Процесс археологических раскопок. Порядок проведения археологических раскопок Былое величие Хаттусы — раскопки по-турецки

Летом 1962 г. Северо-Кавказская экспедиция ИА АН СССР продолжала исследование двух крупных средневековых городищ Северного Кавказа - Верхний Джулат в Северной Осетии и Нижне-Архызского в Карачаево-Черкесской АО. По значительности занимаемой площади и открытых древних сооружений и памятников архитектуры оба городища с полным основанием могут быть названы городами, один из которых был центром восточной, другой - западной части исторической Алании. Расположенные на важных военных и торговых путях, в областях с густым оседлым населением, городища эти - одни из основных археологических объектов, исследуемых СКАЭ в последние годы. Раскопки городища Верхний Джулат производились в тесном сотрудничестве с Северо-Осетинским НИИ, а Нижне-Архызского - в сотрудничестве с Карачаево-Черкесским НИИ.

Верхний Джулат. Раскоп I (400 м2) заложен в северо-западной части памятника, в 150 м к югу от Татартупского минарета. Это наиболее изученная часть города, где были сосредоточены раскопки прошлых лет .

На глубине 0,2 м обнаружилась почти сплошная булыжная вымостка (рис. 31) в один ярус. Местами она выбрана, очевидно, в позднейшее время. Вымостку трудно рассматривать иначе, как остатки булыжной мостовой, находящейся в окружении монументальных архитектурных памятников - двух мечетей с минаретами (одна из них соборная), христианской церкви, жилых зданий. Датировка мостовой возможна и на основании стратиграфического расположения керамики XIII в., находившейся на одном горизонте с мостовой и под ней, и на основании датируемых предметов, найденных в том же слое. К их числу относятся: железный серп, обломок ключа от замка, обломки ножей, костяная рукоять плети (?), покрытая нарезным циркульным орнаментом, обломки кирпичей толщиной от 4 до 5 см. Аналогичные предметы на Верхнем Джулате встречались и раньше. В отдельных квадратах расчищены скопления так называемых золотоордынских кирпичей, размером 23 X 23 X4 - 5 - 6 см.

Приведенные данные позволяют отнести вскрытую мостовую скорее всего к XIII в.- времени интенсивной жизни на городище. Она свидетельствует о том, что в это время город уже обладал элементарным благоустройством.

Из находок, обнаруженных в культурном слое ниже мостовой и в других секторах, отметим костяные поделки, разрозненные куски глиняной обмазки, пять обломков каменных мельничных жерновов, обломок стенки железного котла, пряслица, сделанные из черепков, наконечник четырехгранной бронебойной стрелы, ножи и их обломки, фрагменты средневековой черепицы - плоской и полукруглой. Наиболее массовым материалом была керамика и кости животных. Ниже приводится таблица, показывающая распределение этого материала по слоям.

Таблица показывает, что максимальная насыщенность культурного слоя наблюдалась на уровне 0,2-0,4 м, что соответствует уровню мостовой. Керамика из этого пласта почти вся датируется XIII в. На глубине 0,4-0,8 м (штыки третий и четвертый) встречались фрагменты более ранней керамики - например два обломка глиняных котлов с внутренними ушками, которые могут относиться к X-XII вв.

Второй этап работ на раскопе I был связан с исследованием могильника, расположенного под мостовой. Всего обнаружено 28 погребений; они совершены в грунте, на глубине до 0,68 м и ориентированы на запад, северо-запад. Лишь один скелет был ориентирован головой на северо-восток и лежал необычно: скорченно на правом боку, тогда как остальные погребенные лежали вытянуто на спине. Инвентаря не было почти во всех могилах. Только в погребений № 9 обнаружены три медных наперстка, вставленных друг в друга, а в погребении № 28 - бронзовый перстень с синей стеклянной вставкой.

Отсутствие вещей затрудняет датировку. Те погребения, которые были расположены под мостовой XIII в., следует датировать предшествующим временем, - очевидно, XII в. Во многих из них отмечена любопытная особенность - булыжная кладка в один ряд с северной стороны скелета. В районе Джулата такая особенность обряда наблюдается впервые. В качестве аналогии можно указать на кочевнические подкурганные захоронения, pаскопанные Т. М. Минаевой у аула Кубины в Черкесии. Т. М. Минаева приписывает их половцам и датирует концом XI в. (не ранее).

В 1,2 км к югу от Татартупского минарета был заложен раскоп II, площадью около 140 м2. Исследованное здание оказалось остатками небольшой одноапсидной церкви, длиной 15,4 м (рис. 31 - б), состоящей из двух помещений - центрального и маленького притвора. Притвор сложен из кирпича на известковом растворе. Кирпичи разномерны, но преобладают квадратные, размером 25 X 25 X 5, 25 X 24 X-5,5 см. Характерна техника кладки стен: ряды кирпича чередуются с тесаными каменными блоками и валунами. Подобная техника кладки наблюдалась на Верхнем Джулате и в раскопках прошлых лет.

Притвор в плане образует сложный вписанный крест, создаваемый за счет восьми внутренних выступов. Он аналогичен притвору Джулатской церкви № 1, раскопанной О. В. Милорадович в 1959 г. Зафиксирован вход с западной стороны. Следует также отметить, что стены притвора с внутренней стороны были оштукатурены.

Центральное помещение в плане прямоугольное.

Рис. 31. Верхне-Джулатское городище. а — остатки булыжной мостовой в раскопе 1; б - руины церкви № 2, вид с востока; на переднем плане крипта

Восточная стена сохранилась очень плохо, поэтому невозможно восстановить контуры апсиды. Стены значительно шире стен притвора и отличаются иной строительной техникой: их цоколь сложен из больших валунов и камней на растворе, почти без применения кирпича. Техника кладки значительно грубее. Изучение строительных швов в их взаимосвязи показало, что центральная часть была пристроена к притвору.

