Конспект урока ибсен драма кукольный дом. ««Кукольный дом» Ибсена – «драма идей

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Немного об истории театра кукол. Батлейка - народный кукольный театр в Белоруссии. Кукольный театр и школа. Классификации кукольных театров по принципам социального функционирования, по видам кукол и способам их управления. Магия кукольного театра.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2010

    Кукольный театр как особый вид театрального представления, его история и классификация по принципам социального функционирования, видам кукол и способам управления ими. Характерные черты ритуально-обрядового и народного сатирического кукольного театра.

    презентация , добавлен 24.12.2011

    Происхождение кукольного театра в России. Сравнение жизни человека с марионеткой, которую дергают за ниточку. Домашний театр дореволюционной России. Анализ вертепного спектакля "Смерть царя Ирода". Представление для публики с пением и рассказами.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2012

    История развития кукольного театра в России. Домашние и студийные спектакли. Кукольный театр Сергея Владимировича Образцова. Организация театральной деятельности в современном театре на примере Сахалинского театра кукол. Творческие связи театра.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2017

    Сущность основных понятий и терминов, дотеатральные формы драматического творчества. Народный кукольный театр, его виды, формы и персонажи. Развитие народного драматического искусства в современных формах профессионального и любительского театра.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2009

    Скоморохи как первые древнерусские странствующие актеры. Народный ярмарочный театр, кукольный театр-вертеп. Школьная драма "Воскресение мертвых". Особенности музыкальности украинского театра. Деятельность крепостных театров во второй половине XVIII века.

    презентация , добавлен 03.11.2013

    История, репертуар, известные спектакли лучших театров Украины. Национальный академический драматический театр им. Ивана Франко. Кукольный театр в Киеве. Харьковский оперный театр. Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки.

    презентация , добавлен 28.10.2012

    Первые китайские азартные игры, их распространение по миру. Театр теней или пьесы кожаных силуэтов. Кукольный театр "куйлэйси". Футбол в Древнем Китае. Воздушные змеи и ракеты. Популярность шахмат среди китайцев. Игра "по укладке кирпичей" – мацзян.

    РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА: СУВОРОВА ИРИНА.10 КЛАСС СОШ №2 Учитель: Чиркова А. В. Генрик Ибсен.

    Генрик Ибсен - норвежский драматург, публицист, один из основателей национального норвежского театра, а также европейской новой драмы - появился на свет в Южной Норвегии, небольшом городке Скиен, расположенном на берегу Христиании, 20 марта 1828 г. Был потомком знатной и состоятельной семьи датского происхождения.

    Детство. Когда Генрику было 8 лет, его отец, занимавшийся коммерцией, обанкротился, и столкновение с лишениями и человеческой жестокостью наложило огромный отпечаток на дальнейшую биографию, в том числе творческую. В школьные годы он писал прекрасные сочинения, имел склонность к живописи, однако вынужден был сделать выбор в пользу профессии, гарантировавшей более стабильные и весомые доходы.

    Пятнадцатилетним подростком Генрик Ибсен покидает родной Скиен (и он покинул безо всякого сожаления Шиен и больше никогда не возвращался в родной город), приезжает в небольшой городок Гримштадт, устраивается к аптекарю учеником. Все 5 лет, которые работал в аптеке, он мечтал получить высшее образование. Жизнь в этом заштатном городке, где вольнодумство и увлеченность революционными идеями настроили против него общественность, вконец опротивела ему, и он уехал в Христианию.

    Любовь драматурга. Ибсену очень нравились девушки и молодые женщины, но нравились «чисто эстетически, как если бы он разглядывал картину или статую». Известность Ибсена, а потом свалившаяся на него слава сыграли с Ибсеном злую шутку: он оказался в кругу своих поклонниц, которые искушали его, соблазняли, будоражили. В него влюблялись молодые женщины, а он старался не отвечать на их чувства и превращал их в персонажи своих произведений. Он любил мечтать стать очень богатым, купить лучший корабль в мире и отправится на нем в дальнее путешествие. А на корабле чтобы находились «самые прекрасные женщины в мире».

