Проект «Цветные пейзажи. Творческая работа "пейзаж и его выразительные возможности в изобразительном искусстве Пейзажа в изобразительном искусстве проект

Анастасия Шаронова
Творческий проект по изобразительной деятельности «Времена года»

Творческий проект

«Времена года »

Подготовила : Шаронова Анастасия Геннадьевна – воспитатель подготовительной к школе группы МДОУ «Детский сад «Морозко» п. Приозёрный»

Цель : способствовать развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с особенностями живописного пейзажа и использования нетрадиционных техник его изображения .

Задачи :

Продолжать знакомить с особенностями пейзажной живописи;

Учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать её красоту, ощущать гордость за ту землю, на которой они живут, которую воспевают в своих произведениях художники, поэты и композиторы;

Учить понимать замысел произведения художника и развивать умение видеть средства выразительности, использованные им для передачи чувств и настроений (многообразие цветовой гаммы, особенности композиции) ;

Расширять и активизировать словарь детей, наличие в нём оценочных эмоционально-эстетических слов, искусствоведческих терминов;

Способствовать полихудожественному развитию детей, подводя их к установлению взаимосвязей между художественными образами изобразительного искусства , музыки, поэзии;

Учить использовать полученные знания в собственном творчестве ;

Совершенствовать применение детьми нетрадиционных способов рисования;

Расширить представление детей о периодической сменяемости времён года и месяцев ;

Обеспечить участие семьи в воспитательном развитии интереса у детей к художественному искусству.

Нормативно-правовое обеспечение :

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ) ;

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООПДО) ;

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

СанПин 2.4.1.2660-10;

Закон «Об образовании ЯНАО» ;

Устав МДОУ.

Участники проекта :

Дети подготовительной к школе группы;

Музыкальный руководитель;

Родители воспитанников.

Срок реализации проекта :

1 этап : организационный (сентябрь 2015г.)

3 этап : обобщающий (май 2015г.)

Гипотеза : если образовательный процесс по изобразительной деятельности в ДОУ будет организован с учётом использования не только стандартного набора изобразительных материалов , но и самых необычных способов и средств изображения , то будут достигнуты более высокие результаты развития художественно-творческих способностей детей . Знакомство детей с особенностями пейзажной живописи будет способствовать тому, чтобы полученные сведения дети использовали в своём изобразительном творчестве . А расширение представления о пейзаже не только с ярко выраженными сезонными изменениями природы, но и в промежуточных, межсезонных её состояниях (например, начало осени, золотая осень, поздняя осень) помогут закрепить знания детей о периодической сменяемости времён года и месяцев .

Актуальность : изобразительная деятельность приносит много радости. Но, учитывая огромный потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей .

Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира, в последнее время в дошкольных учреждениях активно развивается такая форма дополнительного образования, как «Нетрадиционные техники рисования» . Здесь включаются в образовательный процесс самые необычные способы и средства изображения : штампы из различных материалов, ватная палочка, нитки, зубная щётка, губка и многое другое.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность , содержание, формы, методы и приёмы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские творческие способности . Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества , проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Нетрадиционное рисование позволяет ребёнку создавать множество образов, изменять их по своему желанию, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями . Не обязательно обладать художественными навыками, чтобы изобразить шедевр используя нестандартные материалы для рисования (например, рисование пейзажа путём оттиска листьями деревьев или с применением техники сырой бумаги, акварели и соли). В итоге, занятия нетрадиционными техниками рисования способствуют развитию всесторонне развитой, уверенной в своих силах творческой личности .

Новизна :

Синтез изображения пейзажа с нетрадиционными техниками рисования;

Экспериментирование с различными материалами в изобразительной деятельности , в процессе чего дети приходят к пониманию того, что нетрадиционную технику исполнения можно применять при создании определенных изобразительно -выразительных образов-типов (пышной листвы деревьев, используя губку и акварель; извилистых деревьев, используя технику выдувания краски трубочкой и пр.).

Активное применение «Открытости наружу» детского сада (организация взаимодействия с такими социальными институтами, как - Детская школа искусств, Культурно-досуговый центр) и «Открытости внутрь» (организация взаимодействия с родителями в форме мастер-классов, подготовка уголка «Библиотека для родителей» , оформление выставок рисунков в детском саду и на официальном сайте, консультации).

Вид проекта : творческий .

Ожидаемые результаты :

Положительная динамика художественно-творческого развития воспитанников группы;

Дети умеют видеть средства выразительности, используемые художниками в пейзажной живописи при написании картины;

Используют полученные знания о нетрадиционных техниках рисования в собственном творчестве ;

Высокие результаты сформированности знаний у детей о периодической сменяемости времён года и месяцев ;

Активность, заинтересованность родителей в организации совместной деятельности с педагогами и детьми ДОУ.

Ожидаемый продукт :

Картотека игр (сенсорных, дидактических, художественно-развивающих) и разработка игр в программе SMART Notebook;

Выставка творческих работ ;

Уголок «Библиотека для родителей» и консультации;

Сборник стихотворений русских поэтов «Времена года » .