Северо-восточную часть церкви занимала упавшая внутрь северная стена, сложенная из кирпича на растворе. Длина упавшего участка - 3,4 м.

С учетом растяжки и деформации, происшедшей в результате падения, нормальная высота стены может быть определена в пределах 3 м.

С восточной стороны к центральному помещению примыкает подалтарный склеп-крипта, сложенный из квадратного кирпича на толстом слое раствора. Камера ее в плане четырехугольная. На высоте 0,55 м от пола отвесные стены постепенно выведены в сферический свод, в плане круглый.

С восточной стороны в крипту вел сложенный из кирпичей и плит узкий дромос с тремя ступенями. Входное отверстие оформлено стрельчатой аркой. Пол камеры из толстого слоя известкового раствора.

В земле, заполнявшей крипту, обнаружены перемешанные остатки нескольких взрослых и детских скелетов, число которых не устанавливалось. Кроме того, на полу расчищены разрозненные кости еще шести погребенных.

Описанная крипта аналогична крипте под Джулатской церковью № 1, раскопанной в 1959 г. Это еще более сближает оба памятника.

Из находок, обнаруженных при раскопках церкви, отметим массу битого кирпича и черепицы двух видов - полукруглой и плоской. Несколько фрагментов плоской были с рельефными знаками - по предварительному определению, буквами армянского алфавита . Внутренняя поверхность стен была покрыта фресками, на что указывают кусочки штукатурки со следами красок (красной и черной). При раскопках притвора найдена ножка стеклянного сосуда .

Датировка церкви № 2 определяется ее близостью джулатской церкви № 1 не только по плану, но и по отдельным деталям и по однотипному строительному материалу. Церковь № 1 датируется концом XII - первой половиной XIII в. Эту дату следует принять и для раскопанной нами церкви (№ 2). Отметим, что наконечник стрелы, найденный в крипте, по мнению А. Ф. Медведева, относится к XII в.

В ходе раскопок вокруг церкви и внутри ее притвора расчищено 29 грунтовых погребений, совершенных по христианскому обряду и без инвентаря. Погребения, несомненно, разновременные, но их в основном можно отнести к XIII-XIV вв. Погребение № 30 было совершено в кирпичном саркофаге с двускатной крышей, пристроенном к северной стене церкви. Мужской скелет был сильно перемешан, у черепа найдено серебряное височное колечко.

Далее велись раскопки другого всхолмления, также ориентированного с запада на восток и усеянного битым кирпичом. Раскоп III находился на расстоянии около 700 м к юго-востоку от церкви № 2, недалеко от обрывистого берега поймы Терека. Площадь раскопа около 150 м2. После удаления слоя строительных остатков были открыты руины второй небольшой одноапсидной церкви (№ 3). Ее длина 9 м, ширина 5,6 м (без пристроек). По своему плану она проще церкви № 2 и состоит из одного помещения, притвора нет. Нет и крипты. Стены сложены из чередующихся рядов кирпича и валунов (как в церкви № 2) и скрепленных известковым раствором. С внутренней стороны на стенах сохранились остатки штукатурки.

Помещение церкви прямоугольное. Пол был тщательно выложен квадратным кирпичом стандартных размеров: 24 X 24 см, 25 X 25 см и сверху покрыт слоем серого известкового раствора, почти целиком выбитого. Алтарная часть отделялась от зала алтарной преградой, сложенной из кирпичей в два ряда на растворе. Апсида, судя по остаткам булыжной кладки, была полуциркульной, с небольшими угловыми выступами с севера и юга. В южной части ее, под основанием, отмечена более древняя яма с керамикой X-XII вв.

При раскопках церкви найдены пять обломков железных клепаных крестов и железный четырехгранный гвоздь.

С западной стороны к церкви № 3 были пристроены склеп и мавзолей. Склеп сложен из серых песчаниковых блоков без раствора и содержал разрушенное погребение без вещей. Мавзолей также четырехугольный в плане, сложен из квадратного кирпича на растворе. Изнутри стены были оштукатурены. В юго-западном углу мавзолея - дверной проем шириной 0,73 м. Внутри мавзолея расчищено девять христианских погребений, одно из них в кирпичном гробе. При погребенных найдены два красно-коричневых кувшина с ручками, два железных кольца, круглая костяная пуговица с резным циркульным орнаментом, серебряная пуговица типа «жолудя», покрытая зернью, два железных креста.

У южной стены церкви исследован кирпичный саркофаг с двускатной крышей, аналогичный исследованному у церкви № 2. Он ориентирован с запада на восток. На полу камеры лежал мужской скелет без вещей.

Вокруг церкви, кроме вышеописанных, было раскопано еще 13 грунтовых христианских погребений. В погребении № 18 найдены: серебряное височное кольцо в полтора оборота с гроздью из четырех шариков на конце, серебряная пуговица «жолудь» с зернью и серебряная орнаментированная пуговица-бубенчик.

Дата церкви № 3 определяется характером строительного материала и техники, а также отдельными находками. Кирпич аналогичен кирпичу из церквей № 1 и 2, датированных XII-XIII вв. Одинакова в церквах черепица - плоская с бортиком и полукруглая с упором. Одинаковы и строительные приемы - чередование кирпичей и валунов в стенах. Костяная пуговица из мавзолея идентична такой же, найденной при раскопках церкви № 1 . Ювелирные серебряные пуговицы «жолудь» хорошо известны в материалах XIII-XIV вв. из «Волжской Болгарии» . Встречались они и в раскопках О. В. Милорадович на христианском могильнике XIII-XIV вв. у церкви № 1. К тому же времени можно отнести найденные нами кувшины, кресты, височные кольца и т.д. Все эти вещи указывают на дату окружающего церковь могильника. Время же строительства самой церкви можно определить XIII в.