    Произведения. Ибсен четверть века провел за границей. Жил в Риме, Дрездене, Мюнхене. Первыми всемирно известными его пьесами стали стихотворные драмы «Каталина»(1850), «Бранд» (1865) и «Пер Гюнт» (1867).

    Пьеса «Пер Гюнт »(1867). Пер Гюнт, воплощение компромисса, приспособления; этот полуфольклорный образ, восходящий к скандинавской мифологии, символизирует спящую народную душу; пробудить ее призвана жертвенная Сольвейг, олицетворение вечной женственности. Пьеса «Привидения» (1881) – драма о запутанных отношениях между отцами и детьми. Пьеса «Кукольный дом»(1879) – история «новой женщины», стремящейся самореализоваться, минуя искус стать «куклой», и одновременно помочь мужчине выполнить его миссию.

    Интересные факты: Сын Генрика Ибсена Сигурд Ибсен был известным политическим деятелем и журналистом, внук Танкред Ибсен кинорежиссёром. В честь Генрика Ибсена назван кратер на Меркурии. С 1986 года в Норвегии вручается национальная Премия Ибсена за вклад в драматургию, а с 2008 года Международная премия Ибсена. В городе Шиен действует Театр Ибсена. Ибсен, пролежав несколько лет в немом параличе, привстав, сказал: «Напротив!» - и умер.

    Г.Ибсен родился 20 марта 1828 года в маленьком городке Шиен в Норвегии. Он происходит из древней и богатой датской семьи судохозяев.

    Г.Ибсен учился в элементарной школе, где поражал учителей превосходными сочинениями. На 16-м году ему пришлось поступить в ученики в аптеку

    Г.Ибсен учился в
    элементарной школе,
    где поражал учителей
    превосходными
    сочинениями.
    На 16-м году ему пришлось
    поступить в ученики в аптеку
    близлежащего городка
    Гримштадта.
    Он покинул безо всякого
    сожаления Шиен и больше
    никогда не возвращался в
    родной город.

    Г.Ибсен четверть века провел за границей. Жил в Риме, Дрездене, Мюнхене. Первыми всемирно известными его пьесами стали стихотворные драмы «

    Г.Ибсен четверть века
    провел за границей.
    Жил в Риме, Дрездене,
    Мюнхене.
    Первыми всемирно
    известными его пьесами
    стали стихотворные
    драмы
    «Каталина»(1850),
    «Бранд» (1865) и
    «Пер Гюнт» (1867).

    Пьеса «Привидения» (1881) – драма о запутанных отношениях между отцами и детьми.

    Пьеса «Кукольный дом»(1879) – история «новой женщины», стремящейся самореализоваться, минуя искус стать «куклой», и одновременно помочь муж

    Пьеса
    «Кукольный
    дом»(1879) – история
    «новой женщины»,
    стремящейся
    самореализоваться,
    минуя искус стать
    «куклой», и
    одновременно
    помочь мужчине
    выполнить
    его миссию.

    Литературное наследие Г.Ибсена

    Пьесы
    1850-е
    Катилина Богатырский курган Иванова ночь Фру Ингер из Эстрота Пир
    в Сольхауге Олаф Лилиенкранц Воители в Хельгеланде
    1860-е
    Комедия любви Борьба за престол Бранд Пер Гюнт Союз молодёжи
    1870-е
    Кесарь и Галилеянин Столпы общества Кукольный дом
    1880-е
    Привидения Враг народа Дикая утка Росмерсхольм Женщина с моря
    1890-е
    Гедда Габлер Строитель Сольнес Маленький Эйольф Йун Габриэль
    Боркман Когда мы, мёртвые, пробуждаемся

    Интересные факты:
    Сын Генрика Ибсена Сигурд Ибсен был известным
    политическим деятелем и журналистом, внук
    Танкред Ибсен - кинорежиссёром.
    В честь Генрика Ибсена назван кратер на Меркурии.
    С 1986 года в Норвегии вручается национальная
    Премия Ибсена за вклад в драматургию, а с 2008
    года - Международная премия Ибсена.
    В городе Шиен действует Театр Ибсена.
    Ибсен, пролежав несколько лет в немом параличе,
    привстав, сказал: «Напротив!» - и умер.