Этапы реализации проекта .

Три основных направления :

Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами

Образовательная деятельность в режимных моментах и в процессе организации различных видов детской деятельности ;

Совместная деятельность со взрослым ;

Самостоятельная деятельность .

Работа проходит в форме :

Специально организованных занятий, игр, наблюдений, экскурсий, рассматривания репродукций, чтения художественной литературы, художественного творчества с использованием нетрадиционных техник. Педагогическое просвещение и приобщение к совместной творческой деятельности с детьми в форме :

Консультаций;

Мастер-класса;

Организации уголка «Библиотека для родителей» ;

Оформления сборника стихотворений русских поэтов «Времена года » . Повышение педагогической компетентности в данном направлении и организация взаимодействия с музыкальным руководителем в форме :

Выступлений на педсоветах и на районном методическом объединении;

Консультаций музыкального руководителя;

Подбора музыкальных произведений на тему «Времена года » с музыкальным руководителем.

Образовательная деятельность осуществлялась в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности .

Данный этап проекта строился на основе интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

Например, в рамках художественного творчества дети знакомились с особенностями пейзажного жанра в изобразительном искусстве и рисовали его, используя нетрадиционные техники. Организована совместная деятельность , как педагога с воспитанниками, так и родителей с детьми дома по чтению художественной литературы, а именно стихотворений русских поэтов по теме «Времена года » . Расширение и активизация словаря детей, наличие в нём оценочных эмоционально-эстетических слов, искусствоведческих терминов, которые дети смогут использовать в своих суждениях о художественных картинах, способствует развитию знаний и навыков детей в образовательной области – коммуникация. В рамках образовательной области «Музыка» организовано прослушивание музыкальных композиций, которые помогают воспринимать образы природы.

Литература :

Знакомим с пейзажной живописью (Большое искусство – маленьким) : Учебно-наглядное пособие /Авт. -сост. Н. А. Курочкина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001г.

Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.

Петухова О. А. Экспериментирование с изобразительными материалами

Ремезова Л. А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 6-7 лет : Методика. – М.: ШКОЛЬНАЯ ПРЕССА, 2006.

Софронова Т. И. Игры, развивающие изобразительные способности творческое воображение . // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2008г., №12.

Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль : Академия развития, 2006. (Детский сад : день за днём. Практическое приложение) .

Курсовая работа

По дисциплине

«Методика ИЗО»

Методика работы над живописным

изображением пейзажа.

Студентки III курса, группы 35ж.

Специальность 070901

Специализация - Станковая живопись

Выдриной Елены Андреевны

Оценка: _______ / ________________

Руководитель_____/_______________
(подпись) (Ф.И.О.)
«______»__________ 20___ г.

Бендеры, 2015г.


Введение.

1. Пейзаж как жанр изобразительного искусства.

2. Методика работы над пейзажем.

2.1 Работа над пейзажем в различных материалах (гуашь, акварель).

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

План – конспект урока.


Введение.

Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая среда создают неисчерпаемую гармонию красок. Все в природе естественно, целесообразно, красиво. Воздействие природы на человека, глубокие переживания и мысли, которые она вызывает, способствовало появлению в изобразительном искусстве жанра - пейзаж.
Я считаю, что живописный пейзаж – один из необходимых этапов обучения. Живописная практика помогает прочувствовать цветовые особенности определенного состояние природы, ее пластические характеристики и передать это в колористическом единстве этюда пейзажа. Рисование с натуры учит сознательно работать на уроках, воспитывает у учеников организованность и внимание, развивает пространственное мышление и воображение, позволяет им глубже понять красоту и закономерности строения окружающей природы. Так же пейзаж ученики изображают в большинстве случаев при выполнении тематических рисунков.
Для того чтобы добиться положительных результатов работы, необходимо так руководить изобразительной деятельностью школьника, чтобы он на каждом этапе видел свои успехи. Это может быть достигнуто расчленением сложной изобразительной задачи на ряд простых и вполне доступных ребёнку маленьких задач.



Таким образом, изображение природы на уроках изобразительного искусства в школе способствует развитию личностных качеств школьника, эстетическому и нравственному развитию, любви к окружающему миру.
Цель курсовой работы: изучить особенности преподавания темы «Пейзаж».

Объект исследования: образовательный процесс на уроках ИЗО.

Предмет исследования: методы и приемы обучения школьников изображения пейзажа.
Под методом обучения понимается способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость. Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся. В педагогической литературе встречается также термин «прием». Прием обучения – это отдельные моменты, из которых складывается метод обучения. Из совокупности приемов и методов обучения, объединенных общим направлением, складывается система обучения.
Конечной целью моей работы будет разработка конспекта урока по теме «Осенний пейзаж родной земли».


Пейзаж как жанр изобразительного искусства.

