожащих бликов. Всё это создаёт удиви­тельную атмосферу для восприятия глубокого философского смысла картины. Как здесь не согласиться с выска­зыванием одного из современников: «Ватто пишет не красками, а мёдом, расплавлен­ным янтарём».

Франсуа Буше (1703-1770) считал се­бя верным учеником Ватто. Одни называли его «художником граций», «Анакреоном живописи», «королевским живописцем». Другие видели в нём художника-«лицеме­ра», «у которого есть всё, кроме правды». Третьи скептически замечали: «Его рука собирает розы там, где другие находят только шипы».

Кисти художника принадлежит ряд парадных портретов фаворитки короля Людовика XV маркизы де Помпадур. Из­вестно, что она покровительствовала Буше, не раз заказывала ему картины на религиозные сюжеты для заго­родных резиденций и парижских особняков. В картине «Госпожа де Помпадур» героиня представлена в окружении разбросанных цве­тов и роскошных предметов, напоминающих о её художественных вкусах и увлечениях. Она царственно возлежит на фоне пышных, торжественных драпировок. Книга в её руке - явный намёк на про­свещённость и приверженность интеллектуальным занятиям.

Франсуа Буше. Госпожа де Помпадур. 1756 г. Старая Пинакотека, Мюнхен


Маркиза де Помпадур щедро отблагодарила художника, назна­чив его сначала директором Гобеленовой мануфактуры, а затем пре­зидентом Академии художеств, присвоив ему титул «первого жи­вописца короля».

Франсуа Буше не раз обращался к изображению фривольных сцен, главными героями которых были жеманные, застенчивые пастушки или пухленькие обнажённые прелестницы в виде мифологи­ческих Венер и Диан. Его картины изобилуют двусмысленными на­мёками, пикантными деталями (поднятый подол атласной юбочки у пастушки, кокетливо приподнятая ножка купающейся Дианы, пальчик, прижатый к устам, красноречивый, призывный взгляд, жмущиеся к ногам влюблённых овечки, символически целующиеся голубки и т. д.). Что ж, художник прекрасно знал моду и вкусы сво­ей эпохи!


В истории мировой живописи Франсуа Буше по-прежнему остаётся великолепным мастером колорита и изысканного рисунка. Ост­роумно решённые композиции, необычные ракурсы героев, причуд­ливые силуэты почти театральных декораций, сочные цветовые акценты, яркие блики прозрачных красок, нанесённых мелкими, лёгкими мазками, плавные, струящиеся ритмы - всё это делает Ф. Буше непревзойдённым мастером жи­вописи. Его картины превращаются в декоративные панно, украша­ют пышные интерьеры залов и гостиных, они зовут в мир счастья, любви и прекрасных грёз.

Вопросы и задания

1. Почему творчество Н. Пуссена называют вершиной классицизма в живописи? В чём и как он выразил свой идеал красоты? Согласны ли вы с утверждением художника, что все его произведения можно тематически разделить на «вакханалии» и «возвышенную героику»? Какие из картин Н. Пуссена вас заинтересовали больше всего? Почему?

2. Можно ли согласиться с мнением современников, что в скульптур­ных произведениях А. Кановы «пульсирует сама жизнь»? Поясните свой ответ. Как вы думаете, почему А. Канова и Б. Торвальдсен чаще обраща­лись к мифологическим сюжетам и образам? Каковы характерные черты творческой манеры А. Гудона?

3. Расскажите об А. Ватто и Ф. Буше - крупнейших мастерах «галант­ного жанра» в живописи рококо. Каковы главные мотивы их творчества?

Творческая мастерская

Сравните картину Пуссена «Парнас» с одноимённой фреской Рафаэля. Что общего и в чём различие творческой манеры этих художников?

Подготовьте слайд-шоу для лекции по теме «Скульптурные шедевры клас­сицизма». Сопроводите подобранный вами материал краткими аннотациями.

Подготовьте статью для иллюстрированного художественного журнала о крупнейших мастерах «галантного жанра» (А. Ватто, Ф. Буше и О. Фраго­наре). Постарайтесь в ней отразить отличительные особенности художест­венной манеры каждого из этих мастеров.

Напишите небольшое сочинение-эссе на тему «О чём могли мечтать и говорить герои картин Антуана Ватто? ».

Начало XX века было отмечено ностальгическим «возвратом» к эстетике рококо, к образам времён Людовика XIV, к навсегда ушедшей галантной эпохе. Это было связано с естественным желанием человека (и прежде всего - художника) найти в привлекательных картинах прошлого успокоение от всё ускоряющегося ритма жизни.

В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию, иконопись. Особенно сильно веяния рококо распространились в середине XVIII века. В России же данное направление приобрело главным образом узконаправленный характер и коснулось исключительно Петербурга. Свое наиболее полное выражение рококо получит немного позже: в раннем творчестве Рокотова, в «смольнянках» Левицкого. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом.) приходит камерность, изысканная декоративность, прихотливая игра форм.

Главные темы живописи рококо - изысканная жизнь придворной аристократии, «галантные празднества», мир сложных любовных интриг. Сюжеты живописи - только любовные, эротические, культ чувственности, легкой влюбленности (Никаких серьезных страстей).

Искусство рококо - это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу - они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Тяжелой и патетической торжественности барокко приходит на смену камерная хрупкая декоративность. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого - возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий, изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Для рококо характерны гедонистические настроения, уход в мир иллюзорной и идиллической театральной игры, пристрастие к идиллически - пасторальной и чувственно-эротической сюжетике. Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков. Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направления; достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж.