    Ибсен и Россия
    В России Ибсен в начале XX века стал одним из властителей дум
    интеллигенции; его пьесы шли во многих театрах. Русский
    дипломат М. Э. Прозор был официальным переводчиком
    нескольких пьес Ибсена на французский язык.
    Ибсену посвящали статьи и исследования Иннокентий
    Анненский, Леонид Андреев, Андрей Белый, Александр Блок,
    Зинаида Венгерова, Анатолий Луначарский, Всеволод
    Мейерхольд, Дмитрий Мережковский, Николай Минский, Лев
    Шестов.
    На советской сцене чаще всего ставились «Кукольный дом»,
    «Привидения» и в концертном исполнении «Пер Гюнт» с
    музыкой Эдварда Грига.
    В 1956 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная
    Ибсену.
    В 2006 году массово отмечалось столетие смерти Ибсена.

    Пьеса «Пер Гюнт»(1867). Пер Гюнт, воплощение компромисса, приспособления; этот полуфольклорный образ, восходящий к скандинавской мифологии, с

    Пьеса «Пер Гюнт»(1867).
    Пер Гюнт, воплощение
    компромисса,
    приспособления; этот
    полуфольклорный образ,
    восходящий к скандинавской
    мифологии, символизирует
    спящую народную душу;
    пробудить ее призвана
    жертвенная Сольвейг,
    олицетворение вечной
    женственности.

    Норвежские мотивы в пьесе «Пер Гюнт»

    Норвежский композитор Эдвард Григ с радостью откликнулся на предложение писателя снабдить постановку музыкой и сам разработал план музык

    Норвежский композитор
    Эдвард Григ с радостью
    откликнулся на
    предложение писателя
    снабдить постановку
    музыкой и сам
    разработал план
    музыкальной
    композиции.
    23 номера партитуры
    он посвятил обрисовке
    лирико-драматических,
    пейзажных и
    жанрово-бытовых
    эпизодов.

    Песня Сольвейг
    Зима пройдёт и весна промелькнёт,
    И весна промелькнёт;
    Увянут все цветы, снегом их занесёт,
    Снегом их занесёт...
    И ты ко мне вернёшься - мне сердце говорит,
    Мне сердце говорит,
    Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить,
    Тобой лишь буду жить...
    Ко мне ты вернёшься, полюбишь ты меня,
    Полюбишь ты меня;
    От бед и от несчастий тебя укрою я,
    Тебя укрою я.
    И если никогда мы не встретимся с тобой,
    Не встретимся с тобой;
    То всё ж любить я буду тебя, милый мой,
    Тебя, милый мой...

    «Пер Гюнт» –
    величайшее творение
    двух норвежских
    мастеров –
    Г.Ибсена и Э.Грига.
    Не только тема,
    заложенная
    драматургом
    (трагедия личности,
    право на свободу, выбор
    собственного пути), но и
    потрясающая музыка
    композитора сделали
    это произведение
    бессмертным.

    Г.Ибсен учился в элементарной школе, где поражал учителей превосходными сочинениями. На 16-м году ему пришлось поступить в ученики в аптеку близлежащего городка Гримштадта. Он покинул безо всякого сожаления Шиен и больше никогда не возвращался в родной город.