Наиболее важные результаты раскопок Верхнего Джулата состоят в том, что вновь подтверждено наличие здесь в XII-XIII вв. крупного аланского центра, несомненно, городского типа, обладавшего элементами благоустройства (мостовая) и многочисленными памятниками архитектуры. Теперь нам известны те три джулатские церкви, которые наблюдали здесь русско-грузинские миссионеры в 1743 г. и «ис которых две без глав, а одна с главою, токмо весьма обветшали и развалились» . Важно также отметить, что при раскопках 1962 г. впервые выявлены архитектурные сооружения в южной части городища. Это свидетельствует о том, что кирпичные здания не были сосредоточены лишь в северной части города, где, возможно, находился его центр. Три церкви в разных районах, вероятно, имели значение местных капелл, удовлетворявших потребности прилежащих христианских кварталов. Изучаемый городской центр, связываемый в последнее время с Дедяковым, по нашему мнению, был экономическим и политическим центром Восточной Алании в XII-XIII вв. В этом состоит большое значение его раскопок.

Нижний Архыз. Раскопки на Нижне-Архызском городище (в ущелье р. Большой Зеленчук) были продолжением исследований, начатых здесь в 1960 г. Сначала на территории основной части городища были заложены два разведочных шурфа, выявивших культурный слой X-XII вв.

Толщина слоя 0,7-1 м. В третьем шурфе, заложенном к югу от церкви № 6, обнаружен слой с гончарной красноглиняной керамикой XIII-XIV вв., а также основания каменных стен и большое количество железных
шлаков.

Рис. 32. Нижне-Архызское городище. План церкви № 4 и комплекса жилых и производственных помещений
I-V - помещения I-V; 1 - первый строительный период; 2 - второй строительный период; 3 - третий строительный период

Основной раскоп разбит в средней части города, наиболее интенсивно застроенной. Исследованы руины церкви № 4, давно отмеченной археологами, но остававшейся неизученной. Она находится около центральной улицы города, к северу от балки Подорваной.

После разборки завалов выявилась конструкция церкви в основных ее деталях. Она одноапсидная, в плане состоит из трех частей: алтаря, центрального помещения и притвора. Длина здания 11,7 м, ширина 4,4 м, сложена из подтесанного плитняка без раствора. Апсида отделена от центрального помещения алтарной преградой, расчищенной до основания фундамента на глубину 2,2 м.

Стены центрального помещения сохранились в высоту до 2,4 м (южная стена), но ни в одной нет никаких следов дверных или оконных проемов.

Внутри помещения была расчищена полукруглая в плане стена, идущая от западной стены к южной. Посредине стены - ниша, выложенная четырьмя небольшими плитами. При расчистке в ней найдено несколько угольков.

Притвор небольшой, прямоугольный. Снаружи к юго-западной части его пристроена лестница с пятью ступенями, ведущая на каменное крыльцо.

В высоту крыльцо сохранилось на 1,12 м, но первоначально оно было, несомненно, выше (рис. 32).

Церковь № 4 оказалась весьма интересным и своеобразным памятником. По своему плану она тождественна многим церквам X-XII вв. Нижнего Архыза и Верхнего Прикубанья. Но совершенно новое в ней - глухой цокольный этаж - подклет, о чем свидетельствует отсутствие дверных проемов (при значительной высоте сохранившихся стен) и наличие лестницы и крыльца с западной стороны. Последнее указывает на то, что вход в церковь был поднят на значительную высоту (примерно 1,5 м над уровнем древнего горизонта). Соответственно должна определяться отметка уровня древнего пола церкви, по-видимому, деревянного. Все эти факты говорят об устройстве под полом центрального помещения низкого темного подклета, разделенного на две части стеной с нишей. Подклет, вероятно, был и под алтарем. Он мог использоваться для хранения церковного имущества.

В целом церковь № 4 - оригинальный памятник архитектуры с ярко выраженным вертикализмом основных объемов, особенно ощутимым при небольших размерах здания. Следует также отметить, что апсида снаружи была украшена цветными изразцами, обломки которых найдены в слое завала. Дата церкви № 4 определяется как архитектурно-стилистическими особенностями, так и стратиграфически - ее расположением на культурном слое X-XII вв. На основании этих данных вероятным временем строительства ее можно считать XII в.

На расстоянии 3,7 м к северо-западу от притвора отмечалось кургано-образное возвышение, на поверхность которого выходили тесаные камни. При раскопках выявлено, что оно состояло из задернованной груды тесанных камней и плит, после удаления которых открылось четырехугольное помещение I. Позже расчищены примыкающие с юго-запада помещения II-V, составляющие с первым единый комплекс (рис. 32).

Стены помещения I сложены из камня-плитняка насухо. Лучше всего сохранилась юго-восточная стена высотой 2,23 м. В южном углу стены - дверной проем шириной 0,92 м. Дверь вела из помещения I на улицу к церкви. На древнем горизонте около этого входа найдена тесаная плита с изображением креста, которая, возможно, была вмонтирована в стену над дверью.