Пейзаж – жанр изобразительно искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный – ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии – марина.
Пейзаж может носить исторический, географический, фантастический, лирический, эпический характер. Например, пейзажи И. Левитана часто именуются «пейзажем настроения». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояние тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и т.д. Поэтому художник передает объемную форму предметов обобщенно, без тщательной проработки деталей, трепетными живописными пятнами. Так написаны им в 1895 году картины «Март» и «Золотая осень», знаменующие высшую точку в развитии русского мирового пейзажа.
Благодаря И. Шишкину, сумевшему создать на своих полотнах обобщенный эпический образ русской природы, русский пейзаж поднялся до уровня глубоко содержательного и демократического искусства («Рожь», «Корабельная роща»). Бескрайние просторы полей, колышущееся под свежим ветром море колосьев, лесные дали на картинах И. Шишкина порождают мысли о величие и мощи русской природы.
Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведениях других жанров. Художник не только стремиться точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и передает свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью.
Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита в рельефах и росписях стран Древнего Востока и Древней Греции, преимущественно в сценах войн, охоты и рыбной ловли, содержатся отдельные элементы пейзажа, особенно умножившиеся и конкретизированные в древнеегипетском искусстве эпохи Нового царства. Широкое распространение пейзажные мотивы получили в искусстве Крита XVI-XV вв. до н.э. (см. Эгейское искусство), где впервые достигалось впечатление эмоционально убедительного единства фауны, флоры и природных стихий. Пейзажные элементы древнегреческого искусства обычно неотделимы от изображения человека; несколько большей самостоятельностью обладал эллинистический и древнеримский пейзаж, включавший элементы перспективы (иллюзионистические росписи, мозаики, так называемые живописные рельефы). Для этой эпохи характерен образ природы, воспринимаемой как сфера идиллического существования человека и богов. В средневековом искусстве Европы элементы пейзажа (особенно виды городов и отдельных зданий) нередко служили средством условных пространств, построений (например, «горки» или «палаты» в русских иконах), в большинстве случаев превращаясь в лаконичные указания на место действия. В ряде композиций ландшафтные детали складывались в умозрительно - теологические схемы, отражавшие средневековые представления о Вселенной.
В средневековом искусстве стран мусульманского Востока элементы пейзажа были представлены первоначально весьма скупо, если не считать редких образцов, основанных на эллинистических традициях. С XIII-XIV вв. они занимают всё более значительное место в книжной миниатюре, где в XV-XVI вв. в произведениях тебризской школы и гератской школы пейзажные фоны, отличающиеся сияющей чистотой красок, навевают представление о природе как замкнутом волшебном саде. Большой эмоциональной силы достигают ландшафтные детали в средневековом искусстве Индии (особенно в миниатюрах начиная с могольской школы), Индокитая и Индонезии (например, образы тропического леса в рельефах на мифологические и эпические темы). Исключительно важное положение занимает пейзаж как самостоятельный жанр в живописи средневекового Китая, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением мирового закона (дао); эта концепция находит прямое выражение в пейзаже типа «шань-шуй» («гуры-вуды»). Японский пейзаж, сформировавшийся к XII-XIII вв. и испытавший сильное влияние китайского искусства, отличается обостренной графичностью, тяготением к выделению отдельных, наиболее выигрышных в декоративном отношении мотивов, наконец, более активной ролью.
Как самостоятельный жанр пейзаж окончательно сформировался в XVII веке. Его создали голландские живописцы. Еще в XVI веке художники обратились к натуре (П. Брейгель в Нидерландах). Особый расцвет пейзажной живописи наблюдался в XVII – XVIII веках (Рубенс во Фландрии, Рембрандт и Рейсдал в Голландии, Пуссен, К. Лоррен во Франции). Были созданы системы валеров, световоздушная перспектива. В XIX веке творческие открытия мастеров пейзажа, завоевание пленэрной живописи (К. Коро во Франции, А.А. Иванов, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов в России) продолжили импрессионисты (Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар во Франции, К. Коровин, И. Грабарь в России) открывшие новые возможности в передаче изменчивости световоздушной среды, неуловимых состояний природы, богатства красочных оттенков.
Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, в различных климатических условиях, при солнечном и лунном освещении, но и передает чувства и настроения. В основе любого из художников писавших пейзажи – реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное – это индивидуальность художника. Он рисует не натуру, а передает свое внутренние состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приемы, индивидуальное отношение к цвету.