    Литературное наследие Г.Ибсена Пьесы 1850-е Катилина Богатырский курган Иванова ночь Фру Ингер из Эстрота Пир в Сольхауге Олаф Лилиенкранц Воители в Хельгеланде 1860-е Комедия любви Борьба за престол Бранд Пер Гюнт Союз молодёжи 1870-е Кесарь и Галилеянин Столпы общества Кукольный дом 1880-е Привидения Враг народа Дикая утка Росмерсхольм Женщина с моря 1890-е Гедда Габлер Строитель Сольнес Маленький Эйольф Йун Габриэль Боркман Когда мы, мёртвые, пробуждаемся


    Интересные факты: Сын Генрика Ибсена Сигурд Ибсен был известным политическим деятелем и журналистом, внук Танкред Ибсен кинорежиссёром. В честь Генрика Ибсена назван кратер на Меркурии. С 1986 года в Норвегии вручается национальная Премия Ибсена за вклад в драматургию, а с 2008 года Международная премия Ибсена. В городе Шиен действует Театр Ибсена. Ибсен, пролежав несколько лет в немом параличе, привстав, сказал: «Напротив!» - и умер.


    Ибсен и Россия В России Ибсен в начале XX века стал одним из властителей дум интеллигенции; его пьесы шли во многих театрах. Русский дипломат М. Э. Прозор был официальным переводчиком нескольких пьес Ибсена на французский язык. Ибсену посвящали статьи и исследования Иннокентий Анненский, Леонид Андреев, Андрей Белый, Александр Блок, Зинаида Венгерова, Анатолий Луначарский, Всеволод Мейерхольд, Дмитрий Мережковский, Николай Минский, Лев Шестов. На советской сцене чаще всего ставились «Кукольный дом», «Привидения» и в концертном исполнении «Пер Гюнт» с музыкой Эдварда Грига. В 1956 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Ибсену. В 2006 году массово отмечалось столетие смерти Ибсена.


    Пьеса «Пер Гюнт»(1867). Пер Гюнт, воплощение компромисса, приспособления; этот полуфольклорный образ, восходящий к скандинавской мифологии, символизирует спящую народную душу; пробудить ее призвана жертвенная Сольвейг, олицетворение вечной женственности.




    Норвежский композитор Эдвард Григ с радостью откликнулся на предложение писателя снабдить постановку музыкой и сам разработал план музыкальной композиции. 23 номера партитуры он посвятил обрисовке лирико-драматических, пейзажных и жанрово-бытовых эпизодов.


    Песня Сольвейг Зима пройдёт и весна промелькнёт, И весна промелькнёт; Увянут все цветы, снегом их занесёт, Снегом их занесёт... И ты ко мне вернёшься - мне сердце говорит, Мне сердце говорит, Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить, Тобой лишь буду жить... Ко мне ты вернёшься, полюбишь ты меня, Полюбишь ты меня; От бед и от несчастий тебя укрою я, Тебя укрою я. И если никогда мы не встретимся с тобой, Не встретимся с тобой; То всё ж любить я буду тебя, милый мой, Тебя, милый мой...



    «Пер Гюнт» – величайшее творение двух норвежских мастеров – Г.Ибсена и Э.Грига. Не только тема, заложенная драматургом (трагедия личности, право на свободу, выбор собственного пути), но и потрясающая музыка композитора сделали это произведение бессмертным.