Наиболее интересный объект был открыт у юго-западной стены помещения, на глубине 1,4 м. Здесь под завалом обнаружились остатки небольшого горна для выплавки железа (рис. 33). Горн состоит из трех камер. Камера А вплотную примыкала к стене здания, сверху накрыта разбитой плитой, с соседними камерами не сообщалась. Внутри найдено несколько древесных угольков. Камеры Б и В образованы тремя большими тесаными камнями (один из них со сквозным отверстием), поставленными на торец. Боковые камни поставлены под углом по отношению к среднему. Размеры камеры Б-0,34 X 0,34 X 0,3 м, камеры В - 0,29 X 0,34 X 0,34 м (высота). Пол камер был выложен плоскими закопченными камнями. Важно отметить, что камни, составляющие камеры, прокалены и растрескались, а на поверхности, обращенной внутрь горна, образовались шлаковые накипи.

На использование горна для выплавки железа указывают железные Шлаки, заполнявшие камеры Б и В и все пространство перед ними. Всего из горна и с производственной площадки извлечено 205 кусков шлака, некоторые весом в несколько килограммов. Кроме того, вокруг горна найдены кусочки прокаленной глины и прослежен толстый слой древесного угля, несомненно, связанный с работой горна.

Анализ шлака, произведенный в лаборатории ИА АН СССР О. Ю. Круг, показал большое содержание магнетита и, следовательно, высокое качество руды. На основании того же исследования шлака устанавливается сыродутный процесс плавки.

Выявление остатков железоделательного производства на Нижне-Архызском городище - факт весьма важный. Значение его состоит не только в том, что явные и документированные остатки железного производства выявлены впервые в истории изучения аланской культуры , но и в том, что они еще раз подтверждают роль Нижне-Архызского городища как важного производственного центра в X-XII вв.

К помещению I примыкает помещение II, без следов дверных проемов. При разборке завала встречены кусочки розовой цемянки, обломки полукруглой черепицы, фрагменты керамики. Вдоль юго-восточной стены помещения расчищена кладка из больших каменных плит. Под ними оказалось погребение, совершенное уже после того, как здание было заброшено. Скелет головой ориентирован на юго-запад-запад, положение - вытянутое на спине. Вещей не обнаружено. В помещении II мы не обнаружили материалов, которые позволили бы определить его назначение.

Помещение III почти квадратное, размеры - 4,85 X 4,2 м. Здесь при разборке завала найдены обломки полукруглой черепицы и кусок стеклянного браслета. На глубине 1 м все помещение было завалено слоем коричнево-красной глины, которую подстилал слой древесного угля. Отметим также, что в слое глины повсеместно встречались кусочки многослойной побелки.

Эти напластования трудно представить иначе, как рухнувшую внутрь помещения крышу, которая, по-видимому, была плоской (типа горской сакли), глинобитной, выложенной крупными обожженными глиняными плитами. Некоторые плиты сохранились почти целиком; они достигали 31 см в длину при ширине 28 см и толщине 8-9 см. Плиты лежали на турлучном каркасе (куски турлука найдены), с внутренней стороны выбеленном. Пол здания был деревянным - при тщательной зачистке в слое угля удалось проследить отдельные куски сгоревших досок.

Находки в основном связываются с конструкцией крыши. Это железные гвозди двух видов, скобы, костыли, стержни и т. д. Найден также плоский наконечник стрелы, около 30 мелких обломков листовой меди (от чаши или котла), два обломка стеклянных сосудов, обломок стенки каменного сосуда (?), выточенного из агата, изменившего свою структуру под воздействием высокой температуры .

Стены с внутренней стороны сохранили остатки серой штукатурки. Помещение III можно рассматривать как жилое (хотя и без очага), уничтоженное в результате пожара.

Помещение IV пристроено к помещению III позднее. Размеры его - 5,6 X 2,55 м. Поскольку оно на 0,6 м шире помещения III, северо-западная стена его оказалась возведенной параллельно той же стене помещения III. Образовался узкий «коридор» шириной 0,35 м. Вряд ли он использовался как проход, так как был забит камнями и землей.

Под южной стеной примерно на уровне пола вскрыта каменная кладка, длиной 4,5 м. Вероятнее всего, это остаток более древней стены, перекрытой при строительстве. В стене помещения IV, которая шла над кладкой, удалось выявить дверной проем, позднее заложенный камнями.

Судя по большому количеству костей животных и черепков, помещение IV было связано с хозяйственной жизнью. Отметим также обломки четы¬рех стеклянных браслетов и мелкие фрагменты стеклянной посуды.

Дверной проем ведет из помещения IV на юг. Здесь расчищены остатки помещения V, которое напоминает открытую на солнечную южную сторону веранду. От этого помещения (вернее пристройки) сохранились две четырехугольные каменные базы одинаковых размеров (1,17 X 1,17). Кладка аналогична кладке стен здания. Базы расположены точно по линии стен. Можно полагать, что на этих базах-основаниях стояли деревянные или каменные столбы, поддерживавшие крышу-навес. Промежутки между зданием и базами в позднейшее время заложены весьма примитивной каменной кладкой.

Исследованное нами сооружение включает комплекс помещений различного назначения. Это первое большое здание, раскопанное на Нижне-Архызском городище. Оно дает много интересного материала о производстве, хозяйстве и быте обитателей городища. Что касается даты здания, то она определяется находками и стратиграфическим соотношением с церковью № 4. Этой датой можно считать XI-XII вв.