Проект для старших дошкольников ДОУ «Цветные пейзажи»

Автор проекта – Аксенова Жанна Петровна, воспитатель МКДОУ "Бородинский д/с "Теремок".
Цель проекта. Знакомить детей с пейзажной живописью, способствовать их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывать доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, побуждать горячее чувство любви к своему краю. Доставить детям радость и вдохновение на творчество.
Одним из направлений по созданию условий для развития личности является художественное воспитание и развитие. Формировать у детей представлений о детей. Оно осуществляется через следующие задачи:
1. Формировать у детей представления о пейзажной живописи.
2. Учить использовать полученные знания в собственном творчестве, создавая выразительный пейзаж, используя соответствующий изобразительные материалы.
3. Развивать творческие способности, эстетический вкус.
4. Обеспечить участие семьи в воспитательном развитии интереса к художественному искусству.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Сроки реализации: сентябрь-июль.
«Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается»,- так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой- всем прекрасным, чем сможем! Природа может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать!
Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства- явления эмоционально- образного по своей сути. Специфика изобразительного искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения иного воспитания развития подрастающего поколения. На занятиях изобразительным искусством мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоционально- образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно – творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.
Ребенок – художник наблюдает за природой, в творчестве выражает свое видение того, что в ней происходит. Педагог помогает ребенку « открыть глаза» на видимый им мир.
Природа может выступать роли Художницы или прекрасной Волшебницы, которая творит видимый мир по законам красоты гармонии. Создать соответствующую замыслу атмосферу занятия поможет привлечение художественно- образных средств других искусств: музыки, живописи и литературы.
Художественный пейзаж раскрывает поэзию природы, учит видеть ее красоту, обогащает наши представления.
Искусство пейзажа никогда не было оторвано от жизни, ее социальных законов от человека. Богатство содержания, красота и разнообразие пейзажа нашей Родины делает его важным средством эстетического воспитания подрастающего поколения. Дети способны воспринимать образный язык искусства и чувствовать красоту природы. Но многое в формировании в выявлении переживаний зависит от того, как направляется и осуществляется их эстетическое развитие.
Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение, ее красоте, побуждает искренне, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.
Дети и художники знают, что самый лучший портрет природы можно создать лишь в сотворчестве с ней.
Распределение деятельности по проекту «Цветные пейзажи»
Взаимодействие с детьми:
Цель: прививать любовь к прекрасному; обогащать духовный мир; развивать воображение; воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Воспитателя:
Цель: повышение педагогической компетентности в данном направлении, поиск путей реализации задач.
Музыкальным руководителем:
Цель: взаимосвязано поставить работу по созданию условий для получения детьми целостного представления о мире, возможностях для максимального творческого самовыражения в любом виде деятельности.
Родителями:
Цель: педагогическое просвещение и приобщение к совместной творческой деятельности с детьми.
Формы работы.
С детьми:
специально организованные занятия, игры, наблюдения, экскурсии, рассматривание репродукций, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Воспитателем:
Организация развивающей среды, консультации, практикум, подбор развивающего инструментария (игры, литература, упражнения, репродукции картин).
Музыкальным руководителем:
Интегрированные занятия. Подбор репродукций картин, фонограмм музыкальных произведений, изобразительного материала.
Родителями:
Консультации, беседы с родителями о важности данной проблемы, оформление папок – передвижек, открытые занятия с детьми, выставки детского творчества, семейное творчество.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.
Проект « Цветные пейзажи» состоит из мини проектов, посвященным временам года: « Осенние мелодии», « Зимние напевы», « Весенняя трель», «Музыка лета».

Мини проект «Осенние мелодии».

Наблюдения на прогулках.
Рассматривание различных деревьев их строение, формы, цветовой характеристики; наблюдения за осенними изменениями в природе.
Цель. Учить узнавать и называть приметы осени.
Экскурсия в сквер.
Учить видеть красоту осенней природы, рассматривая деревья и кустарники в осеннем убранстве.
Труд в природе.
Сбор природного материала; подготовка материала к работе.
Цель. Показать значимость детской деятельности. Поощрять инициативу и самостоятельность.
Игровая деятельность.
Дидактические игры:
«Подбери краски для художника».
Цель.
Упражнять в составлении на палитре цветосочетания, близкие колориту картины.
«Собери пейзаж».
Цель.
Учить по собственному замыслу составления осеннего пейзажа.

Разучивание стихотворений об осени: В. Авдиенко «Осень», А.Плещеев « Скучная картина…», И.Бунин « Листопад». Чтение рассказа М. Соколов-Микитов « Осень в лесу».
Цель. Развивать интерес детей к художественной литературе. Совершенствовать умение детей выразительно читать стихотворения.
Знакомство с искусством.
Рассматривание репродукций картин: И.Левитан «Золотая осень», И. Остроухов « Золотая осень», Е. Волкова « Октябрь» , И. Остроухов «Осень», И. Бродский «Осенние листья».
Цель. Вызывать у детей восхищение красотой природы и картинами создаваемыми художниками.

Рисование на темы: «Лес в осеннем уборе», «Золотая осень», «Осень может быть разной», «Поздняя осень».
Цель. Учить отражать в рисунке осенние впечатления, передавать ее колорит.
Аппликация из осенних листьев: гербарий – гороскоп «Знаки зодиака».
Цель. Воспитывать навыки коллективной работы. Развивать чувство композиции.
Интегрированное занятие: « Вальс осенних листьев»
Цель. Научить воспринимать образы природы, передаваемые в поэзии, музыки, изобразительном искусстве.
Художественный труд.
Коллективная работа по изготовлению книги «Четыре художника».
Цель. Развивать умение задумывать содержание своей работы работать совместно доводить начатое до конца. Развивать творчество.
Изготовление пейзажной композиции из природного материала и пластилина « Времена года - осень», «На лесной опушке».
Цель. Развивать творчество, фантазию, воображение детей. Учить задумывать сюжет, считаться с мнением других.