    УРОК
    ТЕМА: Ибсен. «Кукольный дом»
    Цель: повторить и обобщить изученное, помочь ученикам осознать новаторские черты в творчестве драматурга, художественные особенности пьесы; развивать аналитическое, образное мышление, умение высказывать свои мысли и толерантно их отстаивать, приводя цитаты и примеры из текста; воспитывать уважение к человеческому достоинству, личности, стремлению к самосовершенствованию
    Ход урока
    I. Мотивация учебной деятельности
    Учитель. «Мужчина и женщина, словно царь и царица, увенчаны каждый своей короной. И он, и она правят своим миром посреди рода человеческого. У каждого из них - свои особые права. Мужчина - это внешняя сторону мира, а женщина - внутренняя, скрытая. Мужчина завоевывает и подчиняет, а женщина - как неисчерпаемый подземный источник, который дает силу дереву жизни»,- говорил мудрец Елиягу Ки. Мы можем с этим соглашаться или не соглашаться, но все, наверное, признают ту истину, что мужчина и женщина - равноправные представители рода человеческого, которые не могут обойтись друг без друга. Поэтому несправедливо, когда кто-то кого-то считает существом низшего сорта, ранга. Это доказала Ибсеновская героиня Нора, решительно выступив против своего унижения как человеческой личности, несмотря на традиции и мораль, которые существовали в то время. «Кукольный дом» ей не подошел. Об этом и много другом - сегодня на уроке.
    II. Объявление темы и цели урока
    III. Повторение, систематизация и обобщение изученного
    1. Слово учителя (или сообщение ученика)
    - В образе Норы есть целиком реальный прототип. это датско-норвежская писательница Лаура Килер (1849-1932). Под влиянием Ибсеновской пьесы «Бранд» 19-летняя девушка написала книгу «Дочери Бранда», которая вышла в 1869 году под псевдонимом. Ибсен познакомился с автором, посоветовав Лауре начать литературную деятельность, между ними завязалась дружба.
    Лаура вышла замуж по любви, но ее неуравновешенный муж болезненно воспринимал недостаток денег. Поэтому жена старалась защитить его от материальных проблем, и когда он заболел, обратилась за помощью к своему богатому отцу, однако тот отказал дочери. Тогда она, тайно от всех, заняла деньги в одном из норвежских банков, а поручился за нее влиятельный друг. Когда не стало и этих денег, Лаура одолжила снова, но не смогла вернуть долг своевременно. В отчаянии женщина хотела выдать фальшивый вексель, и своевременно опомнилась. Со временем обо всем узнал муж, который сначала сочувствовал Лауре, а потом под влиянием родственников, друзей и знакомых резко изменил свое отношение к жене и начал требовать развода. Детей у нее отобрали, а ее объявили психически больной. (Позднее, по просьбе мужа, Лаура вернулась и в семью, и в литературу.) Об истории этой женщины узнала жена Ибсена, и, наверное, рассказала о ней мужу. Нора и Лаура имеют много общего, но есть и существенное отличие: Нора самая уходит из дома, сама противопоставляет себя обществу - это ее сознательное решение.
    2. Интерактивное упражнение «мозговой штурм»
    ? какие возможные повороты сюжета (другие ситуации, отличные от авторской)?
    (Ожидаемые ответы: «Муж сразу узнал о подделанном векселе Норы и о происхождения денег»; «Норе дает деньги Ранк»; «Фру Линне уговаривает Крогстада забрать письма и замять эту историю», «Крогстад не возвращает вексель и ждет возврата долга», «История приобретает огласку. Против Норы возбуждают дело в суде», «Нора прощает мужа», «Хельмер берет на себя вину Норы», «Нора получает огромное наследство от далеких родственников».)
    3. Творческая работа. Разработка новых сюжетных линий
    4. Проблемные вопросы и задачи
    ? В чем заключается символичность названия пьесы Г. Ибсена «Кукольный дом»? («Кукольный дом» - это дом фальшивых ценностей, за которыми кроются эгоизм, духовная пустота, разобщенность человеческих душ. В этом доме не живут, а лишь играют в любовь, брак, семью согласие и даже в человеческое достоинство и честь; при наименьшей буре «уютное гнездышко» Хельмеров разрушается.)
    ? расшифруйте цепочку «дочь > кукла-женщина > человек-борец». (Это этапы положения в семье и становления личности Норы).
    Докажите, что «Кукольный дом» - социально-психологическая драма. (В произведении затронуты социальные проблемы: богатства и бедности (Хельмер - Крогстад), гражданских прав женщины (Нора и вексель, который она подделала); психологические, так как напряжение произведения является, прежде всего, психологическим, внутренним; поведение героев пьесы является глубоко мотивированным)
    Определите черты «новой драмы». (Перенесение акцента с внешнего действия на внутреннее; конфликт завязывается раньше самого действия; «открытый финал»; непривычная тема)
    IV. Домашняя
    Беседа с учениками вопросам учителя:
    -Что нужно Крогстаду?
    (Он обвиняет Нору в аферизме, угрожает тюрьмой, если она не поможет ему не только остаться в банке, а и занять более высокую должность. Почему бы и нет, он же такой же преступник, как и Нора, тоже подделал документ).
    -Как эта сцена дополняет характеристику Норы?
    (Это благородная женщина. Она не может обратиться к отцу за помощью, когда тот болен).
    -В каком психологическом состоянии оказалась Нора? Почему?
    (В отчаянии. Не может открыто поговорить с мужем. Нора доверилась только подруге, которая ей искренне сочувствует, но не понимает, почему Нора не доверилась мужу. Она считает своего мужа честным, порядочным человеком: «...для него было бы мукой, унижением узнать, что он обязан мне чем-то).
    -Для чего приходит в дом Хельмеров Кристина Линне?
    (Она пришла, чтобы попросить Нору, свою подругу, помочь найти работу в банке; приход Кристины и Крогстада почти одновременно - это приход самой судьбы, которая решила уничтожить дом и семью Хельмеров. Письмо Крогстада к Торвальду раскрывает тайну Норы. Наконец, все выяснилось).