Эстетика рококо - эстетика нюансов и намеков. В изображении человека гораздо труднее, чем прежде, уловить переход от психологической трезвости взгляда на модель к выгодному для нее сокрытию некоторых черт, от подлинного лица - к светской маске, от жизни - к роли и наоборот. Некая интригующая двойственность образа составляет принципиальную черту многих портретов эпохи. И еще один важный момент, опять - таки связанный с игровым началом. Герои портретной галереи XVIII века расположены к общению со зрителем и побуждают его к ответной реакции. Свойственные портрету по самой природе жанра, это качество обретает теперь новую, тонкую специфику. Полуоборот, легкий жест, чуть заметное мимическое движение, полуулыбка, как бы затуманенный взгляд или влажный блеск в глазах - из подобных градаций сотканы образы представителей «галантного» века.

Галантный век - именно так называется эпоха рококо. Вообще слово «галантный», согласно старой куртуазной традиции, адресовалось человеку учтивому, обходительному, любезному, связывалось с благородством и порядочностью; вместе с тем к нему прибегали, когда речь шла о героях и героинях любовных приключений (в разговорной практике - ухажер, волокита). К концу XVIII века вырабатывается своеобразное понятие галантности, обозначающее не только узкую сферу утонченного поведения, но, шире, стиль и образ жизни, основанный на искусстве быть приятным.

Господство «галантного» века приходится примерно на 1715 по 1750- е годы, в некоторых источниках этот период продлевается до начала Великой Французской Революции. Основной чертой галантного века является культивирование наслаждения, как основного жизненного принципа. Галантность была основой взаимоотношений между мужчиной и женщиной из аристократической среды. Также в тот период женщину провозглашали «богиней», «властительницей дум», исполняли ее капризы, давались праздники в ее честь и одновременно ей пользовались в качестве объекта для получения удовольствий. Так называем культ Прекрасной Дамы без совершения каких - либо подвигов в ее честь. Считалось хорошим тоном содержать фаворитку, давать в её честь балы, концерты и маскарады. Основа галантных отношений -- изысканный флирт, зачастую не переходящий рамок приличий. Для этих целей существовала особая коммуникативная система: «язык вееров», «язык мушек», «язык цветов».

В Галантную Эпоху существовала и самобытная маскарадная культура, уже не имеющая ничего общего с ритуальным карнавалом древности и средневековья. Галантному Веку присуща любовь к переодеваниям. Многочисленные пьесы и комические оперы того периода обыгрывают следующую ситуацию: девушка переодевается в камзол, юноша -- «превращается» в девушку.

На основе этого времени в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве формируется такой жанр, как галантная сцена.

Родина галантного жанра - Франция, где он зародился в первой четверти XVIII века (1710 - 1720 гг.). Причиной его возникновения послужило изменением светской жизни после смерти Людовика XIV и воцарение Филиппа II Орлеанского, регента Людовика XV. Последние годы царствования Людовика XIV были отмечены отказом от разного рода удовольствий, ханжеством, строгостью и приличием, сдержанностью в моде. С приходом герцога Орлеанского придворная жизнь резко изменилась, ничего не осталось от времен прежнего короля: французскую аристократию окунула волна легкомыслия, безумства и роскоши.

Кардинальное изменение в сознании королевского двора и способствовало формированию нового жанра - галантной сцены, где отображается легкомыслие и бесцельное времяпрепровождение людей из высшего общества.

Особенности галантного стиля

Галантная сцена всегда изображает непринуждённое общение двух или нескольких лиц на фоне живописного и фантастически красивого пейзажа. Это может быть беседа, флирт, игра, прогулка, танец. Герои картин, как и природа, на фоне которой разворачивается неспешное действие, всегда красивы и гармоничны (с точки зрения заказчиков «галантных сцен» -- аристократов).

Для этих целей, как нельзя лучше, подходил появившийся именно в эпоху Регентства стиль рококо -- манерный, причудливый и воздушно-лёгкий.

У героев картин, как правило, нет реальных прототипов: это не портреты конкретных лиц, а всего лишь привлекательные статисты «галантного празднества». У галантной сцены нет и конкретного сюжета, то есть действия в его развитии. Основной принцип мастеров галантной сцены -- изображение идеально-красивых людей в обстановке безмятежного и абсолютного счастья. Даже тревога или лёгкое неудовольствие в галантных сценах выглядят наигранными и ненастоящими. Иногда к галантным сценам относят и так называемые пасторали -- тема «пастушеской любви»: нарядные пастушки принимают ухаживания от таких же утончённых пастухов.

Эта бессюжетность, как и приукрашивание натуры, подвергались резкой критике со стороны философов Просвещения.

Дени Дидро писал, что «галантные» картины Франсуа Буше -- изящны, однако, лживы и лишены вкуса, а Мармонтель полагал, что «Буше не видел подлинной грации».

Ещё одна особенность галантной сцены -- фривольность, эротизм, которые были присущи не только искусству, но и аристократическому мироощущению Галантного Века.

К художникам, работавшим в данном жанре, можно отнести Франсуа Буше, Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Морис Кантен де Латур.

Что касается русских художников, то сюда входят «мирискуссники» - Константин Сомов, Евгений Лансере и Александр Бенуа, создающие сказочный, и, вместе с тем, печальный образ Галантного Века. В их картинах ощущается грусть людей, знающих судьбу Марии-Антуанетты и её утончённых придворных. «Версальская» серия Бенуа, «Книга Маркизы» Сомова, ретроспективно-стилизаторские работы Лансере не преследовали задачи реконструировать прошлое -- это был взгляд человека XX столетия на яркий и беспечный мир балов и любовных картин «мирискуссников» выдают крайне идеализированное представление об эпохе, но от этого не становятся менее значимыми для искусства.

mob_info