Мини проект "Зимние напевы".

Наблюдения на прогулках.
Наблюдения за зимними явлениями в природе: цветом снега, неба, деревьями покрытые снегом.
Экскурсия в сквер.
Рассматривание зимних пейзажей.
Цель. Учить отмечать изменения, происходящие в природе.
Знакомство с художественной литературой.
Разучивание стихотворений:
А.Пушкин « Идет волшебница зима»,
С.Есенин «Поет зима - аукает»,
И. Суриков «Белый снег пушистый».
Чтение рассказа В.В.Волина «Каким бывает снег».
Цель. Развивать у детей творческий подход к изображению окружающего мира через поэтические произведения о природе.
Игровая деятельность.
Проведение дидактических игр:
«Художники реставраторы ».
Цель. Развивать у детей творческое воображение, умение составлять зимний пейзаж из частей по образцу.
« Вижу – дорисовываю»
Цель. Развивать у детей творческое воображение.
Знакомство с искусством.
Рассматривание картин: И.Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца»; И.И. Шишкин «Зима»; А.К.Коровина «Зимой»; А. Пластов «Первый снег».
Цель. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа; развивать художественное восприятие пейзажных картин.
Детское художественное творчество.
Рисование на темы: «Дремлет лес под сказку сна»; « Какая она, зимушка – зима?»;
Лепка «Зимний денек».
Аппликация и рисование «Синий зимний вечер и лунная зимняя ночь».
Цель. Развивать художественные навыки. умения замыслить пейзаж и найти средства выразительности для создания образа природы.
Интегрированное занятие «Какая она зима?»
Цель. Развивать умения давать эстетические оценки, суждения соотносить по настроению, образы живописи, музыки, поэзии, художественных произведений.
Художественный труд.
Продолжать коллективную работу по изготовлению книги «Четыре художника» (рисование, аппликация).
Составление пейзажной композиции из природного материала «Времена года – зима».

Мини проект"Весенняя трель".

Ежедневные наблюдения за погодой.
Наблюдения за цветом неба, солнца, тающего снега, пробуждением деревьев и кустов от зимнего сна.
Экскурсия в сквер.
Рассматривание весенних цветов- подснежников, мать-и-мачехи; рассматривание весеннего наряда деревьев и кустов, цвета листьев.
Цель. Развивать умение замечать и называть изменения, происходящие в природе. Уточнить представления детей о признаках весны.
Знакомство с художественной литературой.
Разучивание стихотворений:
А.Плещеев « Травка зеленеет…»; А.Пушкин «Гонимы вешними лучами…»; Ф. Тютчев «Весенние воды»; А.Майков « Весна».
Чтение рассказа В. В. Волина « Голубые потоки весны».
Цель. Обогащать и разнообразить содержание детских рисунков через поэзию и рассказы о природе.
Игровая деятельность.
Игра «Галерея картин»
Цель. Учить рассматривать картины, видеть главное; отличать пейзажи от других видов живописи; развивать память, внимание, мышление.
Игра «Найди картину по эскизу».
Цель. Развивать целостность художественного видения; устанавливать взаимосвязь явлений, объектов в линейной перспективе.
Знакомство с искусством.
Рассматривание картин:
А.К.Саврасов « Грачи прилетели»; И.И.Левитан
«Весна. Большая вода»; А.А.Рылов «Зеленый шум».
Цель. Формировать представления о пейзажной живописи. Развивать способность видения единства содержания и средств художественной выразительности живописи.
Детское художественное творчество.

Рисование на темы: «Ранняя весна»; «Пришла весна-веснушка, весенняя гостьюшка»; «Ласковая весна»; «Вот уже на проталинках весенних появились первые цветочки»; «Идет- гудет зеленый шум».
Лепка на темы:
«Весна пришла»; «Цветущая весна»;
Цель. Вызвать у детей отклик на весеннее радостное оживление природы. Учить использовать полученные знания в собственном творчестве, создавая выразительный образ наступившей весны.
Интегрированное занятие:
«Весенние фантазии».
Цель. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусство. Знакомить с различными способами создания художественного образа (литература, музыка, изобразительная деятельность).
Художественный труд.
Коллективное изготовление книги «Четыре художника» (рисование, аппликация).
Составление пейзажной композиции из природного материала «Времена года - весна».

Мини проект "Музыка лета".