    8. Анализ сюжета и композиции произведения.
    Ученики и учитель выделяют структурное строение пьесы. В сюжете объединяются несколько сюжетных линий, относительно независимых друг от друга, но переплетающихся между собой.
    а/ Нора и Торвальд - брак оказался лишь сожительством, их пути расходятся.
    б/ Кристина Линне - все потеряла в жизни, понимает, что счастье - жить хотя бы ради кого-то. Им становится Крогстад, жизнь Кристины изменяется к лучшему.
    в/ Нильс Крогстад - мелкий чиновник и ленивый, морально опустошенный человечно делает попытки подняться в своих и чужих глазах, стремится найти семейное счастье с помощью Кристины, в финале пьесы в его душе пробуждается совесть и великодушие.
    г/ Доктор Ранк - всю жизнь любит Нору, был другом семьи. Тихо умирает, являясь примером настоящего самоотречения в любви.
    Ибсен мастерски показывает не только внешние сюжетные линии, но и психологические коллизии, которые происходят в душе персонажей.
    Например, Нора живет в придуманном мире, потом - прозрение, восприятие себя, как человека, стремление к внутренним переменам; Крогстад: моральное падение любовь - пробуждение совести - стремление снова стать человеком; Хельмер: добросовестность в мыслях и действиях - моральное испытание - измена любви и семьи.
    КОМПОЗИЦИЯ ПЬЕСЫ
    1.Экспозиция - канун Рождества, показана жизнь в семье Хельмеров. 2.Завязка - появление Кристины Линне и Нильса Крогстада в доме Хельмеров: Кристина просит помощи Норы при устройстве на работу, Крогстад тоже просит помочь.
    3.Развитие действия - Крогстад шантажирует Нору. Она в отчаянии, ищет выход из тяжелого положения и не находит его,
    4.Кульминация - письмо Крогстада, Торвальд узнает о преступлении жены, а Нора узнает правду о Торвальде.
    5.Развязка - распад семьи. Нора уходит из дома.