Одновременно с раскопками церкви № 4 и здания у северного Зеленчукского храма исследовался древнехристианский могильник, раскопки которого начаты в 1960 г. Он состоит из каменных ящиков. В 1960 г. было раскопано 53 ящика. В 1962 г. исследовано исключительно у апсид ной части храма 32 ящика. Данные, полученные в 1962 г., подтверждают основные наблюдения, сделанные в 1960 г. Все погребенные лежат вытянуто на спине, головой на запад. В заполнении многих ящиков зафиксированы древесные угольки, кирпичная крошка, заменяющая реальгар, и кусочки мела. Под черепа некоторых скелетов подложены плоские камни. Найденный в могилах немногочисленный инвентарь подтверждает и намеченную ранее дату - XI-XIV вв. Керамики нет. В ящике № 79 найден стеклянный темно-коричневый браслет. Из ящика № 56 интересна крупная серебряная ювелирной работы подвеска со стеклянными глазками. При помощи трех бронзовых цепочек она была вплетена в косу.

В этот день: Дни рождения 1908 Родился Борис Борисович Пиотровский - советский учёный-археолог, востоковед; действительный член АН СССР, директор Государственного Эрмитажа, исследователь урартского города-крепости Тейшебаини. Дни смерти 1920 Умер - выдающийся исследователь древностей Крыма, ученый-нумизмат, археолог, инженер-строитель.

Время чтения: 5 мин

Раскопки доступны не только ученым! Для всех романтиков, с детства грезящих о том, чтобы прикоснуться к историческим артефактам не в музее, а в «дикой природе», сегодня есть шанс воплотить свою мечту.

Во второй половине XX века археологические раскопки стали превращать в необычные музеи под открытым небом. В экспозиции музеев-скансенов демонстрируют жилье и быт крестьян новейшей эпохи или очень давнего времени. Например, каменного и бронзового веков. Так археология стала составной частью туристической индустрии. А раскопки превратились в источники дохода.

Идея оправдала себя. Воссозданная хижина или крепостная стена позволяет человеку непосвященному получить представление о древних людях быстрее, чем описания в тысячах книг. Как правило, найденные экспонаты демонстрируются тут же. Для них возводят специальные павильоны.

LifeGid рассказывает о нескольких популярных археологических музеях под открытым небом. Итак, раскопки манящие.

  • Новости археологии — 10 главных открытий года, которые нельзя пропустить

Раскопки у Боденского озера

У берегов Боденского озера археологи нашли остатки построек, возводившихся на протяжении каменного и бронзового веков (4000—800 гг. до н. э.). Когда-то местным жителям понравились дома на сваях, стоящие на прибрежном мелководье. Так можно было спасаться от врагов и хищников. Рядом с остатками жилья были найдены ткани, челноки, телеги.

Реконструкция домов на сваях началась еще в 1922 году. А в наши дни Музей свайных жилищ в поселке Унтерульдинген стал популярным центром познавательного туризма. Он включает в себя мультимедийные экспозиции и множество типов построек. Все они тщательно воссозданы на основе многочисленных археологических исследований. Плюс красивейшие виды на Боденское озеро и предгорья Альп. Самые настырные посетители могут увидеть реальные остатки древних свай, которые сейчас находятся под водой.

Лучшее время для посещения Музея свайных жилищ — весна, а особенно — золотая осень, до середины октября. Стандартная экскурсия длится примерно час.

Где: Pfahlbauten Museum, Strandpromenade 6, 88 690 Uhldingen-Muhlhofen.
Цена вопроса: Билет для взрослых — € 10, дети в возрасте 5—15 лет — € 6.

Что читают с этим материалом сегодня?

  • Рецепт дня — полезные кокосовые кексы без сахара для детей в школу

Поместье Ледяного человека — раскопки в Альпах

В 1991 году пара немецких пенсионеров обнаружила у подножия ледника Симилаун промерзлый труп. Туристы сфотографировали его и сообщили спасателям. Мрачную находку отправили в Институт судебной медицины в Инсбруке. А там выяснилось, что ученые имеют дело дело с ледяной мумие. Возраст ее — не меньшее 4 тыс. лет…

Так началась история Этци. Или, как его еще называют, Ледяного человека. Со времен открытия гробницы Тутанхамона археологическая находка не вызывала такого ажиотажа в прессе. Журналисты отвели душу. О жизни и смерти Ледяного человека выдвигались версии одна нелепее другой. Впрочем, археология (и многие другие науки) обогатилась новыми знаними. Просле того, как были проведены детальные исследования находки. Сегодня Этци нашел свое последнее пристанище в специально построенном для него музее в Южном Тироле (Италия).

Реконструкция одежды Эци. Музей естественной истории в Вене

И хотя Ледяной человек покинул Австрию, память о нем в долине Эцталь сохранена. В том числе в таком интересном месте, как «Поместье Этци». Это миниатюрный музей, в большей степени ориентированный на детей. Знакомство с ним займет около часа. Здесь есть жилища и предметы быта эпохи, когда жил Этци. Отдельная небольшая экспозиция уже вполне серьезно рассказывает о знаменитой находке на леднике Симилаун.

После «Поместья Этци» стоит посетить расположенную рядом экспозицию хищных птиц. И прогуляться к самому высокому в Тироле водопаду Штубенфаль.

Где: Otzi village, 6441 Umhausen, Austria
Цена вопроса: Взрослые — € 9,9, дети в возрасте 5—15 лет — € 6.

Что читают с этим материалом сегодня?

  • Афродизиаки — все, что нужно знать. Польза, вред и правила приема
  • Экранизации украинских книг — кино о Кузьме и 3D по Лесе Украинке

Раскопки и целый парк — Раннее Средневековье в Марле

Археопарк «Музей эпохи варваров» открылсяв Марле, городке на севере Франции, еще в 1991 году. За такой длительный период музей приобрел впечатляющие масштабы.