Ежедневные наблюдения на прогулке.
Наблюдения за солнцем, небом и облаками, ветром, дождем, грозой и радугой, деревьями и кустарниками, растениями.
Цель. Дать представления о состоянии погоды летом.
Целевая прогулка на луг.
Рассмотреть растения,какого они цвета, формы поговорить о их строении, о пользе цветов.
Цель. Познакомить с цветущими травянистыми растениями.
Знакомство с художественной литературой.
Разучивание стихотворений:
С.Есенин «С Добрым утром»; И.Никитин «В небе радуга сияет», «Чудесный летний день»; Ф.И.Тютчев «Летний вечер».
Цель. Воспитывать любовь к природе через пейзажную лирику и прозу.
Игровая деятельность.
Игра « Экскурсия в музей».
Цель. Учить выражать свое отношение к картине, высказывать свое мнение, объяснить свой выбор.
Игра «Что лишнее».
Цель. Закрепить знания о пейзаже и умение отличать его от других жанров.
Знакомство с искусством.
Рассматривание картин:
«Радуга» А.К.Саврасов, А.И.Куинджи, И.И.Шишкин «Рожь», «Березовая роща», «Утро в сосновом бору», Ф.Васильев «Мокрый луг».
Цель. Учить анализировать произведения пейзажной живописи, видеть единство замысла художника и найденных им средств выразительности.
Детское художественное творчество.
Рисование на темы:
«Лето наступило», «Лето красное», «Летний пейзаж», «Краски лета».
Лепка:
«Цветущий луг».
Развлечение «Лето, ах лето!».
Цель. Доставить детям радость от встречи с поэтическим, музыкальным, изобразительным образом.
Художественный труд.
Коллективная работа по изготовлению книги о пейзажах «Четыре художника » (рисование и аппликация).
Составление композиции
из природного материала «Времена года - лето».

В течение года мы рассмотрели все времена года: характерные признаки, особенности. Дети наблюдали за природой и свои знания, полученные при этом, воплощали в проектах.
В процессе работы над данным проектом дети занимались продуктивными видами деятельности, направленными на развитие связной речи, на основе средств развития мелкой моторики: лепкой, аппликацией, рисованием. И дети испытывали разнообразные чувства: радовались красивому изображению, которое создавали сами, огорчались, если что-то не получалось. Но самое главное; создавая коллективный проект, дети приобретали различные знания; уточняли и углубляли представления об окружающем мире. В процессе работы они начинали понимать свойства предметов, запоминать их характерные особенности и детали.
В ходе работы дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.
Все это способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям; понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума (экскурсии, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела). В перспективе работа над данным проектом будет усложнена и продолжена.
В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Несмотря на свой педагогический стаж, каждый раз убеждаюсь, что повторение невозможно. Каждый ребенок неповторим, неповторимо и то, что мы делаем как педагоги, мы не можем и не сможем провести то, что уже проводили с предыдущими детьми. Остаются только опыт и знания. Зачем повторяться? Придет новая сказка, новая игра, новое открытие чудесного мира в ярких, живых красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя.

Выставки детских работ
Книжка самоделка "Четыре художника"
Композиции из природного материала

Цель проекта . Знакомить детей с пейзажной живописью, способствовать их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывать доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, побуждать горячее чувство любви к своему краю. Доставить детям радость и вдохновение на творчество.

Интеграция : музыка, чтение художественной литературы, познание.

Одним из направлений по созданию условий для развития личности является художественное воспитание и развитие. Оно осуществляется через следующие задачи :

1. Формировать у детей представления о пейзажной живописи.

2. Учить использовать полученные знания в собственном творчестве, создавая выразительный пейзаж, используя соответствующий изобразительные материалы.

3. Развивать творческие способности, эстетический вкус.

4. Обеспечить участие семьи в воспитательном развитии интереса к художественному искусству.

Участники проекта : Дети старшего дошкольного возраста; Руководитель изостудии; Музыкальный руководитель; Воспитатели; Родители.

Сроки реализации : сентябрь-август.

«Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается»,- так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой-всем прекрасным, чем сможем! Природа может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать!

Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства- явления эмоционально- образного по своей сути. Специфика изобразительного искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения иного воспитания развития подрастающего поколения. На занятиях изобразительным искусством мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоционально- образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно - творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.

Ребенок - художник наблюдает за природой, в творчестве выражает свое видение того, что в ней происходит. Педагог помогает ребенку « открыть глаза» на видимый им мир.

Природа может выступать роли Художницы или прекрасной Волшебницы, которая творит видимый мир по законам красоты гармонии. Создать соответствующую замыслу атмосферу занятия поможет привлечение художественно-образных средств других искусств: музыки, живописи и литературы.

Художественный пейзаж раскрывает поэзию природы, учит видеть ее красоту, обогащает наши представления.

Искусство пейзажа никогда не было оторвано от жизни, ее социальных законов от человека. Богатство содержания, красота и разнообразие пейзажа нашей Родины делает его важным средством эстетического воспитания подрастающего поколения. Дети способны воспринимать образный язык искусства и чувствовать красоту природы. Но многое в формировании в выявлении переживаний зависит от того, как направляется и осуществляется их эстетическое развитие.

Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение, ее красоте, побуждает искренне, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.

Дети и художники знают, что самый лучший портрет природы можно создать лишь в сотворчестве с ней.

Распределение деятельности по проекту «Цветные пейзажи»

Взаимодействие с

воспитателем

музыкальным

руководителем

родителями

Цель: прививать

прекрасному;

обогащать

духовный мир;

развивать

воображение;

воспитывать

эстетическое

отношение к

окружающей

действительности

Цель:

повышение

педагогической

компетентности в

направлении,

поиск путей

реализации задач

Цель:

взаимосвязано

поставить работу

по созданию

условий для

получения детьми

целостного

представления о

возможностях для

максимального

творческого

самовыражения в

любом виде

деятельности

Цель:

педагогическое

просвещение и

приобщение к

совместной

творческой

деятельности с

Формы работы

Специально

организованные

занятия, игры,

наблюдения,

экскурсии,

рассматривание

репродукций,

художественной

литературы,

художественное

творчество.

Организация

развивающей

консультации,

практикум,

развивающего

инструментария

литература,

упражнения,

репродукции

Интегрированные

занятия. Подбор

репродукций

фонограмм

музыкальных

произведений,

изобразительного

материала.

Консультации,

родителями о

важности данной

проблемы,

оформление

передвижек,

открытые занятия

с детьми,

выставки

детского

творчества,

семейное

творчество.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.

Проект «Цветные пейзажи» состоит из мини проектов, посвященных временам года: «Осенние мелодии», «Зимние напевы», «Весенняя трель», «Музыка лета».

Название

мини проекта

Формы работы

«Осенние мелодии».

Наблюдения на прогулках.

Экскурсия в сквер.

Труд в природе.

Игровая

деятельность.

Знакомство

художественной

литературой.

Знакомство с искусством

Детское

художественное

творчество.

Художественный

труд.

Рассматривание различных деревьев их строение, формы, цветовой

характеристики; наблюдения за осеннимиизменениями в природе.

Цель. Учить узнавать и называть

приметы осени.

Учить видеть красоту осенней природы,рассматривая деревья и кустарники восеннем убранстве.

Сбор природного материала; подготовкаматериала к работе.

Цель. Показать значимость детской

деятельности. Поощрять инициативу и

самостоятельность.

Дидактические, игры:

«Подбери краски для художника».

Цель.

Упражнять в составлении на палитре цветосочетания, близкие колориту картины.

«Собери пейзаж».

Цель.

Учить по собственному замыслу составления осеннего пейзажа.

Разучивание стихотворений об осени: В.Авдиенко «Осень», А.Плещеев « Скучная картина...», И.Бунин « Листопад». Чтение рассказа М. Соколов- Микитов « Осень в лесу».

Цель. Развивать интерес детей к художественной литературе.

Совершенствовать умение детей выразительно читать стихотворения.

Рассматривание репродукций картин: И.Левитан «Золотая осень», И. Остроухов « Золотая осень», Е. Волкова « Октябрь» , И. Остроухов «Осень», И. Бродский «Осенние листья».

Цель. Вызывать у детей восхищение красотой природы и картинами создаваемыми художниками.

Рисование на темы: «Лес в осеннем уборе», «Золотая осень», «Осень может быть разной», «Поздняя осень».

Цель. Учить отражать в рисунке осенние впечатления, передавать ее колорит.

Аппликация из осенних листьев:

гербарий - гороскоп «Знаки зодиака».

Цель. Воспитывать навыки

коллективной работы. Развивать чувство композиции.

Интегрированное занятие: «Вальс

осенних листьев»

Цель. Научить воспринимать образы природы, передаваемые в поэзии, музыки, изобразительном искусстве.

Коллективная работа по

изготовлению книги «Четыре

художника».

Цель. Развивать умение задумывать

совместно доводить начатое до конца. Развивать творчество.

Изготовление пейзажной

композиции из природного

материала и пластилина «Времена года - осень», «На лесной опушке».

Цель. Развивать творчество, фантазию, воображение детей. Учить задумывать

Зимние

напевы.

Ежедневные

наблюдения за погодой.

Экскурсия в сквер.

Знакомство с

художественной

литературой.

Игровая деятельность.

Знакомство с

искусством

Детское

художественное

творчество.

Художественный труд.

Наблюдения за зимними явлениями в природе: цветом снега, неба, деревьями покрытые снегом.

Рассматривание зимних пейзажей.

Цель. Учить отмечать изменения, происходящие в природе.

Разучивание стихотворений:

А.Пушкин « Идет волшебница зима», С.Есенин «Поет зима - аукает»,

И. Суриков «Белый снег пушистый».

Чтение рассказа В.В.Волина «Каким

бывает снег».

Цель. Развивать у детей творческий

подход к изображению окружающего мира через поэтические произведения о

Проведение дидактических игр:

«Художники реставраторы».

Цель. Развивать у детей творческое

воображение, умение составлять зимний пейзаж из частей по образцу.