    9.Чтение по ролям или инсценирование.
    Хельман и Нора («Письмо Крогстада», действие III. "Нора с блуждающим взглядом, шатаясь, ходит по комнате…».)
    10.Беседа по вопросам учителя:
    1. Таким ли есть на самом деле Торвальд, каким его считает Нора?
    2.Любит ли Торвадьд Нору? Чем он угрожает жене?
    (Для Торвальда карьера, личный престиж - самое главное. Нора была лишь красивым, нежные дополнением обстановки. Эгоистичный страх потерять все - это определяет его поведение/.
    3.Дайте характеристику Норе, Торвальду, Крогстаду, Кристине, доктору Ранку. Оправдано ли будет распределение персонажей на положительных и отрицательных?
    4.Какими художественными средствами пользуется Ибсен, чтобы показать реальные характеры людей?
    / Персонажи пьесы многогранные и неоднозначные личности, в процессе своей духовной эволюции связаны между собой по принципу контраста: Нора - Кристина, Ранк – Торнвальд, Нора – Крогстад, Крогстад - Торвальд.
    XУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ: монологи, диалоги, поступки героев, их отношение друг к другу и к самим себе, авторские ремарки, биографические воспоминания, речь персонажей, детали интерьера. Главное в пьесе не то, что выясняется вся правда о преступлении Норы, а то, что выясняется, кто есть кто.
    Ситуация, в которой оказалась героиня, трагична, но настоящая трагедия - ее жизнь. И когда она это поняла, дальше не смогла жить, как раньше. Нора уходит из дома. Куда она идет - кто знает? Но она идет подальше от "кукольного мира". Торвальд еще надеется, что жена вернется, но Нора отвечает: для этого должно случиться "чудо из чудес" - чтобы "сожительство по-настоящему стало браком». Не является ли все это чудом Рождества, которое стало немым, но значимым фоном действия?
    11. Инсценирование заключительной сцены пьесы.
    12. Итоговая беседа по вопросам учителя:
    1.Определите тему, главные проблемы и идею произведения.
    2.Какой тип конфликта используется в пьесе? Почему?
    З.К какому жанру вы отнесли бы это произведение? Докажите мысль.
    4.В чем состоит художественное своеобразие драмы Ибсена?
    ТЕМА ПРОИВЕДЕНИЯ - духовный упадок общества, что показано на примере распада семьи Хельмеров.
    ПРОБЛЕМАТИКА - проблемы семьи, духовного единства людей, чести, любви, правды, совести, дружбы, человеческой гордости. Моральные проблемы приобретают философское значение.
    ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ - призыв к сохранению искренних семейных отношений, возрождению общечеловеческих ценностей - правды, совести, любви, чести.
    КОНФЛИКТ - драматический. Сложное к напряженное столкновение между действующими лицами, что выявляет разные моральные позиции в отношении к семье, жизни, другие людям. Семейный конфликт между Норой и Торвальдом показывает недостатки людей и общества.
    ЖАНР – социально-психологическая драма,
    ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПЬЕСЫ - драма показывает реальную жизнь и реальные образы, социальное положение женщины и семьи во второй половике XIX в. Семья становится критерием опенки общества. Достоинство персонажей измеряется не только социальными законами, а, прежде всего - законами моральными. Особенность пьесы - ее психологизм. Автор мастерски использует формы монолога и диалога, удачно строит композицию, что дает возможность ярко раскрывать драматический конфликт. Дом - своеобразная художественная модель в драме. Это место, где рушатся семейные узы, но все-таки здесь еще остается надежда на их сохранение (именно дом Хельмеров объединил Кристину и Крогстада, которые, может быть, станут счастливыми; в доме Хельмеров остаются дети Норы - как залог ее возвращения. что может дать новым шанс ее семье, если Торвальд и сама Нора внутренне изменятся).Язык пьесы тяготеет к разговорному стилю, живой, доступный, но не опрощенный.насыщенный яркими художественными средствами, которые помогают автору передать разнообразие и утонченность человеческих переживаний.

    Пьеса "Кукольный дом" - новаторская по форме.
    В этой пьесе автор рассматривает проблему призвания, предназначения человека в этом мире. Это самый яркий пример ибсеновской "новой драмы", почти совершенное воплощение реализма в драматическом произведении. Кроме того "Кукольный до!,;" - интеллектуально-аналитическая пьеса, где всесторонне рассматриваются обстоятельства современной жизни, которые препятствуют развитию индивидуальности, мешают человеку раскрыть свое "я". Сначала, казалось, видим в драме дом, полный счастья, но эта иллюзия развивается под нажимом сложных жизненных обстоятельств. Незавершенная концовка - выдающийся вклад "новой драмы" Ибсена в мировую драматургию. В пьесе развязка не является развязыванием проблем, а только их констатацией, конфликт не исчерпывается после завершения действия, а все больше обостряется.
    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
    Подготовить рассказ на тему "Нужно ли "кукле" становиться Человеком?" Продумать устный ответ на вопрос "Что нужно для семейного счастья?"

mob_info