Как следует из названия, главная его специализация — археология раннего Средневековья. В пределах парка есть большой некрополь (VI—VII вв.), реконструированные франкское поселение. Плюс ферма эпохи Меровингов (династия франкских королей, правивших в V—VIII вв.). А под экспозицию археологических находок отведена отреставрированная средневековая мельница (XII в.).

Также в «Музей эпохи варваров» включен «археологический огород». В нем выращиваются культурные растения, типичные для этого регионавремен Меровингов. Также можно увидеть домашних животных и пищу, характерные для той эпохи. Хорошо представлена так называемая экспериментальная археология — реконструкция забытых ремесел, навыков и технологий.

«Музей эпохи варваров» необычен тем, что там нет собственной инфраструктуры — ни парковок, ни кафе. Здесь только археология. Дело в том, что музей находится в городской черте, и организаторы решили не распыляться ни на что, кроме основной цели.

Где: Musee des Temps Barbares, Moulin de Marle F. 2 250 Marle
Цена вопроса: Билет для взрослых — € 6, дети в возрасте 12—18 лет — € 3.

Что читают с этим материалом сегодня?

  • Пост и еда — из каких продуктов можно получить белок и сколько
  • Квартира за биткоины: все ньюансы покупки и подводные камни
  • Тайна тиары царя скифов Сайтаферна — подделка в Лувре из Одессы

Польские раскопки — Карпатская версия Трои

Музей «Карпатская Троя» находится на окраине городка Тшциница в Подкарпатском воеводстве. Здесь реконструирована часть одного из самых древних укрепленных поселений в Польше. Его возраст — 4 тыс. лет.

Комплекс «Карпатская Троя» состоит из классического музея под открытым небом. Он включает в себя участок реконструированной крепостной стены с воротами и поселениями различных эпох, от бронзового века до раннего Средневековья. Рядом — небольшой, хорошо оборудованный экспозиционный центр. Здесь обстоятельно представлена археология этих мест.

Где: Karpatska Troja, Trzcinica 646, 38—207 Przysieki
Цена вопроса: Билет для взрослых — 18 злотых (€ 4,15), пенсионеры и школьники — 13 злотых (€ 3).

Былое величие Хаттусы — раскопки по-турецки

Руины Хаттусы, столицы древнего государства хеттов, расцвет которой пришелся на конец бронзового века, находятся вдалеке от курортных побережий. Посещать эти места удобнее в ходе путешествия в Каппадокию.

На просторном пологом склоне находятся остатки огромного города. А внизу, под горой, видна восстановленная часть крепостной стены из кирпича-сырца.

Вообще Хаттуса интересна тем, что реконструкция крепости выглядит хоть интересно, но все же уступает по эффектности уцелевшим воротам и скульптурам. Они до сих пор охраняют входы в древний город. Сфинксы и львы выглядят очень впечатляюще.

Где: Bogazkale, Turkey
Цена вопроса: Входной билет для взрослого — около € 4.

Удивительный мир трипольцев — украинские раскопки

Историко-культурный заповедник «Трипольская культура» посвящен загадочным гигантскиму поселениям древности. Оно существовало в этих местах около 6 тыс. лет назад. В нем было около 3 тыс. домов и 12 тыс. жителей.

В Легедзино (село в Тальновском районе Черкасской области Украины) уже много лет серьезно занимаются реконструкцией жилищ этого загадочного «мегаполиса». Первые результаты уже представлены посетителям.

Хотя музей под открытым небом еще не завершен, поездка сюда даст представление о том, как выглядела жизнь трипольцев несколько тысяч лет назад.

Реконструкция жилища трипольцев

Где: с. Легедзино, Тальновский р-н, Черкасская область
Цена вопроса: Входной билет для взрослых — 20 грн.

Что читают с этим материалом сегодня?

Делать вскрытие земли приходится потому, что земельный покров нарастает, скрывая артефакты. Основными причинами этого нарастания являются:

  1. накопление мусора в результате человеческой деятельности;
  2. перенос частиц грунта ветром;
  3. естественное накопление органических веществ в почве (например, в результате гниения листьев);
  4. осаждение космической пыли .

Разрешение на раскопки

Раскопки по своей природе приводят к уничтожению культурного слоя. В отличие от лабораторных экспериментов, процесс раскопок неповторим. Поэтому во многих государствах для производства раскопок требуется особое разрешение.

Раскопки без разрешения в Российской Федерации являются административным правонарушением .

Цель раскопок

Цель раскопок - изучение памятника археологии и реконструкция его роли в историческом процессе. Предпочтительно полное вскрытие культурного слоя на всю его глубину, независимо от интересов конкретного археолога. Однако процесс раскопок очень трудоёмок, поэтому зачастую производят вскрытие лишь части памятника; многие раскопки длятся годами и десятилетиями.

Особым видом раскопок являются так называемые охранные раскопки , которые в соответствии с требованиями законодательства проводят перед строительством зданий и сооружений, так как в противном случае возможно находящиеся на месте строительства археологические памятники будут утеряны безвозвратно .

Археологическая разведка

Исследование объекта раскопок начинается неразрушающими методами, в том числе обмерами, фотографированием и описанием.

Иногда в процессе разведки для измерения толщины и направления культурного слоя, а также с целью поиска объекта, известного из письменных источников, делаются «зондажи» (шурфы) или траншеи. Эти методы портят культурный слой и потому их применение ограничено.

Технология раскопок

Для получения целостной картины жизни в поселении предпочтительно вскрытие одновременно большой сплошной площади. Однако, технические ограничения (наблюдение за разрезами слоя, удаление земли) налагают ограничения на размер раскапываемого участка, так называемого раскопа .