«Вижу - дорисовываю»

Цель. Развивать у детей творческое

воображение.

Рассматривание картин:

И.Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца»;

И.И. Шишкин «Зима»;

А.К.Коровина «Зимой»; А. Пластов

«Первый снег».

Цель. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа; развивать художественное восприятие пейзажных картин.

Рисование на темы: «Дремлет лес под сказку сна»; «Какая она, зимушка - зима?»;

Лепка «Зимний денек».

Аппликация и рисование «Синий зимний вечер и лунная зимняя ночь».

Цель. Развивать художественные навыки, умения замыслить пейзаж и найти средства выразительности для создания образа природы.

Интегрированное занятие «Какая она зима?»

Цель . Развивать умения давать эстетические оценки, суждения соотносить по настроению, образы живописи, музыки, поэзии,

художественных произведений.

Продолжать коллективную работу по изготовлению книги «Четыре художника» (рисование, аппликация).

Составление пейзажной композиции из природного материала «Времена года - зима».

Весенняя трель

Ежедневные наблюдения за погодой.

Экскурсия в сквер.

Знакомство с

художественной литературой.

Игровая

деятельность.

Знакомство с

искусством.

Игровая деятельность.

знакомство с искусством.

Детское художественное творчество.

Художественный

труд.

Наблюдения за цветом неба, солнца, тающего снега, пробуждением деревьев и кустов от зимнего сна.

Рассматривание весенних цветов-подснежников, мать-и-мачехи; рассматривание весеннего наряда деревьев и кустов, цвета листьев.

Цель. Развивать умение замечать и называть изменения, происходящие в

природе. Уточнить представления детей о признаках весны.

Разучивание стихотворений: А.Плещеев « Травка зеленеет...»; А.Пушкин «Гонимы вешними лучами...»;

Ф. Тютчев «Весенние воды»; А.Майков «Весна».

Чтение рассказа В. В. Волина «Голубые потоки весны».

Цель. Обогащать и разнообразить содержание детских рисунков через

поэзию и рассказы о природе. Игра «Галерея картин»

Цель. Учить рассматривать картины, видеть главное; отличать пейзажи от других видов живописи; развивать память, внимание, мышление.

Игра «Найди картину по эскизу».

Цель . Развивать целостность

художественного видения; устанавливать взаимосвязь явлений, объектов в линейной перспективе.

Рассматривание картин:

А.К.Саврасов «Грачи прилетели»;

И.И.Левитан

«Весна. Большая вода»; А.А.Рылов

«Зеленый шум».

Цель. Формировать представления о

пейзажной живописи. Развивать

способность видения единства

выразительности живописи.

Игра « Экскурсия в музей». Цель. Учить выражать свое отношение к картине, высказывать свое мнение, объяснить свой выбор.

Игра «Что лишнее».

Цель. Закрепить знания о пейзаже и умение отличать его от других жанров.

Рассматривание картин: «Радуга» А.К.Саврасов, А.И.Куинджи. И.И.Шишкин «Рожь», «Березовая роща», «Утро в сосновом бору». Ф.Васильев «Мокрый луг».

Цель. Учить анализировать произведения пейзажной живописи, видеть единство замысла художника и найденных им средств выразительности.

Рисование на темы: «Лето наступило», «Лето красное», «Летний пейзаж», «Краски лета».

Лепка:

«Цветущий луг».

Развлечение «Лето, ах лето!». Цель. Доставить детям радость от встречи с поэтическим, музыкальным, изобразительным образом.

Коллективная работа по изготовлению книги о пейзажах «Четыре художника » (рисование и аппликация).Составление композиции из природного материала «Времена года - лето».

В течение года мы рассмотрели все времена года: характерные признаки, особенности. Дети наблюдали за природой и свои знания, полученные при этом, воплощали в проектах.

В процессе работы над данным проектом дети занимались продуктивными видами деятельности, направленными на развитие связной речи, на основе средств развития мелкой моторики: лепкой, аппликацией, рисованием. И дети испытывали разнообразные чувства: радовались красивому изображению, которое создавали сами, огорчались, если что-то не получалось. Но самое главное; создавая коллективный проект, дети приобретали различные знания; уточняли и углубляли представления об окружающем мире. В процессе работы они начинали понимать свойства предметов, запоминать их характерные особенности и детали.

В ходе работы дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.

Все это способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям; понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума (экскурсии, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела). В перспективе работа над данным проектом будет усложнена и продолжена.

В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Несмотря на свой педагогический стаж, каждый раз убеждаюсь, что повторение невозможно. Каждый ребенок неповторим, неповторимо и то, что мы делаем как педагоги, мы не можем и не сможем провести то, что уже проводили с предыдущими детьми. Остаются только опыт и знания. Зачем повторяться? Придет новая сказка, новая игра, новое открытие чудесного мира в ярких, живых красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя.

Фотоматериал в ПРИЛОЖЕНИИ к проекту «Цветные пейзажи»

mob_info