Поверхность раскопа нивелируется с разделением на квадраты (обычно 2х2 метра). Вскрытие ведут пластами (обычно по 20 сантиметров) и поквадратно с применением лопат и иногда ножей. Если на памятнике легко прослеживаются слои, то вскрытие ведётся по слоям, а не по пластам. Также при раскопках построек археологи часто находят одну из стен и постепенно расчищают постройку, следуя за линией стен.

Механизация применяется лишь для удаления грунта, не относящегося к культурному слою, а также для больших курганных насыпей. При обнаружении вещей, погребений или их следов вместо лопат применяются ножи, пинцеты и кисточки. Для сбережения находок из органических веществ используется консервация их прямо в раскопе, обычно с помощью залития их гипсом или парафином. Пустоты, оставшиеся в земле от полностью разрушившихся предметов, заливают гипсом, чтобы получить слепок исчезнувшей вещи.

Изучение далекого прошлого в обязательном порядке сопровождается тщательной фотографической фиксацией всех стадий расчистки археологических остатков. На территории в Российской федерации требования к профессиональным знаниям и навыкам исследователя строго регламентируются «Положением о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчётной документации». Отчет непременно должен содержать:

  • полное описание исследуемого памятника археологического наследия и его топографический план, изготовленный с применением геодезических инструментов;
  • данные о распределении массового материала на вскрытой площадке с приложением статистических таблиц (списков) и рисунков вещей;
  • подробную характеристику методики раскопок, а также каждого изученного захоронения, всех выявленных объектов (тризны, жертвенники, кенотафы, подстилки, подсыпки, кострища и прочее) с указанием размеров, глубин, формы, конструктивных деталей и элементов, ориентировки, нивелировочных отметок;
  • информацию о специальных анализах, выполненных с привлечением антропологов, биологов, геологов и т. д.;
  • разрезы ям и иных углублений с обозначением особенностей их заполнения;
  • стратиграфические профили бровок и стенок;

Важнейшее значение придается качеству прилагаемых чертежей, которые в последнее время все чаще создаются с применением современных компьютерных технологий . Следует указать на необходимость и планиграфических наблюдений.

См. также

Напишите отзыв о статье "Раскопки"

Примечания

Источники

Литература из Исторической энциклопедии:

  • Блаватский В. Д., Античная полевая археология, М., 1967
  • Авдусин Д. A., Археологические разведки и раскопки М., 1959
  • Спицын A. A., Археологические раскопки, СПБ, 1910
  • Crawford О. G. S., Archaeology in the field, L., (1953)
  • Leroi-Gourhan A., Les fouilles préhistoriques (Technique et méthodes), P., 1950
  • Woolley C. L., Digging up the Past, (2 ed), L., (1954)
  • Wheeler R. E. M., Archaeology from the Earth, (Harmondsworth, 1956).

Ссылки

  • // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1908-1913.

Отрывок, характеризующий Раскопки

– Круши, ребята! – приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты.
В дыму, оглушаемый беспрерывными выстрелами, заставлявшими его каждый раз вздрагивать, Тушин, не выпуская своей носогрелки, бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая заряды, то распоряжаясь переменой и перепряжкой убитых и раненых лошадей, и покрикивал своим слабым тоненьким, нерешительным голоском. Лицо его всё более и более оживлялось. Только когда убивали или ранили людей, он морщился и, отворачиваясь от убитого, сердито кричал на людей, как всегда, мешкавших поднять раненого или тело. Солдаты, большею частью красивые молодцы (как и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и вдвое шире его), все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах.
Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось всё веселее и веселее. Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Несмотря на то, что он всё помнил, всё соображал, всё делал, что мог делать самый лучший офицер в его положении, он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека.
Из за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из за свиста и ударов снарядов неприятелей, из за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги, из за вида крови людей и лошадей, из за вида дымков неприятеля на той стороне (после которых всякий раз прилетало ядро и било в землю, в человека, в орудие или в лошадь), из за вида этих предметов у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту. Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик.
– Вишь, пыхнул опять, – проговорил Тушин шопотом про себя, в то время как с горы выскакивал клуб дыма и влево полосой относился ветром, – теперь мячик жди – отсылать назад.
– Что прикажете, ваше благородие? – спросил фейерверкер, близко стоявший около него и слышавший, что он бормотал что то.
– Ничего, гранату… – отвечал он.
«Ну ка, наша Матвевна», говорил он про себя. Матвевной представлялась в его воображении большая крайняя, старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий. Красавец и пьяница первый номер второго орудия в его мире был дядя; Тушин чаще других смотрел на него и радовался на каждое его движение. Звук то замиравшей, то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся ему чьим то дыханием. Он прислушивался к затиханью и разгоранью этих звуков.
– Ишь, задышала опять, задышала, – говорил он про себя.
Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра.
– Ну, Матвевна, матушка, не выдавай! – говорил он, отходя от орудия, как над его головой раздался чуждый, незнакомый голос:
– Капитан Тушин! Капитан!
Тушин испуганно оглянулся. Это был тот штаб офицер, который выгнал его из Грунта. Он запыхавшимся голосом кричал ему:
– Что вы, с ума сошли. Вам два раза приказано отступать, а вы…
«Ну, за что они меня?…» думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника.
– Я… ничего… – проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. – Я…
Но полковник не договорил всего, что хотел. Близко пролетевшее ядро заставило его, нырнув, согнуться на лошади. Он замолк и только что хотел сказать еще что то, как еще ядро остановило его. Он поворотил лошадь и поскакал прочь.
– Отступать! Все отступать! – прокричал он издалека. Солдаты засмеялись. Через минуту приехал адъютант с тем же приказанием.
Это был князь Андрей. Первое, что он увидел, выезжая на то пространство, которое занимали пушки Тушина, была отпряженная лошадь с перебитою ногой, которая ржала около запряженных лошадей. Из ноги ее, как из ключа, лилась кровь. Между передками лежало несколько убитых. Одно ядро за другим пролетало над ним, в то время как он подъезжал, и он почувствовал, как нервическая дрожь пробежала по его спине. Но одна мысль о том, что он боится, снова подняла его. «Я не могу бояться», подумал он и медленно слез с лошади между орудиями. Он передал приказание и не уехал с батареи. Он решил, что при себе снимет орудия с позиции и отведет их. Вместе с Тушиным, шагая через тела и под страшным огнем французов, он занялся уборкой орудий.
– А то приезжало сейчас начальство, так скорее драло, – сказал фейерверкер князю Андрею, – не так, как ваше благородие.
Князь Андрей ничего не говорил с Тушиным. Они оба были и так заняты, что, казалось, и не видали друг друга. Когда, надев уцелевшие из четырех два орудия на передки, они двинулись под гору (одна разбитая пушка и единорог были оставлены), князь Андрей подъехал к Тушину.
– Ну, до свидания, – сказал князь Андрей, протягивая руку Тушину.
– До свидания, голубчик, – сказал Тушин, – милая душа! прощайте, голубчик, – сказал Тушин со слезами, которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза.

Ветер стих, черные тучи низко нависли над местом сражения, сливаясь на горизонте с пороховым дымом. Становилось темно, и тем яснее обозначалось в двух местах зарево пожаров. Канонада стала слабее, но трескотня ружей сзади и справа слышалась еще чаще и ближе. Как только Тушин с своими орудиями, объезжая и наезжая на раненых, вышел из под огня и спустился в овраг, его встретило начальство и адъютанты, в числе которых были и штаб офицер и Жерков, два раза посланный и ни разу не доехавший до батареи Тушина. Все они, перебивая один другого, отдавали и передавали приказания, как и куда итти, и делали ему упреки и замечания. Тушин ничем не распоряжался и молча, боясь говорить, потому что при каждом слове он готов был, сам не зная отчего, заплакать, ехал сзади на своей артиллерийской кляче. Хотя раненых велено было бросать, много из них тащилось за войсками и просилось на орудия. Тот самый молодцоватый пехотный офицер, который перед сражением выскочил из шалаша Тушина, был, с пулей в животе, положен на лафет Матвевны. Под горой бледный гусарский юнкер, одною рукой поддерживая другую, подошел к Тушину и попросился сесть.

Профессия археолога в первую очередь требует железных нервов и выдержки. Проводя исследования ученные порой достают из-под земли вещи, от которых замирает сердце. Помимо древней посуды, одежды и писаний они находят останки животных и людей. Предлагаем узнать о самых страшных археологических раскопках.

Кричащие мумии

Египет полон загадок и тайн, многие из которых уже были разгаданы. Изучая гробницы, в 1886 году, исследователь Гастон Масперо наткнулся на необычную мумию. В отличие от остальных тел, найденных ранее, она была просто завернута в овечью шкуру. А ее лицо было искривлено в страшней гримасе, при этом у жуткой мумии был открыт рот. Ученые выдвигали разные версии, среди которых было отравление, захоронение египтянина живьем. На самом деле все оказалось довольно просто. При заматывании тела, рот также привязывали веревкой. Видимо плохое крепление приводило к тому, что веревка спадала, и челюсть ничем не удерживаемая падала вниз. В результате тело приобретало такой жуткий вид. И по сей день, археологи находят таких мумий, которых по-прежнему называют кричащими.

Безголовые викинги


В 2010 году список самых страшных археологических раскопок пополнили ученые, проводившие работы в графстве Дорсет. Группа надеялась найти хозяйственный инвентарь предков, их одежду, рабочие инструменты, чтобы пополнить исторические данные об их быте. Но, то на что они наткнулись, привело их в ужас. Ученые обнаружили останки человеческих тел, но без голов. Черепа находились неподалеку от могилы. Внимательно их изучив, археологи пришли к выводу, что это останки викингов. При этом черепов не хватало. Поэтому можно сделать вывод, что несколько голов каратели прихватили, в качестве трофея. Захоронение 54 викингов произошло в 8-9 веке.

Неизвестное существо


Ученые-аматоры, совершая прогулку по Национальному парку в Новой Зеландии, наткнулись на карстовую пещеру. Юные археологи решили ее посетить. Гуляя по коридорам пещеры группа увидела скелет, который хорошо сохранился, но представлял собой жуткое зрелище. Довольно крупное тело имело грубую кожу, клюв, огромные когти. Совершенно не понимаю, откуда взялось это чудище, ребята в срочном порядке покинули пещеру. Дальнейшие исследования показали, что это были останки древней птицы моа. Некоторые ученые уверены, что она еще живет на планете, просто прячется от людей.

Хрустальный череп


Археолог Фредерик Митчелл Хеджес, прогуливаясь по джунглям Белиза, сделал потрясающее открытие. Им был найден череп, изготовленный из горного хрусталя. Находка по весу затянула на 5 кг. Племена, жившие неподалеку, утверждают, что череп – это наследие племени майя. Всего их разбросано по миру 13 шт., а тому, кто соберет всю коллекцию, станут доступны тайны мироздания. Правда это или нет неизвестно, но тайна черепа не раскрыта по сей день. Удивительно, то что изготовлен он по технологии, которая противоречит известным человечеству химическим и физическим законам.

mob_info